Автор: Санжеева Людмила Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №80
Населённый пункт: город Санкт-Петербург, Красносельский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Душой к русской культуре".
Раздел: дошкольное образование
«Душой к русской культуре».
Автор - педагог ГБДОУ детский сад №80
Красносельского района Санкт-Петербурга
Санжеева Людмила Юрьевна – воспитатель
Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
(Пословица).
Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной
культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в
православие, но даже в язычество. Жители страны продолжают отмечать традиционные
праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. Но многие, из – за
некоторых жизненных ситуаций, проблем, занятости забывают о традициях своей нации.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета
среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским
искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём
культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи...
Д. С. Лихачёв.
Так сложилось, что современный дошкольник живёт во время,
когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных
культур. Современные дети как бы оторваны от истоков народной мудрости.
Развивая интересы, любознательность, познавательную мотивацию, нельзя
забывать об усвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая
формирование представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных праздниках и традициях, о фольклоре,
любви к народной мудрости, к культурному наследию.
Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту,
любовь и уважение к самому себе, к другим людям, к обществу, к стране, то все лучшее,
что создано нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению! Мы
должны помочь нашим детям осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении
национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой
народ и все, что связано с народной культурой. Наши дети должны хорошо знать не
только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры:
*русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух
свободы творчества в русской пляске;
* интересные и поучительные народные игры, обряды; праздники;
*светлые и нежные песенки, потешки, сказки;
*поговорки и пословицы, которые воспитывают и обучают.
Народная культура — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник
чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного
творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно
влияет на эстетическое развитие, раскрывает творческие способности каждого ребёнка,
формирует общую духовную культуру.
И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет.
В работе используются следующие методы:
* наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);
* словесный метод (звукоподражание, имитация действий, коллективное чтение,
заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок);
* игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры,
настольно-печатные игры, речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки,
хороводы, что находит отклик в душе каждого ребенка;
* практический метод: праздники и ярмарки, вечера досугов, квесты, музыкальные
развлечения, концерты.
* изучение теоретических основ традиционной народной культуры с помощью
презентаций, мультфильмов.
Довести до сознания детей, что они являются носителями русской народной
культуры, помогут некоторые формы взаимодействия:
*изучение методической литературы по теме;
* прямые и опосредованные, кратковременные и длительные наблюдения, проекты;
*тематические беседы;
* изучение детского творчества (поделки, рисунки).
Поэтому, необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре
трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит
традиции будущего.
Что скажут наши потомки?
К. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет
человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека…»
Наши дети должны хорошо знать и понимать не только историю российского государства,
но и чтить традиции национальной культуры.
Уважаемые коллеги, давайте помнить о том, что наши дети – будущие граждане
своей страны, обязательно станут участниками традиционных на Руси праздников, будут
ценить и любить родную культуру, обычаи; народные ценности станут неотъемлемой
частью души ребенка, началом рождения личности, если:
* каждое народное событие, праздник или обычай не просто обыграть или пропеть, а
предварительно вначале обязательно объяснит в доступной форме;
* красочно и ярко рассказать, и только потом уже проводить мероприятие, знакомить со
сказкой, пословицей, традицией.
«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» - так гласит старинная
мудрость. Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать
полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением
относящегося к другим народам. Любовь к большому надо прививать с малого: к
родному краю, к большой Родине.
В Законе РФ «Об образовании в РФ» в центр воспитания поставлены
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей,
свободного развития личности.
В конвенции о правах ребенка (ст. 29) сказано: «Образование должно быть
направлено на воспитание и уважение к культурной самобытности ребенка, к
национальным ценностям страны, в которой он проживает».
Так, работая над данной темой: повторяя из года в год, при удобном случае, в
повседневной жизни - можно добиться, того, что народные социокультурные ценности
станут настоящим кодексом неписанных норм , положительно влияющих на
нравственные устои русского народа, разовьют эстетические чувства, сформируют
понятия о прошлом и настоящем: о красоте и богатстве нашей страны, нашей музыки,
живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. В народе говорится:
«Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания
исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Нельзя прерывать
связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой Вселенной
душа русского народа, так же как встарь, наши дети должны быть участниками
культурного наследия.
Список литературы
1. Дайн Г.Л. «Детский народный календарь: приметы, поверья, игры, рецепты,
рукоделие». М.,
2. «Дошкольное воспитание» 12, 1993 г. «Фольклорная школа».
3. «Мудрость народная». «Младенчество детство».
4. «Народная мудрость и знания о ребенке». Этнография детства: Сб. фольклорных и
этнографических мат. / Сост. Г.М. Науменко. М., Народные игры в детском саду:
Методические рекомендации. М.:ТЦ Сфера.
тель, воспитатель, инструктор по физи