"ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР"
Автор: Зверева Евгения Владимировна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №11" Населённый пункт: г. Алексин, Тульская область Наименование материала: статья Тема: "ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР" Раздел: дошкольное образование
Статья «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОЙ
ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР»
Проблема
воспитания
и
обучения
дошкольников
с
задержкой
психического развития (ЗПР)
является одной из наиболее важных и
актуальных проблем коррекционной педагогики и психологии.
В
последние
годы
отмечается
значительный
рост
количества
детей с отклонениями в развитии. Наиболее многочисленной категорией
являются дети с задержкой психического развития (ЗПР).
В
условиях
ЗПР
затруднен
процесс
формирования
высших
психических функций, страдает личностное развитие ребёнка, не в полной
мере реализуются возрастные возможности.
Изучению
психологических
особенностей
этих
детей
посвящены
многие современные исследования. К числу актуальных, но всё ещё не
достаточно исследованных проблем следует отнести проблему изучения
развития
непроизвольного
и
произвольного
запоминания
у
старших
дошкольников с ЗПР.
По
данным
Т.В.
Власовой,
П.
И.
Зинченко,
Н.
Г.
Лутонян,
М.С.Певзнер
и
др.
дети
с
ЗПР
испытывают
трудности
при
обучении,
поскольку у них слабо развиты мнемические процессы, несформированна
саморегуляция процессов запоминания и воспроизведения. Вместе с тем
целенаправленное овладение знаниями в процессе воспитания и обучения
требует определенного уровня развития произвольной памяти.
Вопросами развития произвольной памяти у детей с ЗПР занимались
следующие педагоги и психологи: Т. А. Власова, Ю. Г. Демьянов, Т. В.
Егорова, М. С. Певзнер, Н. Г. Поддубная и др. В работах этих ученых
выделены
такие
особенности
памяти
у
детей
с
ЗПР,
как
уменьшение
объема и скорости запоминания, недостаточное развитие зрительной и
слуховой памяти, неумение рационально организовывать и контролировать
свою работу и т. п.
В педагогической практике ощущается недостаток сведений о том,
какие
методические
приемы
нужно
использовать
для
развития
произвольной памяти у старших дошкольников с ЗПР.
В
тоже
время
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
стандартом дошкольного образования требуется осуществлять работу по
развитию у старших дошкольников с ЗПР познавательных психических
процессов. В особой мере это касается произвольной памяти старших
дошкольников с ЗПР.
Поэтому целью данного исследования явилось изучение и развитие
произвольной памяти у старших дошкольников с ЗПР.
Предметом
исследования
стало
выявление
особенностей
произвольной памяти у старших дошкольников с ЗПР.
Для
определения
особенностей
произвольной
памяти
у
старших
дошкольников с ЗПР была составлена и апробирована диагностическая
программа,
включающая
следующие
методики:
методика
Т.Д.
Марцинковской «Методика десяти предметов», модификация
методики
Т.Д.
Марцинковской
«Методика
десяти
слов», методика Д.Векслера для
исследования
уровня
развития
произвольной
зрительной
памяти,
модификация методики Г.А. Урунтаевой «Найди такой же», методика Р.С.
Немова «Выучи слова».
На констатирующем этапе исследования с помощью указанной
диагностической программы установлено, у старших дошкольников с ЗПР
ряд особенностей произвольной памяти.
Так с помощью «Методики десяти предметов» установлено, что у
86% детей присутствует низкий уровень развития произвольной образной
памяти, у 14% этот вид памяти имеет средний уровень развития.
В
соответствии
с «Методикой
десяти
слов»,
у
большинства
испытуемых
86%
выявлен
низкий
уровень
развития
произвольной
слуховой
памяти
По
данным,
полученным
с
помощью
методики Д.Векслера, у
100% детей установлен низкий уровень развития произвольной зрительной
памяти.
Методика «Найди такой же» позволила выявить, что у большинства
старших дошкольников с ЗПР 86% низкий уровень развития произвольной
образной памяти.
Произвольная слуховая память у этих детей по данным полученным
с помощью методики «Выучи слова», также развита очень слабо. Низкий
уровень развития этой памяти присутствует у 86% испытуемых.
Большое
значение
в
формировании
всех
видов
памяти
у
детей,
отстающих в развитии, имеет вовремя начатая коррекционная работа. Чем
раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее её результат.
Средством развития произвольной зрительной и слуховой памяти
является
дидактическая
игра,
так
как
произвольное
поведение
в
дошкольном возрасте формируется в ведущей для этого периода игровой
деятельности.
Дидактическая
игра
упорядочивает
поведение
ребёнка,
ребёнок
с
удовольствием
подчиняется
правилам
игры,
это
делает
его
поведение осмысленным и осознанным. Ребёнок учится контролировать
себя, действовать правильно, тем самым лучше запоминать необходимый
материал.