Напоминание

РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.


Автор: Решетникова Евгения Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ №31
Населённый пункт: п.Новый Надеждинский район
Наименование материала: Доклад
Тема: РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В

РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

«Просвещение приносит благие плоды обществу тогда,

когда основание ему служит вера.

Свет одного научного образования, без света христианской

истины, что свет луны без солнца свет холодный и

безжизненный, он только будет скользить по

поверхности, не проникая вовнутрь,

и никогда не будет в состоянии согреть, оживить ».

Святитель Филарет Московский

Создать систему духовно-нравственного воспитания искусственно не

возможно. Само это воспитание складывалось в обществе на

протяжении столетий и проявлялось в традициях, обычаях, образе

жизни. Поэтому построение системы духовно–нравственного

воспитания предполагает возрождение в современном российском

обществе полноты православной жизни, а в образовании –

восстановление системы традиционных духовно- нравственных

ценностей, традиционного содержания образования, системы

традиционных отношений между педагогами и детьми.

Духовно–нравственного воспитание обеспечивает формирование

целостной личности человека и направлено на формирование ее

конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при

осуществлении духовно–нравственного воспитания становится

возможным целостное развитие личности ребенка – дошкольника.[1]

В настоящее время специалистами отмечается снижение многих

показателей качества жизни современных детей, в том числе и

дошкольного возраста, их телесного, психического и духовного

здоровья.

Искажения развития личности особенно опасны в дошкольном

возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и

«зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная

культура своего народа. Оказавшись без должного воспитания, в

отрыве от отечественной культурной среды высшие сферы личности

ребенка - дошкольника, его мировоззрение заполняются

суррогатным содержанием виртуального мира, заблуждениями

воспитанных в атеизме и мистикой.

Внутреннее стремление души каждого человека к нравственному,

духовному развитию не находит такового в российских

образовательных учреждениях – это часто приводит нашу молодежь

в разные секты, к псевдоапостолам, развращая и убивая

нравственность.

Эта опасность усиливается тяжелейшим духовно–нравственным

кризисом, который переживает современное российское общество.

Преодоление этого кризиса и в жизни общества, и в жизни

отдельных людей, формирование подлинно нравственных граждан,

возможно только при восстановлении подлинных духовных основ

бытия нашего общества, его нравственности.

В настоящее время крайне важно как можно скорее создать

нормально функционирующую систему духовного–нравственного

воспитания в государственных и муниципальных дошкольных

образовательных учреждениях, систему, построенную на ценностях

традиционной культуры, отвечающую потребностям развития

человека личности ребенка и направленную на развитие телесно,

душевно (психически) и духовно здорового человека.

На протяжении многих веков православие формировало духовность

русских людей, определяло идеалы и традиции их жизни. Влияние

христианства на духовный мир русских людей было столь велико,

что побуждало их во славу Христа к служению людям и к

совершению великих подвигов ради своего Любимого Отечества.

Стоит сказать об этом несколько подробнее.

Патриотизм – любовь к отечеству – ее народу, культуре, языку,

природе и историческим корням, готовность служить отечеству,

укреплять, развивать и защищать его.

Христианский патриотизм заключает исполнение заповеди любви к

ближнему, то есть любви к жителям своей страны как наиболее

близким людям.

Святитель Филарет Московский говорил: «Худой гражданин земного

отечества и небесного недостоин».

Главная задача современных родителей и педагогов состоит в том,

чтобы с ранних лет объяснять детям, что чувство патриотизма ни в

коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим

народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из

самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты

не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном

вероучении словами Серафима Саровского: «Спасись сам, стяжи

мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся». То же самое патриотизм.

Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут

относиться к тебе с уважением.

«Одним из таких важных дел в истории страны было и остается

защита Отечества. Именно в такие моменты - во время военного

лихолетья - обращаются многие люди к Богу. И Он не оставляет

своею милостью защитников нашей православной Родины, выдвинув

в ранг высочайшего гражданского и духовного подвига ратное

служение своему народу…». [2]

Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к

возрождению России. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя

пробудить чувство Родины без восприятия и переживания

окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся

воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим

уголком связывается образ великой Родины».[1]

Особое значение здесь имеют примеры из житий святых, которые

защищали родную землю. Например, святой князь Александр

Невский, который всю свою жизнь отдал на защиту Родины и

православной веры, забывая о самом себе. Русский народ почитает

его как защитника нашей земли. Неслучайно во время Великой

Отечественной войны был учрежден орден Александра Невского,

которым награждали командиров за одержанные в боях победы.

Подтверждением единения небесных сил в деле покровительства

нашему народу и воинству стали многочисленные и любимые

народом иконы. "Образ христолюбивого воинства" живописует 12

воинов-христиан, прославляемых нашей Церковью. В разное время

они жили на Руси, но каждый из них много сделал для собирания,

защиты и процветания нашей православной родины.

На конкретных случаях, фактах из жизни преподобных воинов

необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем,

начиная с того, что принято называть «малой Родиной» и постепенно

переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и

т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только,

если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны,

своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые

доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у

детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут

положительного результата, если взрослый сам не будет

восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из

важнейших элементов общественного сознания. Формирование

личности ребёнка невозможно без воспитания с детских лет

уважения к духовным ценностям.

Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что ребёнку важно прививать

не просто чувство патриотизма, а именно христианскую любовь к

своему краю, к его народу, развивать духовные ценности у детей.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский как-то сказал: «Помните,

что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества

небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за

него положить».



В раздел образования