Автор: Решетникова Евгения Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ №31
Населённый пункт: п.Новый Надеждинский район
Наименование материала: Доклад
Тема: РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Раздел: дошкольное образование
РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В
РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
«Просвещение приносит благие плоды обществу тогда,
когда основание ему служит вера.
Свет одного научного образования, без света христианской
истины, что свет луны без солнца свет холодный и
безжизненный, он только будет скользить по
поверхности, не проникая вовнутрь,
и никогда не будет в состоянии согреть, оживить ».
Святитель Филарет Московский
Создать систему духовно-нравственного воспитания искусственно не
возможно. Само это воспитание складывалось в обществе на
протяжении столетий и проявлялось в традициях, обычаях, образе
жизни. Поэтому построение системы духовно–нравственного
воспитания предполагает возрождение в современном российском
обществе полноты православной жизни, а в образовании –
восстановление системы традиционных духовно- нравственных
ценностей, традиционного содержания образования, системы
традиционных отношений между педагогами и детьми.
Духовно–нравственного воспитание обеспечивает формирование
целостной личности человека и направлено на формирование ее
конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при
осуществлении духовно–нравственного воспитания становится
возможным целостное развитие личности ребенка – дошкольника.[1]
В настоящее время специалистами отмечается снижение многих
показателей качества жизни современных детей, в том числе и
дошкольного возраста, их телесного, психического и духовного
здоровья.
Искажения развития личности особенно опасны в дошкольном
возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и
«зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная
культура своего народа. Оказавшись без должного воспитания, в
отрыве от отечественной культурной среды высшие сферы личности
ребенка - дошкольника, его мировоззрение заполняются
суррогатным содержанием виртуального мира, заблуждениями
воспитанных в атеизме и мистикой.
Внутреннее стремление души каждого человека к нравственному,
духовному развитию не находит такового в российских
образовательных учреждениях – это часто приводит нашу молодежь
в разные секты, к псевдоапостолам, развращая и убивая
нравственность.
Эта опасность усиливается тяжелейшим духовно–нравственным
кризисом, который переживает современное российское общество.
Преодоление этого кризиса и в жизни общества, и в жизни
отдельных людей, формирование подлинно нравственных граждан,
возможно только при восстановлении подлинных духовных основ
бытия нашего общества, его нравственности.
В настоящее время крайне важно как можно скорее создать
нормально функционирующую систему духовного–нравственного
воспитания в государственных и муниципальных дошкольных
образовательных учреждениях, систему, построенную на ценностях
традиционной культуры, отвечающую потребностям развития
человека личности ребенка и направленную на развитие телесно,
душевно (психически) и духовно здорового человека.
На протяжении многих веков православие формировало духовность
русских людей, определяло идеалы и традиции их жизни. Влияние
христианства на духовный мир русских людей было столь велико,
что побуждало их во славу Христа к служению людям и к
совершению великих подвигов ради своего Любимого Отечества.
Стоит сказать об этом несколько подробнее.
Патриотизм – любовь к отечеству – ее народу, культуре, языку,
природе и историческим корням, готовность служить отечеству,
укреплять, развивать и защищать его.
Христианский патриотизм заключает исполнение заповеди любви к
ближнему, то есть любви к жителям своей страны как наиболее
близким людям.
Святитель Филарет Московский говорил: «Худой гражданин земного
отечества и небесного недостоин».
Главная задача современных родителей и педагогов состоит в том,
чтобы с ранних лет объяснять детям, что чувство патриотизма ни в
коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим
народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из
самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты
не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном
вероучении словами Серафима Саровского: «Спасись сам, стяжи
мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся». То же самое патриотизм.
Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут
относиться к тебе с уважением.
«Одним из таких важных дел в истории страны было и остается
защита Отечества. Именно в такие моменты - во время военного
лихолетья - обращаются многие люди к Богу. И Он не оставляет
своею милостью защитников нашей православной Родины, выдвинув
в ранг высочайшего гражданского и духовного подвига ратное
служение своему народу…». [2]
Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к
возрождению России. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя
пробудить чувство Родины без восприятия и переживания
окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся
воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим
уголком связывается образ великой Родины».[1]
Особое значение здесь имеют примеры из житий святых, которые
защищали родную землю. Например, святой князь Александр
Невский, который всю свою жизнь отдал на защиту Родины и
православной веры, забывая о самом себе. Русский народ почитает
его как защитника нашей земли. Неслучайно во время Великой
Отечественной войны был учрежден орден Александра Невского,
которым награждали командиров за одержанные в боях победы.
Подтверждением единения небесных сил в деле покровительства
нашему народу и воинству стали многочисленные и любимые
народом иконы. "Образ христолюбивого воинства" живописует 12
воинов-христиан, прославляемых нашей Церковью. В разное время
они жили на Руси, но каждый из них много сделал для собирания,
защиты и процветания нашей православной родины.
На конкретных случаях, фактах из жизни преподобных воинов
необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем,
начиная с того, что принято называть «малой Родиной» и постепенно
переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и
т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только,
если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны,
своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые
доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у
детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут
положительного результата, если взрослый сам не будет
восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из
важнейших элементов общественного сознания. Формирование
личности ребёнка невозможно без воспитания с детских лет
уважения к духовным ценностям.
Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что ребёнку важно прививать
не просто чувство патриотизма, а именно христианскую любовь к
своему краю, к его народу, развивать духовные ценности у детей.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский как-то сказал: «Помните,
что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества
небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за
него положить».