Напоминание

"Школьный музей – это творческая мастерская школы."


Автор: Новикова Наталья Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Станция детского и юношеского туризма и экскурсий"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Школьный музей – это творческая мастерская школы."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Школьный музей – это творческая мастерская школы.

Здесь возможна и проектная, и исследовательская, и социально значимая

деятельность.

Небольшой музей есть почти в каждой школе. Это почти обязательный

атрибут школьного мира, но в то же время своеобразная дверца в другое,

непредметное культурное пространство.

Если среди педагогов находится хотя бы один человек, которому интересно

развивать эту возможность, музей становится подлинным культурным

центром для ребят и учителей.

Это настоящий клад

Школьный музей это то пространство, где можно организовать внеурочные

занятия, опираясь на экспозицию музея и собранные в нем материалы.

Ведь все условия для этого в музее уже созданы. Занятия с детьми по

музейной

и

фондовой

деятельности

стали

основой.

Что же касается исторической составляющей работы, то музей – это

настоящий

клад

для

исследователя.

Поэтому

дети,

увлеченные

исследовательскими работами, с интересом описывают новые предметы,

попавшие в музей, пытаются выяснить и составить их историю. И на основе

этого

даже

провести

экскурсию.

Школьный музей – это и средство развития, и лаборатория, и трудовая

мастерская.

Одним

словом,

он

представляет

собой

многогранный

образовательный ресурс, который дает простор не только для учебной, но и

творческой,

проектной

вне

учебной

деятельности.

Подавляющее большинство школьных музеев развивается в двух

направлениях: история боевой славы и краеведение. Дети с удовольствием

принимают участие в подготовке и проведении музейных мероприятий,

праздников, акций. Они долго готовятся, вовлекают ребят-одноклассников,

учителей-предметников. И вот уже целый коллектив педагогов и детей

«живет музеем».

Добровольно и неформально

Очень важно, что дети приходят в музей добровольно. Только при этом

условии общение может складываться неформально, дети незаметно для себя

и непринужденно учатся интегрировать свои знания, применять их в других

научных

сферах.

Например, при составлении экскурсии «Памятные места моего города»,

ребята использовали знания, полученные на уроках литературы и истории,

план экспозиции был создан ими же на уроках информатики. Еще одним

ярким примером такой работы может быть внеурочное занятие «Краеведение

на английском». Где дети готовили краеведческие экскурсии на английском

языке и презентовали их в музее, используя стенды и экспозиции,

посвященные

родному

краю.

Вне учебное общение в большей степени, чем урок, позволяет разнообразить

виды деятельности, быть свободнее в сроках, сделать познание более

глубоким. Что особенно радует, так это работа не очень успешных учеников

в музее. Всем ведь известна учительская «кухня», где классные руководители

и

учителя-предметники

совместно

пытаются

решить

проблемы

успеваемости. И порой меня спрашивают о том, как занимается в музее,

например, такая-то ученица-троечница. На обычных уроках она и запоминает

плохо, и учит неохотно. Тогда я приглашаю коллегу на экскурсию, где эта

самая слабенькая троечница бодро рассказывает на память большой

материал,

грамотно

отвечает

на

вопросы

и

работает

с

большим

удовольствием. «Оказывается, может все, если захочет, – удивляется

классный руководитель и добавляет: – Вы ей побольше текстов давайте,

пусть память хоть тут развивает».

Формы работы

В жестком учебном графике далеко не всегда получается выстроить работу

так, чтобы ученики самостоятельно проходили путь познания, а вот вне

учебная деятельность дает такую возможность, поэтому обязательно должна

включать

в

себя

поисковую

работу.

Проектная

деятельность

позволяет

обращаться

к

самому

разному

субъектному опыту школьников, акцентирует признание уникальности,

самобытности каждого ученика. При работе над проектом формируются

обще учебные и специфические умения и навыки: разбивать задачу проекта

на подзадачи и распределять их между исполнителями, планировать

поэтапную работу группы и собственную работу, складывать полученные

результаты каждого в общий результат проекта. Например, к Дню

защитников Отечества в музее совместно с детьми был разработан проект

«Равнение на героев». Ребята придумывали темы своих мини-сценок,

выступлений, репетировали. А в преддверии праздника ходили по классам.

Надо сказать, остальные ребята отнеслись к их порыву с большим уважением

и слушали с интересом. Тем более что свои выступления ребята оформили

визуальным и музыкальным сопровождением, использовали личностно

значимые материалы. Например, когда речь шла об истории символики

государства, то дети использовали старые флаги или собственные рисунки.

Исследовательская деятельность прививает вкус и любовь к науке, помогает

развитию

универсального

независимого

мышления.

Исследовательские

работы обязательно участвуют в конференциях и конкурсах на разных

уровнях.

В этой работе тоже чрезвычайно важен личностный, эмоциональный настрой

на тему исследования. Например, восьмиклассник писал работу по теме

«Наше школьное знамя». И, наверное, самым важным результатом можно

считать, что работа заинтересовала и родителей, которые учились в нашей

школе, дала повод для сотрудничества школы и семьи. Ведь в процессе

работы

все

участники

исследования

вместе

с

родителями

мальчика

вспоминали события школьных лет, искали старые фотографии, брали

интервью

у

бывших

выпускников

(друзей

родителей).

Работа в школьном музее может быть привлекательной не только для тихих

ботаников.

Социальные акции, требующие мгновенной реакции и быстроты действий,

очень любимы ребятами определенного склада характера. «Письмо солдату»,

помощь в организации праздника «Здоровье – это круто» – все это помогает

проявлять организаторские таланты, дает возможность социализации для тех,

чьи

таланты

лежат

не

только

в

академической

сфере.

Очень приятно наблюдать, как ребята, втягиваясь в экскурсионную работу,

начинают ценить творческий подход. Стараются заинтересовать малышей,

пришедших на экскурсию: ищут дополнительные иллюстрации, интересные

исторические факты, придумывают развивающие вопросы и загадки. Друг

другу презентуют свои находки, выспрашивая: «А вам было бы интересно?»

И все это уже не с моей подачи, а самостоятельно. У детей помимо

интеллекта развиваются творческие способности и чувство ответственности

и

за

процесс,

и

за

результат

деятельности.

В музее осуществима и начальная профессиональная подготовка. Здесь

можно близко познакомиться с профессиями экскурсовода, архивиста,

экспозиционера. И поскольку работают они с публикой из своей же школы,

требованиям

приходится

соответствовать.

Ребята

учатся

держаться

непринужденно, работая с аудиторией, отвечать даже на самые каверзные

вопросы «посетителей», понятно объяснять, рассказывать увлекательно.

Интеграция

Специфика

школьного

музея

позволяет

представить

в

экспозиции

практически все что угодно (в рамках возможностей школы, конечно).

Выставочная тематика зависит от фантазии руководителя и актива музея, в

первую очередь самих детей. Поэтому в музее можно проводить внеурочную

деятельность, интегрируя ее не только со школьными предметами, но и с

творческими конкурсами, акциями и т.д. Мы, например, вместе с детьми

проводили специальное открытое занятие по краеведению. Дети готовили

виртуальные мини-экскурсии по нашему краю, используя творчество малых

народов. Для этого они использовали материалы и экспозиции музея, а потом

успешно

представляли

их

присутствующим.

Можно сказать, что приобретенные в ходе музейной деятельности знания и

навыки будут полезны школьникам, какую бы профессию в будущем они ни

избрали.

Если вы решили поробовать, то...

…главное – опираться на традиции школы и интерес учеников. Если у

школы богатая история, можно исследовать разные ее этапы, прослеживать

параллели с жизнью страны, области или города. Или разыскать сведения о

первых учителях школы. Если школа создана недавно, можно собрать

материал о том, какие предметы изучали родители нынешних ребят, как

сдавали экзамены, как менялась школьная форма. Папы и мамы наверняка

охотно поделятся своими воспоминаниями и предоставят экспонаты.

…хорошо бы организовать жизнь около музейного сообщества так, чтобы

ученики принимали участие в планировании, организации и контроле вне

учебных занятий, это помогает стимулировать у них развитие лидерских

качеств.

Для

структурирования

организационной

работы

нужно

сформировать актив школьного музея. В его состав могут входить педагоги,

ученики, их родители и даже жители микрорайона школы или города.

Активом определяются направления деятельности музея и ответственные:

организация поисково-собирательских работ, учет и хранение собранных

материалов,

фондовая

и

экспозиционно-выставочная,

массово-

просветительская работа, поддержка функционирования сайта школьного

музея.

…пусть дети ни минуты не чувствуют себя гостями или простыми

исполнителями. Работа в музее в основном практическая. И очень ценно, что

результат труда всегда виден, а это не может не мотивировать на

дальнейшую творческую деятельность. Здесь важен принцип делегирования

полномочий.

…не упускайте возможности поучиться у профессиональных музейщиков, но

и к их опыту стоит относиться критически. После каждого посещения

«настоящего» музея можно организовывать с ребятами обсуждение того,

какие формы организации экспозиции и проведения экскурсии им показались

интересными, а что показалось неудачным, устаревшим, не заслуживающим

внимания.



В раздел образования