Автор: Новикова Наталья Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Станция детского и юношеского туризма и экскурсий"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Школьный музей – это творческая мастерская школы."
Раздел: дополнительное образование
Школьный музей – это творческая мастерская школы.
Здесь возможна и проектная, и исследовательская, и социально значимая
деятельность.
Небольшой музей есть почти в каждой школе. Это почти обязательный
атрибут школьного мира, но в то же время своеобразная дверца в другое,
непредметное культурное пространство.
Если среди педагогов находится хотя бы один человек, которому интересно
развивать эту возможность, музей становится подлинным культурным
центром для ребят и учителей.
Это настоящий клад
Школьный музей это то пространство, где можно организовать внеурочные
занятия, опираясь на экспозицию музея и собранные в нем материалы.
Ведь все условия для этого в музее уже созданы. Занятия с детьми по
музейной
и
фондовой
деятельности
стали
основой.
Что же касается исторической составляющей работы, то музей – это
настоящий
клад
для
исследователя.
Поэтому
дети,
увлеченные
исследовательскими работами, с интересом описывают новые предметы,
попавшие в музей, пытаются выяснить и составить их историю. И на основе
этого
даже
провести
экскурсию.
Школьный музей – это и средство развития, и лаборатория, и трудовая
мастерская.
Одним
словом,
он
представляет
собой
многогранный
образовательный ресурс, который дает простор не только для учебной, но и
творческой,
проектной
вне
учебной
деятельности.
Подавляющее большинство школьных музеев развивается в двух
направлениях: история боевой славы и краеведение. Дети с удовольствием
принимают участие в подготовке и проведении музейных мероприятий,
праздников, акций. Они долго готовятся, вовлекают ребят-одноклассников,
учителей-предметников. И вот уже целый коллектив педагогов и детей
«живет музеем».
Добровольно и неформально
Очень важно, что дети приходят в музей добровольно. Только при этом
условии общение может складываться неформально, дети незаметно для себя
и непринужденно учатся интегрировать свои знания, применять их в других
научных
сферах.
Например, при составлении экскурсии «Памятные места моего города»,
ребята использовали знания, полученные на уроках литературы и истории,
план экспозиции был создан ими же на уроках информатики. Еще одним
ярким примером такой работы может быть внеурочное занятие «Краеведение
на английском». Где дети готовили краеведческие экскурсии на английском
языке и презентовали их в музее, используя стенды и экспозиции,
посвященные
родному
краю.
Вне учебное общение в большей степени, чем урок, позволяет разнообразить
виды деятельности, быть свободнее в сроках, сделать познание более
глубоким. Что особенно радует, так это работа не очень успешных учеников
в музее. Всем ведь известна учительская «кухня», где классные руководители
и
учителя-предметники
совместно
пытаются
решить
проблемы
успеваемости. И порой меня спрашивают о том, как занимается в музее,
например, такая-то ученица-троечница. На обычных уроках она и запоминает
плохо, и учит неохотно. Тогда я приглашаю коллегу на экскурсию, где эта
самая слабенькая троечница бодро рассказывает на память большой
материал,
грамотно
отвечает
на
вопросы
и
работает
с
большим
удовольствием. «Оказывается, может все, если захочет, – удивляется
классный руководитель и добавляет: – Вы ей побольше текстов давайте,
пусть память хоть тут развивает».
Формы работы
В жестком учебном графике далеко не всегда получается выстроить работу
так, чтобы ученики самостоятельно проходили путь познания, а вот вне
учебная деятельность дает такую возможность, поэтому обязательно должна
включать
в
себя
поисковую
работу.
Проектная
деятельность
позволяет
обращаться
к
самому
разному
субъектному опыту школьников, акцентирует признание уникальности,
самобытности каждого ученика. При работе над проектом формируются
обще учебные и специфические умения и навыки: разбивать задачу проекта
на подзадачи и распределять их между исполнителями, планировать
поэтапную работу группы и собственную работу, складывать полученные
результаты каждого в общий результат проекта. Например, к Дню
защитников Отечества в музее совместно с детьми был разработан проект
«Равнение на героев». Ребята придумывали темы своих мини-сценок,
выступлений, репетировали. А в преддверии праздника ходили по классам.
Надо сказать, остальные ребята отнеслись к их порыву с большим уважением
и слушали с интересом. Тем более что свои выступления ребята оформили
визуальным и музыкальным сопровождением, использовали личностно
значимые материалы. Например, когда речь шла об истории символики
государства, то дети использовали старые флаги или собственные рисунки.
Исследовательская деятельность прививает вкус и любовь к науке, помогает
развитию
универсального
независимого
мышления.
Исследовательские
работы обязательно участвуют в конференциях и конкурсах на разных
уровнях.
В этой работе тоже чрезвычайно важен личностный, эмоциональный настрой
на тему исследования. Например, восьмиклассник писал работу по теме
«Наше школьное знамя». И, наверное, самым важным результатом можно
считать, что работа заинтересовала и родителей, которые учились в нашей
школе, дала повод для сотрудничества школы и семьи. Ведь в процессе
работы
все
участники
исследования
вместе
с
родителями
мальчика
вспоминали события школьных лет, искали старые фотографии, брали
интервью
у
бывших
выпускников
(друзей
родителей).
Работа в школьном музее может быть привлекательной не только для тихих
ботаников.
Социальные акции, требующие мгновенной реакции и быстроты действий,
очень любимы ребятами определенного склада характера. «Письмо солдату»,
помощь в организации праздника «Здоровье – это круто» – все это помогает
проявлять организаторские таланты, дает возможность социализации для тех,
чьи
таланты
лежат
не
только
в
академической
сфере.
Очень приятно наблюдать, как ребята, втягиваясь в экскурсионную работу,
начинают ценить творческий подход. Стараются заинтересовать малышей,
пришедших на экскурсию: ищут дополнительные иллюстрации, интересные
исторические факты, придумывают развивающие вопросы и загадки. Друг
другу презентуют свои находки, выспрашивая: «А вам было бы интересно?»
И все это уже не с моей подачи, а самостоятельно. У детей помимо
интеллекта развиваются творческие способности и чувство ответственности
и
за
процесс,
и
за
результат
деятельности.
В музее осуществима и начальная профессиональная подготовка. Здесь
можно близко познакомиться с профессиями экскурсовода, архивиста,
экспозиционера. И поскольку работают они с публикой из своей же школы,
требованиям
приходится
соответствовать.
Ребята
учатся
держаться
непринужденно, работая с аудиторией, отвечать даже на самые каверзные
вопросы «посетителей», понятно объяснять, рассказывать увлекательно.
Интеграция
Специфика
школьного
музея
позволяет
представить
в
экспозиции
практически все что угодно (в рамках возможностей школы, конечно).
Выставочная тематика зависит от фантазии руководителя и актива музея, в
первую очередь самих детей. Поэтому в музее можно проводить внеурочную
деятельность, интегрируя ее не только со школьными предметами, но и с
творческими конкурсами, акциями и т.д. Мы, например, вместе с детьми
проводили специальное открытое занятие по краеведению. Дети готовили
виртуальные мини-экскурсии по нашему краю, используя творчество малых
народов. Для этого они использовали материалы и экспозиции музея, а потом
успешно
представляли
их
присутствующим.
Можно сказать, что приобретенные в ходе музейной деятельности знания и
навыки будут полезны школьникам, какую бы профессию в будущем они ни
избрали.
Если вы решили поробовать, то...
…главное – опираться на традиции школы и интерес учеников. Если у
школы богатая история, можно исследовать разные ее этапы, прослеживать
параллели с жизнью страны, области или города. Или разыскать сведения о
первых учителях школы. Если школа создана недавно, можно собрать
материал о том, какие предметы изучали родители нынешних ребят, как
сдавали экзамены, как менялась школьная форма. Папы и мамы наверняка
охотно поделятся своими воспоминаниями и предоставят экспонаты.
…хорошо бы организовать жизнь около музейного сообщества так, чтобы
ученики принимали участие в планировании, организации и контроле вне
учебных занятий, это помогает стимулировать у них развитие лидерских
качеств.
Для
структурирования
организационной
работы
нужно
сформировать актив школьного музея. В его состав могут входить педагоги,
ученики, их родители и даже жители микрорайона школы или города.
Активом определяются направления деятельности музея и ответственные:
организация поисково-собирательских работ, учет и хранение собранных
материалов,
фондовая
и
экспозиционно-выставочная,
массово-
просветительская работа, поддержка функционирования сайта школьного
музея.
…пусть дети ни минуты не чувствуют себя гостями или простыми
исполнителями. Работа в музее в основном практическая. И очень ценно, что
результат труда всегда виден, а это не может не мотивировать на
дальнейшую творческую деятельность. Здесь важен принцип делегирования
полномочий.
…не упускайте возможности поучиться у профессиональных музейщиков, но
и к их опыту стоит относиться критически. После каждого посещения
«настоящего» музея можно организовывать с ребятами обсуждение того,
какие формы организации экспозиции и проведения экскурсии им показались
интересными, а что показалось неудачным, устаревшим, не заслуживающим
внимания.