Напоминание

"Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей".


Авторы: Гареева Юлия Вакиповна, Юлия Вакиповна Гареева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №38 "ЗОРЕНЬКА"
Населённый пункт: г. Сургут,ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека дидактических игр для развития

сенсорных способностей детей.

Тема «Наш любимый детский сад»

Дидактическая игра «Какого цвета предметы в нашей группе»

Цель: учить детей называть цвет с указанием признака.

Материал: интерьер группы, посуда, игрушки и другие вещи.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть цвет

стен, мебели. Затем вызывает ребёнка и предлагает сказать, какого цвета

стол, если ответ верный все хлопают в ладоши. Задание даётся поочерёдно,

дети определяют цвет предмета, сравнивают предмет по цвету

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Цель: учить выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому

образу.

Материал: два набора объёмных и плоскостных фигур (шарики, конусы,

цилиндры, овалы, квадраты, треугольники). Один набор фигур – в мешочке,

другой - на столе.

Ход игры. Воспитатель заранее расставляют на столе геометрические

фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате.

Дети ищут мешочек. По указанию педагога ребёнок находит в мешочке ту

фигуру, которую показал воспитатель и называет её.

Дидактическая игра «Опиши по памяти».

Цель: развивать зрительную память у ребёнка.

Ход игры. На короткое время покажите детям одного из сверстников

или картинку, затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие

волосы, какое платье, какие глаза и т. д.

Тема «Я и моя семья»

Дидактическая игра «Узнай по голосу или ведущий»

Цель: развивать у детей слух и внимание, узнавать по голосу своих

сверстников, воспитателей, родителей.

Ход игры. Дети сидят, а к ним спиной один из детей. Один из сидящих

должен позвать по имени, а ребенок узнать. Если задача решена правильно,

то ребята меняются местами. Можно привлечь к игре и взрослых.

Дидактическая игра «Большой – маленький».

Цель: развивать наблюдательность, соотносить реальные размеры с

условной меркой.

Материал: набор полосок разной длины.

Ход игры. Дети рассказывают о своей семье и выкладывают полоски от

самого высокого члена семьи до самого низкого, называя их по имена

Тема «Овощи»

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Цель: учить детей выбирать овощи на ощупь по зрительно

воспринимаемому образцу.

Материал: два набора объемных овощей и картинок с изображением

овощей.

Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображением

овощей и объясняет правила игры. По указанию педагога ребенок находит в

мешочке такой же овощ, какой лежит на столе, называя его. Игра

заканчивается, когда дети найдут все овощи.

Дидактическая игра «Определи на вкус».

Цель: продолжать различать по вкусу овощи.

Материал: поднос с нарезанными овощами (капуста, морковь, свекла,

лук) и карточки с их изображением.

Ход игры. Ребенку предлагается с закрытыми глазами попробовать на

вкус овощ, затем открыть глаза и выбрать тот овощ, который он попробовал.

Тема «Фрукты»

Дидактическая игра «Волшебные краски».

Цель: научить детей смешивать краски для получения нового цвета.

Материал: апельсин, яблоко, киви. Раздаточный: листы бумаги, краски,

баночки с водой, палитры, кисточки.

Ход игры. Воспитатель сообщает, что сегодня детям предстоит рисовать,

не простыми, а волшебными красками. «Какого цвета апельсин!» Правильно,

оранжевого. Предлагает детям смешать красную и жёлтую краски, чтобы

получить оранжевый цвет. И раскрашивают апельсин. Для киви смешивают

красную и синюю - коричневый, для яблока зелёный и жёлтый - салатовый

цвет. Работы вывешиваются и анализируются, дети вспоминают, какие

фрукты они знают и какого они цвета.

Дидактическая игра «Сложи картинку».

Цель: учить детей составлять сложную картинку из частей.

Материал: наборы сюжетных картинок и разрезных.

Ход игры. Предложить детям сложить картинку путём накладывания,

по образцу или памяти.

Тема «Осень»

Дидактическая игра «Разноцветные шарфы».

Цель: учить детей смешивать основные цвета для получения новых

оттенков.

Материал: краски красная, оранжевая, желтая; палитра, баночки с водой и

кисти.

Ход игры. «Сегодня мы будем рисовать красивые шарфы» - говорит

воспитатель и показывает образцы. Все это нарисовано двумя красками

красной и желтой. А как же получилось три цвета. Надо взять две краски,

одной из них нарисовать узор с одного края шарфа, другой – со второго края,

смешать их на палитре и получится цвет, которым надо нарисовать узор в

середине. Аналогично выполняется работа с другими цветами. Работы

выставляются и оцениваются.

Дидактическая игра «Послушай – угадай».

Цель: развивать слуховое восприятие предметов в окружающем

пространстве.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям узнать по звуку предметы,

которые они издают при постукивании или при падении. Например: звук

шагов, падение книги, постукивание ложкой по столу, шуршание осенних

листьев, бумаги и т. д.

Тема «Одежда, головные уборы»

Дидактическая игра «Что из меха, что из фетра»

Цель: развивать зрительное и осязательное восприятие.

Материал: кусочки меха и фетра, и предметы одежды и головных уборов.

Ход игры. Каждый ребенок должен осязательно попробовать материал, а

затем зрительно должен определить и назвать, из какого материала сделана

та или иная вещь.

Тема «Обувь»

Дидактическая игра «Подбери пару»

Цель: развивать логическое мышление и воображения.

Материал: набор картинок с изображением обуви.

Ход игры. Детям предлагают набор картинок с изображением разной

обуви. Каждый ребёнок выбирает обувь и подбирает к ней пару. Дети

называют обувь и рассказывают, в какое время года её можно носить.

Дидактическая игра «Чей башмак больше»

Цель: закрепление знаний о величине и размере, систематизировать

полученные знания.

Материал: набор карточек с изображением семьи, контуры ботинок,

сапог, туфелек.

Ход игры. Детям раздаются картинки с изображением бабушки,

дедушки, папы, мамы, юноши, девушки и детей разного возраста. В ходе

игры детям нужно подобрать обувь, соблюдая размер и объясняя, почему они

сделали этот выбор. В конце игры воспитатель предлагает раскрасить пару

обуви.

Тема «Продукты питания»

Дидактическая игра «Волшебные мешочки».

Цель: учить определять на ощупь крупы.

Материал: стаканчики с гречкой, манкой, рисом, сахаром, солью.

Ход игры.Воспитатель предлагает определить на ощупь с закрытыми

глазами, какая это крупа.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Цель: учить узнавать предметы на ощупь.

Материал: мешочек, бублик, конфета, яблоко, морковка.

Ход игры. Игроки по очереди находят в мешочке предметы на ощупь и

называют его.

Тема «Посуда»

Дидактическая игра «Подбери крышку к посуде».

Цель: учить детей узнавать и создавать изображения предметов по

отдельным деталям, творчески развивать замысел сверстника.

Материал: карточки с изображением деталей посуды.

Ход игры. Из горки карточек на столе дети берут по одной и подбирают

крышку по размеру и цвету посуды.

Дидактическая игра «Из чего сделана посуда».

Цель: углублять представления детей о различных материалах, из которых

сделана посуда: металле, дереве, стекле, пластмассе. Осваивать способы

изучения предметов. Воспитывать чувство взаимопомощи, умение

сотрудничать.

Материал: посуда из разного материала.

Ход игры. В процессе игры дети называют материалы, их свойства,

пытаются обобщить их, сравнивают с другими, находят общие и

отличительные признаки.

Тема «Домашние животные»

Дидактическая игра «Чья это тень».

Цель: развивать логическое мышление и воображение.

Материал: листы бумаги, картинки с изображением разных животных,

краски, кисти.

Ход игры. Переведите на карточки контуры легко узнаваемых животных.

Покажите детям картинку и спросите, у кого на карточке есть тень этого

животного. Тени можно раскрасить акварельной краской разных цветов.

Дидактическая игра «Совмести контурное и силуэтное

изображение».

Цель: учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом

по силуэтному и контурному изображению.

Материал: набор картинок с реальным изображением домашних

животных, с контурным и симметричным изображением.

Ход игры. Детям раздают карточки с реальным изображением

животных. Задание: подобрать к своим изображениям контур и силуэт

животного.

Тема «Домашние птицы»

Дидактическая игра «Чей голос?»

Цель: воспитывать слуховое внимание, умение обозначать словом

звуки, развивать сообразительность, выдержку.

Материал демонстрационный: предметные картинки с изображением

домашних птиц.

Тема «Зима»

Дидактическая игра «Цветной лёд»

Цель: закреплять представление о взаимосвязи цветов

Материал демонстрационный: 3 большие банки с наклейками –

оранжевый, зеленый, фиолетовый.

Материал раздаточный: баночки с водой, по 3 на каждого ребенка, кисти,

тряпочки, краски, банки с водой для промывания кисточек.

Ход игры. Воспитатель: «Сегодня мы приготовим цветной лёд, нужно

покрасить воду, и заморозить её. Нам нужен оранжевый, зеленый и

фиолетовый, кто знает, как сделать оранжевую воду? Правильно, смешать

желтую и красную краски, желтой взять побольше, чем красной. А как

получить фиолетовую? Смешать красную и синюю.» На прогулке вода

разливается в формочки из – под конфет, и замораживается, на следующий

день, украшают ёлку, «клумбу» и т. д.

Тема «Зимующие птицы»

Дидактическая игра «Шерсть, перо, ткань» (на ощупь).

Цель: учить определять на ощупь материалы различной текстуры.

Материал раздаточный: разнообразные кусочки ткани из шерсти, перо,

кожа, резина, глина.

Ход игры. Воспитатель предлагает просунуть в мешочек руку, взять

кусочек чего - либо, и не глядя рассказать о нём «Теплый, холодный,

шершавый, бархатистый, гладкий, пушистый, мягкий» и попробовать

назвать что из этого предмета можно сделать.

По аналогии можно использовать предметы и материалы другой текстуры

и определить какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие,

пушистые и т. д.

Разрезные картинки «Сложи птицу».

Цель: развитие логического мышления, мелкой моторики рук.

Ход игры. Ребенку даются два одинаковых изображения: целое и

разделенное на несколько частей (начиная с четырех, пяти).Задача ребенка

собрать целое изображение вначале по образцу, затем без него. В качестве

усложнения можно увеличивать количество фрагментов, а также сложность

самого изображения.

Тема «Мебель»

Дидактическая игра «На чем человек сидел?»

(Игра – путешествие в прошлое кресла)

Цель: формировать представление о мебели, её функциях и свойствах,

качестве материала, из которого выполнено

Материал: картинки с изображением разных кресел и стульев

Ход игры. Рассказ воспитателя о том, как человек преобразовывал мебель.

Потом дети выбирают картину самого древнего стула и рассказывают о его

частях. Следующий ребенок по другой картинке рассказывает что

изменилось. Дети должны назвать

Тема «Улица. Город»

Дидактическая игра «Найди дорожку к домику».

Цель: познакомить детей с различными линиями, совершенствовать

навыки точных действий руки под контролем зрения.

Материал: нарисованные на магнитной доске дорожки (прямая,

волнистая, зигзагообразная).

Ход игры: Ребенок сначала проводит зрительный анализ линии; рисование

линий руками в воздухе, обведение линий указательным пальцем,

проведение по линии магнитом-игрушкой.

Дидактическая игра «Позвони по телефону».

Цель: формировать представление детей о телефоне – как средстве связи,

о правилах общения по телефону с различными людьми.

Материал: телефонная трубка.

Ход игры: Дети сидят по кругу, воспитатель передает телефонную трубку

ребенку и формулирует задание: тебе позвонил незнакомый человек; или

позвонил друг; или тебе нужно позвонить маме. Предлагается детям

рассказать другу, где он живёт (назвать свой адрес, маме сообщить о каких

либо неполадках в доме.

Тема «День Защитники Отечества»

Дидактическая игра «Сигнальщики».

Цель: усвоение геометрических фигур, классификация размера и цвета.

Материал: карточки синего и зеленого цвета.

Ход игры. У детей сигнальные карточки синего и зелёного цвета. Детям

предлагается сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и

формы, но разного размера. Сравнить группы геометрических фигур

одинакового цвета и размера, но разной формы.

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы».

Цель: закрепить, кем и где работают мамы, чем они любят заниматься в

свободное от работы время. Закрепить употребление винительного падежа

имён существительных.

Материал: картинки с предметами, изображения мам разных профессий.

Ход игры. Дети получают комплекты: картинки с изображением

профессий мам и картинки с изображением инструментов.

Задание. Расположите картинки по парам в их соответствии –

изображение профессии и изображение принадлежащих данной профессии

инструментов. Расскажите, кому, что нужно для работы и зачем.

Тема «Весна. Первоцветы»

Дидактическая игра «Листья круглые и овальные».

Цель: учить различать листики по признаку формы (овальные, круглые).

Материал: сюжетная картинка, вырезанные листики цветов.

Ход. Вспомнить с детьми названия первоцветов растущих в

лесу (подснежник, мать-и-мачеха, фиалка). Затем педагог предлагает

рассмотреть сюжетную картинку. Рассказать, кто какие цветы собрал в

лесу (мама подснежник, дочка фиалку, папа мать-и-мачеху). Обратить

внимание детей, что у некоторых цветов нахватает листьев, выслушать

предположения детей. «Это, наверное, ветер их сорвал». Предложить детям

найти каждому цветку свои листочки, и рассказать какой они формы (у

фиалки круглые, у подснежника овальные, у мать-и-мачехи продолговатые).

Игра – экспериментирование «Где быстрее наступит весна».

Цель: установить зависимость изменений в природе от сезона.

Материалы и оборудование: емкости со снегом, льдом.

Ход. Взрослый вместе с детьми выносит на улицу форму, наполненную

водой. Другую форму наполняет на прогулке снегом. По окончании прогулки

заносит в помещение обе формы, оставляет в теплом месте и наблюдает в

течение 1 —2 часов за происходящими изменениями. Лед тает дольше.

Выясняют, где быстрее наступит весна: на реке или на полянке (на полянке

солнце быстрее растопит снег).



В раздел образования