Авторы: Гареева Юлия Вакиповна, Юлия Вакиповна Гареева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №38 "ЗОРЕНЬКА"
Населённый пункт: г. Сургут,ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей".
Раздел: дошкольное образование
Картотека дидактических игр для развития
сенсорных способностей детей.
Тема «Наш любимый детский сад»
Дидактическая игра «Какого цвета предметы в нашей группе»
Цель: учить детей называть цвет с указанием признака.
Материал: интерьер группы, посуда, игрушки и другие вещи.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть цвет
стен, мебели. Затем вызывает ребёнка и предлагает сказать, какого цвета
стол, если ответ верный все хлопают в ладоши. Задание даётся поочерёдно,
дети определяют цвет предмета, сравнивают предмет по цвету
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цель: учить выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому
образу.
Материал: два набора объёмных и плоскостных фигур (шарики, конусы,
цилиндры, овалы, квадраты, треугольники). Один набор фигур – в мешочке,
другой - на столе.
Ход игры. Воспитатель заранее расставляют на столе геометрические
фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате.
Дети ищут мешочек. По указанию педагога ребёнок находит в мешочке ту
фигуру, которую показал воспитатель и называет её.
Дидактическая игра «Опиши по памяти».
Цель: развивать зрительную память у ребёнка.
Ход игры. На короткое время покажите детям одного из сверстников
или картинку, затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие
волосы, какое платье, какие глаза и т. д.
Тема «Я и моя семья»
Дидактическая игра «Узнай по голосу или ведущий»
Цель: развивать у детей слух и внимание, узнавать по голосу своих
сверстников, воспитателей, родителей.
Ход игры. Дети сидят, а к ним спиной один из детей. Один из сидящих
должен позвать по имени, а ребенок узнать. Если задача решена правильно,
то ребята меняются местами. Можно привлечь к игре и взрослых.
Дидактическая игра «Большой – маленький».
Цель: развивать наблюдательность, соотносить реальные размеры с
условной меркой.
Материал: набор полосок разной длины.
Ход игры. Дети рассказывают о своей семье и выкладывают полоски от
самого высокого члена семьи до самого низкого, называя их по имена
Тема «Овощи»
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цель: учить детей выбирать овощи на ощупь по зрительно
воспринимаемому образцу.
Материал: два набора объемных овощей и картинок с изображением
овощей.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображением
овощей и объясняет правила игры. По указанию педагога ребенок находит в
мешочке такой же овощ, какой лежит на столе, называя его. Игра
заканчивается, когда дети найдут все овощи.
Дидактическая игра «Определи на вкус».
Цель: продолжать различать по вкусу овощи.
Материал: поднос с нарезанными овощами (капуста, морковь, свекла,
лук) и карточки с их изображением.
Ход игры. Ребенку предлагается с закрытыми глазами попробовать на
вкус овощ, затем открыть глаза и выбрать тот овощ, который он попробовал.
Тема «Фрукты»
Дидактическая игра «Волшебные краски».
Цель: научить детей смешивать краски для получения нового цвета.
Материал: апельсин, яблоко, киви. Раздаточный: листы бумаги, краски,
баночки с водой, палитры, кисточки.
Ход игры. Воспитатель сообщает, что сегодня детям предстоит рисовать,
не простыми, а волшебными красками. «Какого цвета апельсин!» Правильно,
оранжевого. Предлагает детям смешать красную и жёлтую краски, чтобы
получить оранжевый цвет. И раскрашивают апельсин. Для киви смешивают
красную и синюю - коричневый, для яблока зелёный и жёлтый - салатовый
цвет. Работы вывешиваются и анализируются, дети вспоминают, какие
фрукты они знают и какого они цвета.
Дидактическая игра «Сложи картинку».
Цель: учить детей составлять сложную картинку из частей.
Материал: наборы сюжетных картинок и разрезных.
Ход игры. Предложить детям сложить картинку путём накладывания,
по образцу или памяти.
Тема «Осень»
Дидактическая игра «Разноцветные шарфы».
Цель: учить детей смешивать основные цвета для получения новых
оттенков.
Материал: краски красная, оранжевая, желтая; палитра, баночки с водой и
кисти.
Ход игры. «Сегодня мы будем рисовать красивые шарфы» - говорит
воспитатель и показывает образцы. Все это нарисовано двумя красками
красной и желтой. А как же получилось три цвета. Надо взять две краски,
одной из них нарисовать узор с одного края шарфа, другой – со второго края,
смешать их на палитре и получится цвет, которым надо нарисовать узор в
середине. Аналогично выполняется работа с другими цветами. Работы
выставляются и оцениваются.
Дидактическая игра «Послушай – угадай».
Цель: развивать слуховое восприятие предметов в окружающем
пространстве.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям узнать по звуку предметы,
которые они издают при постукивании или при падении. Например: звук
шагов, падение книги, постукивание ложкой по столу, шуршание осенних
листьев, бумаги и т. д.
Тема «Одежда, головные уборы»
Дидактическая игра «Что из меха, что из фетра»
Цель: развивать зрительное и осязательное восприятие.
Материал: кусочки меха и фетра, и предметы одежды и головных уборов.
Ход игры. Каждый ребенок должен осязательно попробовать материал, а
затем зрительно должен определить и назвать, из какого материала сделана
та или иная вещь.
Тема «Обувь»
Дидактическая игра «Подбери пару»
Цель: развивать логическое мышление и воображения.
Материал: набор картинок с изображением обуви.
Ход игры. Детям предлагают набор картинок с изображением разной
обуви. Каждый ребёнок выбирает обувь и подбирает к ней пару. Дети
называют обувь и рассказывают, в какое время года её можно носить.
Дидактическая игра «Чей башмак больше»
Цель: закрепление знаний о величине и размере, систематизировать
полученные знания.
Материал: набор карточек с изображением семьи, контуры ботинок,
сапог, туфелек.
Ход игры. Детям раздаются картинки с изображением бабушки,
дедушки, папы, мамы, юноши, девушки и детей разного возраста. В ходе
игры детям нужно подобрать обувь, соблюдая размер и объясняя, почему они
сделали этот выбор. В конце игры воспитатель предлагает раскрасить пару
обуви.
Тема «Продукты питания»
Дидактическая игра «Волшебные мешочки».
Цель: учить определять на ощупь крупы.
Материал: стаканчики с гречкой, манкой, рисом, сахаром, солью.
Ход игры.Воспитатель предлагает определить на ощупь с закрытыми
глазами, какая это крупа.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цель: учить узнавать предметы на ощупь.
Материал: мешочек, бублик, конфета, яблоко, морковка.
Ход игры. Игроки по очереди находят в мешочке предметы на ощупь и
называют его.
Тема «Посуда»
Дидактическая игра «Подбери крышку к посуде».
Цель: учить детей узнавать и создавать изображения предметов по
отдельным деталям, творчески развивать замысел сверстника.
Материал: карточки с изображением деталей посуды.
Ход игры. Из горки карточек на столе дети берут по одной и подбирают
крышку по размеру и цвету посуды.
Дидактическая игра «Из чего сделана посуда».
Цель: углублять представления детей о различных материалах, из которых
сделана посуда: металле, дереве, стекле, пластмассе. Осваивать способы
изучения предметов. Воспитывать чувство взаимопомощи, умение
сотрудничать.
Материал: посуда из разного материала.
Ход игры. В процессе игры дети называют материалы, их свойства,
пытаются обобщить их, сравнивают с другими, находят общие и
отличительные признаки.
Тема «Домашние животные»
Дидактическая игра «Чья это тень».
Цель: развивать логическое мышление и воображение.
Материал: листы бумаги, картинки с изображением разных животных,
краски, кисти.
Ход игры. Переведите на карточки контуры легко узнаваемых животных.
Покажите детям картинку и спросите, у кого на карточке есть тень этого
животного. Тени можно раскрасить акварельной краской разных цветов.
Дидактическая игра «Совмести контурное и силуэтное
изображение».
Цель: учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом
по силуэтному и контурному изображению.
Материал: набор картинок с реальным изображением домашних
животных, с контурным и симметричным изображением.
Ход игры. Детям раздают карточки с реальным изображением
животных. Задание: подобрать к своим изображениям контур и силуэт
животного.
Тема «Домашние птицы»
Дидактическая игра «Чей голос?»
Цель: воспитывать слуховое внимание, умение обозначать словом
звуки, развивать сообразительность, выдержку.
Материал демонстрационный: предметные картинки с изображением
домашних птиц.
Тема «Зима»
Дидактическая игра «Цветной лёд»
Цель: закреплять представление о взаимосвязи цветов
Материал демонстрационный: 3 большие банки с наклейками –
оранжевый, зеленый, фиолетовый.
Материал раздаточный: баночки с водой, по 3 на каждого ребенка, кисти,
тряпочки, краски, банки с водой для промывания кисточек.
Ход игры. Воспитатель: «Сегодня мы приготовим цветной лёд, нужно
покрасить воду, и заморозить её. Нам нужен оранжевый, зеленый и
фиолетовый, кто знает, как сделать оранжевую воду? Правильно, смешать
желтую и красную краски, желтой взять побольше, чем красной. А как
получить фиолетовую? Смешать красную и синюю.» На прогулке вода
разливается в формочки из – под конфет, и замораживается, на следующий
день, украшают ёлку, «клумбу» и т. д.
Тема «Зимующие птицы»
Дидактическая игра «Шерсть, перо, ткань» (на ощупь).
Цель: учить определять на ощупь материалы различной текстуры.
Материал раздаточный: разнообразные кусочки ткани из шерсти, перо,
кожа, резина, глина.
Ход игры. Воспитатель предлагает просунуть в мешочек руку, взять
кусочек чего - либо, и не глядя рассказать о нём «Теплый, холодный,
шершавый, бархатистый, гладкий, пушистый, мягкий» и попробовать
назвать что из этого предмета можно сделать.
По аналогии можно использовать предметы и материалы другой текстуры
и определить какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие,
пушистые и т. д.
Разрезные картинки «Сложи птицу».
Цель: развитие логического мышления, мелкой моторики рук.
Ход игры. Ребенку даются два одинаковых изображения: целое и
разделенное на несколько частей (начиная с четырех, пяти).Задача ребенка
собрать целое изображение вначале по образцу, затем без него. В качестве
усложнения можно увеличивать количество фрагментов, а также сложность
самого изображения.
Тема «Мебель»
Дидактическая игра «На чем человек сидел?»
(Игра – путешествие в прошлое кресла)
Цель: формировать представление о мебели, её функциях и свойствах,
качестве материала, из которого выполнено
Материал: картинки с изображением разных кресел и стульев
Ход игры. Рассказ воспитателя о том, как человек преобразовывал мебель.
Потом дети выбирают картину самого древнего стула и рассказывают о его
частях. Следующий ребенок по другой картинке рассказывает что
изменилось. Дети должны назвать
Тема «Улица. Город»
Дидактическая игра «Найди дорожку к домику».
Цель: познакомить детей с различными линиями, совершенствовать
навыки точных действий руки под контролем зрения.
Материал: нарисованные на магнитной доске дорожки (прямая,
волнистая, зигзагообразная).
Ход игры: Ребенок сначала проводит зрительный анализ линии; рисование
линий руками в воздухе, обведение линий указательным пальцем,
проведение по линии магнитом-игрушкой.
Дидактическая игра «Позвони по телефону».
Цель: формировать представление детей о телефоне – как средстве связи,
о правилах общения по телефону с различными людьми.
Материал: телефонная трубка.
Ход игры: Дети сидят по кругу, воспитатель передает телефонную трубку
ребенку и формулирует задание: тебе позвонил незнакомый человек; или
позвонил друг; или тебе нужно позвонить маме. Предлагается детям
рассказать другу, где он живёт (назвать свой адрес, маме сообщить о каких
либо неполадках в доме.
Тема «День Защитники Отечества»
Дидактическая игра «Сигнальщики».
Цель: усвоение геометрических фигур, классификация размера и цвета.
Материал: карточки синего и зеленого цвета.
Ход игры. У детей сигнальные карточки синего и зелёного цвета. Детям
предлагается сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и
формы, но разного размера. Сравнить группы геометрических фигур
одинакового цвета и размера, но разной формы.
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы».
Цель: закрепить, кем и где работают мамы, чем они любят заниматься в
свободное от работы время. Закрепить употребление винительного падежа
имён существительных.
Материал: картинки с предметами, изображения мам разных профессий.
Ход игры. Дети получают комплекты: картинки с изображением
профессий мам и картинки с изображением инструментов.
Задание. Расположите картинки по парам в их соответствии –
изображение профессии и изображение принадлежащих данной профессии
инструментов. Расскажите, кому, что нужно для работы и зачем.
Тема «Весна. Первоцветы»
Дидактическая игра «Листья круглые и овальные».
Цель: учить различать листики по признаку формы (овальные, круглые).
Материал: сюжетная картинка, вырезанные листики цветов.
Ход. Вспомнить с детьми названия первоцветов растущих в
лесу (подснежник, мать-и-мачеха, фиалка). Затем педагог предлагает
рассмотреть сюжетную картинку. Рассказать, кто какие цветы собрал в
лесу (мама подснежник, дочка фиалку, папа мать-и-мачеху). Обратить
внимание детей, что у некоторых цветов нахватает листьев, выслушать
предположения детей. «Это, наверное, ветер их сорвал». Предложить детям
найти каждому цветку свои листочки, и рассказать какой они формы (у
фиалки круглые, у подснежника овальные, у мать-и-мачехи продолговатые).
Игра – экспериментирование «Где быстрее наступит весна».
Цель: установить зависимость изменений в природе от сезона.
Материалы и оборудование: емкости со снегом, льдом.
Ход. Взрослый вместе с детьми выносит на улицу форму, наполненную
водой. Другую форму наполняет на прогулке снегом. По окончании прогулки
заносит в помещение обе формы, оставляет в теплом месте и наблюдает в
течение 1 —2 часов за происходящими изменениями. Лед тает дольше.
Выясняют, где быстрее наступит весна: на реке или на полянке (на полянке
солнце быстрее растопит снег).