Автор: Понкратьева Кира Владимировна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №80 Красносельского района г.Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г.Красное Село, г.Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Картотека народных игр на развитие мелкой моторики рук
Раздел: дошкольное образование
Картотека народных игр
на развитие мелкой моторики руки
«Прижми большак"
Цель: развитие гибкости пальцев, скорости реакции.
Ход игры. Играют двое. Правые руки играющих сцеплены, большие пальцы
подняты вверх. По сигналу большой палец каждого соперника начинает
"охотиться" за большим пальцем другого, стараясь прижать его сверху.
Вариант игры: сцепляются и правые, и левые руки соперников.
Одновременно "охотятся" и правые, и левые большие пальцы.
"Ласточка, ласточка, перепёлочка"
Цель: развитие гибкости пальцев, скорости реакции.
Ход игры. Правая ладонь ребенка ложится на левую ладонь педагога. Тихо,
ласково и медленно вы произносите "ласточка", одновременно пальцами
правой руки проводя по большому пальцу ребенка от основания до кончика;
затем с тем же словом поглаживаете другой палец ребенка. Перебрав
несколько пальцев ребенка, таким образом, не меняя интонации, произносите
одновременно с поглаживанием: "перепелочка". Задача ребенка - быть
бдительным и как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге
этого слова педагог схватит его за кончик пальца и слегка потрясет,
приговаривая: "Поймал, поймал!". После того, как перепелка "была поймана"
или "улетела", игра продолжается с другой рукой ребенка. После усвоения
игры ребенком, он сможет выполнять в ней ведущую роль, приглашая к
участию других детей.
«Банька»
Цель: развитие гибкости пальцев, скорости реакции.
Ход игры. Играют двое. Кончики пальцев левой и правой рук одного игрока
смыкаются, ладони расходятся под углом - "выстроена банька".
Второй игрок проводит указательным пальцем между пальцами первого,
прося: - "Пусти в баньку!”
"Не протопил еще", - отвечает «банщик».
Другой палец пытается попасть в щель между пальцами «банщика»: "Пусти
в баньку!"
-Мыльца нет.
Так поочередно каждый пальчик "просится в баньку". В ответ он может
услышать: "Водичка холодная” или "Веничка нет". Наконец «банщик» зовет:
"Ну, иди! " Игрок просовывает палец между ладонями, но старается тотчас
же выдернуть его, до того, как «банщик» зажмет палец ладонями. Затем роли
меняются.
«Бирюльки»
Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, усидчивости.
Ход игры. Бирюльки высыпаются на стол кучкой, из которой играющие
поочередно вынимают их при помощи проволочного крючка, насаженного на
палочку. Кто пошевелит соседнюю бирюльку, передает ход следующему
игроку. Игра продолжается до тех пор, пока не разберут все бирюльки.
Выигрывает тот, у кого наберется большее количество бирюлек. Второй
вариант: пока кто-либо из игроков не наберет условленное количество
бирюлек.
Куклы-хороводницы
Цель: развитие мелкой моторики рук, координации и произвольности их
движений.
Ход игры. Для того, чтобы кукла-хороводница расправила свои юбочки и
закружилась в пляске, ее нужно «оживить». Для этого быстро вращают
пальцами палочку, на которой она закреплена. Вначале можно
потренироваться, поместив палочку между двумя ладонями, при этом надо
совершать движение, как будто потираете руки. Освоив это движение, можно
усложнить игру, вращая палочку между большим и указательным пальцем
правой, а затем и левой руки. В дальнейшем можно вращать сразу двух
кукол-хороводниц правой и левой рукой одновременно.
«Калечина-малечина»
Цель: развитие ловкости, мелкой моторики рук, координации движений и
чувства равновесия.
Игровой материал: деревянные палочки (чем длиннее палочка, тем легче ее
удерживать), во время разучивания игры можно использовать деревянные
брусочки.
Ход игры: нужно поставить на раскрытую ладонь палочку и удерживать ее
вертикально как можно дольше. При этом произносятся слова:
- Калечина-малечина,
Сколько часов до вечера? – и начинается отсчет: «Один, два, три….» до тех
пор, пока игрок удерживает палочку. Помогать второй рукой нельзя. Вариант
усложнения: удерживать палочку на кончике пальца или в движении.
«Пастушок»
Цель: развитие мелкой моторики рук, координации и произвольности их
движений.
Ход игры. Один из пальчиков ребенка становится «пастушком». Водящий
кладет руку ладонью вверх. Пастушок ложится под любой из четырех
березок-пальчиков. Большой палец в игре не участвует. Березка наклоняется
к пастушку и пытается до него дотронуться: «Не спи!». Задача игрока: успеть
убрать пальчик и лечь под другую березку.
Игра проводится со словами:
Вышел, вышел пастушок на лужок,
Он собрал, созвал буренок в кружок,
Наказал им никуда не ходить,
А, коль волк придет, его разбудить.
Посчитал коров и сладко зевнул
Да под белою березкой уснул.
Когда ребенок освоится в игре, разбуженный пастушок становится
березками, то есть игроки меняются ролями.
«Блошки»
Цель: развитие мелкой моторики руки, внимания, усидчивости.
Игровой материал: «блошки» - деревянные кружочки диаметром 15 мм и
толщиной 0,5 мм черного цвета и «биты» - такие же кружочки, но другого
цвета.
Форма работы: парная или групповая.
Ход игры. Играющие садятся напротив друг друга за столом, у каждого по 5
«блошек» и одна «бита». «Блошки» выстраиваются в одну линию. В центр
стола выкладывается круг, вырезанный из картона (диаметр примерно 15 см).
Задача игроков, нажимая битой на край «блошки», заставить ее подпрыгнуть
и оказаться в круге. Если игроку это удалось, он может двигать следующую
«блошку», если нет – ход переходит к следующему игроку. Побеждает игрок,
первым загнавший «блошек» в круг.
Пасхальная игра с яйцами (вариант: игра с волчками)
Цель:
Игровой материал: деревянные яйца (волчки).
Форма работы: парная или групповая.
Ход игры. Играющие раскручивают деревянные яйца (волчки). Победителем
становится тот, у кого дольше всех крутится яйцо (волчок).