Напоминание

Мастер-класс для педагогов: "Роль народных игр в приобщении дошкольников к русским народным традициям"


Автор: Понкратьева Кира Владимировна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №80 Красносельского района г.Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г.Красное Село, г.Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс для педагогов: "Роль народных игр в приобщении дошкольников к русским народным традициям"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 80

Красносельского района г.Санкт-Петербурга

Мастер-класс для педагогов на тему:

"Роль народных игр в приобщении дошкольников к русским народным традициям"

Составила воспитатель

первой квалификационной категории

ГБДОУ « Детский сад № 80»

Понкратьева К.В.

2023г

Цель: передача и распространение педагогического опыта по ознакомлению с русскими

народными играми для детей дошкольного возраста.

Задачи:

- рассказать коллегам об истории, значении русских народных игр;

- познакомить с классификацией народных игр;

- дать рекомендации по использованию народных игр в детском саду.

Ход мастер-класса.

Я вхожу в аудиторию в народном костюме.

Здравствуйте, уважаемое жюри и коллеги. Я сегодня не с проста появилась перед Вами в

народном костюме, ведь я вам сегодня буду рассказывать про русскую народную игру.

2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия

народов России. Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная

многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством,

традициями и обычаями

Вот и проводя проводя паралель с Федеральный государственный образовательный

стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «формирование

общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития

их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств…

Народная игра – это кладезь народной мудрости, опыта и позитива. Эти игры пришли к

нам с давних времен и передаются из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие

национальные традиции. В них отражается образ жизни народа, его быт, труд, обычаи,

культура, язык. И все это нам, взрослым, надо передать своим детям, чтобы не потерять

свою самобытность, чтобы подготовить детей к будущей жизни.

Народная игра - это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный

вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания,

сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую

самообразование ребёнка. Народная игра пришла к нам с давних времен и передается из

поколения в поколение. В ней отражается образ жизни народа, его быт, труд, обычаи,

культура. И это все нам надо передать своим детям, чтобы не потерять свою

самобытность и подготовить детей к взрослой жизни.

Детство – самое беззаботное время в жизни. Играть можно сколько угодно, чем ребенок и

занимается, познавая мир. При этом развиваются особенности характера, которые

необходимы в будущей плодотворной жизни: уметь подчиняться описанным правилам,

соответствовать взятой на себя роли, развивать память, учится контролировать

собственные эмоции и поведение, сопоставляя свое поведение с поведением окружающих

его детей. Для детей игра – это ведущий вид деятельности, ведь именно через игру

ребенок познает мир, учиться общаться и приобретает новые знания.

Классификация народных игр:

Хороводные игры — это целый ряд народных игр, который основан на

соединении песни с движением. В подобных играх действие осуществляется

в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в

песне. Песня тесно связана с народной игрой.

Игры-забавы. В этих играх необходимо проявить смекалку и

находчивость, быстроту и хорошую координацию.

Игры-ловишки – игры, в которых воспитываются такие психофизические

качества как, ловкость, быстрота, координация движений, равновесие,

умение ориентироваться в пространстве.

Пальчиковые. Движения пальцев ребенка соединяются с короткими

ритмическими стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми.

Игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ

всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Такие игры

воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

Бытовые. Игры, отражающие повседневные занятия наших предков -

«Быт русского народа».

Состязательные игры. Игры, отражающие стремление детей стать

сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских

богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным

киногероям. Состязание может быть простым, например, в беге, прыжках, в

ловкости, и усложненным, то есть с применением какого-либо инвентаря:

веревок, мячей, шаров, палок, камешков

Сезонно-обрядовые игры проводятся в определенное время года.

Соответствуют русским народным праздникам.

Сегодня я предлагаю Вам поиграть.

Эй, ребята, все вниманье!

Есть веселое заданье:

Будем прыгать и скакать,

И друг друга развлекать!

Игра-забава «Колечко»

Цель: формирование сдержанности, сноровки, быстроты движений, умение работать в

команде.

Задачи:

- создавать благоприятную атмосферу для взаимодействия дошкольников друг с другом

посредством игровой деятельности;

- познакомить детей с народными играми.

Для игры необходимо взять пластиковое или металлическое колечко и нанизать на

ленточку или веревочку, чем больше будет участников – тем длиннее должна быть

ленточка. Затем края связываются для формирования своеобразного круга. Каждый

участник игры должен держаться за ленту. Необходимо выбрать водящего, для этого

можно воспользоваться считалкой:

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Кукушата просят пить,

Выходи- тебе водить.

Водящий становится в круг, он закрывает глаза руками. Все игроки начинают передавать

колечко по ленточке и произносят слова:

Ты катись, катись колечко

К нам на красное крылечко.

Раз-два-три-четыре-пять

Я иду кольцо искать.

После произнесения этих слов, водящий пытается определить у кого находится кольцо.

Если нашел кольцо, то этот игрок встаёт на место ведущего. Если- нет, то он продолжает

водить дальше.

Эта игра даже способствует формированию актерского мастерства. Важно не показать,

что кольцо конкретно у тебя. И при этом, сколько азарта и блеска в глазах у окружающих,

интереса к происходящим действиям. Ведущий внимательно осматривает всех

участников, пытаясь отгадать, кому же все-таки досталось заветное «колечко».

Игра «Большие и маленькие ножки»

Музыка М. Раухвергера.

Цель: развитие координации движений с текстом, работа с темпом и ритмом.

Задачи:

- развитие умения двигаться под музыку ритмично и согласно характеру музыкального

произведения;

- воспитание у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.

Игроки встают в круг, берутся за руки и, начиная движение по кругу, произносят слова:

Большие ножки

Шли по дорожке

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке

Топ-топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ-топ-топ.

Ходьба по кругу происходит в разном темпе, то ускоряя – перебирая ногами быстрее, то

замедляя темп.

Эта игра помогает детям адаптироваться к условиям детского сада, создаёт положительно-

эмоциональный климата в группе, происходит более быстрое сплочение детей и

знакомство друг с другом.

Игра «Как у дяди Трифона»

Цель: приобщение дошкольников к традициям русской культуры по средством народных

игр.

Задачи:

- совершенствование двигательных навыков;

- обучение к самостоятельному соблюдению правил;

- развитие творческих способностей детей в игре;

- воспитание патриотических чувств, чувств соперничества.

Дети встают в круг и берутся за руки. В центр круга встает водящий, которого можно

выбрать с помощью считалки. Игроки начинают движение и произносят слова нараспев:

Как у дяди Трифона

Было семеро детей,

Было семеро детей,

Было семь сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга всё смотрели.

Разом делали вот так!

Когда произносятся последние слова все начинают повторять движение за водящим. Кто

повторил лучше всех, тот и становится на место водящего, игра продолжается.

Игра повторяется несколько раз.

Использование народных игр реализует задачу всестороннего развития детей

дошкольного возраста.

На современном этапе народные игры являются таким же важным и сильным фактором

воздействия на личность ребенка, как воспитание и развитие детей в национальной

традиционной культуре.

Игры, отражающие отношение человека к природе - «Сорока», «У медведя во бору»,

«Заинька», «Земля – вода – небо» и др.

Состязательные (спортивные) игры - «Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари»,

«Бубен» и др.

Сезонно-обрядовые игры - «Кукушечка», «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Солнышко»,

«Заря Зарница» и др.

Игры-забавы - «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «По кочкам», «Баба

сеяла горох» и др.

Пальчиковые игры – «Кампот», «Перчатка», «Паучек», «По грибы» и др.

Игры- ловишки – «Ловишки», «Горелки», «Салки» и др.

Хороводные игры - «Каравай», «Солнышко», «У дяди Трифона» и др.

Дети всегда очень отзывчивы и с легкостью включаются в игру.

Я благодарю Вас, за активное участие в моем мастер-классе, буду очень рада если Вы

воспользуетесь моими советами и будете использовать их в своей работе с детьми.

Спасибо, желаю вам удачи.



В раздел образования