Напоминание

Применение компетентного подхода на уроках технического оснащения при проведении лабораторных занятий.


Автор: Вожегова Татьяна Вячеславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КОГПОБУ "ВятКТУиС"
Населённый пункт: Киров
Наименование материала: Статья
Тема: Применение компетентного подхода на уроках технического оснащения при проведении лабораторных занятий.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Применение компетентного подхода на уроках Технического оснащения при

проведении лабораторных занятий.

Вожегова Т.В. – преподаватель

дисциплин профессионального цикла.

За годы работы мною накоплен определённый опыт в проведении лабораторных

занятиях.

Материально-техническая база кабинета техническое оснащение и организация

рабочего места позволяет проводить лабораторные занятия по трём разделам:

механическое, тепловое, холодильное. Все оборудования смонтировано

на рабочих местах, имеет заземление и пусковую аппаратуру.

Механическое оборудование подключено к электросети и является

действующим, т.е. каждую машину можно включить и посмотреть в работе.

В перспективно-тематическом плане отражены все лабораторные занятия,

которые планируются после теоретического изучения каждой темы.

Количество и содержание лабораторных занятий я определяю в соответствии

материально-технической

базы

кабинета,

т.е.

наличием

машин,

тепловых

аппаратов

(натуральных

образцов),

плакатов,

схем

и

задачами,

которые

поставлены на уроке.

Преподаватель должен иметь график лабораторных занятий на семестр и при

подготовке к каждому необходимо продумать порядок его проведения, составить

план урока с включением всех его элементов. Особое внимание при этом следует

обратить на качество инструктажа вводного, а затем на рабочем месте, от которого

зависит не только организованность и четкость проведения урока, но

и обеспеченность безопасности студентов.

Не менее важное значение имеет подготовка кабинета к лабораторному

занятию,

при

этом

необходимо

убедится

в

полной

электробезопасности

оборудования,

наличия

всех

ограждающих

и

предохраняющих

устройств,

исправность оборудования. К каждому занятию должны быть подготовлены

плакаты, схемы, методические указания по выполнению лабораторных занятий.

Студенты, выполняющие лабораторную работу, должны быть подготовлены

теоретически по закреплённому материалу, иметь представление

об использовании данной группы оборудования в условиях производства.

Специалист должен уметь:

Соблюдать

принципы

энергосбережения

при

работе

с

оборудованием;

использовать

в

работе

все

виды

технологического

оборудования,

производственного инвентаря с соблюдением техники безопасности;

Таким образом вся обстановка и заранее проведённая работа со студентами перед

лабораторным занятием нацеливает их на более глубокое изучение оборудования

и дает возможность приобрести навыки в практической сборке и разборке машин

по разделу «Механическое оборудование». Большое значение для повышения

эффективности лабораторных занятий имеет правильная организация учебной

деятельности студентов на уроке и совместная работа преподавателя

со студентами.

Лучшим вариантом считаю бригадный метод. В этом случае подгруппа

разбивается на несколько бригад из расчета 5-6 человек. Совершенно очевидно,

что чем меньше состав бригады, тем более активное участие в выполнении работ

примет каждый студент, проявит больше самостоятельности.

При проведении лабораторной работы очень важно обеспечить постоянную

занятость бригады, иметь график перемещения по выполняемым работам,

Возможность получить оценку на каждом рабочем месте является важным

стимулом для студентов и повышает их работоспособность.

Проведение лабораторного занятия начинается с целевой установки проводимой

работы. Указываю, какие работы сегодня предстоит выполнить. Тема занятия,

перечень работ и график перемещения бригад заранее написаны на доске. Рабочие

места соответственно подготовлены и обеспечены необходимыми наглядными

пособиями , в том числе методическими указаниями , схемами ,плакатами. Особое

внимание обращено на необходимость строгого соблюдения правил техники

безопасности

и

дисциплины.

Чтобы

повысить

эффективность

вводного

инструктажа, его лучше проводить в форме беседы. Основную часть времени на

лабораторно-практическом занятии занимает самостоятельная работа студентов

под

контролем

преподавателя.

Преподаватель

должен

следить

за

ходом

выполнения работ, чтобы студенты удобно разместились вокруг машины или

аппарата, чтобы ничто не мешало их работе.

Наблюдая за действиями студентов, преподаватель контролирует их действия,

организует взаимопомощь и умение работать вместе с другими.

При необходимости помогает разрешить возникшие трудности при неправильном

выполнении каких-либо операций по сборке машин. Стараюсь не поправлять

его ошибки, а предлагаю самому найти правильное решение.

Важным элементом урока является воспитание бережного отношения

к оборудованию, учебно-наглядным пособиям и материально-технической базе

кабинета. Следующий элемент урока- проверка и корректировка знаний

и практических навыков студентов, приобретённых при выполнении работ.

Провожу быстро и четко, проверяю как усвоили устройство, принцип действия

и правила эксплуатации машин или тепловых аппаратов. Вопросы должны быть

краткими, требующие для ответа логического мышления, знаний и наблюдений.

Например:

-

Почему ножи мясорубки следует ставить лезвиями против часовой стрелки?

-

Почему не следует постоянно держать конфорку плиты на сильном нагреве?

-

К чему может привести удаление «снеговой шубы» с испарителя механическим

путём?

И другие.

Оценки выставляю каждому студенту по всем выполненным работам

в специальный журнал. При этом учитываю не только качество ответа, но

и техническое мышление студента, так как оно является основной усвоения

материала.

Схема таблицы оценок.

Наименование

бригады

Состав бригады

(Фамилия, И.О.)

Оценки работ

№1

№2

№3

№4

№5

Использование таких таблиц облегчает преподавателю контроль за ходом

выполнения работ, отражает объективную картину по качеству знаний и

позволяет видеть какие объекты оборудования студенты усвоили лучше, а какие

слабо. Благодаря этому преподаватель получает ясное представление о том, на

каких вопросах необходимо заострить внимание студентов на заключительном

этапе урока.

В заключении подвожу итоги работы, объявляю оценки, выставляемые в журнал,

и предлагаю вычертить схему отчета. Оценки выставляю в графу лабораторного

занятия, что позволяет объективно оценивать возможности каждого студента.

Как правило эти оценки бывают более высокими чем на обычных уроках, так как

сама система изучения и закрепления знаний, коллективная работа студентов

в условиях кабинета, и правильно организованная совместная деятельность

с преподавателем- все это в конечном счете способствует повышению качества

обучения по дисциплине Техническое оснащение организаций питания.



В раздел образования