Автор: Шаповалова Ирина Викторовна
Должность: учитель биологии, географии, педагог дополнительного образования.
Учебное заведение: МБОУ "СШ №10"
Населённый пункт: г Майкоп
Наименование материала: Творческий отчет
Тема: Опыт участия во всемирной акции "МЫ ЧИСТИМ МИР!"
Раздел: дополнительное образование
Шаповалова И.В.,
заместитель директора по УВР МБОУ «СШ №10»
Пензева Е.Н.,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ №10»
Образ Черкесского сада как часть воспитательной работы с
учащимися МБОУ «СШ №10» города Майкопа
Деревья в традициях и культуре адыгов всегда занимали особенное место.
Поэтому неудивительно, что черкесские сады были так обширны и так
урожайны. Так, известно, что характерной чертой культовых представлений
адыгов была вера в добрые и злые деревья. Счастье приносящими считались
все плодовые деревья, которые запрещалось вырубать.
Когда-то у черкесов был обычай, в соответствии с которым каждый
житель аула должен был весной побывать в лесу и привить к дикорастущему
дереву хотя бы один черенок из своего сада. Похоже, что они мечтали
превратить землю (по крайней мере, свою) в цветущий сад. И день за днем,
поколение за поколением воплощали эту мечту в жизнь.
Когда же в семье рождался ребенок, отец сажал дерево во дворе, малыш
рос и учился ухаживать за ним. Этот факт отражен в стихотворении Киримизе
Жанэ «У адыгов обычай такой»:
Если дочь родилась или сын,
Нашей славной страны гражданин,
Ты прижми его нежно к груди,
А в саду деревцо посади
В честь того, кто нарушил покой, -
У адыгов обычай такой.
И действительно, дерево и семья неразрывно связаны во многих
традициях. А в черкесской – особенно. Не зря историю семьи, ее развитие
ассоциируют именно с деревом: генеалогическим древом, корнями уходящим в
прошлое, как бы под землю, а молодыми веточками – новыми членами семьи,
тянущимся к небу, в светлое будущее. Образ неизменный многие столетия.
«Первым божеством адыгов было Солнце, вторым - дерево. Его называли
«Дерево-княжна» (Чъыг-гуащэ). Дерево - мир: корни ведают подземное
пространство, ствол - белый свет, а крона - небеса. Лист по-адыгейски «тхьапэ»
(тхьэ - бог, пэ - начало)», - писал член Союза журналистов России,
заслуженный работник культуры РА Аслан Тов в статье «Экологические
традиции древних адыгов» («Советсткая Адыгея» от 11.01.2018).
Задача современной школы - не просто давать новые знания, но и
сохранять традиции, прививать любовь к Родине, земле, на которой живешь, ее
истории. Через новое и пока непознанное укреплять связь с прошлым, корнями,
традициями. В программе воспитания МБОУ «СШ №10» и в учебных планах
учителей-предметников заложены различные уроки и мероприятия,
направленные на объяснение важности и ценности традиций, на восприятие
культурных маркеров Адыгеи.
Так, в рамках уроков истории школьники изучают блок «Истоки моей
семьи», на уроках изобразительного искусства и в студии «Акварелька» ребята
знакомятся с древом как источником жизни, а на биологии изучаются
нетрадиционные методы прививки адыгами диких деревьев. На уроках географии
учителя говорят о Майкопе как о долине яблонь и родине груш, в литературе
немало произведений национальных писателей, в которых, конечно же,
упоминаются деревья и традиции, с ними связанные. А на уроках адыгейского
языка школьники знакомятся с названия плодовых культур уже непосредственно
на национальном языке. Уроки технологии позволяют изучать древесину груши и
способы ее использования.
Все эти метапредметные связи позволяют воспитывать полноценных,
нравственно развитых личностей, осознающих ценность плодовых деревьев в
культуре региона. А ведь дерево, сад – это не просто часть природного мира
республики. Яблоня, черкесская груша – уже практически бренд, визитная
карточка региона. Заложенные сотни лет назад яблоневые и грушевые сады
сделали Кавказ и Адыгею известными на весь мир.
«Старые черкесские сады» – одно из наиболее ценных культурных
достояний Кавказа. На большом пространстве, где когда-то проживали черкесы
(адыги), прямо в лесах нередко попадаются многокилометровые плодовые
насаждения: яблони, груши, айва, алыча, орешник…
По оценкам ведущих
современных агрономов, они, на удивление, искусно привиты и, несмотря на
весьма внушительный возраст, до сих пор плодоносят, отличаясь долговечностью
и выносливостью», - писал в свое время выдающийся ученый-селекционер, один
из основателей науки о селекции плодовых культур Иван Мичурин.
К сожалению, сейчас черкесские сады находятся не в самом лучшем
состоянии. Еще в 1886 году Президент Московского археологического общества
графиня Прасковья Уварова в ходе своей кавказской экспедиции с горечью
отмечала: «На многочисленных полянах видим запущенные черкесские сады с
множеством фруктовых деревьев, ныне одичалых».
Однако в последнее время этой проблеме стали уделять больше внимание
не только ученые, но и представители власти. Так, Глава Республики Адыгея
Мурат Кумпилов в ходе слета талантливой молодежи еще в 2018 году
подчеркнул заинтересованность республиканской власти в развитии деятельности
по изучению и сохранению историко-культурного и природного наследия
Адыгеи. Для этого, по мнению руководителя республики, нужно объединить
усилия органов власти, научных деятелей и общественности.
- Это очень важная работа. Мы обязаны сохранить и передать будущим
поколениям бесценное наследие, доставшееся нам от предков. И данная
деятельность должна быть целенаправленной и системной, с привлечением
большого числа волонтеров. Четкое понимание цели этой
созидательной инициативы и объединение усилий активных и небезразличных к
своим корням людей позволят получить желаемый результат», - подчеркнул
Глава Адыгеи.
В августе этого года в Адыгее проходила научная экспедиция
Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова.
Исследователи интересовались сохранившимися сортами косточковых деревьев –
наследием знаменитых черкесских садов.
Наша главная педагогическая задача в этом направлении – разжечь в детях
любовь и интерес к истории региона, чтобы, повзрослев, они серьезными
действиями помогали ученым в их большой работе. И как река берет свое начало
от истока, так и работа ведется с малого.
Наши учащиеся, обобщив все знания о черкесских садах, плодовых
деревьях Адыгеи и их связи с семейными традициями, создали галерею рисунков
«Мои корни - моё дерево», отражающих их восприятие этого вопроса. Работы
были выполнены в разных техниках. Лучшие работы были продемонстрированы
на школьной выставке, став своеобразным итогом работы в первом полугодии.
Уверены, последовательность в обучении и воспитании, привлечение детей
к участию в различных мероприятиях принесет свои плоды. И как черкесский сад
постепенно разросся из одного привитого дерева, так и граждане Адыгеи,
бережно относящиеся к своим традициям, спустя время появятся в республике.