Напоминание

Опыт участия во всемирной акции "МЫ ЧИСТИМ МИР!"


Автор: Шаповалова Ирина Викторовна
Должность: учитель биологии, географии, педагог дополнительного образования.
Учебное заведение: МБОУ "СШ №10"
Населённый пункт: г Майкоп
Наименование материала: Творческий отчет
Тема: Опыт участия во всемирной акции "МЫ ЧИСТИМ МИР!"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Шаповалова И.В.,

заместитель директора по УВР МБОУ «СШ №10»

Пензева Е.Н.,

учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ №10»

Образ Черкесского сада как часть воспитательной работы с

учащимися МБОУ «СШ №10» города Майкопа

Деревья в традициях и культуре адыгов всегда занимали особенное место.

Поэтому неудивительно, что черкесские сады были так обширны и так

урожайны. Так, известно, что характерной чертой культовых представлений

адыгов была вера в добрые и злые деревья. Счастье приносящими считались

все плодовые деревья, которые запрещалось вырубать.

Когда-то у черкесов был обычай, в соответствии с которым каждый

житель аула должен был весной побывать в лесу и привить к дикорастущему

дереву хотя бы один черенок из своего сада. Похоже, что они мечтали

превратить землю (по крайней мере, свою) в цветущий сад. И день за днем,

поколение за поколением воплощали эту мечту в жизнь.

Когда же в семье рождался ребенок, отец сажал дерево во дворе, малыш

рос и учился ухаживать за ним. Этот факт отражен в стихотворении Киримизе

Жанэ «У адыгов обычай такой»:

Если дочь родилась или сын,

Нашей славной страны гражданин,

Ты прижми его нежно к груди,

А в саду деревцо посади

В честь того, кто нарушил покой, -

У адыгов обычай такой.

И действительно, дерево и семья неразрывно связаны во многих

традициях. А в черкесской – особенно. Не зря историю семьи, ее развитие

ассоциируют именно с деревом: генеалогическим древом, корнями уходящим в

прошлое, как бы под землю, а молодыми веточками – новыми членами семьи,

тянущимся к небу, в светлое будущее. Образ неизменный многие столетия.

«Первым божеством адыгов было Солнце, вторым - дерево. Его называли

«Дерево-княжна» (Чъыг-гуащэ). Дерево - мир: корни ведают подземное

пространство, ствол - белый свет, а крона - небеса. Лист по-адыгейски «тхьапэ»

(тхьэ - бог, пэ - начало)», - писал член Союза журналистов России,

заслуженный работник культуры РА Аслан Тов в статье «Экологические

традиции древних адыгов» («Советсткая Адыгея» от 11.01.2018).

Задача современной школы - не просто давать новые знания, но и

сохранять традиции, прививать любовь к Родине, земле, на которой живешь, ее

истории. Через новое и пока непознанное укреплять связь с прошлым, корнями,

традициями. В программе воспитания МБОУ «СШ №10» и в учебных планах

учителей-предметников заложены различные уроки и мероприятия,

направленные на объяснение важности и ценности традиций, на восприятие

культурных маркеров Адыгеи.

Так, в рамках уроков истории школьники изучают блок «Истоки моей

семьи», на уроках изобразительного искусства и в студии «Акварелька» ребята

знакомятся с древом как источником жизни, а на биологии изучаются

нетрадиционные методы прививки адыгами диких деревьев. На уроках географии

учителя говорят о Майкопе как о долине яблонь и родине груш, в литературе

немало произведений национальных писателей, в которых, конечно же,

упоминаются деревья и традиции, с ними связанные. А на уроках адыгейского

языка школьники знакомятся с названия плодовых культур уже непосредственно

на национальном языке. Уроки технологии позволяют изучать древесину груши и

способы ее использования.

Все эти метапредметные связи позволяют воспитывать полноценных,

нравственно развитых личностей, осознающих ценность плодовых деревьев в

культуре региона. А ведь дерево, сад – это не просто часть природного мира

республики. Яблоня, черкесская груша – уже практически бренд, визитная

карточка региона. Заложенные сотни лет назад яблоневые и грушевые сады

сделали Кавказ и Адыгею известными на весь мир.

«Старые черкесские сады» – одно из наиболее ценных культурных

достояний Кавказа. На большом пространстве, где когда-то проживали черкесы

(адыги), прямо в лесах нередко попадаются многокилометровые плодовые

насаждения: яблони, груши, айва, алыча, орешник…

По оценкам ведущих

современных агрономов, они, на удивление, искусно привиты и, несмотря на

весьма внушительный возраст, до сих пор плодоносят, отличаясь долговечностью

и выносливостью», - писал в свое время выдающийся ученый-селекционер, один

из основателей науки о селекции плодовых культур Иван Мичурин.

К сожалению, сейчас черкесские сады находятся не в самом лучшем

состоянии. Еще в 1886 году Президент Московского археологического общества

графиня Прасковья Уварова в ходе своей кавказской экспедиции с горечью

отмечала: «На многочисленных полянах видим запущенные черкесские сады с

множеством фруктовых деревьев, ныне одичалых».

Однако в последнее время этой проблеме стали уделять больше внимание

не только ученые, но и представители власти. Так, Глава Республики Адыгея

Мурат Кумпилов в ходе слета талантливой молодежи еще в 2018 году

подчеркнул заинтересованность республиканской власти в развитии деятельности

по изучению и сохранению историко-культурного и природного наследия

Адыгеи. Для этого, по мнению руководителя республики, нужно объединить

усилия органов власти, научных деятелей и общественности.

- Это очень важная работа. Мы обязаны сохранить и передать будущим

поколениям бесценное наследие, доставшееся нам от предков. И данная

деятельность должна быть целенаправленной и системной, с привлечением

большого числа волонтеров. Четкое понимание цели этой

созидательной инициативы и объединение усилий активных и небезразличных к

своим корням людей позволят получить желаемый результат», - подчеркнул

Глава Адыгеи.

В августе этого года в Адыгее проходила научная экспедиция

Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова.

Исследователи интересовались сохранившимися сортами косточковых деревьев –

наследием знаменитых черкесских садов.

Наша главная педагогическая задача в этом направлении – разжечь в детях

любовь и интерес к истории региона, чтобы, повзрослев, они серьезными

действиями помогали ученым в их большой работе. И как река берет свое начало

от истока, так и работа ведется с малого.

Наши учащиеся, обобщив все знания о черкесских садах, плодовых

деревьях Адыгеи и их связи с семейными традициями, создали галерею рисунков

«Мои корни - моё дерево», отражающих их восприятие этого вопроса. Работы

были выполнены в разных техниках. Лучшие работы были продемонстрированы

на школьной выставке, став своеобразным итогом работы в первом полугодии.

Уверены, последовательность в обучении и воспитании, привлечение детей

к участию в различных мероприятиях принесет свои плоды. И как черкесский сад

постепенно разросся из одного привитого дерева, так и граждане Адыгеи,

бережно относящиеся к своим традициям, спустя время появятся в республике.



В раздел образования