Автор: Провоторова Татьяна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Новоаннинская СШ №5
Населённый пункт: г. Новоаннинский
Наименование материала: технологическая карта урока по математике 2 класс
Тема: "Увеличение и уменьшение чисел в несколько раз".
Раздел: начальное образование
УТВЕРЖДЕНО
протоколом заседания аттестационной комиссии комитета
образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
№9/22 от 22.09.2022года
МОДЕЛЬ 2
Технологическая карта урока (учебного занятия)
ФИО учителя: Провоторова Татьяна Васильевна
Предмет: математика
Класс: 2 Б
Дата: 07.03.2023
Тип урока:
открытия новых знаний
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные):
Предметные:
-умеют соотносить взаимно обратные случаи умножения и деления чисел;
-умеют умножать числа на 4;
-различать речевые обороты «увеличение/уменьшение на…(несколько единиц)» и соотносить их с
математическими действиями;
-решать задачи на нахождение произведения, деления на части, на увеличение/уменьшение на -
несколько единиц и в несколько раз.
Метапредметные:
-устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами: моделируют табличные
случаи умножения;
-умеют оценивать свою работу на уроке;
-анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке;
-принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;
-строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.
Личностные:
-применяют правила делового сотрудничества;
-сравнивают разные точки зрения;
-оценивают собственную учебную деятельность;
-выражают положительное отношение к процессу познания.
Средства обучения
:
Учебник М.И.Башмаков, М.Г. Нефёдова «Математика.2 класс, 2 часть»
Презентация к уроку
Карточки для работы в группах и парах, для оценивания работы
Формы работы на уроке:
индивидуальная, фронтальная, групповая
Характеристика этапов урока:
Название,
содержание и цель
этапа урока
1
Деятельность педагога
2
Деятельность учащихся
Этап целеполагания
-
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Тихо сядут девочки, ещё тише сядут мальчики.
-Целью нашего урока является раскрыть смысл слов
«больше в….раза, меньше в….раза»; познакомиться
с решением простых задач на увеличение или
уменьшение числа в несколько раз. Кроме этого мы
повторим знание таблицы умножения и деления.
Дети настраиваются на
активную работу на уроке
Проверка домашнего
задания
Давайте проверим домашнее задание. Дома вам
было задано с. 69 №4. Проверим ответы:
20:4 28:4 32:4 48:4 100:4
36:4 24:4 16:4 84:4 60:4
Дети по очереди называют
ответы, остальные дети
проверяют
Актуализация знаний
и способов
-
Что вы ждёте от сегодняшнего урока?
-Давайте предположим, чем же мы будем сегодня на
Ответы детей.
1
Зависит от типа и целей урока
2
Какие задачи решает педагог на каждом этапе урока
УТВЕРЖДЕНО
протоколом заседания аттестационной комиссии комитета
образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
№9/22 от 22.09.2022года
МОДЕЛЬ 2
деятельности
обучающихся
необходимых и
достаточных для
дальнейшего освоения
темы/раздела рабочей
программы
уроке заниматься.
(Слайд)
Повторить…
Узнать…
Учиться…
-У вас на партах лежит «Лист самооценки
деятельности на уроке». После каждого этапа урока
мы будем к нему обращаться и ставить себе оценку
за работу на данном этапе.
Лист самооценки деятельности на уроке
У меня
всё
получи
лось
Я не всё
понял
Мне нужно
ещё время,
чтобы
запомнить
Устный
счёт
Математи
ческий
диктант
Работа в
паре
Решение
примеров
Решение
задач в
группах
Самостоя
тельная
работа
(Запись в тетради: число, классная работа)
Что движется быстрее скорости света?
-Всем интересно будет сегодня на уроке наблюдать,
как движутся ваши мысли. Не прячьте их,
высказывайте.
(Слайд)
1.
Устный счет.
В муравейнике мурашки шили к празднику рубашки.
Одному мурашке в руки нужно сшить 4 штуки.
Сколько же семи мурашкам нужно сшить всего
рубашек?
У Маши 14 орехов. Она разложила их поровну в 2
кармашка. Сколько орехов в каждом кармашке?
Записывают: число, классная
работа
Мысль
4х7=28
14 : 2=7
УТВЕРЖДЕНО
протоколом заседания аттестационной комиссии комитета
образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
№9/22 от 22.09.2022года
МОДЕЛЬ 2
- В «Листе самооценки» отметьте результат
работы
1.
Математический диктант (Слайд)
1вариант: -Уменьшите на 9 числа: 17, 34, 21, 45
2 вариант: -Увеличьте на 8 числа: 22, 38, 46, 92
- Проверьте себя (Слайд)
- В «Листе самооценки» отметьте результат
работы
Оценивают свою
работу
Записывают ответы в
тетрадь по вариантам
) 8, 25, 12, 36
30, 46, 54, 100
Дети сверяют свои ответы с
ответами на слайде
Оценивают свою
работу
Освоение новых
знаний и способов
деятельности
- Скажите, пожалуйста, что мы сейчас делали с
числами?
-Давайте сделаем вывод:
- Что значит увеличить на… и какое действие
нужно
выполнить?
- Что значит уменьшить на… и какое действие
нужно
выполнить?
На доске таблица
Увеличить на…
Уменьшить на…
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним
математическим термином. Но мы не можем
приступить к изучению новой темы, пока не будем
уверены в том, что вы все очень внимательны.
Закройте глаза и опустите головы на парты. Я
посчитаю до 3, вы откроете глаза и скажете, что
изменилось.
(на доске вместо предыдущей таблицы появилась
новая)
Увеличить в…
Уменьшить в…
- Посмотрите и скажите, изменилась ли таблица?
-А теперь попробуйте сформулировать тему урока.
- Запишите тему урока в тетрадь.
- Поставим перед собой задачи, которые мы должны
решить на уроке. Давайте попробуем создать план
наших действий на уроке.
(Слайд)
Выяснить, что знаем и чего не знаем
Попробовать открыть новые знания
Сделать выводы
Научиться решать новые примеры и задачи
- Давайте попробуем разобраться, что означает
данное выражение и какое действие мы должны
выполнять. Для этого сейчас поработаем в паре. У
вас на партах лежат конверты с фишками.
1. Практическая работа (работа в парах)
- Ребята 1 варианта, положите на середину
парты
рядом 2 фишки.
- Ребята 2 варианта, положите рядом по 2 фишки 3
раза.
На доске:
Увеличивали и уменьшали
Дети отвечают, выходят к
доске, открывают знак
(+) (-)
Дети опускают головы на
парты и закрывают глаза.
Дети формулируют тему
урока: «Увеличение и уменьшение
чисел в
несколько раз».
Дети записывают тему урока
Ученики работают в парах
УТВЕРЖДЕНО
протоколом заседания аттестационной комиссии комитета
образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
№9/22 от 22.09.2022года
МОДЕЛЬ 2
-
У ребят второго варианта фишек больше или
меньше?
- Можно ли сказать, что их на 3 больше? (нет)
- На 2 больше? (нет)
- Обсудите, пожалуйста, в парах какое же нам надо
употребить слово и какое выполнить действие?
- Сколько раз по 2 мы взяли? (по 2 взяли 3 раза)
- Какое это действие?
- Значит, мы увеличили в 3 раза.
Вывод: Увеличить в несколько раз – произвести
действие умножения.
А если уменьшить в несколько раз –
Произвести действие деление.
- В «Листе самооценки» отметьте результат
работы в паре
Физкультминутка (подвижная)
Правила работы в паре
( на стенде и на партах)
Работай дружно
Умей выслушать
другого.
Уважай мнение других.
Не согласен с мнением
других – доказывай
свою точку зрения.
2 ученика работают у доски
Дети обсуждают в парах,
делают вывод
и продолжают предложение
(умножение)
(произвести действие
умножения)
Оценивают свою
работу
Дети выполняют движения под
музыку
Оперативная проверка
понимания
обучающимися
изучаемого учебного
материала
Фронтальная работа по учебнику
- Давайте обратимся к нашему плану действий и
скажем следующий наш шаг.
- Правильно, давайте попробуем. Откройте учебники
на стр72, найдите № 3.
Найди число, которое в 2 раза больше, чем 6;
Найди число, которое в 3 раза больше, чем 9
Найди число, которое в 2 раза меньше, чем 6;
Найди число, которое в 3 раза меньше, чем 9
(Аналогичные рассуждения в последующих
примерах)
- Молодцы! Примеры решаете хорошо. Оцените
свою работу в листах самооценивания
Самостоятельная работа с проверкой.
Работа в группах
-Пришло время решить задачи. Как бы вы хотели
сейчас поработать, самостоятельно или в группах?
- Я знала, что вы выберите именно эту форму
работы. Давайте повторим правила работы в
группах.
- Вы знаете, что у нас всегда есть более сложные
задания, которые можете выбрать по желанию и
попробовать свои силы. Если вы справитесь быстро
с заданием, и у вас останется время, вы можете
обратиться к красному конверту.
(
попробуем решить
несколько примеров на
новую тему.)
Дети выходят к доске,
читают пример и решают с
проговариванием (чтобы
найти число, которое в 2 раза
больше, 6, нужно 6
умножить на 2).
Записывают примеры в
тетрадь.
Оценка своей деятельности
Правила работы в группе.
(На стенде и на партах)
Умей выслушать
товарища.
Своё мнение должен
высказать каждый.
УТВЕРЖДЕНО
протоколом заседания аттестационной комиссии комитета
образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
№9/22 от 22.09.2022года
МОДЕЛЬ 2
(На доске конверт с карточками повышенного
уровня сложности)
Карточки с задачами (задачи написаны на
листочках и прикреплены к картинке с животным.
Решить задачу и поставить животных по росту:
жираф, страус, верблюд, слон)
Решение задачи №4
Задание: найти к краткой записи условие задачи,
выбрать карточку с правильным решением
Незнайка – 6к.
Тюбик - ? в 4 раза больше, чем
Незнайка – 6 ст.
Цветик - ? на 4 больше, чем
Незнайка – 24 кн.
Кнопочка - ? на 8 меньше, чем
Проверка:
-Теперь посоветуйтесь в своих группах и решите
,
кто будет представлять результат вашей работы
вашей группы.
- Оцените свою работу в группе в «Листе
самооценки»
-Молодцы! Справились с заданием.
3. Домашнее задание
- Откройте свои дневники, запишите домашнее
задание на завтра.
1.Стр.72, № 3 (2ст),
2.Задача № 6 (а, б) по выбору
3. Составить задачу на увеличение или уменьшение
числа в несколько раз
Закончив дело,
помоги другу.
Работать тихо, чтобы
не мешать другим.
Рабочее место
содержи в порядке.
Выбери, кто будет
защищать работу
.
Выполняют проверку.
Расставляют животных по
росту: жираф, страус,
верблюд, слон.
Ставят оценку своей
работы
УТВЕРЖДЕНО
протоколом заседания аттестационной комиссии комитета
образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
№9/22 от 22.09.2022года
МОДЕЛЬ 2
Дети записывают домашнее
задание в дневник
Применение новых
знаний, обобщение и
систематизация
Индивидуальная работа (разноуровневая
дифференциация)
-В конвертах зеленого цвета- легкие задания.
В конвертах желтого цвета – задания более
сложные.
В конвертах красного цвета – самые сложные
задания.
-Выберите по желанию конверт, решите задание.
1 уровень сложности:
-7 увеличить в 3 раза. Записать выражение, найти
его значение.
-15 уменьшить в 3 раза. Записать выражение, найти
его значение.
2 уровень сложности:
- Сумму чисел 2 и 6 уменьшить в 2 раза. Записать
выражение, найти его значение.
-Разность чисел 32 и 28 увеличить в 3 раза. Записать
выражение, найти его значение.
3 уровень сложности:
Задание №5, с. 73 «Выше-ниже»
-
Оцените свою работу в группе в «Листе
самооценки»
Дети каждой группы
выбирают себе карточку
любого цвета, выполняют
задание, записанное
в карточке. Договариваются,
кто будет отвечать.
Один ребёнок выходит к
доске и обосновывает выбор
своей группы.
Учащиеся выбирают себе
карточку по уровню сложности
по выбору
Ставят оценку своей работы.
Контроль и
самоконтроль,
коррекция
-
Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Урок
начался для всех одинаково, но на протяжении 40
минут вы по – разному усваивали материал. Кто – то
понял его с первого раза, а кому – то дома ещё надо
повторить. Но я точно знаю, что знаний у вас
прибавилось. Выскажите своё отношение к своей
работе на уроке и поставьте свою оценку в листе
оценивания.
Учитель выставляет детям оценки и отмечает тех
детей, кто хорошо работал на уроке.
Дети высказывают своё
отношение к работе на
уроке. Ставят оценку своей
работы.
Подведение итогов
урока, рефлексия
(Слайд)
-На уроке
- я повторил… (таблицу умножения и деления)
Дети подводят итоги урока
УТВЕРЖДЕНО
протоколом заседания аттестационной комиссии комитета
образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
№9/22 от 22.09.2022года
МОДЕЛЬ 2
-Я учился… (решать задачи)
-
Мне
было… (интересно,
скучно,
легко,
трудно…)
-Я понял, что… (надо знать таблицу, уметь решать
задачи)
-Я
радовался… (успехам
товарищей,
своим
успехам, полученным знаниям)
-Я всегда буду… (выручать своих товарищей)
____________________/Т.В. Провоторова/
Учебное занятие было проведено в рамках реализации рабочей программы, утвержденной приказом № 194
от 27.08.2022 г.
Директор школы:____________________/Л.А.Лыгина/