Автор: Паринова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Новоаннинская СШ №5
Населённый пункт: г. Новоаннинский
Наименование материала: технологическая карта урока по русскому языку 1 класс
Тема: Слова, отвечающие на вопрос кто? что?
Раздел: начальное образование
УТВЕРЖДЕНО
протоколом заседания аттестационной комиссии комитета
образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
№9/22 от 22.09.2022года
МОДЕЛЬ 2
Технологическая карта урока (учебного занятия)
ФИО учителя: Паринова Ольга Александровна
Предмет: русский язык
Класс: 1-Б
Дата: 20.03.2023г.
Тип урока: открытие новых знаний, «Слова, отвечающие на вопрос кто? что?».
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные):
Предметные: получат возможность научиться различать слова, называющие предметы, задавать к
ним вопросы, соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Метапредметные
Познавательные: общеучебные – постановка вопросов к словам, обозначающим предмет;
группировка слов по заданному признаку (отвечают на вопрос что? кто?); логические
– преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу (моделирование диалога
заданной ситуации общения); осуществление анализа звуковых моделей слов.
Регулятивные: оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил
речевого этикета и норм произношения.
Коммуникативные: применять в общении диалогическую форму речи согласно выработанным
правилам (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор), излагать мысли
последовательно, ясно и просто.
Личностные: проявлять устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность в
получении совета с целью улучшения учебных результатов; осуществляют самоконтроль: соотносят
собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают настойчивость и терпение в
преодолении трудностей
.
Средства обучения: презентация, компьютер, проектор, карточки
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная
Характеристика этапов урока:
Название,
содержание и цель
этапа урока
1
Деятельность педагога
2
Деятельность учащихся
Этап целеполагания
Цель: создание
условий для
осознанного
вхождения учащихся в
учебный процесс,
мотивирование к
учебной деятельности
- Добрый день, ребята! Мне хочется
начать наш урок с улыбки. Ведь
улыбка располагает к приятному
общению. Я улыбаюсь вам, а вы
улыбнитесь мне. А теперь
улыбнитесь друг другу,
окружающим. (Сажаю детей)
- А теперь настроимся на работу.
-Сегодня у нас в гостях совенок. И
у него к вам есть вопросы, загадки,
ребусы. Поможем совенку?
Дети настраиваются на активную работу на
уроке.
-Да.
1
Зависит от типа и целей урока
2
Какие задачи решает педагог на каждом этапе урока
УТВЕРЖДЕНО
протоколом заседания аттестационной комиссии комитета
образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
№9/22 от 22.09.2022года
МОДЕЛЬ 2
Слайд №1
- Что это за загадочные рисунки,
придумал совёнок, как вы думаете?
- Давайте их разгадаем.
- Какие изученные орфограммы
встретились в словах?
- Что обозначают эти слова?
- Вспомните из окружающего мира,
на какие две группы мы делим все
предметы
- Какие из этих слов мы отнесём к
живым предметам?
- А к неживым предметам?
- Кого обозначают живые
предметы?
- Что тогда будут обозначать
неживые предметы?
-Ребята, кто лучше всех сейчас
ответил?
Слайд №2
- Помогите совёнку поставить
вопрос к словам, обозначающим
людей и животных.
- Тогда, вопрос, что? к каким словам
будем задавать?
- Кто готов сформулировать тему
сегодняшнего урока?
Слайд № 3
-Какую поставим цель?
-Кто правильно сформулировал
тему и цель урока?
-Это ребусы.
-Бабочка, берёза, машина, рыбак.
-Жи ши пиши с буквы и; правописание
чк чн
-Все слова обозначают предметы.
-Живые и неживые
- Бабочка, рыбак
-Берёза, машина
-Животных и людей
-Все остальные слова
Дети оценивают друг друга.
-Кто? бабочка, рыбак
-Что? берёза, машина
-Слова, отвечающие на вопрос кто? что?
-Научиться ставить вопросы кто? что? к
словам предметам
Дети оценивают друг друга
Проверка домашнего
задания
Цель: оценить уровень
сформированности
знаний
-На прошлом уроке мы с вами
говорили о предложении. Давайте
вспомним, что такое предложение?
-Из чего оно состоит?
-А зачем нам слова?
-А слова из чего состоят в устной
речи?
-А в письменной речи из чего
состоят?
Слайд №4
- Совенок предлагает посмотреть на
- Группа слов, выражающая законченную
мысль.
- Из слов
- Общаться друг с другом, чтобы люди
понимали других людей.
- Из звуков.
- Из букв.
УТВЕРЖДЕНО
протоколом заседания аттестационной комиссии комитета
образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
№9/22 от 22.09.2022года
МОДЕЛЬ 2
слайд. Что из написанного можно
назвать предложением?
Дети играют в прятки.
Медведь, лиса, заяц, волк.
-Сделайте самопроверку по слайду.
- Кто правильно ответил на вопрос
совенка?
Ответы детей
Дети проверяют
Дети отвечают
Актуализация знаний
и способов
деятельности
обучающихся
необходимых и
достаточных для
дальнейшего освоения
темы/раздела рабочей
программы
Цель: организация
учащихся к открытию
нового знания,
актуализировать
опорные знания и
изученные способы
действия
-Давайте вспомним правила работы
во время письма:
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою,
Ручку я вот держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
Чистописание
- Буква, которую мы сегодня будем
писать, потерялась.
Прочитайте слова и подумайте,
какая это буква.
Уч.ник, п.нал, т.традь, м.дведь.
- Дайте характеристику звуку,
который обозначен этой буквой.
-Запишите её на новую строчку,
соблюдая закономерность.
- На новую строчку перепишите
слова с доски, поставьте ударение, а
пропущенную букву подчеркните.
- Прочитайте слова с ударением.
-Кто из класса правильно выполнил
все задания?
Дети читают слова, вставляют
пропущенные буквы
-Звук (э), гласный, безударный
Записывают
Дети записывают слова, вставляют
пропущенную букву, ставят ударение
Читают слова с ударением
Дети отвечают
Освоение новых
знаний и способов
деятельности
Цель: формирование у
учащихся умений
реализовывать новые
способы действий
Слайд №5
-Посмотрите на экран. Расскажите о
том, кто живет в лесу?
-Что мы можем о них сказать?
-На какой вопрос отвечают они?
-Все слова, которые называют
людей и животных отвечают на
вопрос КТО?
Слайд №6
-Что растет в лесу?
-Что мы можем о них сказать?
-На какой вопрос отвечают они?
-Слова, которые называют людей и
животных отвечают на вопрос КТО?
Остальные на вопрос ЧТО?
- Учащиеся называют: волк, медведи,
лиса, белка…
-Это живые существа
-Кто?
-Деревья, кустарники, травы
УТВЕРЖДЕНО
протоколом заседания аттестационной комиссии комитета
образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
№9/22 от 22.09.2022года
МОДЕЛЬ 2
-На столах у вас лежат карточки.
Прочитайте.
Треугольник,бабушка,
прямоугольник, квадрат, дедушка,
внучка.
-Найди слова, которые отвечают на
вопрос Кто?
- Что?
Запишите слова в тетради в 2
столбика.
кто? что?
бабушка треугольник
дедушка прямоугольник
внучка квадрат
- Запишите ещё по два слова в
каждый столбик.
-Кто сейчас отвечал лучше всех?
Физкультминутка
- Это неодушевлённые предметы
-Что?
Дети читают
-Бабушка, дедушка, внучка
-Треугольник, прямоугольник, квадрат
Учащиеся записывают слова в столбик
Дети записывают
Дети отвечают
Оперативная проверка
понимания
обучающимися
изучаемого учебного
материала
Цель: закрепление
усвоенных новых
знаний и применение
их в различных
ситуациях
-Совенок предлагает поиграть в
игру, которая называется
«Придумай слово». Работать
будете в парах.
Вспомним правила работы в паре.
- У вас на столах лежат карточки со
словами: соль, сила, банка, камыш.
В данных словах вам нужно
переставить буквы или слоги, так
что бы получились новые слова,
которые должны отвечать на вопрос
кто? Запишите их рядом с данными
словами.
- Прочитайте слова, которые у вас
получились.
Слайд №7
-Проверьте по эталону.
- В каком слове букв больше, чем
звуков? Почему?
Не забываем, что в паре работаем дружно,
не ссоримся, пытаемся понять и принять
или не принять доводы одноклассника.
-Лось, мышка, кабан, лиса
-В слове лось, потому что мягкий знак не
обозначает звук.
УТВЕРЖДЕНО
протоколом заседания аттестационной комиссии комитета
образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
№9/22 от 22.09.2022года
МОДЕЛЬ 2
-Чья пара сработала быстро и
правильно?
-А сейчас поиграем в игру «Живое –
неживое».
Я буду называть слова, которые
обозначают предметы. Если я назову
живые (одушевлённые)
существительные, вы хлопайте в
ладоши, если неживые
(неодушевлённые) существительные
– стойте спокойно. Слушайте
внимательно:
Окно, карась, мальчик, зверь,
ящик, муха, конура, коза, жук,
девочка, дятел, овца, лопата,
рыба, зуб, платок, кролик, доктор,
учитель, ученик, пенал.
Дети отвечают
Дети играют в игру
Применение новых
знаний, обобщение и
систематизация
Цель: освоение
способа действия с
полученными
знаниями в
практической
деятельности
- Работаем в парах.
-На карточках задание.
- Найдите лишнее слово в
каждом столбике.
Кто? Что?
собака трава
девочка лиса
колокольчик телефон
яблоко глаз
утка молоко
Слайд №8
Самопроверка на экране.
-Чья пара самая первая
выполнила задание?
Слайд №9
На слайде задание:
- Распределить слова в два
столбика, вставляя пропущенные
буквы ( 1 столбик –кто?, 2-
что?).
Дети находят лишнее слово, называют его,
самопроверка со слайдом
Дети отвечают
Учащиеся читают слова, распределяют их,
вставляют пропущенные буквы,
осуществляют самопроверку со слайдом.
УТВЕРЖДЕНО
протоколом заседания аттестационной комиссии комитета
образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
№9/22 от 22.09.2022года
МОДЕЛЬ 2
М.шка, снеж.нка, кувш.нка, лыж.,
р.ба, ш.шка, т.ква, пруж.на.
Контроль и
самоконтроль,
коррекция
Цель: организация
самостоятельного
выполнения каждым
учащимся заданий на
новы способ действий
Работа по карточкам
Если вы считаете, что данное слово,
отвечает на вопрос кто?, то ставите
знак плюс в колонке с вопросом
«кто?», а если вы считаете, что
слово отвечает на вопрос что?, то
ставите знак плюс в колонке с
вопросом «что?»
Кто ?
Что ?
Москва
одежда
девочка
собака
корова
сапоги
Подпишите листочки и сдайте на
проверку
-Кто самый первый заполнил
карточку?
Подберите слово, чтобы получилось
предложение
Слайд №10
(Кто?) … спит в берлоге.
Слайд №11
Белый (кто?) … бегает по лесу.
Слайд №12
Хитрая (кто?) … спряталась в норе.
- Прочитайте слова, которые вы
вставили.
- Что общего у них?
Дети выполняют работу по карточкам
Ответы детей
Дети подбирают правильный вопрос,
называют его
-Медведь
-Заяц
-Лиса
Читают
-Вставленные слова отвечают на вопрос
кто? и обозначают предмет
Подведение итогов
урока, рефлексия
Цель: соотнести цель
учебной деятельности
и ее результат
- Сейчас подведём итог работы на
уроке.
- Какая тема урока была?
- Какую ставили цель? Достигли
-
Слова, отвечающие на вопрос кто? что?
УТВЕРЖДЕНО
протоколом заседания аттестационной комиссии комитета
образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
№9/22 от 22.09.2022года
МОДЕЛЬ 2
цели?
-
Какие задания вам было интересно
выполнять?
- Какие задания вызвали у вас
затруднение?
-Кто лучше всех работал на уроке?
- Мудрый совёнок и я благодарим
всех за урок.
-Научиться ставить вопросы кто? что? к
словам предметам. Да, достигли
Дети отвечают
Ответы детей
Ответы детей
______________________________ Подпись аттестуемого педагога
Учебное занятие было проведено в рамках реализации рабочей программы, утвержденной приказом
№_211_от 25.08.2022 г.
Директор школы:__________________/___________________/