Напоминание

"Там где царит добро".


Автор: Христофорова Александра Семёновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ РС Я "РСКШ-И"
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: внеурочная деятельность
Тема: "Там где царит добро".
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Республики Саха (Якутия)

«Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат»

города Якутска

Внеурочная деятельность: кружок «Там, где царит добро»

Автор проекта: тифлопедагог начальной школы, высшей категории

Христофорова Александра Семёновна

"Без веры в лучшие стороны ребенка и опоры на них никакой способ

воспитания не будет действительно успешным"

С. Смайлс

Ещё Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей

на кончиках их пальцев».

"Там, где царит добро" - социально-культурный проект, направленный

на интеграцию детей с особенными образовательными потребностями (для

слабовидящих и поздноослепших детей) социально-культурной деятельности.

Проект театрального кружка по содержанию является художественно –

эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой.

Проблема: в условиях современной социально-экономической ситуации в

городе

все

большую остроту приобретает

проблема интеграции детей

инвалидов. Главная проблема ребенка, имеющего ограниченные возможности

здоровья заключается в нарушении его связи с миром, ограниченной

мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении

доступа к культурным ценностям. Эта проблема является следствием не только

субъективного

фактора,

каковым

является

состояние

физического

и

психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и

сложившегося общественного сознания.

Актуальность

программы

обусловлена

потребностью

общества

в

развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно

средствами театральной деятельности возможно формирование социально

активной

творческой

личности,

способной

понимать

общечеловеческие

ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства,

способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая

целесообразность

данного

курса

для

младших

школьников (1-4 классов) обусловлена их возрастными особенностями:

разносторонними

интересами,

любознательностью,

увлеченностью,

инициативностью. Данный проект призван расширить творческий потенциал

ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические

чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой

личности,

закрепляются

нравственные

нормы

поведения

в

обществе,

формируется духовность.

Начинать обучение театральному мастерству целесообразнее в начальной

школе. Младшие школьники, играя или выступая перед публикой, в отличие от

учеников 5 – 11 классов, почти никогда не думают о том, как они выглядят со

стороны, и что о них подумают окружающие. В начальной школе ещё не

сложились определённые стереотипы отношений детей со сверстниками и

взрослыми, имеющие место в более старшем возрасте. В 5 – 7 классах

появляются малоприятные слова «всегда» и «никогда» («Он всегда такой

рассеянный!», «У меня никогда так не получится!» и пр.) Такие негативные

реакции по отношению к себе и к другим людям, как правило, отсутствуют у

школьников 7 – 10 лет, и театральные занятия помогают предотвратить их и в

будущем.

Поэтому так важно, начиная с первого класса,

приобщать

маленького человека к театру.

Программа

театральной

деятельности

основана

на

следующих

принципах:

-

принцип

системности

предполагает

преемственность

знаний,

комплексность в их усвоении;

- принцип дифференциации

– предполагает выявление и развитие у

учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

-

принцип увлекательности

является одним из самых важных, он

учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит

развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую

радость и пользу;

-

принцип

социализации

учатся

общаться

с

людьми

разными

ограниченными образовательными потребностями, а также с обычными;

Цель образовательной программы – формирование интереса учащихся к

театру как средству познания жизни, духовному обогащению.

Задачи:

1.

Способствовать

формированию

навыков

плодотворного

взаимодействия с большими и малыми социальными группами.

2.

Создать условия для развития эмоциональной сферы ребенка,

внимание,

память,

речь,

чувства

ритма,

координацию

движения,

воображение, фантазию, самостоятельное мышление, воспитание чувства

сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.

3.

Создать

благоприятные

условия

для

детского

творчества

и

сотрудничества.

4.

Способствовать развитию творческих способностей, их речевой и

сценической культуры, наблюдательности, воображения, эмоциональной

отзывчивости.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой

деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой

деятельности в процессе театрального воплощения.

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной

деятельности.

Из опыта нашей работы тифлопедагогов высшей категории ГКОУ

«Республиканской специальной (коррекционной) школы-интерната».

Неумение многих детей с ограниченными возможностями здоровья

правильно пользоваться акцентным членением фразы и интонацией обедняет и

без того несовершенную устную речь, лишая ее эмоциональной окрашенности,

выражения личностного отношения к сказанному.

Существует ряд методик по развитию выразительной речи, но они, как

правило, предназначены для занятий в урочное время. В связи с этим

существует необходимость в разработке методических подходов во внеурочное

время. Одним из таких подходов в школе стал кружок «Актерское мастерство».

Внеклассная работа имеет большое образовательное и воспитательное

значение для учащихся нашей школы. Она способствует расширению и

углублению

знаний,

развитию

творческой

активности,

осуществлению

нравственного воспитания.

В детях коррекционной школы педагоги в дополнительном образовании,

стараемся развивать самые разные интересы.

В школе успешно ведется работа с театральным коллективом, в котором,

занимаются дети, имеющие способности и интерес к сценическому мастерству.

Искусство играет огромную роль в формировании личности. Общение с

искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой

идеал, соотносить ценностные ориентиры разных народов, что и уместно для

наших детей, данного вида образования.

Цель

реализации

программы –

развитие

выразительной

речи;

формирование раскованного, общительного человека, не только владеющего

основами сценического мастерства, но и коммуникативные качества личности

ребёнка, умеющего слушать и понимать.

Общим принципом воспитательной работы с детьми, нуждающимися в

компенсирующем обучении и воспитании, является позитивное принятие

наших воспитанников такими, какие они есть, с учётом их природной

своеобразности, а наша педагогическая деятельность им крайне необходима.

Работа в театральной студии направлена не только на приобретение

ребенком художественных умений и навыков, но и на формирование

эстетического чувства, развитие игрового поведения, способности творчески

относиться к любому делу, навыков общения со своими сверстниками.

“Театр и игра” понятия неразделимые, и поскольку в младшем школьном

возрасте у детей с проблемами в развитии ведущей остается игровая

деятельность, необходимо начинать занятия по развитию выразительной речи с

игры.

Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры, призваны

обеспечить не только развитие выразительности речи, но и естественные

психомоторные возможности детей, обретение ощущения гармонии своего тела

с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Дети, которым с большим трудом дается устная речь, легко заменяют речь

мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, совершенствует

навык воплощения в игре определенных переживаний, прививает интерес к

литературе, восприятию художественных произведений, пониманию роли

интонации, темпа, тембра голоса и др.

Для того, чтобы добиться результатов в художественном воспитании

школьников,

мы

опираемся

на

эмоциональный

мир

ребёнка,

на

его

познавательный интерес. В связи с этим проводится большая работа с

использованием стихотворного текста. Особенно нравятся детям диалогические

стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребёнку легче

общаться с партнёром.

В ходе подготовки к спектаклю стараемся соблюдать несколько основных

правил:

не перегружать детей;

не навязывать своего мнения;

не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

предоставлять всем детям возможность пробовать себя в разных

ролях.

Как правило, при работе с детьми, для сценического воплощения

используются сказки. Сказки пробуждают в детях умение сострадать,

стремление бороться со злом, желание понять другого человека, побуждают к

справедливости.

Выбирая материал для инсценировки,

учитываем интересы детей и

отталкиваемся от их возрастных возможностей, знаний и умений. Но в то же

время необходимо обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым

знаниям, расширять творческие возможности детей.

Занятия и репетиции проходят в благоприятной, радостной атмосфере, и

тогда ребёнок получает удовольствие от творчества. И результат не заставит

себя долго ждать.

Конечной целью работы театральной студии является

воспитание и формирование личности думающего, любящего и активного

человека, готового к творческой деятельности.

Актуальность выбора темы:

 - коррекция познавательной деятельности, эмоционально-волевой

сферы и социально-психологической адаптации;

 - подготовка воспитанников к активной жизни;

 - привитие любви к своей земле и к своему народу, богатой и

живой культуре;

 - чувство свободы и раскрепощения;

 - воспитание активного, жизнерадостного человека;

 - поддержка положительных эмоций;

 - приобретение детьми дополнительного объёма знаний.

Почему мы выбрали именно это направление?

Как известно музыкальное воспитание детей с затруднениями в речевом и

зрительном развитии является одним из эффективных методов коррекции

эмоционально – волевой сферы и социально – психологической адаптации.

Привить детям любовь к своей земле, народу, его доброй мудрости,

накопленной веками, богатой и живой культуре – очень важная задача.

Готовясь к празднику, дети усваивают, что народный праздник – это не

безделье, а день труда и веселья.

Проводимые мероприятия несут радость и чувство удовлетворения не только

детям, но и взрослым.

Театр

удивительная

форма

общения.

Здесь

предоставляется

возможность “и себя показать, и на других посмотреть”.

По результатам проделанной коррекционно-развивающей работе, можно

сделать вывод, что театрализованная деятельность положительно влияет на

многие факторы в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья:

• знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются;

• развиваются психические процессы, такие как память, внимание,

восприятие, мышление;

• активизируется собственная речь;

• активнее и успешнее формируются навыки невербального общения;

• обогащается словарный запас;

• совершенствуется моторика, координация движений, плавность и

целенаправленность движений ;

• развивается эмоционально-волевая сфера;

• корректируется поведение;

воспитание ответственности у детей;

• формируется самостоятельность и активность;

• научились проявлять свои творческие возможности.

Выступая перед зрителями, играя с неподдельным азартом, распевая

песни и частушки, дети демонстрируют свою индивидуальность, имеют

возможность почувствовать себя успешными в своей роли, ощущают свою

значимость, ответственность, а главное – раскрывают внутренний мир.

И в заключении хочется сказать, что развитие творческих способностей у

детей с ОПП формирует инициативность, самостоятельность, способствует

успешной социализации детей и является одним из важнейших компонентов

воспитания в интересах человека, общества, государства.

Главная

проблема

слабовидящего

и

слепого

ребенка

заключается

в

ограничении его связи с миром, в ограниченности общения с природой, доступа

к культурным ценностям.

У нас, у педагогов особая профессия. Мы открываем час за часом

большой, не очень понятный взрослый мир детским душам. Без сомнений и

колебаний открываем своё сердце. И радостно видеть и осознавать, что наши

сердца помогают разобраться в сложной науке жить достойно, в поисках ответа

на вопрос о смысле жизни, о месте в ней любви, мечты, чуда, надежды, улыбки,

прощения и вовремя сказанного нужного слова.

Четвертый год в рамках деятельности службы инклюзии реализуется этот

социальный проект, и мы работаем совместно с учащимися 4 классов СОШ № 5

города Якутска и это у нас получается. И каждый ребенок понимает и

принимает мир другого человека. Мы не только снимаемся в кино. Совместно

посещаем театры в городе, ездим на мастер-классы, ходим в кино, отдыхаем в

парке, устраиваем чаепития с знаменитыми личностями, делимся опытом и т.д.

Участвуем в городских, всероссийских конкурсах.

Одна из миссий проекта изменить отношение к детям с ограниченными

образовательными потребностями, сделать их жизнь лучше, помочь не просто

жить, а жить и радоваться.

Такое создание ситуации успеха для каждого ребенка формирует

стремление радовать окружающих, перебороть свой недуг и верить в свои

возможности. И для каждого из них это свой путь к успеху!

А для нас, педагогов, этот путь, эти шаги, пусть пока небольшие, очень важны.

Они трогают наши сердца.

Спасибо за вниамние!



В раздел образования