Автор: Христофорова Александра Семёновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ РС Я "РСКШ-И"
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: внеурочная деятельность
Тема: "Там где царит добро".
Раздел: начальное образование
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Республики Саха (Якутия)
«Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат»
города Якутска
Внеурочная деятельность: кружок «Там, где царит добро»
Автор проекта: тифлопедагог начальной школы, высшей категории
Христофорова Александра Семёновна
"Без веры в лучшие стороны ребенка и опоры на них никакой способ
воспитания не будет действительно успешным"
С. Смайлс
Ещё Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей
на кончиках их пальцев».
"Там, где царит добро" - социально-культурный проект, направленный
на интеграцию детей с особенными образовательными потребностями (для
слабовидящих и поздноослепших детей) социально-культурной деятельности.
Проект театрального кружка по содержанию является художественно –
эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой.
Проблема: в условиях современной социально-экономической ситуации в
городе
все
большую остроту приобретает
проблема интеграции детей
инвалидов. Главная проблема ребенка, имеющего ограниченные возможности
здоровья заключается в нарушении его связи с миром, ограниченной
мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении
доступа к культурным ценностям. Эта проблема является следствием не только
субъективного
фактора,
каковым
является
состояние
физического
и
психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и
сложившегося общественного сознания.
Актуальность
программы
обусловлена
потребностью
общества
в
развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно
средствами театральной деятельности возможно формирование социально
активной
творческой
личности,
способной
понимать
общечеловеческие
ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства,
способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая
целесообразность
данного
курса
для
младших
школьников (1-4 классов) обусловлена их возрастными особенностями:
разносторонними
интересами,
любознательностью,
увлеченностью,
инициативностью. Данный проект призван расширить творческий потенциал
ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические
чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой
личности,
закрепляются
нравственные
нормы
поведения
в
обществе,
формируется духовность.
Начинать обучение театральному мастерству целесообразнее в начальной
школе. Младшие школьники, играя или выступая перед публикой, в отличие от
учеников 5 – 11 классов, почти никогда не думают о том, как они выглядят со
стороны, и что о них подумают окружающие. В начальной школе ещё не
сложились определённые стереотипы отношений детей со сверстниками и
взрослыми, имеющие место в более старшем возрасте. В 5 – 7 классах
появляются малоприятные слова «всегда» и «никогда» («Он всегда такой
рассеянный!», «У меня никогда так не получится!» и пр.) Такие негативные
реакции по отношению к себе и к другим людям, как правило, отсутствуют у
школьников 7 – 10 лет, и театральные занятия помогают предотвратить их и в
будущем.
Поэтому так важно, начиная с первого класса,
приобщать
маленького человека к театру.
Программа
театральной
деятельности
основана
на
следующих
принципах:
-
принцип
системности
–
предполагает
преемственность
знаний,
комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации
– предполагает выявление и развитие у
учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
-
принцип увлекательности
является одним из самых важных, он
учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит
развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую
радость и пользу;
-
принцип
социализации
–
учатся
общаться
с
людьми
разными
ограниченными образовательными потребностями, а также с обычными;
Цель образовательной программы – формирование интереса учащихся к
театру как средству познания жизни, духовному обогащению.
Задачи:
1.
Способствовать
формированию
навыков
плодотворного
взаимодействия с большими и малыми социальными группами.
2.
Создать условия для развития эмоциональной сферы ребенка,
внимание,
память,
речь,
чувства
ритма,
координацию
движения,
воображение, фантазию, самостоятельное мышление, воспитание чувства
сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.
3.
Создать
благоприятные
условия
для
детского
творчества
и
сотрудничества.
4.
Способствовать развитию творческих способностей, их речевой и
сценической культуры, наблюдательности, воображения, эмоциональной
отзывчивости.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой
деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой
деятельности в процессе театрального воплощения.
Формирование творческой личности ребенка средствами театральной
деятельности.
Из опыта нашей работы тифлопедагогов высшей категории ГКОУ
«Республиканской специальной (коррекционной) школы-интерната».
Неумение многих детей с ограниченными возможностями здоровья
правильно пользоваться акцентным членением фразы и интонацией обедняет и
без того несовершенную устную речь, лишая ее эмоциональной окрашенности,
выражения личностного отношения к сказанному.
Существует ряд методик по развитию выразительной речи, но они, как
правило, предназначены для занятий в урочное время. В связи с этим
существует необходимость в разработке методических подходов во внеурочное
время. Одним из таких подходов в школе стал кружок «Актерское мастерство».
Внеклассная работа имеет большое образовательное и воспитательное
значение для учащихся нашей школы. Она способствует расширению и
углублению
знаний,
развитию
творческой
активности,
осуществлению
нравственного воспитания.
В детях коррекционной школы педагоги в дополнительном образовании,
стараемся развивать самые разные интересы.
В школе успешно ведется работа с театральным коллективом, в котором,
занимаются дети, имеющие способности и интерес к сценическому мастерству.
Искусство играет огромную роль в формировании личности. Общение с
искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой
идеал, соотносить ценностные ориентиры разных народов, что и уместно для
наших детей, данного вида образования.
Цель
реализации
программы –
развитие
выразительной
речи;
формирование раскованного, общительного человека, не только владеющего
основами сценического мастерства, но и коммуникативные качества личности
ребёнка, умеющего слушать и понимать.
Общим принципом воспитательной работы с детьми, нуждающимися в
компенсирующем обучении и воспитании, является позитивное принятие
наших воспитанников такими, какие они есть, с учётом их природной
своеобразности, а наша педагогическая деятельность им крайне необходима.
Работа в театральной студии направлена не только на приобретение
ребенком художественных умений и навыков, но и на формирование
эстетического чувства, развитие игрового поведения, способности творчески
относиться к любому делу, навыков общения со своими сверстниками.
“Театр и игра” понятия неразделимые, и поскольку в младшем школьном
возрасте у детей с проблемами в развитии ведущей остается игровая
деятельность, необходимо начинать занятия по развитию выразительной речи с
игры.
Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры, призваны
обеспечить не только развитие выразительности речи, но и естественные
психомоторные возможности детей, обретение ощущения гармонии своего тела
с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Дети, которым с большим трудом дается устная речь, легко заменяют речь
мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову.
Театральная деятельность развивает личность ребенка, совершенствует
навык воплощения в игре определенных переживаний, прививает интерес к
литературе, восприятию художественных произведений, пониманию роли
интонации, темпа, тембра голоса и др.
Для того, чтобы добиться результатов в художественном воспитании
школьников,
мы
опираемся
на
эмоциональный
мир
ребёнка,
на
его
познавательный интерес. В связи с этим проводится большая работа с
использованием стихотворного текста. Особенно нравятся детям диалогические
стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребёнку легче
общаться с партнёром.
В ходе подготовки к спектаклю стараемся соблюдать несколько основных
правил:
не перегружать детей;
не навязывать своего мнения;
не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
предоставлять всем детям возможность пробовать себя в разных
ролях.
Как правило, при работе с детьми, для сценического воплощения
используются сказки. Сказки пробуждают в детях умение сострадать,
стремление бороться со злом, желание понять другого человека, побуждают к
справедливости.
Выбирая материал для инсценировки,
учитываем интересы детей и
отталкиваемся от их возрастных возможностей, знаний и умений. Но в то же
время необходимо обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым
знаниям, расширять творческие возможности детей.
Занятия и репетиции проходят в благоприятной, радостной атмосфере, и
тогда ребёнок получает удовольствие от творчества. И результат не заставит
себя долго ждать.
Конечной целью работы театральной студии является
воспитание и формирование личности думающего, любящего и активного
человека, готового к творческой деятельности.
Актуальность выбора темы:
- коррекция познавательной деятельности, эмоционально-волевой
сферы и социально-психологической адаптации;
- подготовка воспитанников к активной жизни;
- привитие любви к своей земле и к своему народу, богатой и
живой культуре;
- чувство свободы и раскрепощения;
- воспитание активного, жизнерадостного человека;
- поддержка положительных эмоций;
- приобретение детьми дополнительного объёма знаний.
Почему мы выбрали именно это направление?
Как известно музыкальное воспитание детей с затруднениями в речевом и
зрительном развитии является одним из эффективных методов коррекции
эмоционально – волевой сферы и социально – психологической адаптации.
Привить детям любовь к своей земле, народу, его доброй мудрости,
накопленной веками, богатой и живой культуре – очень важная задача.
Готовясь к празднику, дети усваивают, что народный праздник – это не
безделье, а день труда и веселья.
Проводимые мероприятия несут радость и чувство удовлетворения не только
детям, но и взрослым.
Театр
–
удивительная
форма
общения.
Здесь
предоставляется
возможность “и себя показать, и на других посмотреть”.
По результатам проделанной коррекционно-развивающей работе, можно
сделать вывод, что театрализованная деятельность положительно влияет на
многие факторы в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья:
• знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются;
• развиваются психические процессы, такие как память, внимание,
восприятие, мышление;
• активизируется собственная речь;
• активнее и успешнее формируются навыки невербального общения;
• обогащается словарный запас;
• совершенствуется моторика, координация движений, плавность и
целенаправленность движений ;
• развивается эмоционально-волевая сфера;
• корректируется поведение;
воспитание ответственности у детей;
• формируется самостоятельность и активность;
• научились проявлять свои творческие возможности.
Выступая перед зрителями, играя с неподдельным азартом, распевая
песни и частушки, дети демонстрируют свою индивидуальность, имеют
возможность почувствовать себя успешными в своей роли, ощущают свою
значимость, ответственность, а главное – раскрывают внутренний мир.
И в заключении хочется сказать, что развитие творческих способностей у
детей с ОПП формирует инициативность, самостоятельность, способствует
успешной социализации детей и является одним из важнейших компонентов
воспитания в интересах человека, общества, государства.
Главная
проблема
слабовидящего
и
слепого
ребенка
заключается
в
ограничении его связи с миром, в ограниченности общения с природой, доступа
к культурным ценностям.
У нас, у педагогов особая профессия. Мы открываем час за часом
большой, не очень понятный взрослый мир детским душам. Без сомнений и
колебаний открываем своё сердце. И радостно видеть и осознавать, что наши
сердца помогают разобраться в сложной науке жить достойно, в поисках ответа
на вопрос о смысле жизни, о месте в ней любви, мечты, чуда, надежды, улыбки,
прощения и вовремя сказанного нужного слова.
Четвертый год в рамках деятельности службы инклюзии реализуется этот
социальный проект, и мы работаем совместно с учащимися 4 классов СОШ № 5
города Якутска и это у нас получается. И каждый ребенок понимает и
принимает мир другого человека. Мы не только снимаемся в кино. Совместно
посещаем театры в городе, ездим на мастер-классы, ходим в кино, отдыхаем в
парке, устраиваем чаепития с знаменитыми личностями, делимся опытом и т.д.
Участвуем в городских, всероссийских конкурсах.
Одна из миссий проекта изменить отношение к детям с ограниченными
образовательными потребностями, сделать их жизнь лучше, помочь не просто
жить, а жить и радоваться.
Такое создание ситуации успеха для каждого ребенка формирует
стремление радовать окружающих, перебороть свой недуг и верить в свои
возможности. И для каждого из них это свой путь к успеху!
А для нас, педагогов, этот путь, эти шаги, пусть пока небольшие, очень важны.
Они трогают наши сердца.
Спасибо за вниамние!