Напоминание

"Подходы педагога к работе по активизации монологической речи детей"


Автор: Киреева Эльмира Рамизовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1554
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Подходы педагога к работе по активизации монологической речи детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Подходы педагога к работе по активизации

монологической речи детей»

ГБОУ Школа №1554

г. Москва

Педагог-психолог

Киреева Э.Р.

Развитие

связной

монологической

речи

является

центральной задачей речевого воспитания детей.

Это

обусловлено,

прежде

всего,

ее

социальной

значимостью

и

ролью

в

формировании

личности.

Именно

в

связной

речи

реализуется

основная,

коммуникативная функция языка и речи.

Связная

речь

-

высшая

форма

речемыслительной

деятельности, которая определяет уровень речевого и

умственного развития ребенка

Монологическая речь (монолог) понимается как

связная речь одного лица, коммуникативная цель

которой — сообщение о каких-либо фактах,

явлениях реальности

(

доцент кафедры логопедии, кандидат педагогических наук

Вадим Петрович Глухов, 2004г.).

Особенности формирования монологической речи у детей дошкольного возраста

Ключевая

сложность

при

развитии

способности

к

монологу

недостаточный

словарный

запас

и

слабо

сформированный

грамматический строй речи. Дошкольники младшего и среднего возраста

знают не так много слов, чтобы построить хотя бы короткий рассказ,

сформулировав содержательные предложения. Дополнительную трудность

доставляет

необходимость

удерживать

смысловую

целостность

информации. Если в диалоге ребенок опирается на реплики собеседника,

то в монологе ему приходится концентрировать внимание на цепочке

своих высказываний. Это сложная задача для ребёнка. По этой причине

детские высказывания чаще получаются обрывистыми и недостаточно

логичными.

Важны

постоянные

усилия

взрослого

для

того,

чтобы

монологическая речь дошкольников совершенствовалась.

Как осваивают

формы монолога

дошкольники

описание

повествование

рассуждение

Описание предметов или явлений означает короткую историю. Данная

форма речи начинает развиваться с 4-х лет. Ребенок получает картинку

или игрушку, о которой он должен самостоятельно рассказать, какого

цвета и формы игрушка, какая на ощупь, какие эмоции вызывает.

Если же перед глазами картинка, то дошкольник описывает сюжет,

героев, детали.

Удачным

дополнением

рассказа

станет

фантазирование,

как

развивались

события

до

того

момента,

который

запечатлен

на

картинке, и что будет далее.

Описание

Повествование

Повествование означает рассказ на заданную тему. Фактически,

это устное сочинение. В зависимости от возраста, словарного

запаса

и

уровня

монологической

речи

дошкольников

на

текущий момент повествование может быть:

Рассказом о бытовых событиях;

Историей о случаях, которые ребенок пережил;

Рассказыванием по сюжетной картине;

Фантазированием, чтобы составлять собственные истории.

Рассуждение

Рассуждение

относится

к

самым

сложным

формам

монологической связной речи у детей. Поэтому его развитию

необходимо

уделять

максимум

внимания.

Особенность

рассуждения заключается в том, что оно строится с опорой на

основные компоненты:

Описание факта;

Поиск аргументов;

Выявление причинно-следственных связей;

Формулирование вывода

В детском саду детей обучают двум основным типам

монологов – самостоятельному рассказу и пересказу

Рассказ

Пересказ

Виды

рассказывания

Рассказывание

по игрушкам и

предметам

Рассказывание

по картине

Рассказывание

из личного

опыта

Творческое

рассказывание

Методы и приемы

пересказа:

Вопросы

Указания к

выразительности

Подсказ слов и

повторение их

Объяснения

воспитателя

Упражнения в

выразительности

речи

Рассматривание

иллюстраций

Цитирование

коротких

выражений

Беседа по

произведению

Методы и приемы развития

монологической речи:

Словесные

Наглядные

Практические

Поручение

Мнемотехника

Игровые

Использование творческой деятельности в

развитии связного монолога

Творчество

один

из

результативных

инструментов

в

освоении

дошкольниками

монологической

и

диалогической

речевых

форм. Театрализованная

деятельность

является

наиболее

эффективным

занятием

для

развития

монологической

речи

у

детей

старшего

дошкольного возраста.

Наглядное моделирование - инновационный метод развития речи -

это

воспроизведение

существенных

свойств

изучаемого

объекта,

создание его заместителя и работа с ним.

Методы и приемы формирования связной

монологической речи детей дошкольного

возраста

многообразны.

Методика

их

использования

изменяется

на

разных

этапах

обучения

и

зависит

от

стоящих

задач,

от

уровня

умений

детей,

от

их

активности,

самостоятельности

и

компетентности

педагога

в

данном

вопросе.

1. Речь педагога должна быть грамотна и эмоциональна.

2. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос.

3. Не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», когда задаете вопрос.

4. Отвечайте на вопросы ребенка.

5. Всегда давайте ребенку высказаться и не перебивайте.

Что необходимо помнить:

Литература:

1.

Андрюшина,

И.

И.

Научно-методические

основы

речевого

развития

детей

и

использования

художественного

слова

в

детском саду в трудах Е. А. Флериной [Текст]: Дис.... канд.

пед. наук: 13.00.07 / И. И. Андрюшина. — М., 2006. — 250 с.

2.

Н.В.

Нищева

«Развитие

связной

речи

детей

дошкольного

возраста с 2-7 лет». Методические рекомендации. Конспекты

занятий. – СПб: ООО «Издательство «Детство –Пресс», 2022.-

80 с.

3.

Дементьева,

А.

М.

Методика

обучения

рассказыванию

в

детском саду [Текст]/ А. М. Дементьева. — М., 1963. — 109 с.

Кувалова С. В. Методика обучения монологической речи детей

старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс].

4.

Плешкова Е. В. Новые подходы при развитии у детей связной

монологической речи [Электронный ресурс]

Спасибо за внимание !



В раздел образования