Напоминание

Перспективный план работы "Картинная галерея".


Автор: Юзюк Людмила Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №32 "Брусничка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Перспективный план
Тема: Перспективный план работы "Картинная галерея".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Перспективный план работы

«Картинная галерея».

Составитель:

Юзюк Людмила Андреевна

Цель:

1.

разработать и создать воспитательно-образовательую модель «картинная

галерея»

для

формирования

эстетических

вкусов

участников

образовательного

процесса

на

основе

лучших

произведений

отечественной живописи для чего проводить экскурсии, беседы, а также

выставки юных художников;

2.

познакомить

воспитанников,

родителей,

сотрудников

ДОО

с

художественным наследием России через ряд визуальных и виртуальных

экспозиций, посвященных как творчеству отдельных художников, так и

различным актуальным темам;

3.

способствовать воспитанию эстетических чувств, развитию интереса к

изобразительному

искусству,

обогащению

нравственного

опыта,

воспитания уважения к культуре разных народов России и мира.

Задачи:

составить перечень картин;

составить варианты репродукций картин;

совместно с родителями распечатать электронные варианты картин;

совместно с родителями воспитанников ДОО собирать репродукции

картин, размещать в галерее;

собрать сведения о художниках и картинах;

подготовить текстовые материалы экскурсий;

разработать виртуальные экспозиции.

п/п

месяц

название

картины,

автор

цель, задачи

описание картины

СРЕДНЯЯ ГРУППА

1.

сентябрь

В.М.

Васнецов.

«Алёнушка».

Цель:

Формировать у

детей

умение понимать

содержание

картины, то о чем

рассказывал

художник в своём

произведении,

Задачи: учить

замечать

выразительные

средства

использованные

художником

Картина Виктора Михайловича

Васнецова «Аленушка» является

одной из известнейших работ

автора. Она написана по сюжету к

русской народной сказке «О

сестрице Алёнушке и братце

Иванушке». Как говорит сам автор,

этот образ давно был в его

воображении, однако глубину

печали в выражении образа

девушки он случайно увидел в

Ахтырке, встретив одну сельскую

простоволосою девушку. «Каким-

то особым русским духом веяло от

нее» — так охарактеризовал ее сам

3

(мимика, поза,

жесты героини,

цвет,

композицию).

Формировать у

детей

эстетическое

видение, умение

подбирать по

характеру музыку.

Развивающие:

Развитие умений

детей

эмоционально

откликаться на

увиденное,

выражать свои

чувства в речи.

Воспитывающие:

Воспитывать

интерес

изобразительного

искусства.

Вызвать

эмоционально

положительное

отношение к

содержанию

произведения.

художник.

Картина «Елёнушка» написана

маслом, в 1881 году. В центре

картины изображена прекрасная

юная девушка, которая сидит на

камне у заросшего озера. От

изнеможения и глубокой грусти она

опустила голову на колени, а в

выражении ее глаз можно

прочитать, что силы уже на исходе

и она вот-вот расплачется. В ее

грустных глазах изображена вся

глубина неимоверной печали. Ее

длинные растрепанные волосы

свисают в разные стороны. А

ситцевый сарафан изорван. Видимо

ей пришлось очень много и не

жалея себя бродить по дремучему

лесу в поисках своего пропавшего

брата. Босые ноги еще больше

усиливают понимание того, что она

забыла о себе и вообще, обо всем

на свете и ей сейчас важно только

одно – найти своего братца

Иванушку.

На картине запечатлена минута

отдыха и умиротворения, даже сама

природа в этом солидарна. Ровная

гладь озера, совершенно спокойные

деревья, даже верхушки их не

шелохнутся. Время года,

изображенное на картине – позднее

лето. Еще стоит совершенно

зеленый камыш на краю озера, на

втором плане картины изображены

зеленые молодые березки и осины.

А в глубине леса виднеются

молодые елки с хорошо отросшими

за лето верхушками. Однако на

глади озера уже лежат первые

опавшие листочки, значит

скоро осень.

Картина «Алёнушка» навевает

грусть, очень жаль бедную

девушку. Мастер изобразил

4

событие очень проникновенно и

реалистично. Полотно написано, в

основном в зеленых красках.

Картина настолько яркая что,

кажется, вот-вот оживет и

предстанет в реальности и девушка,

и лес, и озеро.

2.

октябрь

И. И.

Левитан.

«Васельки».

Цель:

Формирование

представлений у

детей о

натюрморте как

жанре живописи.

Задачи:

Познакомить

детей с

характерными

особенностями

натюрморта как

жанра живописи.

Дать

представления о

том, какие

предметы

изображаются в

натюрморте.

Вызвать у детей

активный интерес,

эмоциональный

отклик на

художественные

произведения,

желание

внимательно

рассматривать

натюрморт,

любоваться

красотой

предметов,

необычностью их

формы, цвета,

сочетанием

предметов,

композиций.

Стимулировать

«Васильки» Исаак Ильич Левитан

известен всем как российский

пейзажист. На картине «Васильки»

мы видим непривычное

изображение для него – натюрморт.

Художник не нарисовал ни одной

детали вокруг цветов, которая бы

отвлекала зрителя, или за которую

он мог бы зацепиться взглядом.

Божественно прекрасные васильки

– вот все, на что обращено

внимание. Простые полевые цветы

ошеломляют своим великолепием.

Обычные васильки, казалось бы,

одинаковые, очень похожие между

собой. Но каждый цветочек

василька привлекает отдельное

внимание к себе. У каждого свой,

особенный оттенок. Здесь зритель

оценит и насыщенные синие

васильки, и легкого фиолетового

оттенка, и голубые, и розовые, даже

белые. У всех цветков разная

длина. Может показаться, что букет

собран наспех, без особого

внимания. Вместе с васильками

можно увидеть пару колосков

пшеницы – вряд ли их поставили в

вазу специально, наверняка они

попали в букет по

невнимательности. Но именно это

небрежность несёт в себе особый

шарм. В букете нет навязчивости,

нет пафоса. Обычные цветы просто

радуют глаз, не претендуя на какое-

либо звание. Васильки поместили в

обычный глиняный горшок

зеленоватого оттенка. Для таких

5

эстетические

оценки и

суждения.

цветов не подходят праздничные

вазы. На фоне обычного горшка

оттенки цветов заиграли еще

насыщенней и ярче. Стол застелен

обычной светлой скатертью, на

которую уже упала пара лепестков.

Вскоре васильки осыплются все.

Скатерть сливается с такого же

цвета стеной. Создается ощущение,

что цветы просто зависли в

воздухе. Именно такими в своей

скоротечной красоте запечатлел

художник.

3.

ноябрь

И. Т.

Хруцкий.

«Натюрморт с

грибами».

Цель:

Конкретизировать

у детей

представления о

натюрморте как

особом жанре

живописи, о его

характерных

особенностях.

Задачи:

Закрепить умение

составлять

композицию

натюрморта,

правильно

подбирать

дополнительные

предметы к

главному.

Воспитывать у

детей активный

интерес,

эмоциональный

отклик на

художественные

произведения.

Развивать

фантазию,

творчество,

эстетическое

восприятие.

Иван Фомич (Трофимович)

Хруцкий (1810 - 1855) создал

замечательную картину

«Натюрморт с грибами». Однажды

художнику принесли корзиночку с

грибами. Грибов было так много,

что несколько грибков упало.

Корзиночка так красиво

смотрелась, что художник захотел

нарисовать эти дары природы и

изобилие леса. Светло-жёлтая

корзинка, а в ней светло-

коричневые шляпки грибов. На

ножках ещё видны остатки лесной

земли. Художник радовался этой

красоте! А чтобы натюрморт был

ещё наряднее - он положил рядом

головки репчатого лука и огурцы...

4.

декабрь

В.М.

Цель:

Присела девочка на берегу пруда.

6

Васнецов.

«Алёнушка».

Приобщение

детей к

духовному

наследию,

гармоничное

становление

личности,

развитие

эмоциональной

восприимчивости.

Задачи:

- учить

высказывать

собственное

мнение при

рассматривании

картины;

-развивать

творческое

мышление;

-тренировать

моторные навыки;

-формировать у

детей

эстетическое

восприятие,

совершенствовать

чувство цвета.

Коса распущена, оборвано

платьишко. Босые ноги леденит

холодный камень. На руки детские

поникла голова… По лесу долго

бегала, кричала, присела отдохнуть,

а встать не может. Тяжёло горе, не

даёт подняться. И лес притих.

Умолкли птицы. Осинки перестали

трепетать. Вода застыла – ни

кругов, ни звука. Всё сторожит

Алёнушки покой.

5.

январь

В.М.

Васнецов.

«Алёнушка».

Цель: Расширять

знания детей о

творчестве

художника В. М.

Васнецова.

Задачи:

развивать

наблюдательность

и художественное

восприятие.

Вызывать у детей

эмоциональный

отклик на

картины

художника.

Воспитывать

чувство

Всем хорошо знакомы его картины,

такие как «Богатыри», «Ковер-

самолет», «Иван Царевич на сером

волке» и другие. Он был не просто

в числе первых художников,

обратившийся к сюжетам русского

фольклора. Он первый сумел

передать былинно-сказочные

сюжеты в духе, соответствующем

художественным особенностям

сказок и былин. Но сегодня мы

вновь обратимся к произведению,

которое сильнее всего отразило

веру в благотворно-преобразующее

воздействие искусства и красоты.

Это «Алёнушка».

Картину и сказку роднит грустное,

7

прекрасного через

общение с

шедеврами

живописи.

поэтическое, лирическое

настроение. Словом лирический

характеризуют чувства и

переживания человека. Часто

говорят, что человек лирически

настроен, имея в виду, что человек

смотрит, например, на желтые

осенние листья и печалится.

6.

февраль

К. Ф. Юон.

«Ранняя

весна».

Цель:

Познакомить

детей с

творчеством

К.Юона.

Задачи: Учить

понимать

содержание

картины.

Развивать у детей

художественное

восприятие

произведений

живописи.

Воспитывать

интерес к русской

живописи.

Картина «Ранняя весна» написана

Константином Юоном в 1910 году.

На ней изображён тёплый и

солнечный весенний день в

Сергиевом Посаде. На переднем

плане живописец изобразил

деревенских девушек, резвящуюся

детвору и домашних птиц,

топчущихся на подтаявшем снегу.

Девушки справа словно позируют

не художнику, а фотографу. На их

лицах выражена явная уверенность

в своей красоте, девушки задорно

смотрят в сторону пишущего

картину.

На среднем плане мы видим

деревенские дома с яркими

крышами, на которых уже растаял

снег. Справа и слева изображены

деревья, на которых сидят птицы.

Вероятно, грачи уже прилетели.

На заднем плане картины слева

видны церковь и колокольня

Троице-Сергиевой лавры. Яркие

крыши домов добавляют

жизнерадостного настроения и

позитивного настроения. В целом

картина светлая и яркая, наполнена

сочными красками. От полотна как-

будто идёт тепло, так мастерски

художнику удалось передать

весеннюю палитру природы.

7.

март

К. Ф. Юон.

«Мартовское

солнце».

Цель:

Продолжать

знакомить детей с

творчеством

К.Юона.

Картина «Мартовское солнце»

принадлежит великому советскому

художнику Константину

Фёдоровичу Юону (1875-1958).

Картина «Мартовское солнце»

8

Задачи:

Развивать у детей

художественное

восприятие

произведений

живописи.

Учить понимать

содержание

картины и

замечать средства

выразительности,

используемые

художником.

представляет собой деревенский

пейзаж. Сюжет произведения

разворачивается на краю деревни.

На переднем плане — две лошади,

на которых сидят всадники. Если

присмотреться, всадники — ещё

совсем мальчишки. Одетые в

тулупы, валенки и ушанки, они

едут на лошадях по протоптанной

дорожке. Позади них бредёт

жеребёнок — рыжий с белыми

пятнами. Его подгоняет чёрная

собака. Большая часть картины

представляет собой пейзаж. Люди и

животные здесь лишь как

дополнение, элемент, которые

делает картину живой и весёлой.

Бросаются в глаза величественные

деревья, которые стоят голые, без

листвы.

На заднем плане находятся

деревенские дома. Улица совсем

безлюдная, хотя по виду деревня не

выглядит запустевшей. Вероятно,

на дворе стоит утро, когда

мартовское солнце только-только

вышло, и мальчишки, которым не

терпится насладиться первыми

лучами весеннего солнца, решили

сделать вылазку.

В первую очередь К.Ф. Юон

обратил здесь внимание на приход

весны. Деревья стоят ещё голые,

повсюду лежит снег, мальчишки

закутаны в зимнюю одежду, однако

солнце уже тёплое, яркое. Небо

синее, почти летнее. Солнечный

день предвещает приход скорой

весны, когда снег начнёт таять, по

улицам побегут весёлые ручьи,

распустятся почки, деревья

перестанут выглядеть костлявыми,

покроются буйной зелёной

листвой.

8.

апрель

А.К.

Цель: Создание

Автором знаменитой картины

9

Саврасов.

«Грачи

прилетели».

условий для

речевого развития

детей

посредством

знакомства с

картиной А.

Саврасова «Грачи

прилетели»

Задачи: - учить

художественному

видению

пейзажной

картины,

стимулировать

желание

внимательно ее

рассматривать, -

закрепить знания

о весенних

изменениях в

живой и неживой

природе; -

уточнить и

расширить

представления о

перелетных

птицах, об их

жизни в весенний

период.

«Грачи прилетели» является

Алексей Кондратьевич Саврасов.

Великий русский художник,

пейзажист, передвижник написал

немало замечательных картин,

которые сегодня находятся в

крупнейших музеях, но самой

известной работой художника стала

та, которую мы здесь

рассматриваем. Картина была

написана в 1871 г.

На картине изображена ранняя

весна. Снег только начал таять и

ещё не сошёл полностью. На

переднем плане мы можем увидеть

голые берёзы. Берёзы выглядят

достаточно коряво, но именно этим

добавляют картине динамизма.

Своим видом они будто бы

демонстрируют, что зима выдалась

нелёгкая. На земле лежит сырой

снег, рядом стоят первые весенние

лужи. Снег покрыт проталинами,

опавшими ветками, следами птиц.

Голые деревья заняли прилетевшие

с зимовки грачи. Он расселись по

веткам, где уже можно увидеть их

гнёзда. Один из грачей находится у

самого подножия берёзы и держит

в клюве веточку. Идёт

строительство гнезда.

За деревьями можно увидеть

крыши деревенских домов и

церковь. Данная церковь

(Воскресенская церковь) и сегодня

стоит в селе Сусанино. На заднем

плане — широкий русский простор.

Равнинные поля пересекает река,

которая с таянием снега разлилась

и залила обширные пространства.

Грачи прилетели — это

наступающая весна. Уходят зимние

холода, снега начинают таять, по

улицам бегут ручьи, солнце

начинает пригревать.

10

Символом изменения природы

становятся грачи, которые

прилетели с зимовки на родную

землю. Незатейливый сюжет,

немного хмурый и даже холодный,

делают картину ещё более

понятной, так как зритель верит в

правдивость происходящего, может

с лёгкостью вспомнить весну, те

ощущения, что просыпаются, когда

птицы наконец начинают

возвращаться с юга и приносить с

собой тепло.

9.

май

И. И.

Левитан.

«Васельки».

Цель:

Рассматривание

репродукции

картины

И.И.Левитана

«Васельки».

Задачи:

Познакомить

детей с

характерными

особенностями

натюрморта как

жанра живописи.

Дать

представления о

том, какие

предметы

изображаются в

натюрморте.

Вызвать у детей

активный интерес,

эмоциональный

отклик на

художественные

произведения,

желание

внимательно

рассматривать

натюрморт,

любоваться

красотой

предметов,

Простые полевые цветы

ошеломляют своим великолепием.

Обычные васильки, казалось бы,

одинаковые, очень похожие между

собой. Но каждый цветочек

василька привлекает отдельное

внимание к себе. У каждого свой,

особенный оттенок. Здесь зритель

оценит и насыщенные синие

васильки, и легкого фиолетового

оттенка, и голубые, и розовые, даже

белые. У всех цветков разная

длина. Может показаться, что букет

собран наспех, без особого

внимания. Вместе с васильками

можно увидеть пару колосков

пшеницы – вряд ли их поставили в

вазу специально, наверняка они

попали в букет по

невнимательности. Но именно это

небрежность несёт в себе особый

шарм. На фоне обычного горшка

оттенки цветов заиграли еще

насыщенней и ярче. Стол застелен

обычной светлой скатертью, на

которую уже упала пара лепестков.

Вскоре васильки осыплются все.

Скатерть сливается с такого же

цвета стеной. Создается ощущение,

что цветы просто зависли в

воздухе.

11

необычностью их

формы, цвета,

сочетанием

предметов,

композиций.

Стимулировать

эстетические

оценки и

суждения.

СТАРШАЯ ГРУППА

1.

сентябрь

И. И.

Левитан.

«Золотая

осень».

Цель:

Продолжать

формирование

представлений у

детей о

натюрморте как

жанре живописи.

Задачи: Вызвать

эмоциональное

отношение к

природе.

Развивать

художественное

восприятие детей,

способность

видеть и

чувствовать

красоту осенней

природы,

пробуждать у

детей добрые и

светлые чувства.

«Золотая осень» – картина великого

русского художника XIX века

Исаака Левитана (1860-1900).

Находясь творческой поездке по

Тверской губернии, художник

познакомился с владелицей одной

из местных усадеб (Горка), Анной

Турчаниновой (1856-1930),

приехавшей с дочерями из

Петербурга.

В имении Турчаниновых для

живописца построили «синагогу» –

так в шутку назвали дом-

мастерскую. Здесь Левитан создал

немало шедевров, самые

знаменитые из которых – это

«Март» (вид около дома

Турчаниновых), «Ненюфары»

(водяные лилии) и «Золотая осень»

(в нетрадиционных для художника

красках и настроении).

Осенний пейзаж был начат в 1895

году в Горке, здесь же были

созданы первые этюды. Заканчивал

работу над картиной художник уже

в Москве.

Картина Исаака Левитана «Золотая

осень» получилась выразительной

и сочной, насыщенной и красочной

– совсем как те места, по которым

бродил художник со своей собакой

вокруг имения Горка.

Всем говорил, что идёт на охоту,

сам же искал обновления чувств,

новой вспышки, которой так

12

жаждут все творческие

незаурядные личности.

2.

октябрь

И. И.

Левитан.

«Золотая

осень».

Цель:

Продолжить

рассмотреть

репродукцию

картины, обращая

внимание на

цветовое

многообразие

осенних листьев,

любуясь

переливами цвета.

На полотне, ориентированном по

горизонтали, предстаёт тихий и

солнечный день ранней осени.

Деревья ещё не скинули листву,

которая пока даже не вся сменила

окраску – справа совсем зелёный

перелесок, трава местами также

сохранила цвет лета.

От нижнего края картины на

переднем плане почти прямо,

словно просёлочная дорога, ведёт

неширокая речка с тихими

глубокими водами, в которых

отражается высокое голубое небо,

подёрнутое лёгкими облаками.

Берега речушки густо поросли

травами и низким кустарником.

Склон левого берега пологий, на

нём замерли молодые берёзки,

словно осторожно спускающиеся к

воде.

Дальше пожелтевшие луга, поля,

перелески. За полосой горящих

золотом берёз слева угадывается

направление речки. У её поворота

стоит одинокая, вся в позолоте

буйной ещё листвы, берёза, словно

страж и наблюдатель.

3.

ноябрь

И. И.

Левитан.

«Золотая

осень».

Цель: Подвести

детей к

пониманию того,

как художник

передал свое

настроение с

помощью цвета,

обратить

внимание на

особенности

сочетания теплых

и холодных

цветовых тонов.

Задачи: Вызвать

у детей желание

Преобладание жёлтой гаммы

оттеняется красными вкраплениями

листвы осинок, других прибрежных

растений, гряды деревьев вдали за

бледно-соломенным полем.

За этой красно-жёлтой полосой

зеленеют озимые посевы (во второй

половине XIX века в России

широко применялось так

называемое трёхполье, когда

каждый год у земли было разное

предназначение: засевались

озимые, яровые либо почва

оставлялась без посадок, т.е. под

паром).

13

нарисовать

золотую осень.

Все циклы бережной обработки

земли русскими крестьянами

налицо. За зелёным полем

рассыпаны хаты, снова поля и

деревья, становящиеся уже

неразличимыми и сливающиеся на

горизонте с бездонным небом –

безгранична, широка и привольна

русская земля.

И везде следы трудов

человеческих, деликатных и

благоразумных, не уродующих

родную землю, не калечащих

трогательный пейзаж, а

дополняющих его хрупкую

прелесть.

4.

декабрь

М. А.

Врубель.

«Царевна-

Лебедь».

Цель:

знакомство детей

с живописью

М.А. Врубеля на

основе картины

«Царевна-

Лебедь».

Задачи:

- формировать у

детей умение

описывать

собирательный

образ героини,

представленный в

музыке, живописи

и литературе.

- развивать

воображение

дошкольников с

помощью приема

вхождения в

картину.

Вызывать интерес

у детей к

сказочной

живописи.

Картину «Царевна-Лебедь» написал

великий русский художник Михаил

Александрович Врубель (1856-

1910). Работа была создана в 1900

году.

Михаил Врубель вдохновился на

создание картины после премьеры

оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане», которая

была основана на сказке

А.С.Пушкина.

Несмотря на то, что художник

вдохновился оперой, в которой

играла его жена, он сильно отошёл

от того сценического образа, всего,

что происходило на сцене. Он

создал нечто совершенно

особенное, чарующее,

таинственное, загадочное и

мистическое.

По мнению искусствоведов, в

облике героини картины он

совместил черты своей супруги,

сестры, дочери, а также некие

мифологические, придуманные им

самим черты.

5.

январь

И.И.

Шишкин.

«Утро в

Цель:

познакомить

детей с картиной

Автором картины «Утро в

сосновом лесу» является великий

русский художник Иван Иванович

14

сосновом

бору».

И.Шишкина

«Утро в сосновом

бору.

Задачи: Упражня

ть в подборе

прилагательных.

Развивать умение

придумывать

концовки к

рассказам. Учить

употреблять

трудные формы

родительного

падежа

множественного

числа (медведей,

сосен).

Шишкин (1832-1898).

В настоящее время находится в

Третьяковской галерее в Москве.

Интересно, что изначально картина

имела название «Медвежье

семейство в лесу».

Картина «Утро в сосновом лесу»

буквально пленяет зрителя своей

необычайной красотой.

Вековой лес поражает своей

мощью, нетронутой природой.

Сосны с толстыми стволами и

узловатыми ветвями будто сами

собой намекают на свою древнюю

природу.

Лес тонет в белесом тумане,

который рано с утра покрыл всё

вокруг молочной завесой.

6.

февраль

М. А.

Врубель.

«Царевна-

Лебедь».

Цель:

продолжать

знакомство детей

с живописью

М.А. Врубеля.

Задачи:

- активизировать

применение

дошкольниками

сравнений,

эпитетов и других

средств

выразительности

языка при

описании образа

Царевны-Лебеди

и пейзажа.

Развивать умение

чувствовать

характер картины.

Воспитывать

эмоциональный

отклик на картину

и музыкальные

фрагменты из

оперы.

Картину можно назвать печальной,

загадочной и возвышенной.

Образом Царевны-Лебедь

невозможно налюбоваться, так как

он притягивает, вызывает особые

ощущения.

Здесь девушка в белом одеянии и с

белоснежными крыльями будто

открывается нам случайно, будто

мы неожиданно обнаружили на

берегу существо не из нашего мира,

о существовании которого доселе

даже не догадывались.

Картина выполнена в холодных

цветах. Погода стоит пасмурная.

Лицо у девушки серовато-белое, с

большими глазами, взглядом почти

демоническим, но не злым, только

отстранённым, будто не от мира

сего.

7.

март

И.И.

Цель: Закреплять

На картине изображено раннее

15

Шишкин.

«Утро в

сосновом

бору».

умение

рассматривать и

описывать

картину

И.Шишкина

«Утро в сосновом

бору.

Задачи: Учить

рассматривать и

понимать

основное

содержание

картины.

Учить видеть

красоту родной

природы.

Формировать

умение понимать

и подбирать

образные

выражения.

утро. Солнце только начинает

вставать и лес начинает

окрашиваться в золотистые оттенки

рассвета. Так как солнце бросило

свои первые лучи на самые

верхушки деревьев, они резко

контрастируют с полумраком

внутри леса. Такой красивый

переход цветов и оттенков

завораживает. Оттенки картинки

плавно меняются от тёмно-зелёного

снизу до ярко-золотого сверху.

8.

апрель

И.И.

Шишкин.

«Утро в

сосновом

бору».

Цель:

Формировать у

детей

представления о

живой природе.

Задачи: Учить

составлять

связный рассказ

по картине -

активизировать и

расширять

словарный запас;

Воспитывать

чувства и интерес

к природе.

На переднем плане находится

поваленная сосна. Здесь собралось

медвежье семейство.

Три беспокойных медвежонка

ползают по надломленному стволу.

Рядом находится мать-медведица,

которая следит за своими детками,

которым ещё хочется играть и

обследовать всё незнакомое.

Один из медвежат встал на задние

лапы и всматривается вглубь

окутанного туманом леса. Он

интригует зрителя, так что хочется

проследить за его взглядом,

всмотреться вглубь картины, чтобы

увидеть, что такое увидел вдалеке

замерший медвежонок.

9.

май

М. А.

Врубель.

«Царевна-

Лебедь».

Цель: рисование

иллюстрации к

произведению

А.С. Пушкина

«Царевна

Лебедь».

Задачи:

На заднем плане, на скалистом

обрывистом берегу, мы можем

увидеть стены полуразрушенных

строений.

На девушке белоснежное одеяние,

которое говорит то ли о её чистоте,

то ли о том, что она имеет

16

- продолжать

учить рисовать

гуашью;

- закрепить навык

тщательно

промывать кисть

при смене цвета;

- учить

использовать

метод

«примакивания» в

работе;

- прививать

любовь к чтению

сказок русских

писателей.

отношение к миру мёртвых, а

может то и другое вместе. На

голове роскошный головной убор,

красивый, с драгоценными

камнями.

Это не просто таинственная

девушка, которая оборачивается

лебедем, а настоящая царевна,

владычица какого-то непознанного

мира. Здесь красивая сказка

совместилась с мистическим

настроением, демоническим миром,

который делает историю даже где-

то более реалистичной, похожей на

правду, в которую можно поверить.

Образ Царицы находится на еле

уловимой грани перевоплощения из

девушки в птицу, из человека в

демона. В ней есть одновременно

что-то пугающее и что-то очень

привлекательное, возвышенное.

ОТ 6 ЛЕТ ДО ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.

сентябрь

О.А.

Кипренский.

«Портрет А.С.

Пушкина».

Цель:

познакомить

детей с новым

видом жанра -

портрет.

Задачи:

Закрепить знания

детей об А.С.

Пушкине.

Воспитывать

литературный

вкус.

Орест Адамович Кипренский (1782

—1836). Произведения О.

Кипренского, особенно его

замечательные портреты, являются

одной из самых больших

жемчужин нашего художественно

наследия.

Фамилия Кипренский

вымышленная. Возможно, она

происходит от имени богини

Киприды Выходец из крепостной

среды, своим трудом добившийся

всеевропейской славы. О. А.

Кипренский написал лучший

портрет А.С. Пушкина.

На светлом желто-зеленом фоне

рисуется изображение поэта,

одетого в строгий сюртук с

перекинутым через плечо

клетчатым красно-зеленым

шотландским пледом (некоторые

исследователи называют его

плащом).

17

Изящная фигура написана в фас,

лицо поэта обращено слегка

направо, в ту сторону, где в

глубине, за креслом, стоит

бронзовая статуэтка Гения с

кифарой в руках.

2.

октябрь

К.Ф. Юон.

«Зимнее

солнце».

Цель: Знакомить

детей с

произведениями

искусства

(живописи),

жанрами

(пейзаж).

Развивать

творческую

активность,

воображение и

фантазию.

Задачи:

Расширять

представление

детей о зимних

развлечениях,

вызвать

положительные

эмоции.

Обогащать и

активизировать

словарь детей.

Константин Федорович Юон

русский и советский художник. На

своих городских и деревенских

пейзажах он показывал на фоне

природы повседневную жизнь

русского народа в различные

периоды времени.

В 1950 году Юон получил звание

народного художника СССР. На

картине Зимнее солнце живописец

изобразил красочный пейзаж в

заснеженном лесу. Она была

написана в 1916 году.

На картине Зимнее солнце Юона

изображен погожий солнечный

день. Мы оказываемся на

заснеженной поляне.

Впереди видны различные деревья

смешанного леса.

В левой части полотна

расположились преимущественно

темно-зеленые ели.

А справа мы видим оголенные

кроны лиственных деревьев. Сквозь

них пробиваются яркие лучи

заходящего солнца. Создается

такое впечатление, что эти лучи

буквально ослепляют зрителя.

3.

ноябрь

О.А.

Кипренский.

«Портрет А.С.

Пушкина».

Цель:

Продолжать учить

рассматривать

произведения

изобразительного

искусства

(портрет А.С.

Пушкина

художника

О.Кипренского).

Задачи:

В лице поэта О. Кипренский мягко

передает его характерные

«арапские» черты, густые

каштановые волосы свободно

вьются на голове, не спускаясь на

высокий лоб и не выбиваясь

беспорядочно.

Исходя из общего замысла,

художник с гениальной

уверенностью пренебрег

некоторыми частностями, придал

18

Развивать умение

понимать

внутренний мир

поэта (его

настроение,

мысли, желания).

Воспитывать

чувство любви,

гордости за

Отечественное

искусство.

А.С. Пушкину лично ему не

свойственную, но для портрета

единственно необходимую,

абсолютно точную позу.

Образ поэта на портрете немыслим

без этой позы со скрещенными на

груди руками.

О.А. Кипренский очень хорошо

смог уловить и передать эту его

черту. На картине поэт изображен

вполоборота к зрителю. Он

задумчиво смотрит вдаль, скрестив

на груди руки. Мы не можем

встретиться с ним взглядом,

заглянуть ему в глаза и проникнуть

в тайны гениальной души поэта.

4.

декабрь

К.Ф. Юон.

«Зимнее

солнце».

Цель:

продолжать

знакомить детей с

произведениями

искусства

(живописи),

жанрами (пейзаж)

Задачи:

Учить

детей отвечать на

вопросы по

содержанию

картины,

составлять

рассказ по

картине. Уметь

регулировать

громкий и тихий

голос, изменять

тембр голоса при

звукопроизношен

ии.

Воспитывать

желание

присутствовать на

занятии, узнавать

новое для себя,

получать

удовольствие от

познавательной

Длинные тени от деревьев

растянулись на всю поляну.

Снег в тех местах, куда падает тень,

написан художником в холодных

синих тонах.

А на солнце он золотистого цвета с

розовыми, оранжевыми и голубыми

оттенками.

Снег искрится и переливается,

словно само солнце разлилось под

ногами.

Справа мы можем увидеть

лошадиную повозку с большой

охапкой хвороста на санях.

Деревенский мужичок насобирал в

лесу хворост, чтобы топить дома

печку. Вот сейчас соберёт

оставшиеся сухие ветки и поедет к

себе в деревню.

19

деятельности.

5.

январь

И.К.

Айвазовский.

«Черное

море».

Цель:

Продолжать

знакомить детей с

жизнью и

творчеством И. К.

Айвазовского.

Задачи:

развивать

способность детей

понимать

содержание

картины, ее

основную мысль

и чувства,

переданные

художником.

Совершенствоват

ь навыки

рисования

акварелью по

тонированному

листу бумаги,

развивать

творчество,

самостоятельност

ь в выборе

способа

изображения

моря.

Картина Ивана Константиновича

Айвазовского «Черное море», была

создана в 1881 году уже на закате

творческой карьеры художника. В

это период у него уже были

сформированы четкие позиции,

произошло переосмысление не

только своей жизни, но и значения

его стихии.

Многие ценители замечают, что

именно это произведение является

уже результатом переосмысления

жизни мастера, а также

представляет нам его стихию с

другой стороны.

Полотно с первого взгляда

впечатляет эффектным

изображением буйства стихии.

Глядя на него, сразу становится

понятной причина, по которой

Черное море получило свое

название.

Мирное и ласковое, сине-зеленое и

спокойное в хорошую погоду, в

бурю это море превращается в

ревущего дикого зверя.

В его пучине нашли свой конец

многие суда за долгую эпоху

существования судоходства в этом

районе мира. Намеком на это

служит крохотное, едва заметное за

бурными валами воды изображение

корабля на горизонте.

6.

февраль

К.Ф. Юон.

«Зимнее

солнце».

Цель:

продолжать

знакомить детей

с творчеством К.

Ф. Юона.

Задачи:

формировать

умение

использовать

выразительные

средства языка

Над верхушками деревьев мы

можем увидеть прекрасное голубое

небо с белыми облаками. День

настолько ясный, что в какой-то

момент кажется, что это вовсе не

зимний, а летний день. И лишь

присутствие снега и голые деревья

напоминают нам, что это зима.

Автор выбрал необычный сюжет

для своего полотна, изобразив

яркое солнце, находящееся за

20

для передачи

своих мыслей и

впечатлений;

определять

основную мысль

произведения;

воспитывать

интерес к

искусству,

развивать чувство

прекрасного.

стволами деревьев. У него

получился удивительный по

красоте зимний пейзаж. Можно с

уверенностью сказать, что

художник любит родную для него

русскую природу и восторгается ее

красотой.

7.

март

И.К.

Айвазовский.

Бриг

«Меркурий»,

атакованный

двумя

турецкими

кораблями».

Цель:

продолжать

знакомить детей с

жизнью и

творчеством И. К.

Айвазовского.

Задачи: Уметь

различать жанры

живописи из

общей массы

картин.

Закреплять знания

детей о

героических

подвигах русских

людей.

Формировать

умение грамотно

выражать свое

отношение к

произведению

искусства.

Формировать

представления о

героизме,

мужестве,

воспитать чувства

сопереживания и

гордости за

российских

воинов,

стремление быть

похожими на

героических

«Бриг «Меркурий», атакованный

двумя турецкими кораблями» —

одна из самых известных картин

Ивана Константиновича

Айвазовского (1817-1900). Данная

картина является не только

интересной с точки зрения

живописи, но также исторической,

так как в центре сюжета реально

происходивший бой. Картина

«Бриг «Меркурий», атакованный

двумя турецкими кораблями» была

написана в 1892 году. В настоящее

время находится в Феодосийской

картинной галерее имени И. К.

Айвазовского, Феодосия.

Бой, который изображён на

картине, произошёл 14 мая 1829

года. Российский бриг «Меркурий»

патрулировал турецкий пролив

Босфор в Чёрном море. В это время

его настигли два турецких

быстроходных корабля «Селиме» и

«Реал-бей». Положение брига

оказалось практически

безвыходным, так как турецкие

корабли были не только более

быстроходные, но и более

оснащённые. На борту двух

турецких кораблей находилось 200

орудий, тогда как на российском

бриге всего 18.

Однако, несмотря на это, капитан-

лейтенант А. И. Казарский,

21

людей.

Продолжать

работу по

воспитанию

патриотизма через

ознакомление с

историческими

событиями

военных лет.

офицерский совет и матросы

единогласно приняли решение дать

бой. Во время боя, который

продолжался на протяжении двух

часов, бриг повредил мачты

турецких кораблей, из-за чего те

потеряли возможность

маневрировать и ушли из боя.

8.

апрель

И.К.

Айвазовский.

«Черное

море».

Цель:

Продолжить

знакомство детей

с морским

пейзажем,

показать, что

изображение

изменчивой

стихии моря -

труднейший

мотив живописи,

музыке.

Задачи:

закреплять и

расширять знания

детей о роли

деятельности

человека в

природе и ее

результатах.

Воспитывать

бережное

отношение к

природе,

животному миру;

развивать

экологическую

культуру.

Непонятно, терпит ли корабль

бедствие, или же он справляется со

свирепой стихией, так как он

находится от нас очень далеко,

почти на границе неба и земли. Но,

зная суровый и непредсказуемый

характер Черного моря, морякам,

попавшим в бурю на нем, можно

только посочувствовать. На

знаменитой картине показан

момент, когда буря только

начинается. До того, как

вздымающиеся валы достигнут

своей критической высоты, еще

далеко, но вода уже налилась

глубоким свинцовым оттенком, а

гребни волн показывают

начинающийся шторм. Даже

человек, просто глядящий на

полотно, начинает буквально

физически ощущать эту качку, ведь

рисунок волн передан с

мастерством, граничащим в

волшебством. Цветовая гамма

картины темная, приглушенная,

достаточно насыщенная и богатая,

но не имеющая ни единого яркого

или «открытого» оттенка. Вся

композиция построена на

полутонах, которые должны

заставить волны переливаться

живыми цветами воды в бурю.

Небо выписано под сталь волнам.

Оно сплошь затянуто тяжелыми,

22

словно свинцом налитыми тучами,

грозящими затяжным ливнем и

опасной грозой. Оказаться в такую

погоду посреди открытого моря

смертельно опасно.

И только вдали, у самого

горизонта, художником выписана

светлая полоса, над которой

клубятся белые безопасные облака.

Возможно, именно там, за

горизонтом, закрытом облаками,

находится вожделенная

спасительная земля, куда изо всех

сил стремится маленький кораблик,

потерявшийся в страшных, грозных

водах Черного моря.

Общее впечатление от полотна —

это невероятная, сокрушительная

мощь стихии, пока что

притаившаяся, не разыгравшаяся в

полную силу. Но скоро, скоро

грянет буря...

9.

май

И.К.

Айвазовский.

Бриг

«Меркурий»,

атакованный

двумя

турецкими

кораблями».

Цель:

Формировать

представление о

том, что

историческая

живопись

основывается на

широких

исторических

знаниях, умении

обобщать и

раскрывать

сущность

исторических

событий.

Задачи: Показать,

что благодарность

и память народа о

своих героях

живёт в

произведениях

изобразительного

искусства.

14 мая 1829 года три русских

военных корабля — фрегат

«Штандарт» и бриги «Орфей»

и «Меркурий» — крейсировали

на траверзе Пендераклии, когда

увидели приближающуюся к ним

на горизонте турецкую эскадру,

значительно превосходящую

их по силам. Поскольку

необходимости принимать

неравный бой не было, командир

«Штандарта» капитан-лейтенант

Павел Яковлевич Сахновский дал

сигнал «Взять курс, при котором

судно имеет наилучший ход».

Русские корабли повернули

в сторону

Севастополя. Однако

в тот день на море низовой ветер

был слаб, и поэтому «Меркурию»,

обладавшему худшими ходовыми

качествами, не удалось уйти

от погони.

23

Развивать умение

внимательно,

вдумчиво,

серьезно

воспринимать

художественное

полотно, владеть

приёмами

композиционного

построения

тематической

картины.



В раздел образования