Автор: Сартыкова Любовь Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Кетченеровская многопрофильная гимназия имени Хонина Косиева"
Населённый пункт: п.Кетченеры Республики Калмыкия
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок по литературе по роману- эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир!
Раздел: среднее образование
Разработка урока по литературе в 10 классе
по теме « В какой семье ты хотел воспитываться: в семье Ростовых или Болконских»
( по роману- эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»
Учитель русского языка и литературы Сартыкова Любовь Алексеевна,
МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им.Х.Косиева»
Цели: Показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с её святой заботой
старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать,
чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде»; на примере
Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни;
выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип.
На доске написаны эпиграфы к уроку: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с
возможностью делать добро людям» (Л. Н. Толстой).
«Вы, Лев Николаевич, один из тех людей, слова которых возвышают душу и делают слёзы
даже высокими и у которых хочется в минуту горя заплакать и горячо поцеловать руку,
как у родного отца» (И. Бунин).
Ход урока: - Сегодня на уроке мы будем говорить, как изобразил Л. Н. Толстой в своём
романе семью. И что является идеалом семьи для Л. Н. Толстого.
В своих дневниках Л. Толстой писал: «Ежели врождённых наклонностей человек не
имеет, то ясно, что добро и зло зависят от воспитания». Если бы человек не желал, то и не
было бы человека. Причина всякой деятельности есть желание… «Желание к учёбе,
любознательность детей надо поощрять в раннем возрасте», «необходимо как можно
раньше научить ребёнка в семье довольствоваться малым, сделать нормой жизни принцип
«больше делать, чем брать», - это всё слова Л. Толстого, которые были им записаны в 60 –
70 годы 19 столетия. Но всё это остаётся актуально и в наши дни.
Как мы помним Лев Толстой сам воспитывался в большой семье, у него было 3 брата и
сестра, сам он остался без матери в 2 – х летнем возрасте. Когда он женился на Софье
Андреевне Берс, в их семье было восемь детей: Илья, Андрей, Михаил, Сергей, Алёша,
Марья, Татьяна, Лев.
В романе «Война и мир» очень хорошо прослеживается семейная тема.
- Как вы думаете, какие семьи должны быть в поле зрения на сегодняшнем уроке?
(Болконские, Ростовы).
- Это две противоположные, полярные семьи, а как бы нечто среднее между ними – это
чья семья? (Молодых Ростовых и Безуховых).
2. Первый этап нашего урока будет, как бы небольшой диспут, то есть вы должны сейчас
сделать выбор, в какой семье каждый из вас хотел бы жить и воспитываться: в семье
Ростовых или в семье Болконских?
- Выбрать семью – это выбрать себя: сегодняшнего, завтрашнего – скоро у вас такой
выбор появится, не пройдёт и двух лет.
Понятно, лучше той семьи, в которой вы сейчас живёте, нет и не надо. У вас есть ещё
время думать, но на сегодняшнем уроке уже нет.
- Кто хочет жить в семье Ростовых? Сядьте за первый ряд. (Их будет большинство).
- Понятно, то в семье Болконских жить не хочется, а особенно современным девочкам, но
ведь в их семье дети тоже порядочные люди, пересильте себя и сядьте, кто может что – то
хорошее сказать о старике Болконском и его детях.
- А теперь обоснуйте свой выбор, почему вы так сели?
Я хочу вам сказать: «Приближаясь к нравственному опыту минувших поколений, вы
должны взять из прошлого в свой сегодняшний и завтрашний день всё самое лучшее».
1.
Начнём с трудного - с семьи Болконских.
1.
Чем интересна личность старика Болконского Толстому и нам, читателям?
(Своей незаурядностью. Друг Кутузова, ещё в молодости получил генерал – анфеша. И
опальный он не перестал интересоваться политикой. Его энергичный ум требует выхода).
1.
Какие две добродетели он почитал? (Деятельность и ум).
2.
Он говорил, что есть только два источника людских пороков. Какие? (Праздность и
суеверие).
3.
Чем он постоянно был занят? (Писанием своих мемуаров, выкладкой из высшей
математики, точением табакерок на станке, работой в саду и наблюдением над
постройками. Всеми поступками Болконского руководит чувство долга, которое в
нём очень сильно).
4.
Какую должность он на себя принял? (Стал главнокомандующим).
5.
Почему старик Болконский требователен к дочери до деспотизма? (Ключ к
разгадке во фразе самого Николая Андреевича: «А чтобы ты была похожа на
наших глупых барышень, я не хочу»).
6.
Почему для него мучителен приезд и сватовство Курагиных, этой «глупой,
бессердечной породы»? (Он понимает, как богат духовный мир его дочери; знает,
какой красивой она может быть в минуты большого душевного волнения, он знает,
что Марья «дурна, неловка». «И кто её возьмёт из любви?»).
7.
Когда и как заявит о себе отцовская гордость в княжне Марье? (Отказ от Анатоля
Курагина. Старик, может, потому и учит дочь математике, чтобы она умом и
логикой защитила себя от Курагиных и им подобных. Но, увы, рядом с такими, как
Анатоль, математика не всегда помогает. Не поможет и молитва. Разве что случай,
ниспосланный свыше. Если бы не случай: смогла бы княжна отказать Анатолю? С
негодование отклонит покровительство французского генерала Рома, сумеет
подавить гордость в сцене прощания с разорившимся Н. Ростовым).
8.
Как проявляется порода Болконских в князе Андрее? (Разочаруется в свете и уйдёт
в армию. Деятельность Андрея так же неустанна, как и работа отца. Работа в
комиссии Сперанского, попытка составить и утвердить свой план расположения
войск у Шенграбена, освобождение крестьян, улучшения условий их жизни ).
9.
Почему Андрей снова вернулся в армию? (Он понимал, что должен быть там, где
он нужен Родине).
10. Почему, когда князь Болконский прощается с сыном, говорит ему: «скажи ты ему
(Кутузову), что я его помню и люблю». А почему бы ему это не сказать самому в
письме? (Не любил подхалимаж ни в каком его проявлении).
11. Всегда ли Марья поступала по совести? (Однажды она ужаснулась своей
«душевной мерзости» (это её слова). Она мечтала о смерти отца как освобождении
из – под гнёта стариковской опёки, были минуты – она ненавидела его. И поэтому
горько плачет вместе с беспомощным умирающим отцом, любя его, как никогда,
духовно прозревшая у роковой черты).
12. О чём же плачет старик Болконский, что его тревожит за несколько минут до
второго и последнего удара? (Россия и дети. Он говорит: «Погибла Россия!
Погубили! Есть тут слезинка, оплакивающая его самого, так некстати уходящего за
грань бытия»).
Вывод: Мы всё - таки чаще выбираем тех, кто с виду строг, а в душе – то любит нас. Таков
старый князь Болконский. Болконские живут интересами России как государства, значит
Болконские – социальные.
1.
Совсем другой жизнью живут Ростовы, в основном, своими заботами, они –
домашние. Втора половина класса предпочли Ростовых. Вас можно понять: здесь
есть мама, без которой семьи как бы и вовсе нет.
1.
Какая же мама у них была? (Ответы учащихся).
2.
Вы согласны с художником, который изобразил мать Ростовых? (через
мультипроектор демонстрируется портрет матери Ростовых, а дети отвечают на
заданный вопрос).
3.
А легко ли было ей? У неё было 12 детей, в живых осталось только четверо.
(Ответы детей).
4.
Главным свойством в семье Ростовых было – открытость души, радушие.
Приведите примеры этому. (Много гостей на именинах, полный дом
родственников, в честь гостя дома Денисова устраивается праздник).
5.
За что шестнадцатилетний Петя, уйдя добровольцем на войну, вызовет отцовскую
любовь у Денисова и офицеров? (Этот сын добряка хлебосола Ростова найдёт
семью в офицерском кружке и всех захочет обогреть детской любовью. Купил 10
фунтов изюма и всех угощает. Уговорил накормить французского барабанщика).
6.
Почему Английский клуб поручил торжественный обед в честь Багратиона граф
Ростову? (Был безотказный, умел принять гостей, был хлебосольный, хотя уже
почти разорился).
7.
Когда Ростов проявляет себя как истинный патриот своей Родины? (Отправляет
Петю в армию, отдаёт свои телеги под раненых).
8.
Но только ли к радости и счастью приводит открытость, доверчивость младших
Ростовых? (Наташа поверит в искренность чувств Анатоля и согласится на побег.
Николай сообщит отцу о проигрыше Долохову в 43 тысячи. Наташа расскажет о
предстоящем побеге Соне, потом напишет княжне Марье о разрыве с Андреем,
искренне раскается; не простив себя, отравится).
9.
Любит ли Толстой Николая Ростова? (Несомненно).
10. Почему мать так настойчиво добивалась брака Николая с княжной Марьей? (Ни на
минуту не сомневалась, что этот брак может сделать сына счастливым, так как
княжна Марья может дать гармонию семейного счастья и покоя, но и потому, что
она богата).
Вывод: Как часто употребляет Толстой слово семья, семейство для обозначения дома
Ростовых. Для Толстого за этим словом – мир, согласие, любовь.
- Чем похожи дом Болконских и дом ростовых? (Чувством семьи, духовным родством,
патриархальны укладом, гостеприимством (даже в Отрадном собиралось до 400 гостей, в
Лысых Горах – до 100 гостей 4 раза в год); Наташа, Николай, Петя честны, искренни,
откровенны друг с другом, открывают душу родителям; дружны Андрей и Марья. Обе
семьи отличаются огромной заботой родителей о детях. Детей Ростовы и Болконских
любят больше, чем себя).
- Как доказывает Толстой – писатель свою мысль: нет нравственного стержня в родителях
– не будет его и в детях? (Василь Курагин – отец троих детей, но все его мечты сводятся к
одному: пристроить их повыгоднее, сбыть с рук).
- Браки, построенные по расчёту … станут ли они семьёй в толстовском понимании этого
слова? (Друбецкой, Берг. Они женились удачно. Чувства нет душа молчит. А ведь
истинное чувство любви перерождает любимых героев Толстого).
Вывод: Каждая семья – это целый мир. Особый, ни на что не похожий, исполненный
сложных взаимоотношений, где свои горести и радости, свои тревоги и надежды. Если мы
при всём желании не можем назвать счастливой семью Болконских, то про семью
Ростовых можем сказать со всей определённостью – счастливая семья.
Болконские любят друг друга, но эта любовь для них источник и раздражения, и, нередко,
страданий.
У Ростовых же любовь – основа жизни семьи. Это взаимная любовь доставляет радость не
только её членам, но и окружающим. Здесь не боятся высказать друг другу свои чувства
ни перед друг другом, ни перед друзьями, ни перед знакомыми.
Но Болконские и Ростовы – это две крайности. Главное, что в их семьях любят друг друга.
Они - идеал для Л. Н. Толстого, а что для вас стало идеалом? Как вы будете строить свою
жизнь? Как сейчас вы относитесь к своим родителям, как они относятся к вам? Что же в
вас больше – вы берёте больше или больше отдаёте. Задумайтесь над всем этим.
Итог урока:
- Что в уроке вам понравилось больше всего?
- Что было трудным?
- Какие выводы для себя сделали после нашего урока?
Оценки. Домашнее задание – война 1805 – 1807 годов.