Напоминание

Урок по литературе по роману- эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир!


Автор: Сартыкова Любовь Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Кетченеровская многопрофильная гимназия имени Хонина Косиева"
Населённый пункт: п.Кетченеры Республики Калмыкия
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок по литературе по роману- эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир!
Раздел: среднее образование





Назад




Разработка урока по литературе в 10 классе

по теме « В какой семье ты хотел воспитываться: в семье Ростовых или Болконских»

( по роману- эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»

Учитель русского языка и литературы Сартыкова Любовь Алексеевна,

МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им.Х.Косиева»

Цели: Показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с её святой заботой

старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать,

чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде»; на примере

Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни;

выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип.

На доске написаны эпиграфы к уроку: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с

возможностью делать добро людям» (Л. Н. Толстой).

«Вы, Лев Николаевич, один из тех людей, слова которых возвышают душу и делают слёзы

даже высокими и у которых хочется в минуту горя заплакать и горячо поцеловать руку,

как у родного отца» (И. Бунин).

Ход урока: - Сегодня на уроке мы будем говорить, как изобразил Л. Н. Толстой в своём

романе семью. И что является идеалом семьи для Л. Н. Толстого.

В своих дневниках Л. Толстой писал: «Ежели врождённых наклонностей человек не

имеет, то ясно, что добро и зло зависят от воспитания». Если бы человек не желал, то и не

было бы человека. Причина всякой деятельности есть желание… «Желание к учёбе,

любознательность детей надо поощрять в раннем возрасте», «необходимо как можно

раньше научить ребёнка в семье довольствоваться малым, сделать нормой жизни принцип

«больше делать, чем брать», - это всё слова Л. Толстого, которые были им записаны в 60 –

70 годы 19 столетия. Но всё это остаётся актуально и в наши дни.

Как мы помним Лев Толстой сам воспитывался в большой семье, у него было 3 брата и

сестра, сам он остался без матери в 2 – х летнем возрасте. Когда он женился на Софье

Андреевне Берс, в их семье было восемь детей: Илья, Андрей, Михаил, Сергей, Алёша,

Марья, Татьяна, Лев.

В романе «Война и мир» очень хорошо прослеживается семейная тема.

- Как вы думаете, какие семьи должны быть в поле зрения на сегодняшнем уроке?

(Болконские, Ростовы).

- Это две противоположные, полярные семьи, а как бы нечто среднее между ними – это

чья семья? (Молодых Ростовых и Безуховых).

2. Первый этап нашего урока будет, как бы небольшой диспут, то есть вы должны сейчас

сделать выбор, в какой семье каждый из вас хотел бы жить и воспитываться: в семье

Ростовых или в семье Болконских?

- Выбрать семью – это выбрать себя: сегодняшнего, завтрашнего – скоро у вас такой

выбор появится, не пройдёт и двух лет.

Понятно, лучше той семьи, в которой вы сейчас живёте, нет и не надо. У вас есть ещё

время думать, но на сегодняшнем уроке уже нет.

- Кто хочет жить в семье Ростовых? Сядьте за первый ряд. (Их будет большинство).

- Понятно, то в семье Болконских жить не хочется, а особенно современным девочкам, но

ведь в их семье дети тоже порядочные люди, пересильте себя и сядьте, кто может что – то

хорошее сказать о старике Болконском и его детях.

- А теперь обоснуйте свой выбор, почему вы так сели?

Я хочу вам сказать: «Приближаясь к нравственному опыту минувших поколений, вы

должны взять из прошлого в свой сегодняшний и завтрашний день всё самое лучшее».

1.

Начнём с трудного - с семьи Болконских.

1.

Чем интересна личность старика Болконского Толстому и нам, читателям?

(Своей незаурядностью. Друг Кутузова, ещё в молодости получил генерал – анфеша. И

опальный он не перестал интересоваться политикой. Его энергичный ум требует выхода).

1.

Какие две добродетели он почитал? (Деятельность и ум).

2.

Он говорил, что есть только два источника людских пороков. Какие? (Праздность и

суеверие).

3.

Чем он постоянно был занят? (Писанием своих мемуаров, выкладкой из высшей

математики, точением табакерок на станке, работой в саду и наблюдением над

постройками. Всеми поступками Болконского руководит чувство долга, которое в

нём очень сильно).

4.

Какую должность он на себя принял? (Стал главнокомандующим).

5.

Почему старик Болконский требователен к дочери до деспотизма? (Ключ к

разгадке во фразе самого Николая Андреевича: «А чтобы ты была похожа на

наших глупых барышень, я не хочу»).

6.

Почему для него мучителен приезд и сватовство Курагиных, этой «глупой,

бессердечной породы»? (Он понимает, как богат духовный мир его дочери; знает,

какой красивой она может быть в минуты большого душевного волнения, он знает,

что Марья «дурна, неловка». «И кто её возьмёт из любви?»).

7.

Когда и как заявит о себе отцовская гордость в княжне Марье? (Отказ от Анатоля

Курагина. Старик, может, потому и учит дочь математике, чтобы она умом и

логикой защитила себя от Курагиных и им подобных. Но, увы, рядом с такими, как

Анатоль, математика не всегда помогает. Не поможет и молитва. Разве что случай,

ниспосланный свыше. Если бы не случай: смогла бы княжна отказать Анатолю? С

негодование отклонит покровительство французского генерала Рома, сумеет

подавить гордость в сцене прощания с разорившимся Н. Ростовым).

8.

Как проявляется порода Болконских в князе Андрее? (Разочаруется в свете и уйдёт

в армию. Деятельность Андрея так же неустанна, как и работа отца. Работа в

комиссии Сперанского, попытка составить и утвердить свой план расположения

войск у Шенграбена, освобождение крестьян, улучшения условий их жизни ).

9.

Почему Андрей снова вернулся в армию? (Он понимал, что должен быть там, где

он нужен Родине).

10. Почему, когда князь Болконский прощается с сыном, говорит ему: «скажи ты ему

(Кутузову), что я его помню и люблю». А почему бы ему это не сказать самому в

письме? (Не любил подхалимаж ни в каком его проявлении).

11. Всегда ли Марья поступала по совести? (Однажды она ужаснулась своей

«душевной мерзости» (это её слова). Она мечтала о смерти отца как освобождении

из – под гнёта стариковской опёки, были минуты – она ненавидела его. И поэтому

горько плачет вместе с беспомощным умирающим отцом, любя его, как никогда,

духовно прозревшая у роковой черты).

12. О чём же плачет старик Болконский, что его тревожит за несколько минут до

второго и последнего удара? (Россия и дети. Он говорит: «Погибла Россия!

Погубили! Есть тут слезинка, оплакивающая его самого, так некстати уходящего за

грань бытия»).

Вывод: Мы всё - таки чаще выбираем тех, кто с виду строг, а в душе – то любит нас. Таков

старый князь Болконский. Болконские живут интересами России как государства, значит

Болконские – социальные.

1.

Совсем другой жизнью живут Ростовы, в основном, своими заботами, они –

домашние. Втора половина класса предпочли Ростовых. Вас можно понять: здесь

есть мама, без которой семьи как бы и вовсе нет.

1.

Какая же мама у них была? (Ответы учащихся).

2.

Вы согласны с художником, который изобразил мать Ростовых? (через

мультипроектор демонстрируется портрет матери Ростовых, а дети отвечают на

заданный вопрос).

3.

А легко ли было ей? У неё было 12 детей, в живых осталось только четверо.

(Ответы детей).

4.

Главным свойством в семье Ростовых было – открытость души, радушие.

Приведите примеры этому. (Много гостей на именинах, полный дом

родственников, в честь гостя дома Денисова устраивается праздник).

5.

За что шестнадцатилетний Петя, уйдя добровольцем на войну, вызовет отцовскую

любовь у Денисова и офицеров? (Этот сын добряка хлебосола Ростова найдёт

семью в офицерском кружке и всех захочет обогреть детской любовью. Купил 10

фунтов изюма и всех угощает. Уговорил накормить французского барабанщика).

6.

Почему Английский клуб поручил торжественный обед в честь Багратиона граф

Ростову? (Был безотказный, умел принять гостей, был хлебосольный, хотя уже

почти разорился).

7.

Когда Ростов проявляет себя как истинный патриот своей Родины? (Отправляет

Петю в армию, отдаёт свои телеги под раненых).

8.

Но только ли к радости и счастью приводит открытость, доверчивость младших

Ростовых? (Наташа поверит в искренность чувств Анатоля и согласится на побег.

Николай сообщит отцу о проигрыше Долохову в 43 тысячи. Наташа расскажет о

предстоящем побеге Соне, потом напишет княжне Марье о разрыве с Андреем,

искренне раскается; не простив себя, отравится).

9.

Любит ли Толстой Николая Ростова? (Несомненно).

10. Почему мать так настойчиво добивалась брака Николая с княжной Марьей? (Ни на

минуту не сомневалась, что этот брак может сделать сына счастливым, так как

княжна Марья может дать гармонию семейного счастья и покоя, но и потому, что

она богата).

Вывод: Как часто употребляет Толстой слово семья, семейство для обозначения дома

Ростовых. Для Толстого за этим словом – мир, согласие, любовь.

- Чем похожи дом Болконских и дом ростовых? (Чувством семьи, духовным родством,

патриархальны укладом, гостеприимством (даже в Отрадном собиралось до 400 гостей, в

Лысых Горах – до 100 гостей 4 раза в год); Наташа, Николай, Петя честны, искренни,

откровенны друг с другом, открывают душу родителям; дружны Андрей и Марья. Обе

семьи отличаются огромной заботой родителей о детях. Детей Ростовы и Болконских

любят больше, чем себя).

- Как доказывает Толстой – писатель свою мысль: нет нравственного стержня в родителях

– не будет его и в детях? (Василь Курагин – отец троих детей, но все его мечты сводятся к

одному: пристроить их повыгоднее, сбыть с рук).

- Браки, построенные по расчёту … станут ли они семьёй в толстовском понимании этого

слова? (Друбецкой, Берг. Они женились удачно. Чувства нет душа молчит. А ведь

истинное чувство любви перерождает любимых героев Толстого).

Вывод: Каждая семья – это целый мир. Особый, ни на что не похожий, исполненный

сложных взаимоотношений, где свои горести и радости, свои тревоги и надежды. Если мы

при всём желании не можем назвать счастливой семью Болконских, то про семью

Ростовых можем сказать со всей определённостью – счастливая семья.

Болконские любят друг друга, но эта любовь для них источник и раздражения, и, нередко,

страданий.

У Ростовых же любовь – основа жизни семьи. Это взаимная любовь доставляет радость не

только её членам, но и окружающим. Здесь не боятся высказать друг другу свои чувства

ни перед друг другом, ни перед друзьями, ни перед знакомыми.

Но Болконские и Ростовы – это две крайности. Главное, что в их семьях любят друг друга.

Они - идеал для Л. Н. Толстого, а что для вас стало идеалом? Как вы будете строить свою

жизнь? Как сейчас вы относитесь к своим родителям, как они относятся к вам? Что же в

вас больше – вы берёте больше или больше отдаёте. Задумайтесь над всем этим.

Итог урока:

- Что в уроке вам понравилось больше всего?

- Что было трудным?

- Какие выводы для себя сделали после нашего урока?

Оценки. Домашнее задание – война 1805 – 1807 годов.



В раздел образования