Напоминание

Блочно- модульные технологии на уроках русского языка


Автор: Сартыкова Любовь Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Кетченеровская многопрофильная гимназия имени Хонина Косиева"
Населённый пункт: п.Кетченеры Республики Калмыкия
Наименование материала: учебная программа
Тема: Блочно- модульные технологии на уроках русского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Блочно- модульная технологии на уроках русского языка (из опыта работы)

Учитель Сартыкова Любовь Алексеевна

Цель модульного обучения - содействие развитию самостоятельности обучающихся, их

умения

работать

с

учетом

индивидуальных

способов

проработки

учебного

материала. Данная технология предполагает, что школьник должен научиться добывать

информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт.

Отличия модульного обучения от традиционного.

Критерии

традиционное обучение

модульное обучение

1

форма обучения

фронтальная

индивидуально-групповая

2

темп учебно-

познавательной

деятельности

общий

индивидуальный

3

содержание обучения

через поурочное изучение

материала

законченные информационные

блоки

4

формирование

дидактической цели

для класса в целом

для обучающихся и содержит в

себе не только указание на объем

изучаемого содержания, но и на

уровень его усвоения

5

преобладающий метод

обучения

объяснительно –

иллюстративный

деятельностный характер

обучения, способствует развитию

интересов и способностей

ученика

6

при изучении нового

материала форма общения

учитель – ученик, устная

учитель- ученик, письменная,

через модули и личное

индивидуальное общение

7

количество времени,

отводимое на

самостоятельную работу

ученика

действия ученика – не всегда

и не у всех осознанны,

спланированы и направлены

ученик работает максимум

времени самостоятельно, учится

целеполаганию,

8

управление учебно-

познавательной

деятельностью учащихся

жесткое

через модули непосредственно,

более мягкое, сугубо

целенаправленное

9

Индивидуальное

консультирование

есть проблема свободного

(внеурочного) времени для

индивидуальных

консультаций учащихся

нет, все осуществляется на уроке

10

психологическая

проблема

существует

снимается

Организация:

1.Первый цикл (1-2 урока) предназначен для изучения нового материала с опорой на

максимально доступный комплекс средств обучения. Обучающиеся получают конспект

материала – либо готовый, заранее размноженный, либо появляющийся на доске по мере

объяснения учителя. На этом же уроке проводится первичное закрепление.

2.Второй цикл (1 урок)– урок «общение». Основной метод – работа в парах, каждый

ученик овладевает материалом по учебнику, затем шлифует материал в общении со своим

сверстником и затем «сдает» материал учителю;

3.Третий цикл (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы: учащиеся под

руководством учителя работают с различными источниками, таким образом

прорабатывают материал темы, обсуждают;

Четвертый цикл (1-2 урока) – обобщение материала. Контроль знаний учащихся по всей

теме;

Обобщенная модель маршрутного листа освоения модуля

Название модуля

Виды деятельности

Оценка

Сроки исполнения

Изучение нового учебного материала

Взаимоконтроль

Зачет по опорному конспекту(ОК)

Обучающие самостоятельные работы

Проверочные самостоятельные работы

Консультации по самостоятельной работе

Работа над ошибками по самостоятельной работе

Контрольная работа

Коррекционная работа

Итоговая контрольная работа по всей теме

Творческие задания и задания повышенной трудности

Каждый вид деятельности имеет несколько степеней свободы:

Изучение нового

учебного материала

- под руководством преподавателя;

- самостоятельно с консультацией преподавателя;

- полностью самостоятельно

Взаимоконтроль

- в группе;

- индивидуально другому ученику, уже сдавшему на «отлично»;

- индивидуально преподавателю

Зачет по ОК

-устно;

-письменно;

- устно и письменно

Задания

- репродуктивного уровня;

- конструктивного уровня;

- творческого уровня.

Самостоятельная организация его выполнения:

- индивидуально;

- в группе;

Итоговая контрольная

работа

Репродуктивного, конструктивного или творческого уровня:

- от репродуктивного к творческому;

- можно выполнить работу только одного уровня.

Введение модулей в учебный процесс осуществляется постепенно. Можно сочетать

традиционную систему обучения с модульной.

.

2. Использование блочно-модульной технологии на уроках русского языка

(из опыта работы)

При составлении технологических карт уроков по БМТ теоретики технологии

рекомендуют указывать не только все учебные элементы, но и объём, последовательность

их выполнения, указать время, отводимое на каждое из них, вид работы учащихся на

каждом уроке.

Главное при организации уроков по БМТ – это соблюдение определенных этапов

освоения темы. Эти этапы одинаковы на всех модулях. Поэтому достаточно один раз

составить Универсальную технологическую карту и раздать ученикам в начале года. А

также подготовить пакет заданий, прописать цели и задачи, что к концу освоения модуля

ученик должен знать и уметь. Это основное.

В начале года каждый ученик получает Универсальную технологическую карту, в

которой прописаны основные этапы работы, «Лист контроля», в котором виден весь

объем необходимых для изучения тем и контрольные точки, по которым ученик должен

получить оценку. Через несколько уроков ученики понимают суть занятий и свободно,

каждый в своем темпе, движутся по своему «Листу контроля», который играет еще и роль

маршрутного листа. А содержание Учебных элементов добавляется в процессе освоения

темы.

Методический пакет для проведения уроков по БМТ

1.

Карта учета знаний и умений ( одна на весь год каждому ученику, вклеивается в

тетрадь для конспектов) (Приложение 1)

2.

Универсальная Технологическая карта (одна на весь год каждому ученику)

(Приложение 2)

3.

По каждой теме:

1.Карта целеполагания ( прописать цели и задачи, что должны знать и уметь,

контрольные вопросы)

2. Задания для входного контроля

3. Опорные конспекты

4. Карта заданий для самостоятельной работы (в том числе упр. из учебника)

5. Контрольная работа

Карта учета знаний и умений по русскому языку за курс 8 класса

Блоки

Темы-модули

Кол-

во

уро-

ков

+

к/р

Само-

оценка

(+ - )

Вхо

дной

конт

роль

Взаи

моко

нтро

ль

За

че

т

Самос

тоятел

ьная

работа

Самок

онтро

ль

Контрол

ьная

работа

З

н

а

ю

Ум

ею

Блок 1. Синтаксис и

пунктуация.

7

1.Виды синтаксической

связи.

1

2. Словосочетание и его

виды.

2+1

3. Предложение.

Виды простого

предложения.

2+1

Блок 2. Главные и

второстепенные члены

предложения.

17

1.Подлежащее.Способы

его выражения

1

2.Сказуемое. Основные

типы сказуемых

4+1

3.Тире между

подлежащим и

сказуемым

2+1

4. Второстепенные члены

предложения

6+2

Блок 3. Односоставные

8

предложения

1.Виды односоставных

предложений

4+1

2. Неполные

предложения

1+2

Блок 4. Осложненные

предложения

33

1.Предложения с

однородными членами

8+2

2.Предложения с

обособленными членами

14+

1

3.Предлдожения с

вводными конструкциями

4+1

4.Предложения с

обращениями

1+2

итого

65

Повторение в начале года

5+2

Повторение в конце года

7+2

Развитие речи

17

Резерв

6

всего

102

(Приложение 2)

Универсальная технологическая карта по русскому языку

Ученика 8 класса ________________

Этапы работы

Блок1

Блок2

Блок3

Блок4

Т1

Т

2

Т3

Т1

Т2

Т3

Т4

Т

1

Т2

Т1

Т2

Т3

Т4

1 этап

Целеполагание

Цель урока:

Должен знать:

Можешь знать:

Должен уметь:

Можешь уметь:

2 этап Входной

контроль

Выполни задания,

предложенные учителем.

3 этап

Теоретический

блок

Изучение

нового

материала

Задание:

Выслушай объяснение темы

учителем, воспользуйся

готовым опорным конспектом

(ОК) или изучи тему

самостоятельно по учебнику

«Теория», составь опорный

конспект по теме.

4 этап

Взаимоконтроль

Отработай контрольные

вопросы в группе. Получи

оценку товарища и сам оцени

товарища.

5 этап ЗАЧЕТ

Сдай учителю зачет по теме

6 этап

Практический

Выполни обучающую

самостоятельную работу по

Карте заданий. Консультируйся

с товарищами и учителем по

непонятным вопросам.

7 этап

Самоконтроль

Самостоятельно выполни

задания по Карте самоконтроля

Проверь себя по ключам и

выстави оценку.

Заполни «Лист учета знаний и

умений»: выстави оценки за

каждый этап работы, отметки (+

- ) о выполнении поставленных

задач («Должен уметь»)

Работа над ошибками

8 этап

Контрольный

Выполни контрольную работу

Работа над ошибками

9 этап

Рефлексия

Вернись к целям урока и ответь

на вопрос:

достиг ли ты поставленных

целей?

Доп.задания

Если ты успешно справился с

усвоением темы и у тебя

осталось время, попробуй

выполнить задания повышенной

сложности.

1. Данная

система

обучения

гарантирует

каждому

ученику усвоение

стандарта

образования и продвижение на более высокий уровень обучения.

2. Осуществляется системно-деятельностный подход. Ученик учится сам (планирует свою

работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность). Изменяются

отношения ученик-учитель. Ученик может в любой момент получить от учителя советы

по непонятным вопросам и заданиям.

3. Осуществляется дифференцированный подход в обучении;

4. Эта технология даёт возможность использования различных видов деятельности

(индивидуальной, в парах, в группах).

5. Эта технология предполагает глубокое усвоение теории, практического её применения,

что в дальнейшем необходимо при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

6. Решена проблема с дисциплиной.

.



В раздел образования