Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА "ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ" НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.


Автор: Сартыкова Любовь Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Кетченеровская многопрофильная гимназия имени Хонина Косиева"
Населённый пункт: п.Кетченеры Республики Калмыкия
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА "ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ" НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.
Раздел: среднее образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.

Сартыкова Любовь Алексеевна, учитель русского языка и литературы.

МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия имени Х.Косиева»

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности,

к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что

дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем

школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития

мышления и, прежде всего, критического.

Критичность ума - это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли,

тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое

мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в

личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной

ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры

работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные

выводы.

Критическое мышление - комплекс навыков и умений, которые формируются

постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.

Под критическим мышлением понимают 1.проявление детской любознательности,

2. выработку собственной точки зрения по определенному вопросу,

3. способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских

методов.

Структура технологии развития критического мышления состоит из трех стадий:

1.вызова,

2. осмысления содержания и рефлексии,

3. методические приёмы (перепутанные логические цепочки, маркировка восприятия

текста с использованием значков «V», «+», «-», «?», заполнение кластеров.

На каждой стадии урока используются определенные приемы работы, которые помогают

включить обучающихся в совместную деятельность.

1.Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной

работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Этому способствуют методы активного чтения (стратегия «Чтение с остановками»).

Прием «чтение с остановками» представляет собой своеобразный художественный текст с

обсуждением содержания каждого смыслового фрагмента и прогнозированием

дальнейшего развития сюжета.

Материалом для использования приема "Чтение с

остановками" служит повествовательный текст.

Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в

тексте для остановки. Эти остановки - по одну сторону находится уже известная

информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна

серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной

корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Это

результат личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.

Данный прием содержит все стадии технологии:

1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об

авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое

представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего

представления (стадия осмыслении) одновременно является и стадией вызова для

знакомства со следующим фрагментом.

Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3 стадия - рефлексия.

Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы

работы с обучающими могут быть различными.

Возможные приемы и методы на каждом этапе:

Вызов

осмысление

рефлексия

кластер, синквейн,

таблица, «да-нетки»,

перепутанная логическая

цепочка,

мозговая атака,

прогнозирование содержание

(дерево предсказаний),

ассоциации,

отсроченная догадка

инсерт, «ромашка Блума»,

«тонкие» и «толстые» вопросы,

маркировка при помощи значков,

бортовой журнал,

фишбоун,

двухчастный (трехчастный)

дневник,

прогнозирование

ответы на

вопросы,

синквейн,

эссе,

кластер,

творческие

работы

«Дерево предсказаний». Дети предлагают свои варианты развития событий и

записывают.

Кластер - способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными

те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Пример: Инсерт или пометки на полях, условные значки. Дети читают текст,

одновременно делая пометки на полях (помечая предложения или абзацы):

«v» - я это знал,

«-» - это противоречит моим знаниям,

«+» - это для меня новое,

«?» - непонятно, хочу узнать больше.

Далее информация систематизируется в таблице и происходит обсуждение каждой графы.

Таблица: V то, что уже известно - то, что противоречит моим знаниям

+ то, что является интересным и новым

? то, что неясно, возникло желание узнать больше

Синквейн - это стихотворение из пяти строк, отображающее текстовую информацию в

лаконичной форме, и построенное по определенному принципу. Синквейн может быть

написан по какой-либо заданной теме, а может по произведению или конкретному герою.

Первая строка - тема или предмет (одно существительное).

Вторая - дается описание темы/предмета (два прилагательных или причастия).

Третья - три глагола, характеризующих действия темы/предмета.

Четвертая - фраза, обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к

теме/предмету.

Пятая – синоним, обобщающий смысл темы/предмета (одно слово).

После окончания работы с текстом на выбор две-четыре цитаты (или пословицы,

расхожих выражения), связанные с содержанием текста и отражающие различные

подходы к интерпретации сюжета.

Чтение с остановками – это методический приѐм по организации чтения текста, когда

используются вопросы различных типов. Выделяют несколько групп вопросов:

Простые вопросы - это вопросы, при ответе на которые нужно вспомнить и

воспроизвести определѐнную информацию. (Герой произведения ,поступки, имя, род

занятий, одежда, внешность, обстановка, привычки, поведение).

Уточняющие вопросы имеют своей целью дать человеку возможность осуществить

обратную связь относительно того, что он только что сказал. Такие вопросы начинаются

со слов: «То есть ты говоришь, что...», «Если я правильно понял, то...», «Я могу

ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...».

Следующий тип вопросов – объясняющие, они начинаются со слова «Почему?». Их цель

- установить причинно-следственные связи между предложениями, между частями текста,

найти обоснование поступкам героев. Если в вопросе есть частица «бы», элемент

условности, предположения, прогноза, то перед нами творческие вопросы, например:

«Что произошло бы с героем, если бы ...», «Как вы думаете, как будет развиваться ход

событий далее?», «Предположите по заголовку, о чем повествуется в этом рассказе» и др.

Оценочные вопросы нацелены на выявление критериев оценки тех или иных событий,

явлений, фактов. «Почему это хорошо, а это плохо?», «Чем обычный урок отличается от

библиотечного урока?» и т.д. Установить взаимосвязь между теорией и практикой

помогают практические вопросы, например: «Где вы в обычной жизни можете наблюдать

трансформацию?»

Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:

1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана

внутри.

2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.

3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним

должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»

4. На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: составление кластера, эссе,

синквейн..

Пример фрагмента чтения с остановками.

1.Начинаем чтение рассказа А,П, Чехова « Тоска» до слов «Суматоха становится

шумнее».(1-я остановка)

Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных

фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки.

Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только

возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый

сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег... Его

лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и

палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную

лошадку. Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от

привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней,

неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать... Иона и его лошаденка не

двигаются с места уже давно. Выехали они со двора еще до обеда, а почина всё нет и нет.

Но вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней уступает свое место

живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.

- Почему героем рассказа стал извозчик? - О ком еще идет речь? Почему именно о

лошади? - Какую роль она может сыграть в этом рассказе?

Ученикам нравится читать текст по частям и предсказывать события, самостоятельно

выстраивать свои мысли и подкреплять их доказательствами из текста.

Чтение текста до слов «А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.» (2-я остановка)

— Извозчик, на Выборгскую! — слышит Иона. — Извозчик!

Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с

капюшоном. — На Выборгскую! — повторяет военный. — Да ты спишь, что ли? На

Выборгскую! В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч

сыплются пласты снега... Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает

по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет

кнутом. Лошаденка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и

нерешительно двигается с места... — Куда прешь, леший! — на первых же порах слышит

Иона возгласы из темной, движущейся взад и вперед массы. — Куда черти несут? Пррава

держи!— Ты ездить не умеешь! Права держи! — сердится военный.

Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий,

перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошаденки. Иона ерзает на козлах,

как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не

понимает, где он и зачем он здесь. — Какие все подлецы! — острит военный. — Так и

норовят столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились.

Иона оглядывается на седока и шевелит губами... Хочет он, по-видимому, что-то сказать,

но из горла не выходит ничего, кроме сипенья. — Что? — спрашивает военный.

Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит: — А у меня, барин, тово... сын на

этой неделе помер. - Оправдались ли ваши ожидания? - Как должен отреагировать

военный на эту новость?- Что может унять тоску героя?

Продолжение чтения до слов «...были бы только седоки...» (3-я остановка)

— Гм!.. Отчего же он умер? Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:

— А кто ж его знает! Должно, от горячки... Три дня полежал в больнице и помер... Божья

воля. — Сворачивай, дьявол! — раздается в потемках. — Повылазило, что ли, старый пес?

Гляди глазами! — Поезжай, поезжай... — говорит седок. — Этак мы и до завтра не

доедем. Подгони-ка! Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой

грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот

закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. Высадив его на Выборгской, он

останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнется... Мокрый снег

опять красит набело его и лошаденку. Проходит час, другой... По тротуару, громко стуча

калошами и перебраниваясь, проходят трое молодых людей: двое из них высоки и тонки,

третий мал и горбат. — Извозчик, к Полицейскому мосту! — кричит дребезжащим

голосом горбач. — Троих... двугривенный!

Иона дергает вожжами и чмокает. Двугривенный цена не сходная, но ему не до цены...

Что рубль, что пятак — для него теперь всё равно, были бы только седоки...

- Оправдались ли ваши ожидания?- Каким должен быть человек, который отзовется на

тоску?- Как вы думаете, что испытывает Иона от такого отношения к нему окружающих?

- Как изменится состояние Ионы?

Чтение следующего эпизода до слов « Ко двору, - думает он. – Ко двору»» (4-я остановка)

Молодые люди, толкаясь и сквернословя, подходят к саням и все трое сразу лезут на

сиденье. Начинается решение вопроса: кому двум сидеть, а кому третьему стоять? После

долгой перебранки, капризничанья и попреков приходят к решению, что стоять должен

горбач, как самый маленький.

— Ну, погоняй! — дребезжит горбач, устанавливаясь и дыша в затылок Ионы. — Лупи!

Да и шапка же у тебя, братец! Хуже во всем Петербурге не найти...

— Гы-ы... гы-ы... — хохочет Иона. — Какая есть...— Ну ты, какая есть, погоняй! Этак ты

всю дорогу будешь ехать? Да? А по шее?.. — Голова трещит... — говорит один из

длинных. — Вчера у Дукмасовых мы вдвоем с Васькой

четыре бутылки коньяку выпили. — Не понимаю, зачем врать! — сердится другой

длинный. — Врет, как скотина. — Накажи меня бог, правда...— Это такая же правда, как

то, что вошь кашляет. — Гы-ы! — ухмыляется Иона. — Ве-еселые господа!

— Тьфу, чтоб тебя черти!.. — возмущается горбач. — Поедешь ты, старая холера, или

нет? Разве так ездят? Хлобысни-ка ее кнутом! Но, чёрт! Но! Хорошенько ее!

Иона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрожь горбача. Он слышит

обращенную к нему ругань, видит людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу

отлегать от груди. Горбач бранится до тех пор, пока не давится вычурным, шестиэтажным

ругательством и не разражается кашлем. Длинные начинают говорить о какой-то Надежде

Петровне. Иона оглядывается на них. Дождавшись короткой паузы, он оглядывается еще

раз и бормочет: — А у меня на этой неделе... тово... сын помер! — Все помрем... —

вздыхает горбач, вытирая после кашля губы. — Ну, погоняй, погоняй! Господа,

я решительно не могу дальше так ехать! Когда он нас довезет? — А ты его легонечко

подбодри... в шею! — Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. С вашим братом

церемониться, так пешком ходить!.. Ты слышишь, Змей Горыныч? Или тебе плевать на

наши слова?

И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника.

— Гы-ы... — смеется он. — Веселые господа... дай бог здоровья! — Извозчик, ты женат?

— спрашивает длинный. — Я-то? Гы-ы... ве-еселые господа! Таперя у меля одна жена —

сырая земля... Хи-хо-хо... Могила, то есть!.. Сын-то вот помер, а я жив... Чудное дело,

смерть дверью обозналась... Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну...

И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает

и заявляет, что, слава богу, они, наконец, приехали.

Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам, исчезающим в темном

подъезде. Опять он одинок, и опять наступает для него тишина... Утихшая ненадолго

тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы тревожно и

мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих

тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни

тоски... Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска,

так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно. Она сумела

поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем...

Иона видит дворника с кульком и решает заговорить с ним. — Милый, который теперь

час будет? — спрашивает он.— Десятый... Чего же стал здесь? Проезжай!

Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается тоске... Обращаться к людям

он считает уже бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется,

встряхивает головой, словнопочувствовал острую боль, и дергает вожжи... Ему невмоготу.

«Ко двору, — думает он. — Ко двору!»- Оправдались ли ваши ожидания?

- Что должно случиться во дворе? Найдет ли Иона там утешение? - Кто там может помочь

Ионе? - Почему Иона постоянно повторяет одни и те же слова?

- Какие ответы он получает на свои слова?

Чтение рассказа до конца (5-я остановка)

В конце работы следующие вопросы:- Что хотел сказать Чехов своим читателям?

Рефлексия.

Синквейн. Отразите свои выводы в синквейне.

д/з Дети пишут свои мысли о прочитанном и об актуальности прочитанного.

Слово учителя: Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа

«Тоска». И Чехов нигде не позволяет себе морализировать — он просто рисует жизнь, но

лаконичное повествование прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор.

Таким образом, используя технологию критического мышления, посредством чтения

и письма можно организовать творческую самостоятельную работу учащихся, учить их

использовать собственный жизненный опыт для достижения цели, дать возможность

обсудить, отстоять свое мнение, учесть мнение окружающих, активизировать истинное

учение, внутреннюю мотивацию к учебе.



В раздел образования