Автор: Могилевцева Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №125 "Чиполлино"
Населённый пункт: г. Брянск Брянская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игры на развитие речевого дыхания для детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Методическая рекомендация
на тему:
«Игры на развитие
речевого дыхания
для детей
дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ
№125 «Чиполлино»
Могилевцева Е.А.
Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности
человеческого организма выполняет дыхание. Правильное речевое
дыхание- основа нормального звукопроизношения и речи в целом.
При правильном речевом дыхании ребенок говорит достаточно
громко, четко и выразительно, соблюдая необходимые паузы и
логические ударения.
В первую очередь ребенка важно научить делать сильный
правильный выдох ртом. Постепенно ребенок научится
контролировать время выдоха и расходовать воздух рационально.
Основными задачами в работе над развитием речевого дыхания
являются следующие:
1. вырабатывать свободный плавный удлиненный выдох,
используя специальные игровые упражнения.
2. путем подражания речи взрослого воспитывать умение
произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном
выдохе.
Развивать речевое дыхание помогают различные игры и
упражнения. Рекомендуется начать с непроизвольных и забавных
для ребенка игровых упражнений.
1.Дутье через соломинку в стакан с водой.
2.Надувание воздушных шаров.
3.Дутье на разноцветные вертушки.
4.Игры на духовых музыкальных инструментах.
5.Пускание мыльных пузырей.
При всех этих забавах ребенок непроизвольно учится делать вдох
через нос и выдох через рот.
Игры для развития выдоха можно сделать своими руками.
Например, сезонные игрушки: зимой - снежинки, прикрепленные
ниточками к игрушечным рукавичкам, осенью - листочки,
падающие на корзинки с грибами, летом - бумажные бабочки и
стрекозы, легкие птички, летающие над облачками из ваты.
Упражнения и игры рекомендуется выполнять в свободной
одежде, которая не стесняет движения. Также необходимо следить
за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались
мышцы рук, шеи и груди.
Игры, направленные на развитие речевого дыхания:
1.
«Чей одуванчик улетит дальше?»
Цель: Развитие у ребенка умения длительно и плавно
выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
Ход игры: занятия проводятся на воздухе. Взрослый
предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на
него так, чтобы отлетели все пушинки. Ребенок может сделать
это, дунув на цветок 3-4 раза.
2.
« Водичка».
Цель: Развитие речевого дыхания (произнесение звука на
одном выдохе, протяжно).
Материал: Кран с водой, картинки с изображением
умывающихся детей.
Ход игры: Взрослый открывает кран с водой и обращает
внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана
водичка, затем показывает картинку с изображение
умывающихся детей и читает потешку: « Водичка, водичка,
умой мое личико, Чтобы глазки блестели, чтобы щечки
краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!» Взрослый
вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение
игры предлагает ему « спеть» песенку водички. Ребенок поет
«длинную песенку», т.е. произносит звук «в».
3.
« Паровоз».
Цель: Развитие речевого дыхания.
Материал: Игрушечный паровозик или картинка с
изображением паровоза.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку паровозик или
картинку, напоминает, как паровозик гудит( протяжно
произносит звук «у») и предлагает так же протяжно и громко
повторить этот звук. Взрослый следит, чтобы при
воспроизведении звука «у» ребенок складывал губы «
трубочкой». В конце игры ребенок и взрослый идут в комнате
« паровозиком», и ребенок громко подражает гудку паровоза.
4.
«Ветерок».
Цель: Развитие речевого дыхания , а также закрепление у
ребенка понятия об основных цветах.
Материал: Три бумажных султанчика красного, желтого и
зеленого цвета. ( К палочкам длиной 13-15 см приклеить или
привязать 6-7 полосок тонкой цветной бумаги. Длина полоски
4-5 см, ширина -0,5 см)
Ход игры: Взрослый объясняет ребенку, что султанчики – это
деревья с листьями, и задает вопросы, на которые малыш
отвечает:
-Какого цвета листья на дереве?
-Зеленого.
- А на этом дереве какие листочки?
-Желтые.
-На третьем дереве какого цвета листочки?
-Красные.
Взрослый дует на «листочки», показывая ребенку, как они
шелестят.
5.
« Кто как кричит?»
Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание.
Ход игры: У мамы свиньи( картинка) был маленький детеныш
поросенок. Мама учила его хрюкать. Свинья хрюкала громко:
« Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание). А
поросенок отвечал тихо: « Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют
звукосочетание 3-4 раза).
6.
« Ветер в трубе воет».
Длительно произносить изолированный звук на выдохе,
развивать силу голоса.
Ход: Дети подражают вою ветра, длительно произносят звук
у-у-у, меняя громкость, темп произнесения. Длительность 2
минуты.
7.
« Забей гвоздик молоточком».
Цель: Развивать речевое внимание, повторять на выдохе
звукосочетания, регулировать силу голоса.
Ход: Когда стучит большой молоток, то слышно: « Тук-тук-
тук» ( дети повторяют звукосочетание 5-6 раз). Когда стучит
маленький молоточек, то слышно: « Тюк-тюк-тюк». Давайте
забьем гвоздь молотком… Теперь забьем маленький гвоздь
маленьким молоточком…Закройте глаза и послушайте, какой
молоток стучит. (Без системы воспитатель повторяет
звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).
Повторить задание 3-4 раза.
Дыхательные упражнения и игры улучшают осанку,
стимулируют движение диафрагмы, улучшают кровообращение,
гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечно -
сосудистых систем.
Также стоит помнить, что при проведении игр, направленных на
развитие ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что
дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Поэтому
такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно
чередовать с другими упражнениями.