Напоминание

Формирование функциональной грамотности


Автор: Никулкина Светлана Олеговна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГБОУПО "Севастопольский судостроительный колледж"
Населённый пункт: Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: Формирование функциональной грамотности
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Преподаватель английского языка Никулкина С.О.

ГБОУПО «Севастопольский судостроительный колледж»

Формирование функциональной грамотности.

В 2018 году началась реализация федерального проекта Учитель будущего.

Общий бюджет проекта до 2024 года составляет более 15,4 млрд рублей.

Главными задачами проекта являются: повышение уровня мастерства

педагогических работников, привлечение новых работников, создание сети

центров непрерывного повышения квалификации, участие учителей до 35 лет

в различных формах поддержки и сопровождения обучающихся в первые 3

года работы.

В рамках проекта Учитель будущего предлагается повышение квалификации

по следующим направлениям – это развитие креативного мышления с целью

повышения

функциональной

грамотности

обучающихся,

обучение

стратегиям смыслового чтения, повышение функциональной грамотности на

примере заданий Международной программы по оценке образовательных

достижений учащихся (PISA), создание цифровой среды.

Для формирования креативности необходимо помнить, что главный принцип

креативности – взять то, что уже существует и использовать это по-другому.

А поэтому не стоит все время ко всему подходить нестандартно, креативное

мышление

мы

используем

по

необходимости.

Если

делать

что-то

нестандартное регулярно, со временем действие перейдёт из разряда

«креативное» в «стандартное».

Креативность можно развивать. Чтобы повысить уровень креативного

мышления предлагают выполнять такие рекомендации:

поощрять проявление креативности обучающихся;

научить

обучающихся

выдвигать

нестандартные

идеи

и

искать

оригинальные,

нестандартные,

непривычные

решения

различных

задач, внимание нужно обратить на качество выдвинутых идей и

предложенных решений;

организовать деятельность по доработке и улучшению выдвинутых

идей и решений;

при оценивании ответов учащихся необходимо обращать внимание не

только на соответствие ответа теме и его оформлению, но и на

оригинальность и нестандартность;

развивать

читательскую

грамотность

целенаправленно,

то

есть

формировать умение читать, анализировать и понимать ситуацию.

Чтобы повысить уровень глобальных компетенций (это сочетание

знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, применяемых при личном

или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой

культурной среде) необходимо:

формировать читательскую и естественно-научную грамотность;

целенаправленно формировать критическое мышление, а именно,

организовывать такие виды деятельности, чтобы обучающиеся на

постоянной основе использовали критическое мышление. То есть

обучающиеся должны использовать знания и умения, полученные при

изучении разных предметов, пользоваться УУД, сформированными в

образовательном процессе, задавать вопросы, отбирать и анализировать

доказательства,

объяснять

явления

и

вырабатывать

собственную

позицию в предложенных ситуациях;

необходимо

научить

обучающихся

оценивать

информацию,

формулировать аргументы и объяснять проблемы и ситуации (выбирать

источники

информации

и

оценивать

найденную

информацию),

аргументировать доказательства;

рекомендуется включать в содержание учебной программы темы

касающиеся глобальных проблем человечества;

научить обучающихся слушать и слышать для начала друг друга, а

потом и других людей, толерантному отношению, уважению чужой

культуры, религии, точки зрения и мировоззрения других людей.

Для создания среды по формированию функциональной грамотности

обучающихся необходимо:

познакомить преподавателей с возможностями использования заданий

для формирования функциональной грамотности;

организовывать обучение по программам повышения квалификации по

вопросам формирования функциональной грамотности;

организовать

серию

мастер-классов,

обучающих

семинаров

для

преподавателей. Целесообразно привлекать не только опытных, но и

молодых педагогов, оказывая им помощь;

обучать преподавателей, чьи дети показывают высокие результаты по

функциональной грамотности, технологиям наставничества;

основное внимание уделять комплексной работе по формированию

функциональной грамотности;

сформировать перечень изданных пособий, интернет-ресурсов и банков

заданий;

выработать методические рекомендации по использованию ресурсов,

направленных

на

формирование

и

оценивание

функциональной

грамотности;

разработать

инструментарий

по

оценке

уровня

функциональной

грамотности.

Инструментарий

должен

содержать

инструктивные

материалы по организации оценивания, спецификацию, варианты

заданий, рекомендации по оцениванию ответов учеников, формы

фиксации

результатов

оценки

с

автоматической

обработкой

результатов.

Задача

руководства

образовательной

организации

проводить

мониторинги,

включать

успешных

педагогов

в

деятельность

по

наставничеству, организовать систематическую подготовку педагогического

состава, усилить контроль качества проектирования рабочих программ.



В раздел образования