Автор: Кулабухова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ"Ракитянская средняя общеобразовательная школа №3 имени Н.Н.Федутенко"
Населённый пункт: п.Ракитное Белгородская область
Наименование материала: разработка урока окружающего мира
Тема: "В гости к осени"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока окружающего мира Дата ___________
Учитель Кулабухова С.В.
Тема урока
В гости к осени.
Цель урока
1. Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных
признаках осени в неживой и живой природе.
2. Формировать умение выдвигать гипотезу, обосновывать доказательство своего предположения
Планируемые результаты данного урока
Новые понятия и термины
Заморозки, ледостав, иней, линька, спячка.
Предметные знания и
умения, которыми
овладеют уч-ся в результате
проведенного урока.
Узнают: об изменениях, происходящих осенью в неживой и живой природе,
Научатся : устанавлив. взаимозависимость; определять природн. объекты с помощью атласа-определителя;
Научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе.
Научатся: устанавливать связи:
-
жизнедеятельности растений и животных осенью;
- владеть общеучебными умениями (в рамках изученного)
Метапредметные умения
(УУД), которые будут
формироваться в ходе
урока.
Личностные: формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
Познавательные: формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение представлять
информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов
делать
выводы;
формируем
умение
устанавливать
аналогии;
формируем
умение
обобщать
и
классифицировать по признакам.
Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке; умение определять успешность
выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание
в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно
договариваться о правилах общения и поведения.
Организация урока
Формы работы на уроке:
Групповая, коллективная, парная.
Оборудование
• мультимедийный проектор,• экран,• компьютер,• презентация в программе Power Point
учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова 2 класс,• рабочая тетрадь к учебнику
• карточки с заданиями для групповой работы, карточки с условными знаками.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Организационный этап
1.Организационный
этап.
Цель: настроить на
положительные
эмоции,
способствовать
созданию внутреннего
комфорта.
В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же
сегодня каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет
своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих
знаниях.
-Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до
конца урока.
Давайте подарим друг другу хорошее настроение и улыбнемся
друг другу.
Личностные:
самоопределение;
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
Этап актуализация знаний
Актуализация ЗУН и
мыслительных
операций,
достаточных для
построения новых
Знаний
-О чем мы говорили на прошлом уроке? Что такое погода?
Давайте охарактеризуем погоду сегодня.
Работа с Дневником наблюдения
-Я предлагаю вам отгадать загадки и вспомнить явления
природы, а также условные обозначения.
-Как называется сильный ветер со снегом? (метель)
-Он давно по окнам лупит,
Видно капли из-за штор,
Если мама зонтик купит-
Я смогу пойти во двор. (дождь)
-Он спустился утром рано
Белый, белый и густой
Воздух вымазан сметаной
Отгадай, кто он такой? (туман)
-Он вчера совсем не дул,
Флигель даже отдохнул,
А теперь он просто шквал!
Фронтальная работа
-дают характеристику
сегодняшней погоде,
используя условные
обозначения
Заполняют Дневник
наблюдений
Дети отгадывают загадку,
находят на доске
условное обозначение
формируем умение
определять цель
деятельности на уроке
Умение вести диалог
и решать проблемы в
малых группах
Как бы флигель не сломал. (ветер)
У меня на доске остались условные обозначения. Для чего
они нужны?
Постановка учебной задачи
Создание
проблемной
ситуации
Определение темы
Формулирование
цели и задач урока
- Ребята, вначале урока мы улыбнулись друг другу, а, когда
люди улыбаются?
И у нас с вами настроение бодрое и весёлое. Ведь скоро
наступит зима, и мы с удовольствием будем кататься на лыжах
и коньках, играть в снежки, строить снежные крепости.
- Ребята, Зима прислала нам телеграмму. Оказывается, попасть
к нам она не может. Её не пускает Осень. А почему зима не
может наступить раньше осени?
- Мы можем точно ответить на этот вопрос прямо сейчас?
Я предлагаю отправиться в гости и узнать правильный ответ на
этот вопрос. А к кому мы отправимся в гости?
- Давайте сформулируем тему урока:
- Поставим себе
цель и приступим к работе.
-Составим план работы
План
1. Осенние изменения в неживой природе.
2. Осенние изменения в живой природе:
а) в гости к растениям;
б) в гости к птицам
в) в гости к зверям
Фронтальная работа.
Когда у них хорошее
настроение, радостно,
весело на душе.
- выдвигают
предположения;
-изменения в природе
происходят постепенно
В гости к осени.
Узнать у осени какие
изменения должны
произойти в природе
перед наступлением
зимы.
Умение ставить
вопросы,
формулировать
проблемы, выдвигать
гипотезы
Умение
анализировать,
сравнивать, выделять
критерии и оценивать
факты, события,
явления и процессы с
помощью разных
критериев, выявление
познавательной цели
Этап открытия нового знания
Первичное усвоение
новых знаний.
Постановка цели
урока.
Мотивация учебной
деятельности
учащихся.
Цель: организовать и
- Итак, отправимся в гости к осени.
А.С.Пушкин любил осень. А как относитесь к ней вы и почему
именно так?
-
Послушайте отрывок из стихотворения.
Какие признаки осени отражены в стихотворении?
Унылая пора…Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…. (учитель читает наизусть
формируем умение
извлекать
информацию из
иллюстраций, текста;
умение представлять
информацию в виде
схемы; выявлять
сущность,
направить к
восприятию нового
материала.
Цель для учащихся:
суметь
проанализировать
ситуацию и назвать
тему и цель занятия.
Работа с учебником
Цель: дать
возможность
самостоятельно
изучить новый
материал с помощью
практической
деятельности.
Физминутка для глаз
Практическое
применение знаний.
Цель: дать
отрывок)
Во время нашего обсуждения звучала музыка П. И.
Чайковского «Времена года. Октябрь»
Игра «Комплименты»
По-разному называют осень поэты. Она и хмурая, и веселая. А
как вы можете назвать осень?
1) Проверим какие осенние месяцы вы знаете
- Выберите названия осенних месяцев. (слайд) Расположите их
по порядку.
-Какой месяц идет первый? ( 1 ряд показывает)
-Какой месяц второй? (2 ряд показывает)
- Какой месяц третий? (3 ряд)
2)Расположите иллюстрации в правильном порядке по
месяцам. Ребята, кто знает какие три периода бывают осенью?
( ранняя, золотая, поздняя) слайд 4,5,6
В чём причина происходящих изменений в неживой природе?
Прочитаем учебный материал на стр. 44-45 учебника
Учитель. Какие изменения в неживой природе произошли с
приходом осени?
-похолодало
-заморозки
-последняя гроза на доске
-туманы
-ледостав
Оцените свою работу с помощью солнышка и тучки
Работа в парах
в похолодании
- работа с информацией в
учебнике.
солнышко - правильно
выполнил задание
тучка - задание
выполнил с помощью
учителя или
одноклассника
Ребята выполняют
движения для глаз
Работа в группах.
особенности
объектов; умение на
основе анализа
объектов делать
выводы; формируем
умение устанавливать
аналогии; формируем
умение обобщать и
классифицировать по
признакам.
формируем умение
слушать и понимать
других; умение
строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными
задачами; умение
оформлять свои
мысли в устной
форме; умение
совместно
договариваться о
правилах общения и
поведения.
возможность
самостоятельно
изучить новый
материал с помощью
практической
деятельности.
Физкультминутка
Как похолодание повлияло на объекты живой природы?
Организую работу в группах.
- Каждая группа получает индивидуальное задание на
карточках, которые заранее разложены на партах.
1 группа изменения в жизни растений
2 группа изменения в жизни животных
3 группа изменения в жизни птиц
- Обсудите в группе поставленную проблему по следующему
алгоритму:
-сначала каждый член группы высказывает своѐ предложение
по данному вопросу;
-затем
обсуждаются
достоинства
и
недостатки
каждого
предложения и только после этого, вы возьмёте схему, начнёте
её заполнять.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз - наклон, два - наклон,
Зашумел листвою клен
Отчёт групп, учитель добавляет сведения своим рассказом.
слайд
Ребята, на всех ли деревьях начинается одновременно
листопад?
- Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?
- Почему листья с ветвей у верхушки опадают последними?
- Какие деревья не сбрасывают листву?
-- Ребята, подумайте, являются ли опавшие листья мусором.
(Ответы детей.)
____________________________________________
- К сожалению, в осеннем лесу не услышишь весёлого,
беззаботного пения птиц. Многие птицы собираются в большие
стаи и улетают на юг.
- Как называются такие птицы?
- Каких перелётных птиц вы знаете?
- Почему птицы улетают на юг? Чем питаются птицы?
- обсуждение, заполнение
шаблонами схему
Ребята выполняют
движения
- после работы в группе
формулировка выводов
Учащиеся формулируют
ответ
Коммуникативные:
умение слушать и
вступать в диалог,
участвовать в
коллективном
обсуждении; умение
с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли
в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации;
умение
договариваться и
приходить к общему
выводу.
Познавательные:
логический анализ
объектов с целью
выделения признаков;
решение проблемы,
построение
логической цепи
рассуждений
Регулятивные:
планирование,
прогнозирование;
Умение вести
наблюдения,
планировать и
проводить
простейшие опыты.
Закрепление
изученного
материала
Задача: уметь
полученные знания
применять в
нестандартных
ситуациях
Работа в тетради на
печатной основе
Видели ли вы летом насекомых? Каких?
- Много ли их было летом?
- Больше или меньше их стало с приходом осени? Где они
прячутся?
- С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для
многих птиц они являются основным кормом.
- Чем ещё питаются птицы? (Семенами, плодами, зелёными
побегами растений; журавли, цапли - лягушками; хищные
птицы - мышами.)
С наступлением холодов исчезают насекомые, на
растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы
улетают в тёплые края - туда, где есть корм.
Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и
как они себя ведут.
Ребята, мы должны помочь нашим пернатым друзьям пережить
суровую зиму. Я знаю, что осенью многие ребята делают и
развешивают кормушки, собирают семена растений.
_____________________________________________
Игра «Рассели зверей по домикам»
С.28. Задание 1 Найдите ошибку в
утверждении .Зачеркните лишнее слово.
Работа в парах
Умение делать
умозаключения
Оценочно-рефлексивный этап
Вывод по
результатам
исследования
-Давайте вспомним наши задачи. Все ли выполнили пункты
нашего плана?
-Какие же изменения происходят в неживой природе?
Какие же изменения происходят в живой природе?
Дети выстраивают выводы
Построение логической
цепи рассуждений в
опоре на схему.
Умение делать выводы с
опорой на поставленные
цель и задачи.
Формируем умение
оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной целью
.
Рефлексия.
Продолжите предложения:
Ребята оценивают свою
Выделение и
Самооценка детьми
собственной
деятельности.
- Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
- Покажите рисунок, который соответствует вашему
настроению.
- Украсим наше дерево осенними листиками.
работу на уроке
осознание
учащимися того, что
уже усвоено и что
еще нужно усвоить,
осознание качества и
уровня усвоения
Домашнее задание
- Ребята домашнее задание с.30 рабочая тетрадь. Спасибо всем
за интересную, работу на уроке.
Приложение
Карточки
Карточка 1
- Определите, как выглядят растения осенью (поставьте +, если можно ответить
«да»
Лиственные деревья сохраняют листву?
Хвойные деревья сохраняют иголки?
Травы зеленые?
Карточка 2
- Рассмотрите рисунок в учебнике на с.46 и ответьте на вопросы:
1. Каких птиц называют перелетными? Что означает слово перелетные?
2. Каких птиц называют оседлыми? Догадайтесь, что оно обозначает?
3.Подумайте, нуждаются ли птицы в нашей помощи?
Карточка 3
1. Как звери готовятся к зиме?
2. Соотнесите рисунки со словами
Медведь не делают запасы
Белка меняет цвет шерсти
Заяц ложится в спячку
Лиса делает запасы
Игра «Засели домики»
Впадают в спячку Ищут корм в природе Делают запасы
Летом звери ходят в лёгких шубах, но они не спасут их от зимних холодов.
Поэтому осенью зверьки линяют.
Линька у зверей – это постепенная смена шерсти. Вместо летней шерсти осенью вырастает новая – густая, пушистая.
Заяц, волк, лиса, лось, кабан
не делают запасов на зиму.
Они и так найдут себе корм.
1
3
2
Есть такие звери, которые всю зиму спят. Запас корма им не нужен. Это ежи, змеи, медведи.
Про ежа и медведя можно сказать, что они « кладовые». Летом и осенью они усиленно питаются и жиреют. Они расходуют жир
зимой, как естественный запас питания.
Некоторые звери запасают на зиму корм. Белки прячут в укромных местах жёлуди, орехи, грибы. Бобры заготавливают много веток, уносят
их под воду и складывают в кучу около своего жилья. Мыши запасают в норках жёлуди, орехи, зёрна.
По типу урока - это урок комбинированный, с использованием проблемно-диалогической технологии. (Открывают знания сами учащиеся
в процессе самостоятельной исследовательской деятельности)
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и
групповая. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал. На уроке
были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя
информационно-коммуникативные, проблемно-диалогические технологии. Также наглядно-иллюстративный, поисковый методы. На всех
этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо
было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. На уроке
прослеживалась межпредметная связь: окружающий мир- литературное чтение – изобразительное искусство. Этапы урока были тесно
взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственная деятельность опиралась и подкреплялась
практическими действиями. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования
второклассников, соответствовал их жизненному опыту. Соблюдался принцип разноуровневого подхода в обучении: в классе есть дети
с высоким и повышенным уровнем восприятия учебного материала, есть базового, а также низкого уровня. Несмотря на насыщенный
учебный материал, дети справились с заданиями, подвели итоги каждого этапа и урока в целом.