Напоминание

"В гости к осени"


Автор: Кулабухова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ"Ракитянская средняя общеобразовательная школа №3 имени Н.Н.Федутенко"
Населённый пункт: п.Ракитное Белгородская область
Наименование материала: разработка урока окружающего мира
Тема: "В гости к осени"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока окружающего мира Дата ___________

Учитель Кулабухова С.В.

Тема урока

В гости к осени.

Цель урока

1. Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных

признаках осени в неживой и живой природе.

2. Формировать умение выдвигать гипотезу, обосновывать доказательство своего предположения

Планируемые результаты данного урока

Новые понятия и термины

Заморозки, ледостав, иней, линька, спячка.

Предметные знания и

умения, которыми

овладеют уч-ся в результате

проведенного урока.

Узнают: об изменениях, происходящих осенью в неживой и живой природе,

Научатся : устанавлив. взаимозависимость; определять природн. объекты с помощью атласа-определителя;

Научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Научатся: устанавливать связи:

-

жизнедеятельности растений и животных осенью;

- владеть общеучебными умениями (в рамках изученного)

Метапредметные умения

(УУД), которые будут

формироваться в ходе

урока.

Личностные: формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

Познавательные: формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение представлять

информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов

делать

выводы;

формируем

умение

устанавливать

аналогии;

формируем

умение

обобщать

и

классифицировать по признакам.

Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке; умение определять успешность

выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание

в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно

договариваться о правилах общения и поведения.

Организация урока

Формы работы на уроке:

Групповая, коллективная, парная.

Оборудование

мультимедийный проектор,• экран,• компьютер,• презентация в программе Power Point

учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова 2 класс,• рабочая тетрадь к учебнику

• карточки с заданиями для групповой работы, карточки с условными знаками.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный этап

1.Организационный

этап.

Цель: настроить на

положительные

эмоции,

способствовать

созданию внутреннего

комфорта.

В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же

сегодня каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет

своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих

знаниях.

-Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до

конца урока.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение и улыбнемся

друг другу.

Личностные:

самоопределение;

Коммуникативные:

планирование

учебного

сотрудничества с

учителем и

сверстниками

Этап актуализация знаний

Актуализация ЗУН и

мыслительных

операций,

достаточных для

построения новых

Знаний

-О чем мы говорили на прошлом уроке? Что такое погода?

Давайте охарактеризуем погоду сегодня.

Работа с Дневником наблюдения

-Я предлагаю вам отгадать загадки и вспомнить явления

природы, а также условные обозначения.

-Как называется сильный ветер со снегом? (метель)

-Он давно по окнам лупит,

Видно капли из-за штор,

Если мама зонтик купит-

Я смогу пойти во двор. (дождь)

-Он спустился утром рано

Белый, белый и густой

Воздух вымазан сметаной

Отгадай, кто он такой? (туман)

-Он вчера совсем не дул,

Флигель даже отдохнул,

А теперь он просто шквал!

Фронтальная работа

-дают характеристику

сегодняшней погоде,

используя условные

обозначения

Заполняют Дневник

наблюдений

Дети отгадывают загадку,

находят на доске

условное обозначение

формируем умение

определять цель

деятельности на уроке

Умение вести диалог

и решать проблемы в

малых группах

Как бы флигель не сломал. (ветер)

У меня на доске остались условные обозначения. Для чего

они нужны?

Постановка учебной задачи

Создание

проблемной

ситуации

Определение темы

Формулирование

цели и задач урока

- Ребята, вначале урока мы улыбнулись друг другу, а, когда

люди улыбаются?

И у нас с вами настроение бодрое и весёлое. Ведь скоро

наступит зима, и мы с удовольствием будем кататься на лыжах

и коньках, играть в снежки, строить снежные крепости.

- Ребята, Зима прислала нам телеграмму. Оказывается, попасть

к нам она не может. Её не пускает Осень. А почему зима не

может наступить раньше осени?

- Мы можем точно ответить на этот вопрос прямо сейчас?

Я предлагаю отправиться в гости и узнать правильный ответ на

этот вопрос. А к кому мы отправимся в гости?

- Давайте сформулируем тему урока:

- Поставим себе

цель и приступим к работе.

-Составим план работы

План

1. Осенние изменения в неживой природе.

2. Осенние изменения в живой природе:

а) в гости к растениям;

б) в гости к птицам

в) в гости к зверям

Фронтальная работа.

Когда у них хорошее

настроение, радостно,

весело на душе.

- выдвигают

предположения;

-изменения в природе

происходят постепенно

В гости к осени.

Узнать у осени какие

изменения должны

произойти в природе

перед наступлением

зимы.

Умение ставить

вопросы,

формулировать

проблемы, выдвигать

гипотезы

Умение

анализировать,

сравнивать, выделять

критерии и оценивать

факты, события,

явления и процессы с

помощью разных

критериев, выявление

познавательной цели

Этап открытия нового знания

Первичное усвоение

новых знаний.

Постановка цели

урока.

Мотивация учебной

деятельности

учащихся.

Цель: организовать и

- Итак, отправимся в гости к осени.

А.С.Пушкин любил осень. А как относитесь к ней вы и почему

именно так?

-

Послушайте отрывок из стихотворения.

Какие признаки осени отражены в стихотворении?

Унылая пора…Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…. (учитель читает наизусть

формируем умение

извлекать

информацию из

иллюстраций, текста;

умение представлять

информацию в виде

схемы; выявлять

сущность,

направить к

восприятию нового

материала.

Цель для учащихся:

суметь

проанализировать

ситуацию и назвать

тему и цель занятия.

Работа с учебником

Цель: дать

возможность

самостоятельно

изучить новый

материал с помощью

практической

деятельности.

Физминутка для глаз

Практическое

применение знаний.

Цель: дать

отрывок)

Во время нашего обсуждения звучала музыка П. И.

Чайковского «Времена года. Октябрь»

Игра «Комплименты»

По-разному называют осень поэты. Она и хмурая, и веселая. А

как вы можете назвать осень?

1) Проверим какие осенние месяцы вы знаете

- Выберите названия осенних месяцев. (слайд) Расположите их

по порядку.

-Какой месяц идет первый? ( 1 ряд показывает)

-Какой месяц второй? (2 ряд показывает)

- Какой месяц третий? (3 ряд)

2)Расположите иллюстрации в правильном порядке по

месяцам. Ребята, кто знает какие три периода бывают осенью?

( ранняя, золотая, поздняя) слайд 4,5,6

В чём причина происходящих изменений в неживой природе?

Прочитаем учебный материал на стр. 44-45 учебника

Учитель. Какие изменения в неживой природе произошли с

приходом осени?

-похолодало

-заморозки

-последняя гроза на доске

-туманы

-ледостав

Оцените свою работу с помощью солнышка и тучки

Работа в парах

в похолодании

- работа с информацией в

учебнике.

солнышко - правильно

выполнил задание

тучка - задание

выполнил с помощью

учителя или

одноклассника

Ребята выполняют

движения для глаз

Работа в группах.

особенности

объектов; умение на

основе анализа

объектов делать

выводы; формируем

умение устанавливать

аналогии; формируем

умение обобщать и

классифицировать по

признакам.

формируем умение

слушать и понимать

других; умение

строить речевое

высказывание в

соответствии с

поставленными

задачами; умение

оформлять свои

мысли в устной

форме; умение

совместно

договариваться о

правилах общения и

поведения.

возможность

самостоятельно

изучить новый

материал с помощью

практической

деятельности.

Физкультминутка

Как похолодание повлияло на объекты живой природы?

Организую работу в группах.

- Каждая группа получает индивидуальное задание на

карточках, которые заранее разложены на партах.

1 группа изменения в жизни растений

2 группа изменения в жизни животных

3 группа изменения в жизни птиц

- Обсудите в группе поставленную проблему по следующему

алгоритму:

-сначала каждый член группы высказывает своѐ предложение

по данному вопросу;

-затем

обсуждаются

достоинства

и

недостатки

каждого

предложения и только после этого, вы возьмёте схему, начнёте

её заполнять.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз - наклон, два - наклон,

Зашумел листвою клен

Отчёт групп, учитель добавляет сведения своим рассказом.

слайд

Ребята, на всех ли деревьях начинается одновременно

листопад?

- Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?

- Почему листья с ветвей у верхушки опадают последними?

- Какие деревья не сбрасывают листву?

-- Ребята, подумайте, являются ли опавшие листья мусором.

(Ответы детей.)

____________________________________________

- К сожалению, в осеннем лесу не услышишь весёлого,

беззаботного пения птиц. Многие птицы собираются в большие

стаи и улетают на юг.

- Как называются такие птицы?

- Каких перелётных птиц вы знаете?

- Почему птицы улетают на юг? Чем питаются птицы?

- обсуждение, заполнение

шаблонами схему

Ребята выполняют

движения

- после работы в группе

формулировка выводов

Учащиеся формулируют

ответ

Коммуникативные:

умение слушать и

вступать в диалог,

участвовать в

коллективном

обсуждении; умение

с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли

в соответствии с

задачами и условиями

коммуникации;

умение

договариваться и

приходить к общему

выводу.

Познавательные:

логический анализ

объектов с целью

выделения признаков;

решение проблемы,

построение

логической цепи

рассуждений

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

Умение вести

наблюдения,

планировать и

проводить

простейшие опыты.

Закрепление

изученного

материала

Задача: уметь

полученные знания

применять в

нестандартных

ситуациях

Работа в тетради на

печатной основе

Видели ли вы летом насекомых? Каких?

- Много ли их было летом?

- Больше или меньше их стало с приходом осени? Где они

прячутся?

- С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для

многих птиц они являются основным кормом.

- Чем ещё питаются птицы? (Семенами, плодами, зелёными

побегами растений; журавли, цапли - лягушками; хищные

птицы - мышами.)

С наступлением холодов исчезают насекомые, на

растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы

улетают в тёплые края - туда, где есть корм.

Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и

как они себя ведут.

Ребята, мы должны помочь нашим пернатым друзьям пережить

суровую зиму. Я знаю, что осенью многие ребята делают и

развешивают кормушки, собирают семена растений.

_____________________________________________

Игра «Рассели зверей по домикам»

С.28. Задание 1 Найдите ошибку в

утверждении .Зачеркните лишнее слово.

Работа в парах

Умение делать

умозаключения

Оценочно-рефлексивный этап

Вывод по

результатам

исследования

-Давайте вспомним наши задачи. Все ли выполнили пункты

нашего плана?

-Какие же изменения происходят в неживой природе?

Какие же изменения происходят в живой природе?

Дети выстраивают выводы

Построение логической

цепи рассуждений в

опоре на схему.

Умение делать выводы с

опорой на поставленные

цель и задачи.

Формируем умение

оценивать учебные

действия в соответствии с

поставленной целью

.

Рефлексия.

Продолжите предложения:

Ребята оценивают свою

Выделение и

Самооценка детьми

собственной

деятельности.

- Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

- Покажите рисунок, который соответствует вашему

настроению.

- Украсим наше дерево осенними листиками.

работу на уроке

осознание

учащимися того, что

уже усвоено и что

еще нужно усвоить,

осознание качества и

уровня усвоения

Домашнее задание

- Ребята домашнее задание с.30 рабочая тетрадь. Спасибо всем

за интересную, работу на уроке.

Приложение

Карточки

Карточка 1

- Определите, как выглядят растения осенью (поставьте +, если можно ответить

«да»

Лиственные деревья сохраняют листву?

Хвойные деревья сохраняют иголки?

Травы зеленые?

Карточка 2

- Рассмотрите рисунок в учебнике на с.46 и ответьте на вопросы:

1. Каких птиц называют перелетными? Что означает слово перелетные?

2. Каких птиц называют оседлыми? Догадайтесь, что оно обозначает?

3.Подумайте, нуждаются ли птицы в нашей помощи?

Карточка 3

1. Как звери готовятся к зиме?

2. Соотнесите рисунки со словами

Медведь не делают запасы

Белка меняет цвет шерсти

Заяц ложится в спячку

Лиса делает запасы

Игра «Засели домики»

Впадают в спячку Ищут корм в природе Делают запасы

Летом звери ходят в лёгких шубах, но они не спасут их от зимних холодов.

Поэтому осенью зверьки линяют.

Линька у зверей – это постепенная смена шерсти. Вместо летней шерсти осенью вырастает новая – густая, пушистая.

Заяц, волк, лиса, лось, кабан

не делают запасов на зиму.

Они и так найдут себе корм.

1

3

2

Есть такие звери, которые всю зиму спят. Запас корма им не нужен. Это ежи, змеи, медведи.

Про ежа и медведя можно сказать, что они « кладовые». Летом и осенью они усиленно питаются и жиреют. Они расходуют жир

зимой, как естественный запас питания.

Некоторые звери запасают на зиму корм. Белки прячут в укромных местах жёлуди, орехи, грибы. Бобры заготавливают много веток, уносят

их под воду и складывают в кучу около своего жилья. Мыши запасают в норках жёлуди, орехи, зёрна.

По типу урока - это урок комбинированный, с использованием проблемно-диалогической технологии. (Открывают знания сами учащиеся

в процессе самостоятельной исследовательской деятельности)

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и

групповая. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал. На уроке

были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя

информационно-коммуникативные, проблемно-диалогические технологии. Также наглядно-иллюстративный, поисковый методы. На всех

этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо

было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. На уроке

прослеживалась межпредметная связь: окружающий мир- литературное чтение – изобразительное искусство. Этапы урока были тесно

взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственная деятельность опиралась и подкреплялась

практическими действиями. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования

второклассников, соответствовал их жизненному опыту. Соблюдался принцип разноуровневого подхода в обучении: в классе есть дети

с высоким и повышенным уровнем восприятия учебного материала, есть базового, а также низкого уровня. Несмотря на насыщенный

учебный материал, дети справились с заданиями, подвели итоги каждого этапа и урока в целом.



В раздел образования