Автор: Дубатолкина Анджелика Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Приволжская детская школа искусств"
Населённый пункт: Самарская область, с.Приволжье
Наименование материала: статья
Тема: Здоровье-сберегающий аспект в процессе обучения в Детской школе искусств и подготовке к конкурсным программам
Раздел: дополнительное образование
Здоровье-сберегающий аспект в процессе обучения в Детской
школе искусств и подготовке к конкурсным программам.
Ограничение подвижности во время занятий на инструменте, подготовка к
концертному выступлению, участие в конкурсе вызывает риск развития
заболеваний позвоночника.
Соответственно, этим детям следует уделить особое внимание в
отношении сохранения и укрепления здоровья.
Музыкальная деятельность во многих ее проявлениях – пение, игра на
музыкальных инструментах, слушание музыки– обладает ярко выраженным
терапевтическим
эффектом.
Она
успокаивает
нервную
систему,
дает
возможность релаксации, дарит яркие эмоции, поднимает настроение. Пение
и игра на духовых инструментах развивают органы дыхания.
Научно доказано, что музыка способствует укреплению иммунной
системы, улучшает обмен веществ, ускоряет восстановительные процессы в
организме человека, активизирует работу мозга.
Музыкальное образование, таким образом, можно считать здоровье-
сберегающей
педагогической
системой,
которая
способна
оказать
благотворное воздействие на физическое и психологическое здоровье детей.
Наиболее глубоко здоровье-сберегающий потенциал музыкального искусства
проявляется в условиях музыкальной школы, предусматривающей Здоровье-
сберегающие технологии призваны обеспечивать уважение к личности
каждого ребенка, создавать условия для развития его уверенности в себе,
инициативности,
творческих
способностей,
самостоятельности
и
ответственности.
Преподаватели, сохраняя здоровье детей, должны свести к минимуму
все факторы риска: стрессовое воздействие на ребенка, несоответствие
методик
и
технологий
обучения
возрастным
особенностям
детей,
несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям и
другие негативные факторы.
Следует
отметить,
что
все
здоровье-сберегающие
технологии,
применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три
основные группы:
1)
Медико-гигиенические
здоровье-сберегающие
технологии,
обеспечивающие
гигиенически
оптимальные
условия
образовательного
процесса. Эти технологии ориентированы на обеспечение надлежащих
гигиенических условий с учетом соответствия СанПиНам и охватывают
вопросы освещения, зонирования пространства, соблюдения режима занятий
и двигательной активности, ограничения предельного уровня учебной
нагрузки.
2) Физкультурно-оздоровительные здоровье-сберегающие технологии,
оптимальной организации учебного процесса и физической активности
школьников. Эти технологии реализуются в виде правильной посадки за
инструментом, динамических разминок, пальчиковых игр, гимнастики для
глаз. Целью таких «спортивных вкраплений» является укрепление здоровья,
повышение умственной и физической работоспособности, формирование
стрессоустойчивых форм поведения.
3)
Психолого-педагогические
здоровье-сберегающие
технологии
должны обеспечивать психологически комфортное состояние ребенка на
уроке в музыкальной школе. Разнообразные психолого-педагогические
технологии,
используемые
преподавателем
создают
положительный
эмоциональный
фон
урока,
моделируют
ситуацию
успеха.
Здоровье-
сберегающие технологии применяются с самых первых дней пребывания
обучающегося в музыкальной школе.
Создание ситуаций успеха в музыкальной школе возможно и на уроках
и при исполнении произведения на сцене; это может быть и концертное
выступление и проигрывание пьесы перед родителями и другими учениками
- главное, чтобы при этом присутствовало одобрение действий ребенка, и его
затраченные усилия соответствовали полученному результату.
Особо актуально здесь умение педагога «правильно критиковать».
Психологи выделяют шесть правил грамотной критики:
1. Если уже ничего изменить нельзя, не стоит критиковать вообще.
2. Выберите подходящее место и время. Никто не любит публичной
критики, тем более дети.
3. Обязательно начните с хорошего (даже если это «хорошее» очень
трудно найти).
4. Будьте конкретны. Если вы не можете сформулировать свою мысль
ясно и конкретно, лучше вообще не критикуйте.
5. Если выступление было не самым удачным, дайте понять, что верите
в возможность исправить ситуацию.
6. Одобрите исправления. Преподаватель музыкальной школы должен
владеть техникой педагогической психотерапии, в частности, эмоционально -
разрядочными
и
подзарядочными
приемами,
оказывая
ребенку
всестороннюю
психолого
-
педагогическую
поддержку,
помогая
ему
сохранить и восстановить психологическое здоровье.
Здоровье- сберегающие технологии предполагают такое обучение, при
котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.