Напоминание

Здоровье-сберегающий аспект в процессе обучения в Детской школе искусств и подготовке к конкурсным программам


Автор: Дубатолкина Анджелика Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Приволжская детская школа искусств"
Населённый пункт: Самарская область, с.Приволжье
Наименование материала: статья
Тема: Здоровье-сберегающий аспект в процессе обучения в Детской школе искусств и подготовке к конкурсным программам
Раздел: дополнительное образование





Назад




Здоровье-сберегающий аспект в процессе обучения в Детской

школе искусств и подготовке к конкурсным программам.

Ограничение подвижности во время занятий на инструменте, подготовка к

концертному выступлению, участие в конкурсе вызывает риск развития

заболеваний позвоночника.

Соответственно, этим детям следует уделить особое внимание в

отношении сохранения и укрепления здоровья.

Музыкальная деятельность во многих ее проявлениях – пение, игра на

музыкальных инструментах, слушание музыки– обладает ярко выраженным

терапевтическим

эффектом.

Она

успокаивает

нервную

систему,

дает

возможность релаксации, дарит яркие эмоции, поднимает настроение. Пение

и игра на духовых инструментах развивают органы дыхания.

Научно доказано, что музыка способствует укреплению иммунной

системы, улучшает обмен веществ, ускоряет восстановительные процессы в

организме человека, активизирует работу мозга.

Музыкальное образование, таким образом, можно считать здоровье-

сберегающей

педагогической

системой,

которая

способна

оказать

благотворное воздействие на физическое и психологическое здоровье детей.

Наиболее глубоко здоровье-сберегающий потенциал музыкального искусства

проявляется в условиях музыкальной школы, предусматривающей Здоровье-

сберегающие технологии призваны обеспечивать уважение к личности

каждого ребенка, создавать условия для развития его уверенности в себе,

инициативности,

творческих

способностей,

самостоятельности

и

ответственности.

Преподаватели, сохраняя здоровье детей, должны свести к минимуму

все факторы риска: стрессовое воздействие на ребенка, несоответствие

методик

и

технологий

обучения

возрастным

особенностям

детей,

несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям и

другие негативные факторы.

Следует

отметить,

что

все

здоровье-сберегающие

технологии,

применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три

основные группы:

1)

Медико-гигиенические

здоровье-сберегающие

технологии,

обеспечивающие

гигиенически

оптимальные

условия

образовательного

процесса. Эти технологии ориентированы на обеспечение надлежащих

гигиенических условий с учетом соответствия СанПиНам и охватывают

вопросы освещения, зонирования пространства, соблюдения режима занятий

и двигательной активности, ограничения предельного уровня учебной

нагрузки.

2) Физкультурно-оздоровительные здоровье-сберегающие технологии,

оптимальной организации учебного процесса и физической активности

школьников. Эти технологии реализуются в виде правильной посадки за

инструментом, динамических разминок, пальчиковых игр, гимнастики для

глаз. Целью таких «спортивных вкраплений» является укрепление здоровья,

повышение умственной и физической работоспособности, формирование

стрессоустойчивых форм поведения.

3)

Психолого-педагогические

здоровье-сберегающие

технологии

должны обеспечивать психологически комфортное состояние ребенка на

уроке в музыкальной школе. Разнообразные психолого-педагогические

технологии,

используемые

преподавателем

создают

положительный

эмоциональный

фон

урока,

моделируют

ситуацию

успеха.

Здоровье-

сберегающие технологии применяются с самых первых дней пребывания

обучающегося в музыкальной школе.

Создание ситуаций успеха в музыкальной школе возможно и на уроках

и при исполнении произведения на сцене; это может быть и концертное

выступление и проигрывание пьесы перед родителями и другими учениками

- главное, чтобы при этом присутствовало одобрение действий ребенка, и его

затраченные усилия соответствовали полученному результату.

Особо актуально здесь умение педагога «правильно критиковать».

Психологи выделяют шесть правил грамотной критики:

1. Если уже ничего изменить нельзя, не стоит критиковать вообще.

2. Выберите подходящее место и время. Никто не любит публичной

критики, тем более дети.

3. Обязательно начните с хорошего (даже если это «хорошее» очень

трудно найти).

4. Будьте конкретны. Если вы не можете сформулировать свою мысль

ясно и конкретно, лучше вообще не критикуйте.

5. Если выступление было не самым удачным, дайте понять, что верите

в возможность исправить ситуацию.

6. Одобрите исправления. Преподаватель музыкальной школы должен

владеть техникой педагогической психотерапии, в частности, эмоционально -

разрядочными

и

подзарядочными

приемами,

оказывая

ребенку

всестороннюю

психолого

-

педагогическую

поддержку,

помогая

ему

сохранить и восстановить психологическое здоровье.

Здоровье- сберегающие технологии предполагают такое обучение, при

котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.



В раздел образования