Напоминание

Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся начальной школы


Автор: Муртазина Анжела Радифовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8 г.Бирска
Населённый пункт: г.Бирск, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся начальной школы
Раздел: начальное образование





Назад




Самостоятельная работа как фактор развития познавательной

деятельности учащихся начальной школы

Гуманизация образования как одно из ведущих направлений работы

современной

школы

призвана

активизировать

процесс

становления

самостоятельной

личности,

создавая

условия

для

ее

самовыражения,

подготовки учащихся к жизни. Это предполагает формирование у школьника

позиции субъекта деятельности, способного самостоятельно намечать цели,

выбирать

пути,

способы

и

средства

их

реализации,

организовывать,

регулировать и контролировать их выполнение. Решение этой проблемы

необходимо начинать уже в начальной школе, поскольку именно там

формируются у ребенка основы учебной деятельности, мотивы учения,

потребность и способность к саморазвитию. Формирование самостоятельности

уже в младшем школьном возрасте можно назвать одной из приоритетных

задач школы.

Познавательная активность и самостоятельность – один из основных

принципов дидактической системы. Самостоятельность в работе является

одним из условий, способствующих активизации познавательной деятельности

учащихся. Что такое самостоятельная учебная работа? Это самостоятельное,

без непосредственной помощи учителя, выполнение учащимися задания в

течение более или менее продолжительного времени. С первых дней

пребывания

детей

в

школе

необходимо

вырабатывать

у

них

навыки

самостоятельной работы. Самостоятельность

— качество сложное, оно

выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Самостоятельность

не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Это способность

подчинять свое поведение свойственным взглядам, готовность осуществлять

деятельность без опоры на постороннюю помощь. Существенным признаком

самостоятельной работы учащихся начальных классов является элемент

творчества,

напряжения

мысли

в

процессе

этой

работы.

Развитие

самостоятельности учащихся есть важнейшее средство социализации личности

и развития ее интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, это условие

саморазвития растущего человека как личности.

Понятие «самостоятельная работа» имеет не одно смысловое значение.

Для одних — это форма и метод организации учения, в которой представлена

деятельность учителя и деятельность учащихся, для других — специальные

задания, предназначенные для самостоятельного выполнения, для третьих —

только деятельность учащихся, которая протекает в процессе обучения без

непосредственного участия учителя.

Под

самостоятельной

учебной

работой

понимают

любую

организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на

выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для

этого время. При этом должны осуществляться такие действия, как поиск

знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и

навыков, обобщение и систематизация знаний.

Виды самостоятельной учебной работы школьников:

работа с учебной книгой (разновидности — составление плана

отдельных глав, ответы на вопросы учителя, анализ идейного содержания или

художественных

особенностей

произведения

по

вопросам

учителя,

характеристика действующих лиц, работа над документами и другими

первоисточниками и т.д.);

работа со справочной литературой (словари, энциклопедии и пр.);

решение и составление задач;

учебные упражнения;

сочинения и описания (по опорным словам, картинам, личным

впечатлениям и т.д.);

наблюдения и лабораторные работы (работа с гербаризированным

материалом, коллекциями минералов, наблюдение природных явлений и их

объяснение).

работа,

связанная

с

использованием

раздаточного

материала

(комплекты картинок, фигур, и т.д.;

При организации самостоятельных работ необходимо соблюдать

соответствующие требования:

Любая самостоятельная работа должна иметь конкретную цель.

Каждый ученик должен знать порядок выполнения и владеть

приёмами самостоятельной работы.

Самостоятельная

работа

должна

соответствовать

учебным

возможностям учащихся.

Полученные результаты или выводы в ходе самостоятельной

работы должны использоваться в учебном процессе.

Должно

обеспечиваться

сочетание

различных

видов

самостоятельных работ.

Содержание и ход самостоятельной работы у учащихся должен

вызвать интерес.

Самостоятельная

работа

должна

обеспечивать

развитие

познавательных способностей учащихся.

Все

виды

самостоятельных

работ

должны

обеспечивать

формирование привычки к самостоятельному познанию.

В заданиях для самостоятельной работы необходимо предусмотреть

развитие самостоятельности ученика.

Выделяет 4 типа самостоятельных работ:

по образцу;

реконструктивные;

вариативные;

творческие.

Каждый из них имеет свои дидактические цели.

Самостоятельные работы по образцу необходимы для формирования

умений и навыков и их прочного закрепления. Они формируют фундамент для

подлинно самостоятельной деятельности ученика.

Реконструктивные

самостоятельные

работы

учат

анализировать

события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной

деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию,

создают

условия

для

развития

мыслительной

активности

школьников.

Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей

творческой деятельности ученика.

Вариативные самостоятельные работы формируют умения и навыки

поиска ответа за пределами известного образца. Постоянный поиск новых

решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в

совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими,

формируют творческую личность.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы

самостоятельной деятельности школьников. Эти работы закрепляют навыки

самостоятельного поиска знаний, являются одним из самых эффективных

средств формирования творческой личности

Без систематической организации самостоятельных работ школьников

нельзя

добиться

прочного

и

глубокого

усвоения

ими

понятий,

закономерностей,

нельзя

воспитать

желание

и

умение

познать

новое,

обязательные для самообразования, самосовершенствования.

Большое значение самостоятельные работы имеют и при повторении,

закреплении и проверке знаний и умений.

Таким образом, преимущество самостоятельной работы на уроках в

начальных классах, состоит в том, что самостоятельная работа имеет в первую

очередь

благоприятные

возможности

для

сочетания

всех

видов

работ

(фронтальной,

групповой

и

индивидуальной).

Самостоятельная

работа

позволяет учителю систематически и последовательно приобщать учащихся к

самоорганизации. Благодаря правильной организации самостоятельной работы

учитель

может

управлять

развитием

познавательных

способностей

и

формировать научное мировоззрение учащихся. Организация самостоятельной

работы в начальных классах позволяет обучающимся самим определить

практические действия и операции, которые могут помочь им в познавательной

учебной деятельности.



В раздел образования