Напоминание

мастер -класс " "Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций у младших школьников"


Автор: Шигина Ирина Ананьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия "33 г.Улан-Удэ"
Населённый пункт: город Улан-Удэ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: мастер -класс " "Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций у младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




«Формирование смыслового чтения –

необходимое условие развития

метапредметных компетенций у

младших школьников»

Шигина И.А.

Гипотеза:

Мы предположили, что использование

приемов смыслового чтения будет

способствовать развитию

метапредметных компетенций у младших

школьников.

Цель: Рассмотреть смысловое чтение как условие

достижения планируемых метапредметных

результатов.

Задачи:

использовать на уроках приемы смыслового чтения,

направленные на развитие познавательных, личностных и

регулятивных УУД;

-повысить качество проведения учебных занятий на основе

внедрения технологии смыслового чтения;

Предполагаемый результат:

улучшение качества преподаваемых предметов и качества

обучения учащихся;

повышение познавательной мотивации учащихся и

эффективности формирования УУД;

повышение качества участия в научно-практических

конференциях, конкурсах, олимпиадах;

участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и

городского МО учителей начальных классов.

Этапы работы:

Этапы

Сроки

Диагностический

2019г. сентябрь-

декабрь.

Практический

2020г. 2022г.

Обобщающий

2023г. -2024г.

Что такое смысловое чтение?

Смысловое чтение – это восприятие

графически оформленной текстовой

информации и ее переработка в

личностно-смысловые установки в

соответствии с коммуникативно-

познавательной задачей (А. А. Леонтьев).

Технологии и методики, лежащие в основе

стратегии смыслового чтения

Приемы смыслового чтения на уроках в начальной

школе:

Этапы

работы с

текстом

1 этап

Работа с

текстом до

чтения

2 этап

Работа с текстом

во время чтения

3 этап

Работа с текстом после

чтения

Русский

язык

«Верные-

неверные

утверждения»

«З-Х-У»

«Корзина идей»

«Инсерт» (чтение с

пометками)

«Составь план»

«Вставить

пропущенные

(недостающие слова)»

«Дерево вопросов»

«Ромашка Блума»

«Цветные поля»

«Реклама»

«Кластер»

«Синквейн»

«Придумай продолжение»

«Эссе»

Приемы смыслового чтения на уроках в начальной

школе:

Этапы

работы с

текстом

1 этап

Работа с

текстом до

чтения

2 этап

Работа с текстом

во время чтения

3 этап

Работа с текстом после

чтения

Литературное

чтения

«Корзина идей»

«Прогноз по

заголовку»

«Чтение в кружок»

«Чтение про себя с

вопросами»

«Инсерт» (чтение с

пометками)

«Чтение с

остановками»

«Составь план»

«Тонкие и толстые вопросы»

«Составь монолог»

«Придумай продолжение»

«Синквейн»

«Телеграмма»

«Шесть шляп»

Приемы смыслового чтения на уроках в начальной

школе:

Этапы

работы с

текстом

1 этап

Работа с

текстом до

чтения

2 этап

Работа с текстом

во время чтения

3 этап

Работа с текстом после

чтения

Окружающий

мир

«Эффект

обманутого

ожидания»

«З-Х-У»

«Корзина

идей»

«Инсерт» (чтение с

пометками)

«Почемучка:

моделирование

вопросов»

«Сводная таблица»

«Создай паспорт»

«Синквейн»

«Реклама»

«Кластер»

Приемы смыслового чтения на уроках в начальной

школе:

Этапы

работы с

текстом

1 этап

Работа с

текстом до

чтения

2 этап

Работа с текстом

во время чтения

3 этап

Работа с текстом после

чтения

Математика

«Батарея

вопросов»

«Инсерт» (чтение с

пометками)

“Верите ли Вы?”

Задания «множественного

выбора, «на дополнение

информации», «на перенос

информации»

«Кластер»

«Дерево знаний»

Приемы смыслового чтения на уроках в начальной

школе:

Этапы

работы с

текстом

1 этап

Работа с

текстом до

чтения

2 этап

Работа с текстом

во время чтения

3 этап

Работа с текстом после

чтения

Изо,

технология

«Верные-

неверные

утверждения»

«Составь план»

“Верите ли Вы?”

«Инсерт» (чтение

с пометками)

«Синквейн»

«Реклама»

Результативность работы отслеживалась по результатам комплексных проверочных работ (мониторинга) на межпредметной основе по классам, результатам качества обучения по предметам русский язык,

математика, литературное чтение, окружающий мир.

Результаты работы

Победители и призеры школьных, городских и республиканских

олимпиад по смысловому чтению (1-2 кл.), олимпиады «Эколандия»,

«Быстрый счет».

Высокие результаты по итогам административных контрольных работ:

-по смысловому чтению на предметном содержании курса русского языка;

-

«Работа с текстом»;

Проведены:

-

мастер-класс «Смысловое чтение» для учителей начальных классов

( 2019-2020 уч.год)

-

-мастер-классы «Формирование навыков смыслового чтения в начальной

школе» для родителей 1 и 2 классов (2020-2021 уч.год)

Положительная динамика результатов комплексных работ для

определения метапредметных результатов учащихся (ЭМУ)

Входная работа №1 работа №3 работа №5

0,00%

20,00%

40,00%

60,00%

80,00%

Серия1

0,00%

20,00%

40,00%

60,00%

80,00%

Серия1

0,00%

20,00%

40,00%

60,00%

80,00%

100,00%

120,00%

Серия1

Заключение:

Выдвинутая нами гипотеза, что

использование приемов смыслового

чтения способствует развитию

метапредметных компетенций у младших

школьников , подтвердилась.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь в притче, если она

заканчивается предложением

«Потому что окно было закрыто!»

Спросил как- то учитель троих своих учеников:

- Почему бьётся оконное стекло, когда в него бросают камень?

- Потому что камень тяжелый, – ответил один из них.

- Потому что стекло хрупкое, – изрёк другой.

-Потому что метнувшая камень рука была сильна, а удар точный, –

сказал третий.

-

Никто из вас троих не дал правильного ответа, друзья мои!

???

ВАШИ версии:

почему бьётся оконное стекло, когда в него

бросают камень?

Н ик то из ва с т рои х не дал пр ави ль но го о тв ет а, д ру зь я м ои ! – ска за л у чит ел ь.

- По то му чт о окн о б ыл о з акр ы то!



В раздел образования