Автор: Шигина Ирина Ананьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия "33 г.Улан-Удэ"
Населённый пункт: город Улан-Удэ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: мастер -класс " "Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций у младших школьников"
Раздел: начальное образование
«Формирование смыслового чтения –
необходимое условие развития
метапредметных компетенций у
младших школьников»
Шигина И.А.
Гипотеза:
Мы предположили, что использование
приемов смыслового чтения будет
способствовать развитию
метапредметных компетенций у младших
школьников.
Цель: Рассмотреть смысловое чтение как условие
достижения планируемых метапредметных
результатов.
Задачи:
•
использовать на уроках приемы смыслового чтения,
направленные на развитие познавательных, личностных и
регулятивных УУД;
•
-повысить качество проведения учебных занятий на основе
внедрения технологии смыслового чтения;
Предполагаемый результат:
•
улучшение качества преподаваемых предметов и качества
обучения учащихся;
•
повышение познавательной мотивации учащихся и
эффективности формирования УУД;
•
повышение качества участия в научно-практических
конференциях, конкурсах, олимпиадах;
•
участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и
городского МО учителей начальных классов.
Этапы работы:
Этапы
Сроки
Диагностический
2019г. сентябрь-
декабрь.
Практический
2020г. 2022г.
Обобщающий
2023г. -2024г.
Что такое смысловое чтение?
•
Смысловое чтение – это восприятие
графически оформленной текстовой
информации и ее переработка в
личностно-смысловые установки в
соответствии с коммуникативно-
познавательной задачей (А. А. Леонтьев).
Технологии и методики, лежащие в основе
стратегии смыслового чтения
Приемы смыслового чтения на уроках в начальной
школе:
Этапы
работы с
текстом
1 этап
Работа с
текстом до
чтения
2 этап
Работа с текстом
во время чтения
3 этап
Работа с текстом после
чтения
Русский
язык
«Верные-
неверные
утверждения»
«З-Х-У»
«Корзина идей»
«Инсерт» (чтение с
пометками)
«Составь план»
«Вставить
пропущенные
(недостающие слова)»
«Дерево вопросов»
«Ромашка Блума»
«Цветные поля»
«Реклама»
«Кластер»
«Синквейн»
«Придумай продолжение»
«Эссе»
Приемы смыслового чтения на уроках в начальной
школе:
Этапы
работы с
текстом
1 этап
Работа с
текстом до
чтения
2 этап
Работа с текстом
во время чтения
3 этап
Работа с текстом после
чтения
Литературное
чтения
«Корзина идей»
«Прогноз по
заголовку»
«Чтение в кружок»
«Чтение про себя с
вопросами»
«Инсерт» (чтение с
пометками)
«Чтение с
остановками»
«Составь план»
«Тонкие и толстые вопросы»
«Составь монолог»
«Придумай продолжение»
«Синквейн»
«Телеграмма»
«Шесть шляп»
Приемы смыслового чтения на уроках в начальной
школе:
Этапы
работы с
текстом
1 этап
Работа с
текстом до
чтения
2 этап
Работа с текстом
во время чтения
3 этап
Работа с текстом после
чтения
Окружающий
мир
«Эффект
обманутого
ожидания»
«З-Х-У»
«Корзина
идей»
«Инсерт» (чтение с
пометками)
«Почемучка:
моделирование
вопросов»
«Сводная таблица»
«Создай паспорт»
«Синквейн»
«Реклама»
«Кластер»
Приемы смыслового чтения на уроках в начальной
школе:
Этапы
работы с
текстом
1 этап
Работа с
текстом до
чтения
2 этап
Работа с текстом
во время чтения
3 этап
Работа с текстом после
чтения
Математика
«Батарея
вопросов»
«Инсерт» (чтение с
пометками)
“Верите ли Вы?”
Задания «множественного
выбора, «на дополнение
информации», «на перенос
информации»
«Кластер»
«Дерево знаний»
Приемы смыслового чтения на уроках в начальной
школе:
Этапы
работы с
текстом
1 этап
Работа с
текстом до
чтения
2 этап
Работа с текстом
во время чтения
3 этап
Работа с текстом после
чтения
Изо,
технология
«Верные-
неверные
утверждения»
«Составь план»
“Верите ли Вы?”
«Инсерт» (чтение
с пометками)
«Синквейн»
«Реклама»
Результативность работы отслеживалась по результатам комплексных проверочных работ (мониторинга) на межпредметной основе по классам, результатам качества обучения по предметам русский язык,
математика, литературное чтение, окружающий мир.
Результаты работы
•
Победители и призеры школьных, городских и республиканских
олимпиад по смысловому чтению (1-2 кл.), олимпиады «Эколандия»,
«Быстрый счет».
•
Высокие результаты по итогам административных контрольных работ:
-по смысловому чтению на предметном содержании курса русского языка;
-
«Работа с текстом»;
•
Проведены:
-
мастер-класс «Смысловое чтение» для учителей начальных классов
( 2019-2020 уч.год)
-
-мастер-классы «Формирование навыков смыслового чтения в начальной
школе» для родителей 1 и 2 классов (2020-2021 уч.год)
Положительная динамика результатов комплексных работ для
определения метапредметных результатов учащихся (ЭМУ)
Входная работа №1 работа №3 работа №5
0,00%
20,00%
40,00%
60,00%
80,00%
Серия1
0,00%
20,00%
40,00%
60,00%
80,00%
Серия1
0,00%
20,00%
40,00%
60,00%
80,00%
100,00%
120,00%
Серия1
Заключение:
Выдвинутая нами гипотеза, что
использование приемов смыслового
чтения способствует развитию
метапредметных компетенций у младших
школьников , подтвердилась.
Как вы думаете, о чём пойдёт речь в притче, если она
заканчивается предложением
«Потому что окно было закрыто!»
Спросил как- то учитель троих своих учеников:
- Почему бьётся оконное стекло, когда в него бросают камень?
- Потому что камень тяжелый, – ответил один из них.
- Потому что стекло хрупкое, – изрёк другой.
-Потому что метнувшая камень рука была сильна, а удар точный, –
сказал третий.
-
Никто из вас троих не дал правильного ответа, друзья мои!
???
ВАШИ версии:
почему бьётся оконное стекло, когда в него
бросают камень?
Н ик то из ва с т рои х не дал пр ави ль но го о тв ет а, д ру зь я м ои ! – ска за л у чит ел ь.
- По то му чт о окн о б ыл о з акр ы то!