Автор: Надбитова Мария Кануровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Хулхутинская СОШ "
Населённый пункт: п. Хулхута Республики Калмыкия
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ на уроках русского языка
Раздел: среднее образование
Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим
количеством органов чувств они воспринимаются.
К. Ушинский
В начале XXI-го века технологии мультимедиа и Интернета получили широкое
распространение в нашей жизни, что позволяет использовать их в качестве
средства обучения, в том числе и обучения русскому языку. Одной из самых
существенных черт любой технологии обучения является воспроизводимость её
обучающего цикла, т.е. возможность его повторения любым учителем. «Цикл
обучения содержит следующие моменты:
1) установление целей обучения, предварительная оценка уровня обученности;
2) определение совокупности учебных процедур и корректировка результатов;
3) итоговая оценка результатов и постановка новых целей.
Учебный процесс при этом … складывается из блоков, наполненных разным
содержанием».
В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской
Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков
федеральных государственных образовательных стандартов А.М, Кондаков,
член-корреспондент РАО) отмечается обновление содержания образования и
использование новых технологий. В содержание образования закладывается
развитие новых процессуальных умений:
самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;
работать в группе и принимать решение;
использовать новые технологии: информационные и коммуникативные.
Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того,
насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно,
применение
новых
информационных
технологий
напрямую
отвечает
требованиям модернизации образования.
Использование новых информационных технологий в обучении позволяет
рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса,
и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом
учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию
человека,
организующего
самостоятельную
деятельность
учащихся,
и
управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей
обучения,
организации
условий,
необходимых
для
успешного
решения
образовательных задач. Таким образом, ученик учится, а учитель создает
условия для учения; авторитарная по своей сути классическая образовательная
технология принуждения трансформируется в личностно-ориентированную.
Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является
неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на
начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя
персонального компьютера, поэтому в основном звене педагогу нужно активно
использовать современные интерактивные технологии, развивая в ребёнке
умения работать с необходимыми в повседневной жизни информационными
системами. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в
образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность
обучения
и
качество
формирующихся
знаний
и
умений.
Применение
компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы
позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но
и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его
дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету.
Информационные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких
результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и технических
средств.
В
настоящее
время
программы,
ориентированные
на
использование
компьютерных и интернет-технологий, созданные учёными и учителями-
предметниками, можно разделить на три большие группы: презентации,
информационно-обучающие
и
тестирующие.
Презентация
хороша
для
анонсирования новой темы. Информационно-обучающие программы более
сложны в исполнении. Это может быть презентация или слайд с материалами
урока, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари,
интернет-репетиторы по предмету или электронные библиотеки. Тестирующие
программы как способ контроля очень широко распространены в современной
школе: это варианты от простых карточек с вопросами до сложных
многоуровневых программ.
В процессе использования ИКТ на уроках формируется умение школьников
самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у
учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты
решения
в
сложной
ситуации,
развивает
умение
осуществлять
экспериментально-исследовательскую
деятельность.
Использование
этой
технологии
открывает
для
учителя
новые
методические
возможности
подготовки и проведения уроков русского языка и литературы (и не только этих
предметов), позволяет формировать культуру умственного труда, развивает
внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников. А если
эта работа сопровождается ярким, эмоционально насыщенным учебным
материалом, то она повышает познавательную мотивацию, что способствует
прочному
усвоению
материала.
Электронные
учебники,
видеолекции,
виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии,
уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас
существует
довольно
широкий
интерактивный
мир
возможностей
для
успешного учебного процесса.
Одним
из
существенных
факторов
необходимости
использования
информационных технологий является еще и дефицит источников учебного
материала,
возможность
представления
уникальных
информационных
материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и т.д.). Наряду
с этим, с помощью компьютерных технологий, мы решаем не только
профессиональную
задачу
построения
образовательного
процесса,
направленного на достижение целей образования, но и имеем возможность
создавать
и
использовать
образовательную
среду,
проектировать
и
осуществлять профессиональное самообразование, что актуально для нашей
республики.
ИКТ на уроке не самоцель, а ещё один способ постижения мира ребёнком. ИКТ
позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы
участником того или иного праздника, традиции. По данным исследований, в
памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть
увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если
ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Задачи,
стоящие
перед
учителем
-
словесником
при
применении
информационных
технологий,
предполагают
работу
с
текстом,
с
художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо
сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки,
обогатить
словарный
запас
учащихся,
научить
их
владеть
нормами
литературного
языка,
дать
детям
знание
лингвистических
и
литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач
являются ИКТ. Использование информационно-коммуникационных технологий
эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на повторительно-
обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков.
Использование электронной техники возможно на различных этапах урока: на
этапах орфографической разминки, закрепления новой темы, проведения
самостоятельной работы. При этом для ученика техника выполняет различные
функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.
Методы
обучения,
применяемые
на
уроках
с
использованием
ИКТ:
объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый,
проблемный,
исследовательский.
Применяемые
приемы:
разъяснение
с
применением
презентации, видеофрагментов, поиск решения проблемы, исследование каких-
либо явлений, объектов, прогнозирование и т.д.
Использование компьютерных технологий в преподавании любого предмета
таит в себе неограниченные возможности. С помощью технологий можно
решать
такие
педагогические
задачи,
как
обучение
в
сотрудничестве,
активизация
познавательной
деятельности,
осуществление
дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного
подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения и т.д. и
т.п. Компьютерные технологии предполагают обучение общению ребенка с
компьютером, но одновременно и коррекции учителем процесса обучения.
Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы способствует
повышению эффективности образовательного процесса. Доминантой внедрения
компьютера
в
образование
является
резкое
расширение
сектора
самостоятельной учебной работы, и относится это, разумеется, ко всем учебным
предметам.
Принципиальное
новшество,
вносимое
компьютером
в
образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-
деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет
надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной
учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного
с точки зрения временных затрат. Компьютерная деятельность на уроке
русского языка ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и
в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит
развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.
Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более
эстетично оформить материал.
Таким образом, обучение русскому языку в школе как раз та область, где
компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и, что
самое главное, ее результаты.
Взять одну из «болевых» точек изучения русского языка в школе –
орфографическую грамотность учащихся. Здесь необходимо не только добиться
знания и понимания правил, но и выработать «автоматическую грамотность»,
которая должна стать подсознательным навыком. В этой работе не найти
лучшего помощника учителю, чем компьютер: учебник, практикум, словари,
интерактивные таблицы, создают для учащегося комфортную обучающую
среду, в которой есть все, что нужно для самостоятельного освоения предмета.
Общеизвестно,
что
при
использовании
видеосюжетов
мобилизуется
психическая активность учащихся, повышается интерес к уроку, расширяется
объём усваиваемого материала, формируются нравственные качества. Всё это
позволяет понять практическую значимость использования видеосюжетов на
уроках русского языка.
Отмечается,
что
видеосюжеты
позволяют
учителю
более
эффективно
подготовить учеников к написанию сочинений и изложений разных жанров.
Видеосюжеты содержат интересный документальный и фактический материал,
что помогает учителю обеспечить урок русского языка более совершенным
изобразительным материалом по сравнению с репродукциями и фотографиями.
Необходимость работы с видеосюжетами на уроках русского языка бесспорна,
однако в настоящее время этот вид работы является новым, и современной
школе ещё предстоит его освоить.
Использование видеосюжетов о родном крае, о странах и народах способствует
патриотическому и интернациональному воспитанию учащихся.
Просмотр видеосюжетов способствует развитию не только письменной, но и
устной
речи.
Пересказывая
увиденные
сюжеты,
дети
учатся
приёмам
построения речи, речевому этикету.
Для того чтобы обучить учащихся умению наблюдать, анализировать, отбирать
необходимый
материал,
можно
использовать
видеофрагменты
продолжительностью 7-10 минут.
Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими,
эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с
использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить
компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые
позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение
стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по
местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. На уроках
литературы
применение
ИКТ
позволяет
использовать
разнообразный
иллюстративно-информационный материал.
Сегодня
на
уроках
литературы
все
чаще
используются
современные
технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание
музыкальных композиций, и просмотр видеофильмов… Педагогика словесника
– это педагогика экспрессии: «слово + чувство»;
Поскольку в наше время литература тесно связана с другими видами искусства,
использование
последних
технических
средств
становится
все
более
актуальным.
Многие классические произведения нашли свое воплощение в кинематографе.
Фильмы служат хорошим подспорьем на уроках литературы. Учитель может
использовать отдельные видеофрагменты при проведении традиционного урока,
а может организовать киносеанс с обязательным последующим обсуждением
просмотренного кинофильма.
Самой распространенной формой работы на уроке литературы можно назвать
работу
с
компьютерными
презентациями,
выполненными
в
программе
PowerPoint. Цели, преследуемые педагогом, применяющим презентации, могут
быть
разными.
Основная
функция
презентации
-
служить
наглядным
материалом.
Мои ученики неоднократно использовали именно презентации в качестве
сопровождения к исследовательским работам по литературе. Индивидуальная
работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность,
поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций
помогает
детям
обрести
уверенность
в
себе,
способствует
выработке
коммуникативных качеств. Наиболее часто презентация используется на уроках
изучения биографии. Данные работы обычно представляют набор изображений:
портреты, фотографии писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством; а
также
несут
краткую
информацию
об
основных
этапах
литературной
деятельности и жизни. Неограниченные возможности компьютера позволяют
интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку,
использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют
учащихся.
Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью можно
создать
портретные
галереи
и
фонотеку:
сделать
записи
исполнения
произведений самими авторами или мастерами художественного слова,
подобрать видеофрагменты.
В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а
информационная
культура
человека
-
определяющим
фактором
их
профессиональной
деятельности,
изменяются
и
требования
к
системе
образования,
происходит существенное повышение статуса образования.
Каждому
человеку
необходимо
постоянно
повышать
уровень
своего
образования
для
обеспечения
успешности.
Повышение
эффективности,
адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем
комплексного использования различных программных и технических средств, а
также применения приемов и методов активного обучения.
Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных
технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного
школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать
уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные
навыки и умения.