Напоминание

Использование ИКТ на уроках русского языка


Автор: Надбитова Мария Кануровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Хулхутинская СОШ "
Населённый пункт: п. Хулхута Республики Калмыкия
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ на уроках русского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим

количеством органов чувств они воспринимаются.

К. Ушинский

В начале XXI-го века технологии мультимедиа и Интернета получили широкое

распространение в нашей жизни, что позволяет использовать их в качестве

средства обучения, в том числе и обучения русскому языку. Одной из самых

существенных черт любой технологии обучения является воспроизводимость её

обучающего цикла, т.е. возможность его повторения любым учителем. «Цикл

обучения содержит следующие моменты:

1) установление целей обучения, предварительная оценка уровня обученности;

2) определение совокупности учебных процедур и корректировка результатов;

3) итоговая оценка результатов и постановка новых целей.

Учебный процесс при этом … складывается из блоков, наполненных разным

содержанием».

В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской

Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков

федеральных государственных образовательных стандартов А.М, Кондаков,

член-корреспондент РАО) отмечается обновление содержания образования и

использование новых технологий. В содержание образования закладывается

развитие новых процессуальных умений:

самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;

работать в группе и принимать решение;

использовать новые технологии: информационные и коммуникативные.

Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того,

насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно,

применение

новых

информационных

технологий

напрямую

отвечает

требованиям модернизации образования.

Использование новых информационных технологий в обучении позволяет

рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса,

и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом

учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию

человека,

организующего

самостоятельную

деятельность

учащихся,

и

управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей

обучения,

организации

условий,

необходимых

для

успешного

решения

образовательных задач. Таким образом, ученик учится, а учитель создает

условия для учения; авторитарная по своей сути классическая образовательная

технология принуждения трансформируется в личностно-ориентированную.

Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является

неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на

начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя

персонального компьютера, поэтому в основном звене педагогу нужно активно

использовать современные интерактивные технологии, развивая в ребёнке

умения работать с необходимыми в повседневной жизни информационными

системами. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в

образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность

обучения

и

качество

формирующихся

знаний

и

умений.

Применение

компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы

позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но

и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его

дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету.

Информационные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких

результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и технических

средств.

В

настоящее

время

программы,

ориентированные

на

использование

компьютерных и интернет-технологий, созданные учёными и учителями-

предметниками, можно разделить на три большие группы: презентации,

информационно-обучающие

и

тестирующие.

Презентация

хороша

для

анонсирования новой темы. Информационно-обучающие программы более

сложны в исполнении. Это может быть презентация или слайд с материалами

урока, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари,

интернет-репетиторы по предмету или электронные библиотеки. Тестирующие

программы как способ контроля очень широко распространены в современной

школе: это варианты от простых карточек с вопросами до сложных

многоуровневых программ.

В процессе использования ИКТ на уроках формируется умение школьников

самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у

учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты

решения

в

сложной

ситуации,

развивает

умение

осуществлять

экспериментально-исследовательскую

деятельность.

Использование

этой

технологии

открывает

для

учителя

новые

методические

возможности

подготовки и проведения уроков русского языка и литературы (и не только этих

предметов), позволяет формировать культуру умственного труда, развивает

внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников. А если

эта работа сопровождается ярким, эмоционально насыщенным учебным

материалом, то она повышает познавательную мотивацию, что способствует

прочному

усвоению

материала.

Электронные

учебники,

видеолекции,

виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии,

уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас

существует

довольно

широкий

интерактивный

мир

возможностей

для

успешного учебного процесса.

Одним

из

существенных

факторов

необходимости

использования

информационных технологий является еще и дефицит источников учебного

материала,

возможность

представления

уникальных

информационных

материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и т.д.). Наряду

с этим, с помощью компьютерных технологий, мы решаем не только

профессиональную

задачу

построения

образовательного

процесса,

направленного на достижение целей образования, но и имеем возможность

создавать

и

использовать

образовательную

среду,

проектировать

и

осуществлять профессиональное самообразование, что актуально для нашей

республики.

ИКТ на уроке не самоцель, а ещё один способ постижения мира ребёнком. ИКТ

позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы

участником того или иного праздника, традиции. По данным исследований, в

памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть

увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если

ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Задачи,

стоящие

перед

учителем

-

словесником

при

применении

информационных

технологий,

предполагают

работу

с

текстом,

с

художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо

сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки,

обогатить

словарный

запас

учащихся,

научить

их

владеть

нормами

литературного

языка,

дать

детям

знание

лингвистических

и

литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач

являются ИКТ. Использование информационно-коммуникационных технологий

эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на повторительно-

обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков.

Использование электронной техники возможно на различных этапах урока: на

этапах орфографической разминки, закрепления новой темы, проведения

самостоятельной работы. При этом для ученика техника выполняет различные

функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.

Методы

обучения,

применяемые

на

уроках

с

использованием

ИКТ:

объяснительно-иллюстративный,

частично-поисковый,

проблемный,

исследовательский.

Применяемые

приемы:

разъяснение

с

применением

презентации, видеофрагментов, поиск решения проблемы, исследование каких-

либо явлений, объектов, прогнозирование и т.д.

Использование компьютерных технологий в преподавании любого предмета

таит в себе неограниченные возможности. С помощью технологий можно

решать

такие

педагогические

задачи,

как

обучение

в

сотрудничестве,

активизация

познавательной

деятельности,

осуществление

дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного

подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения и т.д. и

т.п. Компьютерные технологии предполагают обучение общению ребенка с

компьютером, но одновременно и коррекции учителем процесса обучения.

Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы способствует

повышению эффективности образовательного процесса. Доминантой внедрения

компьютера

в

образование

является

резкое

расширение

сектора

самостоятельной учебной работы, и относится это, разумеется, ко всем учебным

предметам.

Принципиальное

новшество,

вносимое

компьютером

в

образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-

деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет

надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной

учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного

с точки зрения временных затрат. Компьютерная деятельность на уроке

русского языка ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и

в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит

развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.

Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более

эстетично оформить материал.

Таким образом, обучение русскому языку в школе как раз та область, где

компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и, что

самое главное, ее результаты.

Взять одну из «болевых» точек изучения русского языка в школе –

орфографическую грамотность учащихся. Здесь необходимо не только добиться

знания и понимания правил, но и выработать «автоматическую грамотность»,

которая должна стать подсознательным навыком. В этой работе не найти

лучшего помощника учителю, чем компьютер: учебник, практикум, словари,

интерактивные таблицы, создают для учащегося комфортную обучающую

среду, в которой есть все, что нужно для самостоятельного освоения предмета.

Общеизвестно,

что

при

использовании

видеосюжетов

мобилизуется

психическая активность учащихся, повышается интерес к уроку, расширяется

объём усваиваемого материала, формируются нравственные качества. Всё это

позволяет понять практическую значимость использования видеосюжетов на

уроках русского языка.

Отмечается,

что

видеосюжеты

позволяют

учителю

более

эффективно

подготовить учеников к написанию сочинений и изложений разных жанров.

Видеосюжеты содержат интересный документальный и фактический материал,

что помогает учителю обеспечить урок русского языка более совершенным

изобразительным материалом по сравнению с репродукциями и фотографиями.

Необходимость работы с видеосюжетами на уроках русского языка бесспорна,

однако в настоящее время этот вид работы является новым, и современной

школе ещё предстоит его освоить.

Использование видеосюжетов о родном крае, о странах и народах способствует

патриотическому и интернациональному воспитанию учащихся.

Просмотр видеосюжетов способствует развитию не только письменной, но и

устной

речи.

Пересказывая

увиденные

сюжеты,

дети

учатся

приёмам

построения речи, речевому этикету.

Для того чтобы обучить учащихся умению наблюдать, анализировать, отбирать

необходимый

материал,

можно

использовать

видеофрагменты

продолжительностью 7-10 минут.

Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими,

эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с

использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить

компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые

позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение

стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по

местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. На уроках

литературы

применение

ИКТ

позволяет

использовать

разнообразный

иллюстративно-информационный материал.

Сегодня

на

уроках

литературы

все

чаще

используются

современные

технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание

музыкальных композиций, и просмотр видеофильмов… Педагогика словесника

– это педагогика экспрессии: «слово + чувство»;

Поскольку в наше время литература тесно связана с другими видами искусства,

использование

последних

технических

средств

становится

все

более

актуальным.

Многие классические произведения нашли свое воплощение в кинематографе.

Фильмы служат хорошим подспорьем на уроках литературы. Учитель может

использовать отдельные видеофрагменты при проведении традиционного урока,

а может организовать киносеанс с обязательным последующим обсуждением

просмотренного кинофильма.

Самой распространенной формой работы на уроке литературы можно назвать

работу

с

компьютерными

презентациями,

выполненными

в

программе

PowerPoint. Цели, преследуемые педагогом, применяющим презентации, могут

быть

разными.

Основная

функция

презентации

-

служить

наглядным

материалом.

Мои ученики неоднократно использовали именно презентации в качестве

сопровождения к исследовательским работам по литературе. Индивидуальная

работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность,

поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций

помогает

детям

обрести

уверенность

в

себе,

способствует

выработке

коммуникативных качеств. Наиболее часто презентация используется на уроках

изучения биографии. Данные работы обычно представляют набор изображений:

портреты, фотографии писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством; а

также

несут

краткую

информацию

об

основных

этапах

литературной

деятельности и жизни. Неограниченные возможности компьютера позволяют

интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку,

использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют

учащихся.

Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью можно

создать

портретные

галереи

и

фонотеку:

сделать

записи

исполнения

произведений самими авторами или мастерами художественного слова,

подобрать видеофрагменты.

В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а

информационная

культура

человека

-

определяющим

фактором

их

профессиональной

деятельности,

изменяются

и

требования

к

системе

образования,

происходит существенное повышение статуса образования.

Каждому

человеку

необходимо

постоянно

повышать

уровень

своего

образования

для

обеспечения

успешности.

Повышение

эффективности,

адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем

комплексного использования различных программных и технических средств, а

также применения приемов и методов активного обучения.

Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных

технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного

школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать

уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные

навыки и умения.



В раздел образования