Напоминание

"Сенсорное развитие детей"


Автор: Галкина Анастасия Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 215
Населённый пункт: г. Новокузнецк, обл Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: "Сенсорное развитие детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сенсорное развитие детей младшей группы

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и

формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,

цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Сенсорное

развитие

является

условием

успешного

овладения

любой

практической деятельностью. А истоки развития сенсорных способностей

лежат в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих

условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается

сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения,

ребенок начинает различать величину, форму и цвет.

Значения

сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве

трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для

совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений

об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение

полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон

дошкольного воспитания.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни

выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу

разработки и использования наиболее эффективных средств и методов

сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного

воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику

благодаря

работам

М. Монтессори.

Однако

она

считала,

что

для

приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы

чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств

предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что

развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей

животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое,

в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение

врожденных

способностей,

а

приобретение

новых

при

усвоении

общественного опыта. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им

сенсорной

культуры,

созданной

человечеством

(общепринятые

представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Сенсорное воспитание - целенаправленный процесс, в ходе которого при

организации

правильного

педагогического

взаимодействия

развивается

восприятие,

накапливается

сенсорный

опыт

ребенка,

формируются

представления об окружающем мире. Результатом сенсорного воспитания

является сенсорное развитие ребенка.

Целью сенсорного воспитания является обогащение чувственного опыта

восприятия окружающего мира и развитие сенсорных способностей у детей.

Сенсорные способности дошкольника проявляются и развиваются в процессе

разнообразных

видов

детской

деятельности

(изобразительной,

конструктивной, трудовой) и в свою очередь влияют на развитие этих видов

детской деятельности.

На этой основе можно определить следующие задачи сенсорного

воспитания:

формировать у детей разнообразные обследовательские действия;

формировать

у

детей

знание систем

сенсорных

эталонов -

обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях

предметов;

побуждать детей точно обозначать словом обследовательские

действия, свойства предметов и материалов;

развивать у детей умение применять обследовательские действия и

эталоны свойств предметов в самостоятельной деятельности.

Содержание сенсорного воспитания представляет собой определенный объем

представлений о свойствах и качествах, отношениях предметов и явлений,

который осваивается ребенком на протяжении дошкольного возраста. Этот

объем

определяется,

с

одной

стороны,

многообразием

особенностей

окружающего ребенка мира, а с другой — разнообразием деятельностей,

которые начинают складываться в дошкольном возрасте и имеют различные

сенсорные основы.

Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на этапе дошкольного

детства - главное условие познавательного развития растущего человека,

правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении,

формирования эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать

красоту и гармонию окружающего мира.

Сенсорное воспитание в процессе образовательной деятельности является

основой организации чувственного опыта детей. Именно при взаимодействии

взрослого и ребёнка создаются все условия для планомерного руководства

формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая

детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко

объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится особенно

понятен

детям,

если

они

затем

используют

свои

представления

в

практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более

осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то

затем трудно изобразить его или сконструировать.

Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от

последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные

моменты, которые характерны для многих видов обследования:

восприятие целостного облика предмета.

выделение основных частей этого предмета, определение свойств.

определение более мелких частей предмета и установление их

пространственного расположения по отношению к основным

частям.

повторное целостное восприятие предмета.

Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы

самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным.

Способы

обследования,

применяемые

в

сенсорном

воспитании,

разнообразны и зависят, во - первых, от обследуемых свойств, во - вторых, от

целей обследования.

Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий

детей. Так, детям младшего возраста следует предлагать для обследования

предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и

установления их взаимоотношений был более легким.

Дошкольный

возраст

период

первоначального

ознакомления

с

окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно

развиваются познавательные силы и способности ребёнка. Ребёнок познаёт

предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни,

доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения

словесным путём: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути

познания тесно связаны между собой.

Хорошо

известно,

что

знания,

получаемые

словесным

путём

и

не

подкреплённые чувственным опытом, неясны и непрочны.

Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребёнком заниматься

воспитанием сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет

развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе. Хорошо развитая

способность восприятия необходима современному человеку, создавая

условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача

своевременного и полноценного развития ребёнка.

Сенсорное развитие является условием для успешного овладения любой

практической

деятельностью.

Возраст

раннего

детства

наиболее

благоприятен

для

совершенствования

деятельности

органов

чувств,

накопления представлений об окружающем мире. Развитая сенсорика -

основа для совершенствования практической деятельности современного

человека.



В раздел образования