Напоминание

Рабочая программа по истории для 9 класса


Автор: Оксана Владимировна Горбачева
Должность: учитель истории и обществознанния
Учебное заведение: МБОУ-Чемерновская СОШ
Населённый пункт: п.Чемерна,Брянская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Рабочая программа по истории для 9 класса
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

Чемерновская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено. Согласовано. Утверждаю.

Руководитель Заместитель Директор школы

методического директора по УВР

объединения учителей ________/Носова М.В./ ________ /Боглаева Е.Г./

гуманитарного цикла «____» августа 2022 г. Приказ № ________

_______ /Козина В.А./ от «____» августа 2022 г.

Протокол №______

от «___» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ

ДЛЯ 9 КЛАССА

НА 2022 / 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель программы:

Горбачева Оксана Владимировна,

учитель высшей категории.

.

2022 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе

Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

1.

Федерального государственного образовательного стандарта основного

общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ «Об

утверждении

и

введении

в

действие

ФГОС

основного

общего

образования» от 17.12.2010 г. № 1897;

2.

Примерной образовательной программе основного общего образования;

3.

Авторской программы: основного общего образования по «История

России. XIX – начало XX века . 9 класс» Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова,

И.А. Артасов, И.Н. Фёдоров,– М.: Дрофа, 2018

4.

Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу и курсу

внеурочной деятельности, в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО,

ФГОС СОО МБОУ- Чемерновской СОШ.

5.

Авторской программы по Всеобщей истории - Годера Г.И. и Свенцицкой

И.С., Агибаловой Е.В., Юдовской А.Я., Сороко-Цюпа О.С.

Программа ориентирована на учебники:

1.

Учебник: «История России: XIX – начало XX в. 9 класс» Л.М. Ляшенко,

О.В. Волобуев, Е.В. Симонова.– 3-е изд., - М.: Дрофа, 2018

2.

Учебник: Всеобщая история. Новая история XIX- начала XX в. 8 класс

А.Я., Юдовская, Л.М.. Ванюшкина – М.: Просвещение, 2019г.,

В 2014 г. с целью повышения качества школьного исторического образования

была принята Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной

истории, включающая Историко-культурный стандарт. Эти документы вносят

изменения в организацию обучения истории в школе, которые заключаются в

следующем:

1. Переход к линейной системе обучения истории.

2. Изменение периодизации истории.

3. Введение новых понятий (Великая Российская революция, ордынская

зависимость др.).

4. Усиление патриотической направленности предмета.

5. Акцент на изучение вопросов культуры.

Общие цели и задачи:

1. образование, воспитание и развитие личности школьника, способного к

самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе

осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и

творчески

применяющего

исторические

знания

в

учебной

и

социальной

деятельности;

2. усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей

гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека, законности; проявления и

развития капиталистических отношений и их качественного преобразования в

истории стран и народов Европы, Азии, и России в частности, а так же их места в

истории мировой цивилизации;

2.

формирование

исторического

мышления,

целостного

представления

об

историческом пути России, об основных этапах, событиях российской истории XIX

– начало XX в.,. вв

1.

формирование

личности,

способной

к

национальной,

культурной

самоидентификации. Определению своих ценностных приоритетов, активному

применению полученных исторических знаний не только в образовательном

процессе, но и в повседневной жизни;

2.

воспитание толерантности, уважения интереса к разнообразию культур

народов Европы, Азии, Африки и Америки, их взаимодействию в Новое время.

3.

овладение знаниями об основных событиях и процессах эпохи Нового времени

в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах

и соотнесение их с развитием российского общества; понимание ими места и

роли Российской империи во всемирно-историческом процессе, значения

наследия этого периода для современного общества;

4.

овладение учащимися основными знаниями по истории России в XIX – начало

XX в., воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к истории России

XIX – начало XX в. и гордости за героические свершения предков;

5.

развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в

исторических источниках по истории;

6.

формирование у школьников умения применять знания по истории России XIX

– начало XX вв., в. для осмысления сущности современных общественных

явлений.

Место учебного предмета

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве

обязательного в 5–9 классах в общем объеме 374 часа, в 5–8 классах – 2 часа в

неделю, в 9 классе – 2 часа в неделю, 35 учебных недели (70 часов). На курс

«Всеобщая история. Новейшая история» отводится 24 часа. Истории России: XIX –

начало XX в.– 46 часа (согласно Примерной программы основного общего

образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

ФГОС предполагает формирование у учащихся определенных учебных умений и

навыков.

Личностные результаты:

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

учащихся к саморазвитию и самообразованию.

– воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к

Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание

своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной

группы, локальной и региональной общности, знание основ культурного наследия

народов России и человечества;

– освоение гуманистических

традиций и

ценностей

современного общества,

осмысление

социально-нравственного

опыта

предшествующих

поколений,

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других

народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

– способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность –

учебную, общественную и др.;

овладение

умениями

работать

с

учебной

и

внешкольной

информацией

(анализировать

факты,

составлять

простой

и

развернутый

план,

тезисы,

формулировать

и

обосновывать

выводы

и т. д.),

использовать

современные

источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способность

решать

творческие

задачи,

представлять

результаты

своей

деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

– готовность к сотрудничеству с соучениками.

Предметные результаты:

– овладение целостными представлениями об историческом пути человечества;

– способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы

исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений

прошлого;

– формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных

исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность

и познавательную ценность;

– готовность применять исторические знания для выявления и сохранения

исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Система

оценки

достижений

планируемых

результатов

освоения

основной

образовательной программы основного общего образования.

В соответствии с требованиями Федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования в школе разработана

система оценки, ориентированная

на выявление и оценку образовательных

достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени

основного общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

-комплексный подход к оценке результатов образования(оценка предметных,

метапредметных и личностных результатов общего образования);

-использование планируемых результатов освоения основных образовательных

программ;

-оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе

системно – деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению

учебно – практических и учебно – познавательных задач;

-оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

-сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества

образования;

-использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей

динамику индивидуальных образовательных достижений;

-использование наряду со стандартизированными письменными или устными

работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы,

творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения.

Оценка личностных результатов

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся

универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

Самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося -

принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление личности,

которая гордится и любит свою Родину, народ, историю;

Развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения,

видеть сильные и слабые стороны свое личности;

Смыслообразование – поиск и установление личностного смысла, понимания границ

того, «что я знаю», и того «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению

этого разрыва;

Морально – этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация

на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени основного общего

образования строится вокруг оценки:

Сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение

в эмоционально – положительном отношении обучающегося к образовательному

учреждению;

Ориентации на содержательные моменты образовательного процесса – уроки,

познание нового, овладение умениями новыми компетенциями, характер учебного

сотрудничества с учителем и одноклассниками – и ориентации на образец поведения

«хорошего ученика» как пример для подражания;

Сформированности основ гражданской позиции – чувств гордости за свою Родину,

знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю,

осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и

мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам

других людей;

Сформированности самооценки, включая осознания своих возможностей в учении

способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения

видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

Сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-

познавательные и внешние мотивы, любознательность и

интерес к новому

содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений,

мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию

своих

способностей; знания моральных норм и сформированности морально-этических

суждений, способности к решению моральных проблем;

Способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения

соблюдения/нарушения моральной нормы.

Способом

оценки

личностных

результатов

учащихся

является

портфолио,

способствующее формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений

анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Личностные результаты учащихся на ступени основного общего образования в

полном соответствии с требованиями стандарта не подлежит итоговой оценке, т.к.

оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной

и образовательной деятельности школы.

Оценка метапредметных результатов.

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных

действий учащихся(регулятивных, коммуникативных, познавательных), т.е. таких

умственных

действий

обучающихся,

которые

направлены

на

анализ

своей

познавательной деятельности и управлению ею. К ним относятся:

-способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;

самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение

планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и

условиями

ее

реализации

и

искать

средства

ее

осуществления;

умение

контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на

основе

оценки

и

учета

характера

ошибок,

проявлять

инициативу

и

самостоятельность в обучении;

-умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной

информации из различных информационных источников;

-умение использовать знаково-символические средства для создания моделей

изучаемых

объектов

и

процессов,

схем

решения

учебно-познавательных

и

практических задач;

-способность

к

осуществлению

логических

операций

сравнений,

анализа,

обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий,

отнесению к известным понятиям;

-умению сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем,

принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение

метапредметных

результатов

обеспечивается

за

счет

основных

компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в

обязательной части учебного плана.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени основного

общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных

результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач

творческого

и

поискового

характера,

учебное

проектирование,

итоговые

проверочные работы.

Оценка предметных результатов.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных

предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность

учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и

промежуточного оценивания, так и входе выполнения итоговых проверочных работ.

Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного

оценивания, фиксируются,

в форме папки достижений и учитываются при

определении итоговой оценки.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной

программы основного общего образования является достижение предметных и

метапредметных результатов основного общего образования, необходимых для

продолжения образования.

В учебном процессе оценка предметных результатов поводится с помощью

диагностических работ(промежуточных и итоговых), направленных на определение

уровня освоения темы учащимися.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Истории России: XIX-начало XX века.– 46 час

Введение. XIX столетие – особый этап в истории России (1 час.).

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века (2 ч.).

Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй.

Политический строй. Новые веяния в сельском хозяйстве. Влияние крепостничества

на развитие сельского хозяйства.

Российская империя в царствование Александра I. 1801-1825 гг. (5 ч.).

Внутренняя политика в 1801- 1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые

преобразования. Александр I . проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о

вольных хлебопашцах» реформа народного просвещения. Аграрная реформа в

Прибалтике. Реформы М.М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к

уложению

государственных

законов.»

учреждение

государственного

совета.

Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.

Внешняя политика в 1801-1812 гг. Международное положение России в начале века.

Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой

антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение

российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия.

Присоедиение

к

России

Финляндии.

Разрыв

русско-французского

союза.

Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское

сражение. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и

его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Патриотический подъем

народа. Герои войны (М.И. Кутузов, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов.).

Партизанское движение. Гибель «Великой армии» Наполеона. Освобождение России

от захватчиков. Заграничный поход русской армии.

Внешняя политика в 1813- 1825 гг. Начало заграничных походов, их цели. «Битва

народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и

место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике

Александра I. Россия и Америка. Россия - мировая держава. Внутренняя политика в

1814- 1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I.

Польская

конституция.

«Уставная

грамота

Российской

империи»

Н.Н.

Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг.

Основные итоги внутренней политики Александра I. Социально- экономическое

развитие. Экономический кризис 1812-1825. Аграрный проект А.А. Аракчеева.

Проект крестьянской реформы Д.А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли.

Общественные

движения.

Предпосылки

возникновения

и

идейные

основы

общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз

благоденствия. Южное и северное общества. Программные проекты П.И. Пестеля и

Н.М. Муравьева. Власть и общественные движения. Династический кризис 1825 г.

Восстание декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14

декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине.

Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Российская империя в царствование Николая I. 1825-1855 гг. (4 ч.).

Внутренняя политика Николая I. Идеологическое обоснование внутренней

политики Николая I. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение

контроля

над

обществом

(полицейский

надзор,

цензура).

Централизация,

бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи.

Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными

настроениями. III отделение царской канцелярии. Противоречия хозяйственного

развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного

переворота. Первые железные дороги. Новые Явления в промышленности, сельском

хозяйстве и торговле. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина. Реформа управления

государственными крестьянами П.Д. Киселева. Рост городов.

Внешняя политика в 1826-1849 гг. Участие России в подавлении революционных

движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826-1828 г. Русско-

турецкая война 1828-1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия

и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России. Народы

России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война.

Крымская война 1853-1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы, планы

сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П.С. Нахимов. В.А.

Корнилов. В.И. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны. Развитие

образования в первой половине XIX в., его сословный характер.

Общественно-политическая жизнь 1830-1840-х гг.

30-50-х годов. Особенности

общественного движения 1830—1850-х гг. Консервативное движение. «Теория

официальной народности». С.С. Уварова. Либеральное движение.

Западники. Т.Н. Грановский. С.М. Соловьев. Славянофилы. И.С. и К.С. Аксаковы,

И.В. и П.В. Киреевские. Развитие революционного направления в общественном

движении.

А.И.

Герцен

и

Н.П.

Огарев.

Петрашевцы.

Теория

«общинного

социализма».

Начало золотого века русской культуры (4 ч.).

Изменения в системе российского образования. Научные открытия. Открытия в

биологии. И.А. Двигубского, К.М. Бэра. Дядьковского. Н.И. Пирогов и развитие

военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия

М.В. Остроградского и Н.И. Лобачевского. Вклад в развитие физики Б.С. Якоби и

Э.Х. Ленца. А.А. Воскресенский, Н.И. Зинин и развитие органической химии.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И.Ф.

Крузенштерна и Л.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Открытие

Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г.И. Невельского и Е.В. Путятина.

Русское

географическое

общество.

Особенности

и

основные

стили

в

художественной культуре. (Романтизм, классицизм, реализм.)

Литература первой половины XIX века. В.А. Жуковский. К.Ф. Рылеев. А.И.

Одоевский.

Золотой век русской поэзии.

А.С. Пушкин.

М.Ю.

Лермонтов.

Критический

реализм.

Н.В.

Гоголь.

И.С.

Тургенев.

Д.В.

Григорович.

Драматургические произведения А.Н. Островского. Театр. П.С. Мочалов. М.С.

Щепкин. А.И. Мартынов.

Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А.Е. Варламов.

А.А. Алябев. М.И. Глинка. А.С. Даргомыжский. Живопись. К.П. Брюлов. О.А.

Кипренский. В.А. Тропинин. А.А. Иванов. П.А. Федотов. А.Г. Венецианов.

Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А.Д. Захаров (здание

Адмиралтейства.) А.Н. Воронихин (Казанский собор). К.И. Росси (Русский музей,

ансамбль дворцовой площади). О.И. Бове (Триумфальные ворота в Москве,

реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К.А.

Тон (Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата.

Литература и художественная культура народов России. Взаимное обогащение

культур.

Повторение и обобщение «Россия на пороге перемен».

Эпоха Великих реформ в России. 1860-1870-е гг. (6 ч.).

Предпосылки и причины отмены крепостного права. Социально-экономические

развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Личность Александра II. Начало правления

Александра

II.

Подготовка

крестьянской

реформы.

Основные

положения

крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Либеральные

реформы

60-70

гг.

Земская

и

городская

реформы.

Создание

местного

самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области

просвещения. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и

либеральной

группировок

в

правительстве

на

рубеже

70-80-х

гг.

XIX

в.

«Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.

Национальный вопрос в царствование Александра II. Польское восстание 1863 г.

Рост национального самосознания народов Украины и Белоруссии. Усиление

русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос.

Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права.

Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация

Завершение

промышленного

переворота,

его

последствия.

Начало

индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Общественное

движение. Особенности российского либерализма середины 50-начала 60-х годов..

Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и

реформы. М.Н. Катков.

Причины роста революционного

движения

в пореформенный период.

Н.Г.

Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М.А. Бакунин, П.Л.

Лавров, П.Н. Ткачев Народнические организации второй половины 1860-1870 –х. гг.

«Хождение в народ», «Земля и Воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли

и Воля». «Народная воля» Убийство Александра II. Внешняя политика Александра

II. Основные направления внешней политики России в 1860-1870- х гг. А. М.

Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика

России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-

турецкая война 1877-1878 гг. Причины и ход военных действий, итоги. М.Д.

Скобелев. И.В. Гурко.

Российская империя в царствование Александра III. 1881-1894 гг. (5 ч.).

Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового

царствования. К.П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало

рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области

просвещения и печати. Укрепление позиции дворянства. наступление на местное

самоуправление.

Национальная

религиозная

политика

Александра

III.

Экономическое развитие страны в 80-90 гг. Общая характеристика экономической

политики Александра III. в либеральном движении. Общественное движение в 80-90

–х гг.

Кризис

революционного

народничества.

Усиление

позиции

консерваторов.

Распространение

марксизма

в

России.

Внешняя

политика

Александра

III.

Приоритеты и основные направления во внешней политике Александра III.

Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе.

Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века. (3 ч.).

Два пути развития капитализма в сельском хозяйстве. Аграрная проблема после

отмены

крепостного

права.

Развитие

капитализма

в

сельском

хозяйстве.

Промышленность и транспорт в пореформенное время. Начало государственной

деятельности С.Ю. Витте. Политика министров финансов Н.Х. Бунге, И.А.

Вышнеградского: цели, мероприятия и результаты.

Положение

основных

слоев

российского

общества.

Дворянское

предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и

благотворительность. Положение и роль Духовенства. Разночинная интеллигенция.

крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства.

Казачество. Новшества в жизни городских обывателей.

Продолжение золотого века русской культуры. (3 ч.).

Развитие образования и науки во второй половине XIX в. Подъем российской

демократической культуры. Усиление контроля за системой образования. Развитие

естественных и общественных наук. Успехи в сфере образования и книгоиздания.

Достижения российской науки. Критический реализм в литературе (Н.А. Некрасов,

И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский). Литература народов России.

Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.

Новые течения архитектуре, живописи, театральном искусстве, музыке. Искусство.

Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль Русской культуры в

развитии мировой культуры. Художественная культура народов России.

Россия в конце XIX- начале XX века. (13 ч.).

Россия в системе мирового социального - экономического развития. Особенности

промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика

модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий.

Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.

Социальные, религиозные и национальные отношения в империи. Разложение

сословных структур: дворянство и крестьянство. Формирование новых социальных

страт: буржуазии, рабочих, средних городских слоев. Обострение социальных и

политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный

вопрос.

Николай II.

и самодержавная государственность. Нарастание оппозиционных

настроений. Борьба профессиональных революционеров против самодержавия.

Внешняя политика России в начале XX в. Русско-японская война 1904-1905 гг., ее

влияние на российское общество. Рабочее движение. Активизация нелегальной

политической деятельности. Революционные партии, их программы.

Революция

1905-1907

гг.:

причины

и

характер.

«Кровавое

воскресенье».

Возникновение

Советов.

Восстания

в

армии

и

на

флоте.

Всероссийская

политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905

г. Создание Государственной Думы. Основные государственные законы 1906 г.

Начало многопартийности. Новые политические течения и партии. Оформление

либеральных партий. Особенности революционных выступлений 1906-1907 гг.

Столыпинская

программа

социальных

преобразований

и

ее

реализация.

Реформаторская деятельность П.А. Столыпина. Незавершенность преобразований и

нарастание социальных противоречий.

Особенности развития российской культуры в начале XX в. Развитие научной

мысли.

Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы.

Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая

печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И.

Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев.

Художественная

культура:

Серебряный

век.

Модерн

в

архитектуре

и

художественной

культуре.

Критический

реализм

ведущее

направление

в

литературе.

Зарождение

русского

авангарда.

Театр

и

драматургия.

К.С.

Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеXIX-

XX вв.Итоговое повторение и обобщение. Истории России: XIX-начало XX века.

Содержание учебного предмета История Нового времени.

1800-1900. (24 часа)

Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. (5 ч.)

Вводный урок. От традиционного общества к обществу индустриальному. Черты

традиционного общества. Основное содержание процесса модернизации. Эшелоны

капиталистическогого развития. Проблемы, порожденные модернизацией.

Индустриальная революция: достижения и проблемы.

Основные технические

изобретения и научные открытия. Успехи машиностроения. Переворот в средствах

транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.

Экономические кризисы как одна из причин перехода к монополистическому

капитализму. Черты монополистического капитализма.

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.

Человек в

изменившемся мире: материальная культура и повседневность Изменения в

социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Миграция

и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний

класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Новые условия быта. Изменения

моды. Новые развлечения.

Наука: создание научной картины мира XIX

в.. Причины быстрого развития

естественно-математических наук. Основные научные открытия XIX – начала XX в.,

их значение. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины.

XIX в.

В

зеркале

художественных

изысканий.

Литература

и

искусство.

Основные

художественные направления в живописи и музыке.

Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и

государство. Причины появления главных идейнополитических течений XIX в.

Характеристика основных положений либерализма, консерватизма, социализма.

История развития социалистической мысли, воззрения социалистов утопистов.

Причины возникновения неолиберализма, неоконсерватизма, основные течения в

социалистическом лагере.

Основные понятия темы:

Традиционное

общество;

индустриальное

общество,

модернизация;

индустриализация;

индустриальная

революция;

демократизация;

обмирщение

сознания;

правовое

государство;

гражданское

общество.

Индустриальная

революция,

свободный

фабрично-заводской

капитализм,

монополия,

монополистический капитализм, империализм, конкуренция, экономический кризис,

синдикат картель, трест, концерн. Социальная структура общества, аристократия,

буржуазия, средний класс, наемные рабочие, эмиграция, эмансипация. Научная

картина мира, связь науки и производства Романтизм, реализм, натурализм,

критический

реализм,

импрессионизм,

постимпрессионизм.

Либерализм,

неолиберализм,

консерватизм,

неоконсерватизм,

социализм,

утопический

социализм, марксизм, социал-реформизм, анархизм.

Строительство новой Европы (7 часов)

Консульство и образование наполеоновской империи.

Режим личной власти

Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя и внешняя политика

Наполеона в годы Консульства и Империи.

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

Причины ослабления империи

Наполеона Бонапарта. Поход в Россию, освобождение европейских государств,

реставрация Бурбонов. Венский конгресс. Священный союз.

Англия: сложный путь к величию и процветанию. Экономическое развитие Англии в

XIX в. Политическая борьба.

Парламентская реформа 1932., установление

законодательного парламентского режима. Чартистское движение. Англия –

крупнейшая колониальная держава.

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому

кризису. Экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. Революция

1830 г. : причины и ход. Кризис Июльской монархии.

Франция: революция 1848г. и Вторая империя. Причины революции 1848. Ход

Февральской революции. Основные мероприятия Временного правительства и

Учредительного собрания, июльское восстание рабочих в Париже Установление

Второй республики. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III.

Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Экономическое и политическое развитие

Германии и Италии в первой половине XIX в. Причины и цели революции 1848г. в

Германии и Италии. Ход революцию Пруссия и Сардинское королевство – центры

объединения Германии и Италии. Объединение Германии. Объединение Италии.

Два пути объединения.

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Причины, ход, результаты

франко-прусской войны, причины поражения Франции в этой войне. Сентябрьская

революция 1870 г., провозглашение республики. Окончание войны. Причины

восстания 18 марта 1871 г. Внутренняя политика Парижской коммуны. Причины

поражения и роль Парижской коммуны в истории.

Основные понятия темы

Империя, коалиция,

консульство, буржуазная монархия, Кодекс Наполеона,

континентальная

блокада.

Венский

конгресс,

Священный

союз,

система

европейского равновесия. Викторианская эпоха, имущественный ценз, чартизм,

хартия, тред-юнионы, Парламентская монархия. Конституционно-монархический

режим, Июльская монархия, бланкизм. Вторая республика, Вторая империя,

авторитарный режим. Юнкер, радикал, ландтаг, карбонарий. Канцлер, путь

объединения «сверху», путь объединения «снизу». Мобилизация, оппозиция,

Парижская коммуна, реванш, реваншизм.

Европа: время реформ и колониальных захватов (5 часов).

Германская империя в конце XIX – начале XX в. Борьба за место под солнцем.

Политическая устройство. Политика «нового курса» - социальные реформы. От

«нового курса» к мировой политике. Подготовка к войне.

Великобритания: конец Викторианской эпохи. Экономическое развитие и причины

замедления темпов развития промышленности Великобритании к концу XIX в.

Колониальные захваты Великобритании в конце XIX в. и создание Британской

колониальной империи. Система двух партий и эпоха реформ.

Франция: Третья республика. Особенности экономического развития Франции в

конце XIX в. – начале XX в. Особенности политического развития. Эпоха

демократических реформ. Коррупция государственного аппарата. Внешняя политика

Франции в конце XIX – начале XX в.

Италия: время реформ и колониальных захватов.

Особенности экономического

развития Италии в конце XIX – начале XX в. Политическое развитие Италии. «Эра

Джолитти». Внешняя политика Италии в конце XIX – начале XX в..

От

Австрийской

империи

к

Австро-Венгрии:

поиски

выхода

из

кризиса.

Характеристика Австрийской империи в первой половине XIX в. Революции 1848г.

в Австрии и Венгрии. Образование Австро-Венгрии, особенности политического

строя страны. Политическое и экономическое развитие Австро-Венгрии. Внешняя

политика Австро-Венгрии в конце XIX – начале XX в..

Основные понятия темы

Милитаризация, пангерманизм, шовинизм, антисемитизм,

Тройственный союз.

Колониальный капитализм, Антанта, гомруль, доминион. Государственные займы,

ростовщический капитализм, Третья республика, радикал, атташе, коррупция.

Государственный

сектор

в

экономике,

«эра

Джолитти».

Национально-

освободительное движение, двуединая монархия.

Две Америки (3 часа).

США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США:

империализм и вступление в мировую политику. Характеристика экономического и

социально-политического развития США в первой половине XIX в. Отличия между

Севером и Югом. Гражданская война и отмена рабства. Экономическое развитие

США в конце XIX в. Внешняя политика США в конце XIX – начале ХХ в.

Политическое развитие США в конце XIX – начале ХХ в.

Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Ход национально-

освободительной борьбы народов Латинской Америки против колониального гнета

Испании. Итоги и значение освободительных войн в Латинской Америке в первой

половине XIX в. Особенности экономического и политического развития стран

Латинской Америки в XIX в.

Основные понятия темы

Абсолютизм, гомстед, расизм, иммигрант, конфедерация, Гражданская война.

Олигархия, резервация. Каудильизм, авторитарный режим.

Традиционные

общества

перед

выбором:

модернизация

или

потеря

независимости

(2 часа)

Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная техника». Черты

традиционных обществ Востока. Причины реформ в Японии во второй половине

XIX в. «Открытие» Японии. Реформы «эпохи Мэйдзи». Причины быстрой

модернизации Японии. Особенности экономического развития Японии в XIX в.

Внешняя политика японского государства во второй половине XIX в.

Китай: сопротивление реформам. «Открытие» Китая, «опиумные войны» Попытка

модернизации Китая империей Цыси и императора Гуансюем. Причины поражения

реформаторского движения. Восстание тайпинов и ихэтуаней.

Индия:

насильственное

разрушение

традиционного

общества.

Разрушение

традиционного общества в Индии. Великое восстание 1857г.

Основные понятия темы

Сегунат,

самурай,

контрибуция,

колония,

Мэйдзи.

«опиумные

войны»,

полуколония, движение тайпинов и ихэтуаней. Сипаи, «свадеши», индийский

Национальный Конгресс.

Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (1 час)

Международные

отношения:

дипломатия

или

войны?

Причины

усиления

международной напряженности в конце XIX в. Шаги к войне. Борьба мировой

общественности против распространения военной угрозы.

Тематическое планирование

(История России 44ч.)

№ раздела

Тема раздела

Кол-во часов

Истории России: XIX-начало XX века.

44

1

Введение. XIX столетие – особый этап в истории

России.

1

2

Социально-экономическое развитие России в первой

половине XIX века.

2

3

Российская империя в царствование Александра I. 1801-

1825 гг.

6

4

Российская империя в царствование Николая I. 1825-

1855 гг.

3

5

Начало золотого века русской культуры

4

6

Эпоха Великих реформ в России. 1860-1870-е гг.

6

7

Российская империя в царствование Александра III.

1881-1894 гг.

4

8

Социально-экономическое развитие России во второй

половине XIX века.

3

9

Продолжение золотого века русской культуры

3

10

Россия в конце XIX- начале XX века.

12

Итого

44

«Новая история» 1800-1913». (24 часа)

№ п/

п

Разделы

Всего часов

1

Введение

1

2

Раздел 1. Становление индустриального общества

4

3

Раздел 2. Строительство новой Европы

7

4

Раздел 3. Европа: время реформ и колониальных

захватов

5

5

Раздел 4. Две Америки

3

6

Раздел 5. Традиционные общества перед выбором:

модернизация или потеря независимости

2

7

Раздел 6. Международные отношения в конце XIX –

начале XX вв.

2

8

Итого

24

Итого курс

68

Календарно-тематическое планирование

по истории России в 9 классе (44 ч.)

№п/п

№ у\р

Наименование раздела.

Тема урока

Кол-во

часов

Дата по плану

1

1

Введение. XIX столетие – особый этап в истории России.

1

Раздел 1. Социально-экономическое развитие России в первой

половине XIX века

2 ч.

2

1

Сельское хозяйство. Развитие промышленности, транспорта и

торговли.

1

3

2

Диагностическая проверочная работа.

1

Раздел 2 Российская империя в царствование Александра I. 1801-

1825 гг.

6 ч.

4

1

Внутренняя и внешняя политика в 1801- 1811 гг.

1

5

2

Внутренняя и внешняя политика в 1801- 1811 гг.

6

3

Героический 1812 г.

1

7

4

Внутренняя и внешняя политика в Александра I. 1816-1825 гг.

1

8

5

Общественная жизнь в России.

1

9

6

Восстание на Сенатской площади. Значение движения

декабристов.

1

Раздел 3 Российская империя в царствование Николая I. 1825-1855

гг.

3 ч.

10

1

Охранительный курс Николая I. во внутренней политике.

1

11

2

Политика правительства в социально-экономической сфере.

1

12

3

Россия в «европейском оркестре» в 1826-1856 гг. Крымская

война 1853-1856 гг.

1

Раздел 4 Начало золотого века русской культуры

4 ч.

13

1

Литература как главное действующее лицо российской

культуры

1

14

2

Просвещение и наука в 1801-1850-е гг.

1

15

3

Живопись, театр, музыка, архитектура.

1

16

4

Обобщающий урок по теме «Российская империя в первой

1

половине XIX века».

Раздел 5. Эпоха Великих реформ в России. 1860-1870-е гг.

6 ч.

17

1

«Распалась цепь великая…»: подготовка и содержание

крестьянской реформы 1861 г.

1

18

2

Последующие реформы

1

19

3

Внешняя политика России в 1850-1880-х гг.

1

20

4

Либеральный и революционный общественно-политические

лагери в России 1860-1870-х гг.

1

21

5

Основные направления в народничестве 1870-х - 1880-х гг.

1

22

6

Контрольное тестирование за I полугодие.

1

Раздел 6. Российская империя в царствование Александра III. 1881-

1894 гг.

4 ч.

23

1

Внутренняя политика правительства Александра III:

контрреформы.

1

24

2

Внешняя политика России в 1880-х - 1890-х гг.

1

25

3

Общественное и рабочее движение в 1880-е – начале 1890 –х гг.

Религиозная политика в России в XIX в.

1

26

4

Тестирование по разделу: «Российская империя в

царствование Александра III»

1

Раздел 7. Социально-экономическое развитие России во второй

половине XIX века.

3 ч.

27

1

Развитие сельского хозяйства.

1

28

2

Промышленность, банковское дело, торговля, транспорт.

1

29

3

Повседневная жизнь основных слоев населения России в XIX

веке.

1

Раздел 8. Продолжение золотого века русской культуры.

3 ч.

30

1

Просвещение и наука

1

31

2

Периодическая печать и литература

1

32

3

Новые течения архитектуре, живописи, театральном искусстве,

музыке.

1

Раздел 9. Россия в конце XIX- начале XX века.

12ч.

33

1

Экономическое развитие России: город и деревня.

1

34

2

Социальные, религиозные и национальные отношения в

империи.

1

35

3

Государство и общество на рубеже XIX- начале XX века.

1

36

4

Внешняя политика России в начале ХХ века

1

37

5

1905 год: революция и самодержавие.

1

38

6

Начало многопартийности.

1

39

7

Завершающий период революции 1905-1907 гг.

1

40

8

Общество и власть после Первой российской революции

1

41

9

Серебряный век российской культуры

1

42

10

Обобщение по разделу: «Россия во пол.19-н.20 вв»

1

43

11

Международные отношения накануне Первой мировой войны:

1900-1913 гг

1

44

12

Тестирование по курсу.

1

Календарно-тематическое планирование

по Истории нового времени в 9 классе (24ч.)

№ п/п

урока

урока

в

теме

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

План

45

1

Введение. От традиционного общества к обществу

индустриальному

1

Глава 1.Становление индустриального общества.

5

46

1

Индустриальные революции: достижения и проблемы.

1

47

2

Индустриальное общество: новые проблемы и новые

ценности.

1

48

3

Наука: создание научной картины мира XIX в.

1

49

4

Искусство в поисках новой картины мира

1

5

Тестирование по теме: «Становление

индустриального общества».

1

Глава 2.Строительство новой Европы

8

50

1

Консульство и образование наполеоновской империи.

1

51

2

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

1

52

3

Англия: сложный путь к величию и процветанию

1

53

4

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к

новому политическому кризису.

1

54

5

Франция: революция 1848г. и Вторая империя.

1

55

6

Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и

неделимая Италия?»

1

56

7

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.

1

57

8

Тестирование по теме:

«Строительство новой Европы».

1

Глава 3.Страны Западной Европы на рубеже XIX - XX

вв.

5

58

1

Германская империя в конце XIX – начале XX в.

1

59

2

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

1

60

3

Франция: Третья республика.

1

61

4

Италия: время реформ и колониальных захватов.

1

62

5

От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски

выхода из кризиса.

1

Глава 4.Две Америки. 2 часа

63

1

США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и

сохранение республики

1

64

2

Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время

перемен.

1

Глава 5.Традиционные общества перед выбором:

модернизация или потеря независимости 1

3

65

1

Япония на пути к модернизации: «восточная мораль –

западная техника».

Африка: континент в эпоху перемен.

1

66

2

Контрольное тестирование за II полугодие.

1

Глава 6. Международные отношения в конце XIX –

начале XX вв.

1

67

1

Международные отношения: дипломатия или войны?

1

68

1

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Новая

история».

1



В раздел образования