Напоминание

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через экологическое образование посредством лэпбука "Кубань –хлебный край


Авторы: Мурашко Людмила Викторовна, Швец Мария Николаевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО "Детский сад комбинированного вида №113"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через экологическое образование посредством лэпбука "Кубань –хлебный край
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №113»

Педагогическая разработка

«Приобщение дошкольников к истокам

национальной культуры через экологическое образование посредством

лэпбука «Кубань –хлебный край»»1

Авторы: воспитатели

Мурашко Людмила Викторовна

Швец Мария Николаевна

г.Краснодар 2022г.

Введение

Хлеб является основой питания многих народов. Хлеб - символ благополучия

и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда

относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У

многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре.

В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей. Буханка хлеба

и его каждый кусок, особенно первый, раньше воплощали собой долю

человека; считалось, что от обращения с ним зависят его сила, здоровье и

удача. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в

праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба

ничем нельзя измерить.

Во все времена небрежное отношение к хлебу

приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было

нанести человеку. На сегодняшний день, дети встречаются с хлебом

ежедневно и, возможно, у них теряется важность этого главного продукта.

Все это проявляется небрежным отношением к нему (бросают, играют,

крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). Чем больше дети

будут знать о нем, тем дороже он станет им. Мы хотим воспитать детей,

любящих, уважающих, знающих каким способом получают муку, хлеб и

уважающих труд хлеборобов, а также вызвать бережное отношение к хлебу.

Именно поэтому возникла идея создания многофункционального

методического пособия лэпбук «Кубань –хлебный край».

Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания

хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного

отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.

Задачи:

Образовательные:

• изучить историю возникновения хлеба;

• познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с

хлебом;

• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его

изготовлении.

Развивающие:

• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;

• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и

умозаключения.

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и

уважения к людям сельскохозяйственного труда;

Данное пособие предназначено для детей 5-7 лет.

Лэпбук представляет собой интерактивную, занимательную тематическую

книжку-раскладушку с кармашками, окошками, подвижными деталями, в

которые помещены материалы по данной теме. Это очень простое,

занимательное и перспективное игровое средство обучения, которое можно

постоянно дополнять. Лэпбук можно использовать как для фронтальной,

подгрупповой, индивидуальной, а также для самостоятельной работы.

Преимущества использования лэпбука:

- ребенок самостоятельно собирает нужную информацию;

-структурирует большой объем данных;

-побуждает у детей интерес к познавательно-исследовательской

деятельности;

-облегчает запоминание;

Используя огромный воспитательно-образовательный потенциал данного

дидактического пособия, педагог может решать самые разнообразные задачи

воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности

их реализации.

Наполнение лэпбука «Кубань –хлебный край»

Д/и «Продолжи ряд»

Цель игры: Развитие предпосылок логического

мышления с помощью логического приёма

«сериация».

Правила игры: педагог объясняет детям, что

картинки в логическом ряду расположены в

определённом порядке. Нужно подумать и

догадаться, какая картинка должна стоять в

пустой клетке и объяснить свой выбор.

Д/и «Месим тесто по рецепту».

Цель: развитие и закрепление счетных

навыков (в пределах 10), закрепление

графических образов цифр, развитие

внимания.

Материал: карточки «рецепты» с указанием

количества входящих в состав ингредиентов,

карточки «ингредиенты», картинка кастрюли.

Правила: педагог заранее вырезает карточки

«ингредиенты» и кар-

точки «рецепты». Задача ребенка - положить

столько ингредиентов в кастрюлю, сколько

указано в рецепте.

Д/и «Сосчитай и запиши»

Цель: развитие внимания, навыков счета в

пределах 10

Правила: сосчитать хлебобулочные изделия и

записать результат счета. Для обозначения

результата счета можно использовать

магнитные цифры или заранее

подготовленные карточки - цифры.

Д/и «Разложи хлеб по образцу»

Цель: учить выкладывать изображение по

образцу из нескольких предметов. Развивать

мелкую моторику пальцев рук, память,

внимание и речь. Воспитывать усидчивость и

желание творить.

Правила:

Вариант 1: педагог просит ребенка разложить

хлеб в соответствии с карточкой.

Вариант 2: педагог показывает карточку на

несколько секунд и убирает ее, задача ребенка

–разложить хлеб по памяти.

Д/и с прищепками «Сосчитай-ка»

Цель игры: закрепление количественного счета, умения соотносить

количество предметов с цифрой, развитие логического мышления, внимания,

речи детей.

Правила:

Вариант1: детям предлагается сосчитать количество предметов и прикрепить

прищепку к цифре, обозначающей результат счета.

Вариант2: закрыть прищепками ненужные цифры, оставив открытой цифру,

обозначающую результат счета.

Д/и «Математические пазлы»

Цель: составление целого из частей; систематизировать знания чисел от 1 до

10; закреплять навыки счета в пределах 10; развивать память, внимание,

логическое мышление

Правила: ребенку необходимо расположить отрезки картинки таким образом,

чтобы цифры располагались от одного до десяти в ряд.

«Разрезные пазлы».

Цель: формировать представления о целостном образе предмета, учить

соотносить образ представления с целостным образом реального предмета;

развивать логическое мышление.

Правила: предложить ребенку собрать из фрагментов целую картинку

Д/и «Больше, меньше, равно»

Цель: закрепить представления о знаках «больше», «меньше», «равно»; учить

детей пользоваться ими.

Материал: картонные знаки «», «=», карточки

Правила: необходимо определить, где на карточке хлебобулочных изделий

больше, где - меньше или одинаковое количество, и поставить

соответствующий знак. Выигрывает тот, кто сделает это правильно и быстро.

Заключение

В результате апробации нашего лэпбука,

дети узнали:

-как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб;

-узнали об истории возникновения хлеба, профессиях

агронома, комбайнера,

тракториста, пекаря;

-узнали, что в хлебе содержат необходимые вещества

для жизнедеятельности человека.

Дети разгадывали загадки, разучивали стихи и песни,

узнали пословицы о хлебе.

Совместно с родителями создали кулинарную книгу

«Чудо- выпечка».

Работа над лэпбуком помогла развить нравственные качества детей,

обогатить активный словарь детей специальными терминами и названиями,

познакомить со старинными русскими обычаями, а также привлекла

родителей к образовательному процессу в детском саду. А главное: мы будем

учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!

Список используемой литературы:

1.

Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ

Сфера, 2016. – 80 с.

2.

Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника

приобретать знания. -2-е изд., доп. и пераб. -М. : Национальный

книжный центр, 2017.-240с.

3.

Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в

детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры:

216x145x5 мм

4.

Ресурсы сети интернет.



В раздел образования