Авторы: Мурашко Людмила Викторовна, Швец Мария Николаевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО "Детский сад комбинированного вида №113"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через экологическое образование посредством лэпбука "Кубань –хлебный край
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №113»
Педагогическая разработка
«Приобщение дошкольников к истокам
национальной культуры через экологическое образование посредством
лэпбука «Кубань –хлебный край»»1
Авторы: воспитатели
Мурашко Людмила Викторовна
Швец Мария Николаевна
г.Краснодар 2022г.
Введение
Хлеб является основой питания многих народов. Хлеб - символ благополучия
и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда
относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У
многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре.
В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей. Буханка хлеба
и его каждый кусок, особенно первый, раньше воплощали собой долю
человека; считалось, что от обращения с ним зависят его сила, здоровье и
удача. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в
праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба
ничем нельзя измерить.
Во все времена небрежное отношение к хлебу
приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было
нанести человеку. На сегодняшний день, дети встречаются с хлебом
ежедневно и, возможно, у них теряется важность этого главного продукта.
Все это проявляется небрежным отношением к нему (бросают, играют,
крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). Чем больше дети
будут знать о нем, тем дороже он станет им. Мы хотим воспитать детей,
любящих, уважающих, знающих каким способом получают муку, хлеб и
уважающих труд хлеборобов, а также вызвать бережное отношение к хлебу.
Именно поэтому возникла идея создания многофункционального
методического пособия лэпбук «Кубань –хлебный край».
Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания
хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного
отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи:
Образовательные:
• изучить историю возникновения хлеба;
• познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с
хлебом;
• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его
изготовлении.
Развивающие:
• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и
умозаключения.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и
уважения к людям сельскохозяйственного труда;
Данное пособие предназначено для детей 5-7 лет.
Лэпбук представляет собой интерактивную, занимательную тематическую
книжку-раскладушку с кармашками, окошками, подвижными деталями, в
которые помещены материалы по данной теме. Это очень простое,
занимательное и перспективное игровое средство обучения, которое можно
постоянно дополнять. Лэпбук можно использовать как для фронтальной,
подгрупповой, индивидуальной, а также для самостоятельной работы.
Преимущества использования лэпбука:
- ребенок самостоятельно собирает нужную информацию;
-структурирует большой объем данных;
-побуждает у детей интерес к познавательно-исследовательской
деятельности;
-облегчает запоминание;
Используя огромный воспитательно-образовательный потенциал данного
дидактического пособия, педагог может решать самые разнообразные задачи
воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности
их реализации.
Наполнение лэпбука «Кубань –хлебный край»
Д/и «Продолжи ряд»
Цель игры: Развитие предпосылок логического
мышления с помощью логического приёма
«сериация».
Правила игры: педагог объясняет детям, что
картинки в логическом ряду расположены в
определённом порядке. Нужно подумать и
догадаться, какая картинка должна стоять в
пустой клетке и объяснить свой выбор.
Д/и «Месим тесто по рецепту».
Цель: развитие и закрепление счетных
навыков (в пределах 10), закрепление
графических образов цифр, развитие
внимания.
Материал: карточки «рецепты» с указанием
количества входящих в состав ингредиентов,
карточки «ингредиенты», картинка кастрюли.
Правила: педагог заранее вырезает карточки
«ингредиенты» и кар-
точки «рецепты». Задача ребенка - положить
столько ингредиентов в кастрюлю, сколько
указано в рецепте.
Д/и «Сосчитай и запиши»
Цель: развитие внимания, навыков счета в
пределах 10
Правила: сосчитать хлебобулочные изделия и
записать результат счета. Для обозначения
результата счета можно использовать
магнитные цифры или заранее
подготовленные карточки - цифры.
Д/и «Разложи хлеб по образцу»
Цель: учить выкладывать изображение по
образцу из нескольких предметов. Развивать
мелкую моторику пальцев рук, память,
внимание и речь. Воспитывать усидчивость и
желание творить.
Правила:
Вариант 1: педагог просит ребенка разложить
хлеб в соответствии с карточкой.
Вариант 2: педагог показывает карточку на
несколько секунд и убирает ее, задача ребенка
–разложить хлеб по памяти.
Д/и с прищепками «Сосчитай-ка»
Цель игры: закрепление количественного счета, умения соотносить
количество предметов с цифрой, развитие логического мышления, внимания,
речи детей.
Правила:
Вариант1: детям предлагается сосчитать количество предметов и прикрепить
прищепку к цифре, обозначающей результат счета.
Вариант2: закрыть прищепками ненужные цифры, оставив открытой цифру,
обозначающую результат счета.
Д/и «Математические пазлы»
Цель: составление целого из частей; систематизировать знания чисел от 1 до
10; закреплять навыки счета в пределах 10; развивать память, внимание,
логическое мышление
Правила: ребенку необходимо расположить отрезки картинки таким образом,
чтобы цифры располагались от одного до десяти в ряд.
«Разрезные пазлы».
Цель: формировать представления о целостном образе предмета, учить
соотносить образ представления с целостным образом реального предмета;
развивать логическое мышление.
Правила: предложить ребенку собрать из фрагментов целую картинку
Д/и «Больше, меньше, равно»
Цель: закрепить представления о знаках «больше», «меньше», «равно»; учить
детей пользоваться ими.
Материал: картонные знаки «», «=», карточки
Правила: необходимо определить, где на карточке хлебобулочных изделий
больше, где - меньше или одинаковое количество, и поставить
соответствующий знак. Выигрывает тот, кто сделает это правильно и быстро.
Заключение
В результате апробации нашего лэпбука,
дети узнали:
-как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб;
-узнали об истории возникновения хлеба, профессиях
агронома, комбайнера,
тракториста, пекаря;
-узнали, что в хлебе содержат необходимые вещества
для жизнедеятельности человека.
Дети разгадывали загадки, разучивали стихи и песни,
узнали пословицы о хлебе.
Совместно с родителями создали кулинарную книгу
«Чудо- выпечка».
Работа над лэпбуком помогла развить нравственные качества детей,
обогатить активный словарь детей специальными терминами и названиями,
познакомить со старинными русскими обычаями, а также привлекла
родителей к образовательному процессу в детском саду. А главное: мы будем
учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!
Список используемой литературы:
1.
Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ
Сфера, 2016. – 80 с.
2.
Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника
приобретать знания. -2-е изд., доп. и пераб. -М. : Национальный
книжный центр, 2017.-240с.
3.
Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в
детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры:
216x145x5 мм
4.
Ресурсы сети интернет.