Автор: Наталия Евгеньевна Доценко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "СКАЗКА"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Ноябрьск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Роль игры в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование
«Роль игры в жизни ребенка»
(Консультация для родителей)
Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните,
во что играли вы в своём детстве?
Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”, но
способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо
материальной пользой. Игра становится частью жизни не только детей, но и
взрослых, дополняет и украшает жизнь.
Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению.
Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но особенно
- детям.
Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для
физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Прежде всего, в играх осуществляется познавательное развитие детей, так как
игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об
окружающей действительности, развитию внимания, памяти, наблюдательности,
мышления и речи.
В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся
со свойствами материалов, из которых они сделаны.
Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется
потребность детей в движениях, которые становятся точными и уверенными.
В процессе игры развиваются нравственные качества ребёнка: честность,
решительность, смелость, доброжелательность. Они способствуют формированию
у детей навыков общения, так как большинство игр носит коллективный характер.
Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения
к игрушкам и игровому материалу, развития начальных трудовых навыков.
Многие игры активизируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в
круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, учат
детей понимать красоту.
Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает её
организацию всеми специалистами ДОУ. Причём, чем меньше дети, тем больше в
их играх должно быть участия со стороны взрослых.
Игра оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует
постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих
действий - это способствует закреплению навыков пользования инициативной
речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря,
формированию грамматического строя речи, и т.д.
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры - драматизации
(инсценирование какого- то сюжета).
Хороводные игры способствуют развитию выразительности речи и
согласованности слов с движениями. Они формируют произвольное запоминание
текстов и движений.
Одной из первых форм детской деятельности является сюжетно - ролевая игра. Она
оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе её ребёнок вслух
разговаривает с игрушкой, говорит и за себя и за неё, подражает гудению
автомобиля, голосам животных и т.д.
В процессе игры взрослым желательно много разговаривать, чтобы у детей
возникла потребность в речевом общении, особенно это важно для неговорящих
детей. Ребёнку хочется попросить взрослого о чём- то, что- то сообщить. Поэтому
взрослым желательно всячески побуждать детей обращаться с вопросами по
поводу игрушек.
В сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Как это происходит?
В данных играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме
воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они
комментируют свои действия: “Мама варит суп”, “Шофёр едет на машине”.
Действующие лица появляются через ролевое перевоплощение в какой- то образ
самого ребёнка, игрушки или партнёров по игре (сверстников, взрослых). “Я буду
мамой, а ты моя дочка”,- говорит девочка, обозначая свою роль и роль подруги.
Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно - ролевой игре
является наличие разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов
посуды, мебели, машин различного назначения, и т.д.
Но дети используют в игре ещё и предметы - заместители (палочки, кубики, и т.д.).
Обращение в игре к заместителям ставит ребёнка перед необходимостью
переименовать предмет, а потом сказать об этом другим играющим. Тогда в игре,
кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь,
функцией которой является согласование совместных действий.
Наряду с сюжетно - ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются
игры с правилами.
В играх с правилами дети учатся организовывать своё поведение в соответствии с
правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как
выдержка, дисциплинированность, целеустремлённость, умение регулировать свои
желания в соответствии с поставленными задачами.
Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики. Основная особенность
дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.
Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для игроков
воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются
через игровую задачу, игровые действия, правила.
Как отмечал А.Н.Леонтьев: “Дидактические игры относятся к “рубежным” играм,
представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они
подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности,
интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения”.
Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Ею
руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в
занимательную для детей форму. Ребёнка же привлекает в игре не обучающая
задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить
игровые действия, добиться результата, выиграть.
В начале первого года обучения нужно проводить игры на различение (а затем и
называние) цвета, формы и величины предметов; на формирование числовых
представлений (много, мало, больше, меньше); на различение неречевых звуков
(звукоподражание голосам животных, птиц и т.д.).
В ходе этих игр взрослый развивает речевую активность детей, поощряет
правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку (не
перебивать и слушать говорящего; отвечать тогда, когда его спрашивают).
Дидактические игры проводятся взрослым со всей группой, с подгруппой и
индивидуально. В таких играх, как “Оденем куклу на прогулку”, “Уложим куклу
спать”, “Покормим куклу”, участвуют все дети.
В данных играх дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их
общему и речевому развитию; потом дети переносят полученные навыки в
сюжетно - ролевую игру с куклой. Игры (“Узнай, кто говорит”, “Угадай, что я
делаю”, “Назови, что в мешочке”, “Назови предметы синего (красного,…) цвета”,
“Кто, как кричит” и другой тематики) направлены на уточнение знаний детей о
цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т.д.
С дидактическими игрушками дети играют индивидуально и коллективно. Усвоив
на занятиях определённую последовательность действий, ребёнок самостоятельно
складывает пирамидку в свободное от занятий время, собирает матрёшку,
подбирает предметы по цвету.
Для детей, отстающих в развитии речи, большое значение имеют игры, требующие
координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, игры с
мозаикой, игры с пальчиками. Полезно детям играть в лото, разрезные картинки.
Значит, дидактическая игра поможет ребёнку научиться чему- либо в лёгкой
непринуждённой обстановке.
Поскольку ведущим видом деятельности в детском возрасте является игра, то,
используя её разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование
всех сторон социальной активности детей.
А как к играм относится медицина? Ответ однозначный - положительно. Особенно
к играм подвижным, на свежем воздухе. Сейчас, когда серьёзным бичом здоровья
(правда, не только в детском возрасте) стала малоподвижность, медики видят
спасение от неё именно в играх. Конечно, спорт и физкультура тоже хороши, но
очень немногие из наших детей занимаются ими.
Считать же достаточным объём движений, который даётся во время пребывания
ребёнка в детском саду, а тем более в школе, нельзя при самом богатом
воображении.
В системе воспитания в детском саду подвижным играм отводится большое место.
В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения,
формируются такие качества как смелость, организованность, находчивость,
настойчивость, волевые качества (правила - “бежать только после сигнала”,
“бросать мяч с определённого расстояния”, “бежать до условного места”, “прыгать
только на одной или двух ногах”, и т.д.). В играх с мячами, скакалками, обручами
дети закрепляют понятия вверх, вниз, высоко, близко, далеко.
В ходе подвижных игр дети учатся быстро и правильно ориентироваться в
пространстве (“Воробушки и автомобиль”, “Хитрая лиса”, “Кот и мыши”, и др.).
Игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями способствуют развитию
речи детей. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает
движения, а дети слушают и смотрят. Затем они выполняют движения в
соответствии текста.
Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является
заинтересованность в них самих детей. Поэтому игры должны проводиться живо,
эмоционально, непринуждённо.
В коррекционных целях желательно проводить игры со звукоподражаниями,
например “Воробушки и автомобиль”. Если дети (воробушки), с хорошо развитой
речью, могут бегать по площадке молча, то у детей с нарушениями в речи следует
вызывать звукоподражание: “пи-пи-пи” - кричат воробушки, “би-би-би” - гудит
автомобиль.
При организации подвижной игры необходимо помнить об её основном
назначении - развитии движений, т.е. детям надо предоставлять возможность
удовлетворить свою потребность в движении.
В игре сначала можно разрешить сделать неограниченное количество хлопков, а
потом показать связь между словом и движением.
Многие взрослые тревожатся по поводу переутомления детей.
Ну, а может ли ребёнок переутомиться, “перебегать” или “перепрыгать”?
Здоровый – нет. По двум причинам: первая - у детей невелик запас выносливости,
они просто физически не могут дать организму, сердцу такую нагрузку, которая бы
была вредной для здоровья. И вторая - часто дети инстинктивно играют достаточно
экономично в энергетическом плане.
Только маме, наблюдавшей за игрой ребёнка, кажется, что её ребёнок беспрерывно
носится часами. На самом деле практически все детские игры предусматривают
чередование нагрузки с отдыхом. Вспомните, как вы играли сами - пробежка -
остановка, пробежка - отдых.
Есть ещё один тип игр - развивающие или “умные” игры (книжки - раскраски,
шнуровки, лото, конструкторы “Лего”, игры – пазлы), которые развивают мелкую
моторику рук, сообразительность, тактильное и зрительное восприятие предмета,
координацию движений, фантазию и воображение. Раскрашивание и рисование
предмета развивают руку ребёнка.
Игра в лото способствует развитию внимания, представлений у ребёнка о
предметах и явлениях, речи и активного словаря.
Развивающих игр очень много. Но, пожалуй, самым важным условием в играх,
особенно для самых маленьких, является активное и заинтересованное участие мам
и пап.
Психологи настоятельно рекомендуют взрослым как можно чаще участвовать с
детьми в игровом процессе.
В совместных играх ребёнок учится вести себя, перенимает образец поведения,
старается “подтянуться” до уровня взрослого.
Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а
они - нас.
Хочется закончить своё рассуждение о роли игры в жизни ребёнка словами
известных педагогов:
“Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для
них - учёба, игра для них - труд, игра для них- средство воспитания, игра для
дошкольников- способ познания окружающего” - Н.К.Крупская,
“Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением
открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и
воспитателей - помочь ему сохранить стремление к познанию, удовлетворить
детскую потребность в активной деятельности, дать ему пищу для ума” -
В.П.Новикова.