Напоминание

"Роль игры в жизни ребенка"


Автор: Наталия Евгеньевна Доценко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "СКАЗКА"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Ноябрьск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Роль игры в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль игры в жизни ребенка»

(Консультация для родителей)

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните,

во что играли вы в своём детстве?

Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”, но

способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо

материальной пользой. Игра становится частью жизни не только детей, но и

взрослых, дополняет и украшает жизнь.

Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению.

Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но особенно

- детям.

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для

физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Прежде всего, в играх осуществляется познавательное развитие детей, так как

игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об

окружающей действительности, развитию внимания, памяти, наблюдательности,

мышления и речи.

В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся

со свойствами материалов, из которых они сделаны.

Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется

потребность детей в движениях, которые становятся точными и уверенными.

В процессе игры развиваются нравственные качества ребёнка: честность,

решительность, смелость, доброжелательность. Они способствуют формированию

у детей навыков общения, так как большинство игр носит коллективный характер.

Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения

к игрушкам и игровому материалу, развития начальных трудовых навыков.

Многие игры активизируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в

круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, учат

детей понимать красоту.

Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает её

организацию всеми специалистами ДОУ. Причём, чем меньше дети, тем больше в

их играх должно быть участия со стороны взрослых.

Игра оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует

постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих

действий - это способствует закреплению навыков пользования инициативной

речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря,

формированию грамматического строя речи, и т.д.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры - драматизации

(инсценирование какого- то сюжета).

Хороводные игры способствуют развитию выразительности речи и

согласованности слов с движениями. Они формируют произвольное запоминание

текстов и движений.

Одной из первых форм детской деятельности является сюжетно - ролевая игра. Она

оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе её ребёнок вслух

разговаривает с игрушкой, говорит и за себя и за неё, подражает гудению

автомобиля, голосам животных и т.д.

В процессе игры взрослым желательно много разговаривать, чтобы у детей

возникла потребность в речевом общении, особенно это важно для неговорящих

детей. Ребёнку хочется попросить взрослого о чём- то, что- то сообщить. Поэтому

взрослым желательно всячески побуждать детей обращаться с вопросами по

поводу игрушек.

В сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Как это происходит?

В данных играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме

воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они

комментируют свои действия: “Мама варит суп”, “Шофёр едет на машине”.

Действующие лица появляются через ролевое перевоплощение в какой- то образ

самого ребёнка, игрушки или партнёров по игре (сверстников, взрослых). “Я буду

мамой, а ты моя дочка”,- говорит девочка, обозначая свою роль и роль подруги.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно - ролевой игре

является наличие разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов

посуды, мебели, машин различного назначения, и т.д.

Но дети используют в игре ещё и предметы - заместители (палочки, кубики, и т.д.).

Обращение в игре к заместителям ставит ребёнка перед необходимостью

переименовать предмет, а потом сказать об этом другим играющим. Тогда в игре,

кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь,

функцией которой является согласование совместных действий.

Наряду с сюжетно - ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются

игры с правилами.

В играх с правилами дети учатся организовывать своё поведение в соответствии с

правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как

выдержка, дисциплинированность, целеустремлённость, умение регулировать свои

желания в соответствии с поставленными задачами.

Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики. Основная особенность

дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.

Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для игроков

воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются

через игровую задачу, игровые действия, правила.

Как отмечал А.Н.Леонтьев: “Дидактические игры относятся к “рубежным” играм,

представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они

подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности,

интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения”.

Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Ею

руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в

занимательную для детей форму. Ребёнка же привлекает в игре не обучающая

задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить

игровые действия, добиться результата, выиграть.

В начале первого года обучения нужно проводить игры на различение (а затем и

называние) цвета, формы и величины предметов; на формирование числовых

представлений (много, мало, больше, меньше); на различение неречевых звуков

(звукоподражание голосам животных, птиц и т.д.).

В ходе этих игр взрослый развивает речевую активность детей, поощряет

правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку (не

перебивать и слушать говорящего; отвечать тогда, когда его спрашивают).

Дидактические игры проводятся взрослым со всей группой, с подгруппой и

индивидуально. В таких играх, как “Оденем куклу на прогулку”, “Уложим куклу

спать”, “Покормим куклу”, участвуют все дети.

В данных играх дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их

общему и речевому развитию; потом дети переносят полученные навыки в

сюжетно - ролевую игру с куклой. Игры (“Узнай, кто говорит”, “Угадай, что я

делаю”, “Назови, что в мешочке”, “Назови предметы синего (красного,…) цвета”,

“Кто, как кричит” и другой тематики) направлены на уточнение знаний детей о

цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т.д.

С дидактическими игрушками дети играют индивидуально и коллективно. Усвоив

на занятиях определённую последовательность действий, ребёнок самостоятельно

складывает пирамидку в свободное от занятий время, собирает матрёшку,

подбирает предметы по цвету.

Для детей, отстающих в развитии речи, большое значение имеют игры, требующие

координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, игры с

мозаикой, игры с пальчиками. Полезно детям играть в лото, разрезные картинки.

Значит, дидактическая игра поможет ребёнку научиться чему- либо в лёгкой

непринуждённой обстановке.

Поскольку ведущим видом деятельности в детском возрасте является игра, то,

используя её разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование

всех сторон социальной активности детей.

А как к играм относится медицина? Ответ однозначный - положительно. Особенно

к играм подвижным, на свежем воздухе. Сейчас, когда серьёзным бичом здоровья

(правда, не только в детском возрасте) стала малоподвижность, медики видят

спасение от неё именно в играх. Конечно, спорт и физкультура тоже хороши, но

очень немногие из наших детей занимаются ими.

Считать же достаточным объём движений, который даётся во время пребывания

ребёнка в детском саду, а тем более в школе, нельзя при самом богатом

воображении.

В системе воспитания в детском саду подвижным играм отводится большое место.

В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения,

формируются такие качества как смелость, организованность, находчивость,

настойчивость, волевые качества (правила - “бежать только после сигнала”,

“бросать мяч с определённого расстояния”, “бежать до условного места”, “прыгать

только на одной или двух ногах”, и т.д.). В играх с мячами, скакалками, обручами

дети закрепляют понятия вверх, вниз, высоко, близко, далеко.

В ходе подвижных игр дети учатся быстро и правильно ориентироваться в

пространстве (“Воробушки и автомобиль”, “Хитрая лиса”, “Кот и мыши”, и др.).

Игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями способствуют развитию

речи детей. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает

движения, а дети слушают и смотрят. Затем они выполняют движения в

соответствии текста.

Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является

заинтересованность в них самих детей. Поэтому игры должны проводиться живо,

эмоционально, непринуждённо.

В коррекционных целях желательно проводить игры со звукоподражаниями,

например “Воробушки и автомобиль”. Если дети (воробушки), с хорошо развитой

речью, могут бегать по площадке молча, то у детей с нарушениями в речи следует

вызывать звукоподражание: “пи-пи-пи” - кричат воробушки, “би-би-би” - гудит

автомобиль.

При организации подвижной игры необходимо помнить об её основном

назначении - развитии движений, т.е. детям надо предоставлять возможность

удовлетворить свою потребность в движении.

В игре сначала можно разрешить сделать неограниченное количество хлопков, а

потом показать связь между словом и движением.

Многие взрослые тревожатся по поводу переутомления детей.

Ну, а может ли ребёнок переутомиться, “перебегать” или “перепрыгать”?

Здоровый – нет. По двум причинам: первая - у детей невелик запас выносливости,

они просто физически не могут дать организму, сердцу такую нагрузку, которая бы

была вредной для здоровья. И вторая - часто дети инстинктивно играют достаточно

экономично в энергетическом плане.

Только маме, наблюдавшей за игрой ребёнка, кажется, что её ребёнок беспрерывно

носится часами. На самом деле практически все детские игры предусматривают

чередование нагрузки с отдыхом. Вспомните, как вы играли сами - пробежка -

остановка, пробежка - отдых.

Есть ещё один тип игр - развивающие или “умные” игры (книжки - раскраски,

шнуровки, лото, конструкторы “Лего”, игры – пазлы), которые развивают мелкую

моторику рук, сообразительность, тактильное и зрительное восприятие предмета,

координацию движений, фантазию и воображение. Раскрашивание и рисование

предмета развивают руку ребёнка.

Игра в лото способствует развитию внимания, представлений у ребёнка о

предметах и явлениях, речи и активного словаря.

Развивающих игр очень много. Но, пожалуй, самым важным условием в играх,

особенно для самых маленьких, является активное и заинтересованное участие мам

и пап.

Психологи настоятельно рекомендуют взрослым как можно чаще участвовать с

детьми в игровом процессе.

В совместных играх ребёнок учится вести себя, перенимает образец поведения,

старается “подтянуться” до уровня взрослого.

Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а

они - нас.

Хочется закончить своё рассуждение о роли игры в жизни ребёнка словами

известных педагогов:

“Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для

них - учёба, игра для них - труд, игра для них- средство воспитания, игра для

дошкольников- способ познания окружающего” - Н.К.Крупская,

“Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением

открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и

воспитателей - помочь ему сохранить стремление к познанию, удовлетворить

детскую потребность в активной деятельности, дать ему пищу для ума” -

В.П.Новикова.



В раздел образования