Автор: Разваляева Виктория Андреевна
Должность: студент
Учебное заведение: Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
Населённый пункт: г. Нерюнгри
Наименование материала: Статья
Тема: Социальная адаптация детей с ОВЗ
Раздел: среднее профессиональное
Социальная адаптация детей с ОВЗ
Разваляева Виктория Андреевна
студент, группы 3-БА-ППО-18(5) кафедры педагогики и методики начального
обучения, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «СВФУ»
в г.Нерюнгри
Кобазова Ю. В.
научный руководитель, к.п.н., доцент кафедры ПиМНО
Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «СВФУ»
в г.Нерюнгри
Аннотация.
В этой статье обсуждаются проблемы изучения социальной адаптации
детей с ОВЗ. Даны определения таких понятий, как «социальная адаптация», «дети с
ограниченными возможностями здоровья. Различные проблемы к изучению социальной
адаптации, особенно Ж.Пиаже, Л. Хьелл, Мороденко Е. В., А. А. Реан и Н. А. Свиридов
Ключевые слова: социальная адаптация, адаптация, социально-психологическая
адаптация.
Социальная
адаптация -
сложный
процесс
взаимодействия
организма
и
окружающей среды, направленный на достижение гармонии между внутренними и
внешними условиями жизни и деятельности.
Известно, что в целом процесс адаптации
детей к обучению является весьма сложным. Это объясняется тем, что детский возраст
характеризуется:
- очень высоким темпом развития, в том числе, социального, совершенствованием
всех систем организма;
- неразрывной связью между физическим, нервно-психическим и социальным
развитием ребенка при опережающем развитии первого;
- ведущей ролью взрослого как важного фактора оптимизации адаптивного
процесса.
В социальной психологии социально-психологическая адаптация рассматривается
как приспособление человека к социальной среде, взаимодействие с ней (Д. А. Андреева,
М. Мид, Т. Парсонс, Ж. Пиаже и другие); психологические механизмы адаптации
анализируются в работах Б. Н. Алмазова, С. П. Иваненкова, А. Б. Петровского, А. А. Реана
и других.
Исследователи проблемы адаптации А. А. Реан [10, с.92] и Н. А. Свиридов [11, с.
252] отмечают, что вопрос о её изучении впервые поставил древнегреческий философ
Аристотель. Наблюдая факторы приспособления организмов к условиям окружающей
среды, он пришел к выводу, что в их взаимодействиях существует всеобщая
целесообразность. Изначально термин адаптация использовался в биологических науках
для описания феномена и механизмов поведения приспособления индивида в животном
мире. Дальнейшее изучение проблемы адаптации связано с зарождением эволюционных
идей (Ч. Дарвин, Ж. Б. Ламарк). Введение в научный оборот термина «адаптация»
связывают с именем немецкого физиолога Х. Ауберта (1865 г.), который использовал его
для характеристики приспособления органов зрения (или слуха) к раздражителю, что
выражено в повышении или понижении чувствительности [4, с. 19].
Широкий интерес к проблеме адаптации человека свидетельствует о исследователи
Ж.Пиаже [9], Л. Хьелл [12], определяя феномен «адаптации», определяют разницу между
адаптацией как процессом, и адаптированностью как её результатом. По их мнению,
хорошо адаптированный человек — это человек, у которого психическое равновесие,
производительность и способность наслаждаться жизнью не нарушены.
Мороденко Е. В. рассматривает процесс адаптации как динамический процесс
взаимодействия личности и среды, а основным критерием адаптированности личности
определяет степень ее интегрированности в саму среду [5, с. 279].
Ж. Пиаже [9, с. 160] впервые рассмотрел адаптацию как двусторонний процесс, как
единство процессов активного изменения личностью окружающей среды и изменения
собственного внутреннего мира, то есть единство процессов ассимиляции и аккомодации.
Таким образом, адаптацию личности рассматривают как взаимосуществование двух
противоположных тенденций, каждая из которых выполняет собственную функцию
относительно существования человека. «Точно так, — писал Ж. Пиаже, — как нет
ассимиляции без предварительной или текущей аккомодации, так нет и аккомодации без
ассимиляции» [5].
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья
которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий
обучения и воспитания. Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ может обеспечить
оптимальное развитие, успешную социализацию. При первичной социализация главную
роль играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях
и нормах.
Вторичная социализация происходит в школе,
где детям приходится
действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке, приобщаясь уже
не к малой группе, а к средней. Высшим уровнем социализации личности является её
самоутверждение,
реализация
её
социального
потенциала.
Социализация
детей
с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития
инклюзивного
образования.
Ее цель —
приобщить
«особых»
учеников
к основам
культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному
участию в социальной жизни.
В заключении хочу отметить, дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать
навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу
здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями,
умеющими
бороться
с невзогдами,
имеющими
лидерские
позиции,
активно
взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная
работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников
и позитивный настрой самих «особых» детей.
Литература
1.
Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. —
Л.: Наука, 1988. — 267 с.
2.
Булгаков А. В., Чайка В. Г. Социально-психологическая помощь офицерам в
ходе структурных преобразований Вооруженных сил России. Учебное пособие / Под
общ.ред. В. П. Каширина. — М.: ВУ, 2001. — 130 с.
3.
Выготский Л. С. Психология / М.: ЭКСМО — Пресс 2000.
4.
Кряжева И. К. Социально-психологические факторы адаптированности
личности: Авторефератдис. канд.психол.наук. — М.,1980. — 24 с.
5.
Ларионова
С.
А.
Социально-психологическая
адаптация
личности:
теоретическая модель и диагностика: монография. — Белгород, 2002. — 200 с.
6.
Милославова И. А. Структура социальной адаптации / Герценовские чтения.
Философия и социальная психология. — Л.: ЛГПУ, 1976. — С. 109–114.
7.
Мороденко
Е.
В.
Социально-психологические
критерии
социальной
адаптации личности в переходные (кризисные) периоды (поступление в вуз, окончание
вуза, первичное трудоустройство): Автореферат дисс. канд. психол. наук. — Ярославль,
2011. — 23 с.
8.
Началджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности. —
Ереван: ЭПО, 1988. — 262 с.
9.
10 Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Пер. с франц. — М.:
Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.
10.
Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ.
— Сер 6. — 1995. — Вып. 3. — № 20. — С. 74–79.
11.
Свиридов Н. А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе //
Социологические исследования. — 1980. — № 3. — С. 47–48. Франкл В. Человек в
поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с. Фрейд З. Введение в психоанализ:
Лекции. — М.: Наука, 1991. — 456 с.
12.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер-пресс, 1997. — 608 с.