Напоминание

Социальная адаптация детей с ОВЗ


Автор: Разваляева Виктория Андреевна
Должность: студент
Учебное заведение: Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
Населённый пункт: г. Нерюнгри
Наименование материала: Статья
Тема: Социальная адаптация детей с ОВЗ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Социальная адаптация детей с ОВЗ

Разваляева Виктория Андреевна

студент, группы 3-БА-ППО-18(5) кафедры педагогики и методики начального

обучения, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «СВФУ»

в г.Нерюнгри

Кобазова Ю. В.

научный руководитель, к.п.н., доцент кафедры ПиМНО

Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «СВФУ»

в г.Нерюнгри

Аннотация.

В этой статье обсуждаются проблемы изучения социальной адаптации

детей с ОВЗ. Даны определения таких понятий, как «социальная адаптация», «дети с

ограниченными возможностями здоровья. Различные проблемы к изучению социальной

адаптации, особенно Ж.Пиаже, Л. Хьелл, Мороденко Е. В., А. А. Реан и Н. А. Свиридов

Ключевые слова: социальная адаптация, адаптация, социально-психологическая

адаптация.

Социальная

адаптация -

сложный

процесс

взаимодействия

организма

и

окружающей среды, направленный на достижение гармонии между внутренними и

внешними условиями жизни и деятельности.

Известно, что в целом процесс адаптации

детей к обучению является весьма сложным. Это объясняется тем, что детский возраст

характеризуется:

- очень высоким темпом развития, в том числе, социального, совершенствованием

всех систем организма;

- неразрывной связью между физическим, нервно-психическим и социальным

развитием ребенка при опережающем развитии первого;

- ведущей ролью взрослого как важного фактора оптимизации адаптивного

процесса.

В социальной психологии социально-психологическая адаптация рассматривается

как приспособление человека к социальной среде, взаимодействие с ней (Д. А. Андреева,

М. Мид, Т. Парсонс, Ж. Пиаже и другие); психологические механизмы адаптации

анализируются в работах Б. Н. Алмазова, С. П. Иваненкова, А. Б. Петровского, А. А. Реана

и других.

Исследователи проблемы адаптации А. А. Реан [10, с.92] и Н. А. Свиридов [11, с.

252] отмечают, что вопрос о её изучении впервые поставил древнегреческий философ

Аристотель. Наблюдая факторы приспособления организмов к условиям окружающей

среды, он пришел к выводу, что в их взаимодействиях существует всеобщая

целесообразность. Изначально термин адаптация использовался в биологических науках

для описания феномена и механизмов поведения приспособления индивида в животном

мире. Дальнейшее изучение проблемы адаптации связано с зарождением эволюционных

идей (Ч. Дарвин, Ж. Б. Ламарк). Введение в научный оборот термина «адаптация»

связывают с именем немецкого физиолога Х. Ауберта (1865 г.), который использовал его

для характеристики приспособления органов зрения (или слуха) к раздражителю, что

выражено в повышении или понижении чувствительности [4, с. 19].

Широкий интерес к проблеме адаптации человека свидетельствует о исследователи

Ж.Пиаже [9], Л. Хьелл [12], определяя феномен «адаптации», определяют разницу между

адаптацией как процессом, и адаптированностью как её результатом. По их мнению,

хорошо адаптированный человек — это человек, у которого психическое равновесие,

производительность и способность наслаждаться жизнью не нарушены.

Мороденко Е. В. рассматривает процесс адаптации как динамический процесс

взаимодействия личности и среды, а основным критерием адаптированности личности

определяет степень ее интегрированности в саму среду [5, с. 279].

Ж. Пиаже [9, с. 160] впервые рассмотрел адаптацию как двусторонний процесс, как

единство процессов активного изменения личностью окружающей среды и изменения

собственного внутреннего мира, то есть единство процессов ассимиляции и аккомодации.

Таким образом, адаптацию личности рассматривают как взаимосуществование двух

противоположных тенденций, каждая из которых выполняет собственную функцию

относительно существования человека. «Точно так, — писал Ж. Пиаже, — как нет

ассимиляции без предварительной или текущей аккомодации, так нет и аккомодации без

ассимиляции» [5].

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья

которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий

обучения и воспитания. Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ может обеспечить

оптимальное развитие, успешную социализацию. При первичной социализация главную

роль играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях

и нормах.

Вторичная социализация происходит в школе,

где детям приходится

действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке, приобщаясь уже

не к малой группе, а к средней. Высшим уровнем социализации личности является её

самоутверждение,

реализация

её

социального

потенциала.

Социализация

детей

с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития

инклюзивного

образования.

Ее цель —

приобщить

«особых»

учеников

к основам

культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному

участию в социальной жизни.

В заключении хочу отметить, дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать

навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу

здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями,

умеющими

бороться

с невзогдами,

имеющими

лидерские

позиции,

активно

взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная

работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников

и позитивный настрой самих «особых» детей.

Литература

1.

Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. —

Л.: Наука, 1988. — 267 с.

2.

Булгаков А. В., Чайка В. Г. Социально-психологическая помощь офицерам в

ходе структурных преобразований Вооруженных сил России. Учебное пособие / Под

общ.ред. В. П. Каширина. — М.: ВУ, 2001. — 130 с.

3.

Выготский Л. С. Психология / М.: ЭКСМО — Пресс 2000.

4.

Кряжева И. К. Социально-психологические факторы адаптированности

личности: Авторефератдис. канд.психол.наук. — М.,1980. — 24 с.

5.

Ларионова

С.

А.

Социально-психологическая

адаптация

личности:

теоретическая модель и диагностика: монография. — Белгород, 2002. — 200 с.

6.

Милославова И. А. Структура социальной адаптации / Герценовские чтения.

Философия и социальная психология. — Л.: ЛГПУ, 1976. — С. 109–114.

7.

Мороденко

Е.

В.

Социально-психологические

критерии

социальной

адаптации личности в переходные (кризисные) периоды (поступление в вуз, окончание

вуза, первичное трудоустройство): Автореферат дисс. канд. психол. наук. — Ярославль,

2011. — 23 с.

8.

Началджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности. —

Ереван: ЭПО, 1988. — 262 с.

9.

10 Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Пер. с франц. — М.:

Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.

10.

Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ.

— Сер 6. — 1995. — Вып. 3. — № 20. — С. 74–79.

11.

Свиридов Н. А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе //

Социологические исследования. — 1980. — № 3. — С. 47–48. Франкл В. Человек в

поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с. Фрейд З. Введение в психоанализ:

Лекции. — М.: Наука, 1991. — 456 с.

12.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер-пресс, 1997. — 608 с.



В раздел образования