Автор: Разваляева Виктория Андреевна
Должность: студент
Учебное заведение: Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
Населённый пункт: г. Нерюнгри
Наименование материала: Статья
Тема: Социальная адаптация
Раздел: среднее профессиональное
Социальная адаптация
Разваляева Виктория Андреевна
студент, группы 3-БА-ППО-18(5) кафедры педагогики и методики начального
обучения, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «СВФУ»
в г.Нерюнгри
Кобазова Ю. В.
научный руководитель, к.п.н., доцент кафедры ПиМНО
Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «СВФУ»
в г.Нерюнгри
Аннотация.
Социальная адаптация – сложный процесс взаимодействия организма
и окружающей среды, направленный на достижение гармонии между внутренними и
внешними условиями жизни и деятельности. Именно механизм адаптации, выработанный
в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма
в постоянно меняющихся условиях среды. Поскольку организм и среда находятся не в
статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а,
следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.
Понятие адаптация возникло в XIX веке и использовалось в начале главным
образом для биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным
сторонам
жизнедеятельности
организмов,
но
и
к
личности
человека,
даже
к
коллективному
поведению.
Адаптация
компенсирует
недостаточность
привычного
поведения
в
новых
условиях.
Благодаря
ей
создаются
возможности
ускорения
оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если
адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в основании предмета
деятельности, вплоть до нарушения ее регуляции.
Ключевые слова: социальная психология, адаптация, социально-психологическая
адаптация.
В социальной психологии социально-психологическая адаптация рассматривается
как приспособление человека к социальной среде, взаимодействие с ней (Д. А. Андреева,
М. Мид, Т. Парсонс, Ж. Пиаже и другие); психологические механизмы адаптации
анализируются в работах Б. Н. Алмазова, С. П. Иваненкова, А. Б. Петровского, А. А. Реана
и других; адаптация к высшему учебного заведения изучается Б. Г. Ананьевым, Д. А.
Андреевой, Т. А. Голубевой и другими. Адаптация относится к числу общенаучных
понятий, возникающих на стыках отдельных отраслей знаний, и в дальнейшем
экстраполируются на различные сферы естественных и социальных наук. Вместе с
философскими
категориями,
общенаучные
понятия
способствуют
объединению
исследуемых объектов в целостные теоретические построения [2]. В. Березин одним из
перспективных подходов к комплексному изучению человека считает адаптационную
концепцию [1, с.12]. В современной науке окончательно не определена сущность
адаптивных процессов личности через то, что адаптация как методологическая категория
относится к фундаментальным понятиям комплекса отраслей знания. Само понимание
феномена
«адаптация»,
как
приспособления
самоорганизующихся
систем
к
изменяющимся
условиям
среды,
ученые
часто
подменяют
словами-синонимами
(«акклиматизация»,
«вживление»,
«привыкание»,
«приспособление»,
«вхождение»,
«становление», «принятие» и др.). Это вызвало необходимость рассмотрения основных
общенаучных концепций сущности термина адаптации.
Исследователи проблемы адаптации А. А. Реан [10, с.92] и Н. А. Свиридов [11, с.
252] отмечают, что вопрос о её изучении впервые поставил древнегреческий философ
Аристотель. Наблюдая факторы приспособления организмов к условиям окружающей
среды, он пришел к выводу, что в их взаимодействиях существует всеобщая
целесообразность. Изначально термин адаптация использовался в биологических науках
для описания феномена и механизмов поведения приспособления индивида в животном
мире. Дальнейшее изучение проблемы адаптации связано с зарождением эволюционных
идей (Ч. Дарвин, Ж. Б. Ламарк). Введение в научный оборот термина «адаптация»
связывают с именем немецкого физиолога Х. Ауберта (1865 г.), который использовал его
для характеристики приспособления органов зрения (или слуха) к раздражителю, что
выражено в повышении или понижении чувствительности [4, с. 19].
Широкий
интерес
к
проблеме
адаптации
человека
свидетельствует
о
многогранности, универсальности класса адаптивных явлений, поэтому этот феномен
учеными рассматривается с междисциплинарных позиций как многоуровневое явление
сложноорганизованной биологической, физиологической, психической и социальной
природы адаптации. Адаптация — сложное многофакторное явление, которое имеет свои
собственные
механизмы
и
закономерности,
изучением
которых
занимаются
представители многих отраслей науки. Согласно своим профессиональным интересам они
акцентируют
внимание
на
определенных
видах
адаптации:
биологической,
физиологической, психической, психофизиологической, психологической, социальной,
социально-психологической, педагогической, дидактической, профессиональной и др.
Определяя суть понятия «адаптация» исследователи исходят из понимания того, что она
может рассматриваться как процесс, состояние, свойство или результат деятельности,
который возникает при определенных условиях, длится течение определенного периода,
пока не будет установлено динамического равновесия между системами, которые
адаптируются [7, с.276–283].
Исследователи Ж.Пиаже [9], Л. Хьелл [12], определяя феномен «адаптации»,
определяют разницу между адаптацией как процессом, и адаптированностью как её
результатом. По их мнению, хорошо адаптированный человек — это человек, у которого
психическое равновесие, производительность и способность наслаждаться жизнью не
нарушены.
Мороденко Е. В. рассматривает процесс адаптации как динамический процесс
взаимодействия личности и среды, а основным критерием адаптированности личности
определяет степень ее интегрированности в саму среду [5, с. 279].
Ж. Пиаже [9, с. 160] впервые рассмотрел адаптацию как двусторонний процесс, как
единство процессов активного изменения личностью окружающей среды и изменения
собственного внутреннего мира, то есть единство процессов ассимиляции и аккомодации.
Таким образом, адаптацию личности рассматривают как взаимосуществование двух
противоположных тенденций, каждая из которых выполняет собственную функцию
относительно существования человека. «Точно так, — писал Ж. Пиаже, — как нет
ассимиляции без предварительной или текущей аккомодации, так нет и аккомодации без
ассимиляции» [5].
В адаптации человека ведущим аспектом является ее активность, не адаптивный, а
преобразующий, деятельностный характер. Принимая во внимание закономерности
адаптации и рассматривая ее в широком смысле как производство общественной
личности, адаптацию можно охарактеризовать как активное усвоение природной,
социальной среды во всем многообразии её сфер. Социально-психологическая адаптация
— это приспособление индивида к группе и взаимоотношениям в ней, выработка
собственного стиля поведения. Кроме того, исследователи различают 3 формы адаптации:
формальную,
общественную
и
дидактическую.
Формальная
адаптация
—
это
познавательно-информационное
приспособление
к
новому
окружению,
новым
требованиям и обязанностям. Общественная адаптация — это процесс внутренней
интеграции (объединения) групп и интеграция этих же групп в целом. Дидактическая
адаптация
—
это
подготовка студентов к
новым формам и методам учебно-
воспитательной работы образовательного учреждения [2].
Итак, адаптация имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при
осуществлении контроля за ее ходом. Период адаптации, связан с ломкой прежних
стереотипов, на первых порах может обусловить низкую успеваемость и затруднение в
общении.
Особое
значение
в
становлении
имеет
процесс
психологической
и
профессиональной адаптации.
Литература
1.
Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. —
Л.: Наука, 1988. — 267 с.
2.
Булгаков А. В., Чайка В. Г. Социально-психологическая помощь офицерам в
ходе структурных преобразований Вооруженных сил России. Учебное пособие / Под
общ.ред. В. П. Каширина. — М.: ВУ, 2001. — 130 с.
3.
Выготский Л. С. Психология / М.: ЭКСМО — Пресс 2000.
4.
Кряжева И. К. Социально-психологические факторы адаптированности
личности: Авторефератдис. канд.психол.наук. — М.,1980. — 24 с.
5.
Ларионова
С.
А.
Социально-психологическая
адаптация
личности:
теоретическая модель и диагностика: монография. — Белгород, 2002. — 200 с.
6.
Милославова И. А. Структура социальной адаптации / Герценовские чтения.
Философия и социальная психология. — Л.: ЛГПУ, 1976. — С. 109–114.
7.
Мороденко
Е.
В.
Социально-психологические
критерии
социальной
адаптации личности в переходные (кризисные) периоды (поступление в вуз, окончание
вуза, первичное трудоустройство): Автореферат дисс. канд. психол. наук. — Ярославль,
2011. — 23 с.
8.
Началджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности. —
Ереван: ЭПО, 1988. — 262 с.
9.
10 Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Пер. с франц. — М.:
Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.
10.
Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ.
— Сер 6. — 1995. — Вып. 3. — № 20. — С. 74–79.
11.
Свиридов Н. А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе //
Социологические исследования. — 1980. — № 3. — С. 47–48. Франкл В. Человек в
поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с. Фрейд З. Введение в психоанализ:
Лекции. — М.: Наука, 1991. — 456 с.
12.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер-пресс, 1997. — 608 с.