Автор: Чебыкина Екатерина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №44 "Мозаика"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Организация и наполнение центров активности в комбинированной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование
Организация и наполнение центров активности в комбинированной
группе для детей
с тяжелыми нарушениями речи.
Одной из главных задач современной системы образования в нашей
стране является создание условий для раскрытия потенциала каждого
ребенка и формирование высокого уровня функциональной грамотности.
Наша важнейшая цель, как педагогов, помочь детям с легкостью
воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых
ситуациях, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели по
допустимому приемлемому пути.
Наш детский сад реализует образовательную программу, основанную на
программе
дошкольного
образования
“ПРОдетей”.
Технологии,
представленные в этой программе направленны на:
- максимальную поддержку инициативы и самостоятельной активности
детей в образовательной деятельности, в решении образовательных и
жизненных задач;
- создание условий для целостного восприятия ребенком окружающего
его мира;
-
организацию
образовательных
мероприятий,
максимально
активизирующих
психические
процессы
(внимание,
воображение,
мышление, память, речь и так далее);
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет
собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Существует ряд принципов организации развивающей среды:
1. Разделение группового пространства на центры активности, в которых
протекает основная деятельность детей.
Так, например, “Центр настольных игр” (или “манипулятивный центр”),
“Центр строительства”, “Центр творчества”, “Центр наука и природа”,
“Центр литературы” и “Центр сюжетно-ролевой игры”. Количество центров
может увеличиваться, но только в том случае, если эти центры есть чем
оснастить, есть где разместить и, если они несут какую-либо смысловую
функцию.
2.
Использование невысокой мобильной мебелью для отделения центров
активности друг от друга.
Что позволяет определять четкие границы центра, при необходимости
увеличивать или уменьшать его площадь и даже объединить их. Все в
современном мире меняется и для того, чтобы дети могли быстро
приспосабливаться к изменившимся условиям в реальной жизни, мы
моделируем изменения искусственно.
3.
Соблюдение соседства “шумных” и “тихих” центров.
Каждый центр соседствует с центром схожим по уровню двигательной,
речевой активности детей. Например, сюжетно-ролевая игра разворачивается
в непосредственной близости со строительством, а настольные игры
соседствуют с творчеством. Такой подход необходим для современных
детей, поскольку позволяет учесть индивидуальность каждого. Дети с
речевыми нарушениями, часто еще и эмоционально несдержанны. Для них
есть возможность самостоятельно стабилизировать свое настроение и
переключиться на более спокойный вид деятельности, сделав это в “тихих”
центрах.
4.
Наличие места для презентации творческих работ детей.
Детям важно не просто нарисовать, слепить,
создать что-то своими руками, но презентовать
продукт своей деятельности. Это способствует
раскрепощению
чрезмерно
сдержанных
и
зажатых детей и определяет рамки для детей с
проблемами в сдерживании непосредственных побуждений,
позволяет четко определить место и время демонстрации
своих работ.
5.
Организация пространства, где ребенок при желании
может побыть один.
Организация
такого
пространства
способствует
оптимизации
эмоциональных
состояний детей в группе. Ни для кого не секрет, что
дети могут расстроиться, перевозбудиться и просто
поскучать по маме.
6.
Доступность и безопасность игрового и другого
материала.
Центры активности и их оснащение организованы
таким образом, чтобы дети могли самостоятельно
использовать любые игры и материалы в своей
деятельности, а затем самостоятельно убрать их на
место.
7.
Обязательное наличие маркировки.
Оборудование
и
материалы
обозначаются
соответствующими
картинками, словами и цветом согласно
центру. Такая особенность способствует
формированию
у
детей
знаковой
функции
и
других
функциональных
компетенций.
8.
Систематическое
своевременное
обновление наполнения центров активности.
Наполнение соответствует основной направленности центров, но
при этом меняется или дополняется по мере изменения педагогической
задачи или развития активности детей.
Для обеспечения гибкости и многофункциональности центров активности
согласно программе, предлагается рассматривать их наполнение с точки
зрения базового и игрового уровней. Что это значит?
Например, в центре литературы помещены материалы, с помощью
которых дети могут знакомиться с буквами, звуками. В центре творчества,
дети могут познакомиться с различными видами росписи, использовать
схемы для лепки, рисования, аппликации. В науке и природе - отмечать
природные явления и т.д. Такое оснащение имеет базовый уровень
Что касается игрового уровня, то здесь делается акцент на сюжетно-
ролевую игру, потому как ведущим видом деятельности у детей является
игра. Например, маленькие и крупные фигурки людей, животных, различный
по форме и размеру конструктор, разнообразный вид транспорта, разные
виды театров, ширмы, макеты и т д. Перечислять, чем и как насыщать среду,
можно бесконечно. Это зависит, в первую очередь, от развития детей,
посещающих группу, и согласно изучаемой лексической теме. Часть
материалов в центрах остается без изменений, это позволяет детям
продолжать понравившуюся деятельность или приспособить предмет к
другим условиям. Например, изначально изготовленная кормушка для птиц в
дальнейшем может послужить и гаражом, и домом, и загоном для домашних
животных.
Программой рекомендовано соблюдение следующих пропорций: наличия
готовых (покупных) игрушек и атрибутов для игры 20%, а созданных
совместно с детьми, родителями и воспитателями 80%.
Таким
образом,
качественная
организация
и
оснащение
РППС
способствует
реализации
технологий,
описанных
в
основной
образовательной программе, и формированию функциональной грамотности
у дошкольников во всех образовательных областях в том числе и у детей с
речевыми и другими нарушениями.