Автор: Астафьева Любовь Георгиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Гагаринская СОШ - филиал Новолоктинская СОШ
Населённый пункт: Ишимский район Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование проблемно-поискового метода на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
МАОУ Гагаринская СОШ – филиал Новолоктинсая СОШ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВСЕОБУЧ
Тема выступления
«Использование
проблемно-поискового метода
на уроках русского языка и литературы»
Учитель русского языка и литературы,
Астафьева Л. Г.
Декабрь, 2022
«Использование
проблемно-поискового метода на уроках русского языка и литературы»
Сегодня актуальна фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Пожалуй, в ней
кроется главное понимание существующего опыта школьного обучения.
Наше сложное время ученые называют переходным этапом к новому человеку и новому
сознанию. Приходит новое поколение детей, и подход к ним нужен иной, новый.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и
безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального
уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по –
новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения учащихся, учиться по –
новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его
творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё
и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-
воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Известно, насколько сложна задача активизации познавательной деятельности учащихся на
уроках русского языка и литературы. Нет более трудной и серьезной задачи, нежели вызвать
интерес к нашему предмету, научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, научить
их учиться, помочь накопить каждому школьнику критическую массу знаний и умений,
способную к саморазвитию в процессе дальнейшего самообразования.
Для активизации познавательной деятельности учащихся, диалогического взаимодействия
применяю активные и интерактивные методы, приемы мыслительной деятельности.
Для развития творческого мышления большое значение имеет создание в ходе работы над новым
материалом проблемных ситуаций.
Проблемными остаются такие задания, вопросы, задачи,
решение которых ученику кажется возможным, посильным и которые в то же время не могут быть
решены
без каких-либо
дополнительных
сведений,
еще
неизвестных
учащимся.
Чтобы
создаваемая учителем ситуация действительно оказалась проблемной, она должна мотивировать
умственный поиск учащихся, заинтересовать их, заключать в себе стимул к поиску.
Ученик должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи,
найти ответ на неизвестный ему вопрос. При проблемном обучении преподаватель не сообщает
готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в
ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является
знание. Процесс учения, учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в
понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент,
результаты поиска.
Этапы проблемного обучения
Действия учителя
-Создает проблемную ситуацию;
-Организует размышления над проблемой и ее формулировкой;
-Организует поиск гипотезы;
-Организует проверку гипотезы;
-Организует обобщение результатов и применение полученных знаний
Действия ученика
-Осознает противоречия в изучаемом явлении;
-Формулирует проблему;
-Выдвигает гипотезы, объясняющие явления;
-Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач;
-Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания.
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование
метапредметных и личностных результатов - это проблемно – диалогический урок. При
подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом
возможных ситуаций, требующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может
состоять из шести шагов.
1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть
открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к
предмету исследования и т.п.
2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может,
конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен четко
представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в
дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату.
3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется
основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа
учащихся.
4 – й шаг. Планирование решений. Это может быть наблюдение ситуации, в которой
проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность
написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить
себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого
логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти
аргументы для своей оценки и т. п..
5 – й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен
продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос:
«Так как же мы решили проблему?»
6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что
задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или
исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Приведу конкретные примеры использования проблемно-поискового метода на своих уроках
русского языка и литературы.
Урок русского языка по теме “Правописание корней -лаг/лож-”
Анализ
Учитель
Ученик
Создание проблемной ситуации
–
Запишите словосочетания, обозначьте изученные орфограммы
Распевать песни – петь
Сбежать вниз – бег
ПредлОгать дружбу – предлог
Побуждение к осознанию противоречия
Побуждение к проблеме
–
Давайте проверим написание последнего глагола по словарю.
–
Здесь написано предлАгать.
–
Исправим ошибку. Итак, над каким правилом мы работали?
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
–
Как мы проверяли слова?
–
Безударную гласную ставили под ударение.
–
Применимо ли это правило в последнем случае?
–
Нет
–
Чем же мы будем сегодня заниматься?
–
Изучать новое правило о правописании безударных гласных.
Побуждение к гипотезе
Побуждение к проверке
–
Найти нужное правило нам помогут слова на доске.
–
Что заметили? Есть ли какие-то предположения?
–
Как это можно проверить?
–
Выполняйте.
–
Сформулируйте правило
Разложить, прилагать, приложение, предлагать, положить, излагать
–
Перед “г” пишется – а, перед “ж” -о.
–
Распределить в два столбика.
–
Подобрать ещё примеры.
–
В корнях -лаг/лож- ….
Задание на формулирование темы
–
Какую же тему мы сегодня изучили?
–
Так… ещё какие варианты?
–
Сверьте вашу формулировку с материалом учебника
–
Оформите правило графически в схеме.
–
Правописание безударных гласных О, А
–
Правописание безударных гласных О, А в корнях -лаг/лож-
2. При изучении темы «Буквы Е, И в приставках пре-, при-» использую побуждающий от
проблемной ситуации диалог. Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие,
столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или
затруднения.
Учитель
Ученик
- Прочитайте стихотворение.
- Выделите приставки в выделенных словах. (предъявление первого факта)
- Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)
- Какой же возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)
Прибыл поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
В словах придет, прилетит, приплывет
Пишется при-, несомненно.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой или очень сякой,
Пре- мы напишем при этом.
(Э.Успенский)
Выделяют, испытывают удивление. (возникновение проблемной ситуации)
Приставки отличаются буквами Е, И (осознание противоречия)
От каких условий зависит правописание пре-, при-? Когда пишется И, а когда Е? (учебная
проблема как вопрос)
Об этом предстоит узнать.
Такой метод ставит учащихся в позицию активного участия в познавательном поиске. Выполняя
поставленные познавательные задачи и учебное задание, они с помощью учителя формулируют
проблему, выдвигают гипотезу, анализируют и обобщают факты, делают выводы и решают
проблемы.
Интересен прием «яркое пятно» (сообщение темы с мотивирующим приемом).
На уроках русского языка целесообразно и эффективно не только использование уже готовых
схем и таблиц, но и составление собственных.
В начале изучения раздела “Морфология” возможно составление сопоставительной
таблицы“Части речи и члены предложения”. При составлении задаю такие вопросы: почему ЧР
выполняют разные роли в предложении? Почему ученые разделили все слова на ЧР? Вопросы
такого характера помогут не повторить, а обобщить, сопоставить, выявить существенные и
несущественные признаки изучаемых явлений.
При изучении лексики спрашиваю у детей: как проникли к нам иностранные слова? Что появилось
раньше: многозначность или переносное значение слова? Для детей это вполне проблемная задача.
Знания не даются в готовом виде. Широко используем блоки, составление схем, составление слов,
предложений по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматики (например, запись
текста с изменением времени глагола), несколько заданий одновременно, что стимулирует
мышление.
Применение
прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится
учеником , поставленным в соответствующую
ситуацию. То есть используется поисковый
метод учения.
1.
Игра «Эстафета»
для двух команд.
Учащиеся
(
один
за другим)
из каждой команды
выходят к доске и записывают
по одному орфографически трудному
слову (
на память).
Побеждает та команда, которая не сделает ни одной ошибки.
Затем предлагается проблемно-поисковое задание –
определить, какие орфограммы нашли
отражение в записанных
на
доске
словах
(
сначала анализируются слова,
записанные
1-
й командой, потом 2-й).
Делается вывод о знаниях учащихся по изученным словам.
Проблемные задания в словарной работе.
Такие задания побуждают учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов,
явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.
1.Записать на доске и в тетрадях слова с удвоенными согласными:
Аккомпанемент
,аккомпанировать,
коллектив,
коллективный,
мировоззрение,
колосс,
колоссальный, комментарий, гуманный, комментатор, пассивный, нравственный, пессимист,
прогресс, прогрессивный, эффект.
Ответить, почему не записали слова, имеющиеся на этой странице: гуманный, мировоззрение,
нравственный. Объяснить устно значение слова колосс. Сделать его фонетический разбор.
2.Записать слова, заменяющие слово портретист, провести словообразовательный анализ этого
слова.
( ПОРТРЕТИСТ – художник, автор портрета, мастер живописи, создатель картины, живописец,
певец гения, фамилия, имя, отчество и т.д.).
3.-
Докажите
(устно),
что правописание слов
зависит от знания частей речи
и их морфологических признаков ( иногда контекста).
1. Детский плач. Ты не плачь. Ожег руку. Сильный ожог.
Проблемные задания при обобщении изученного.
Такие задания
побуждают учеников к обобщению
изученного. Учащиеся получают задание
рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их
с известными и сделать самостоятельное обобщение.
1. Самостоятельная работа. Выполнение упражнения (на правописание приставок) с последующей
проверкой, выводами и приведениями примеров ( из упражнения и своих).
Докажите, прав ли К. Чуковский, сказав: «Приставки придают русской речи столько богатейших
оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии
приставки таится разнообразие смысла».
2.
Расскажите,
почему изменяется словарный
состав языка и заимствуются
слова из других языков.
Найдите
устаревшие
слова, неологизмы
и заимствованные слова и объясните причины их употребления.
3. Устно решить поисковую задачу.
Глагол горят – 2-го спряжения, хотя его инфинитив гореть в исключении 7 глаголов на – еть не
входит. В чем здесь дело? ( Ответ: в окончании слова горят гласный под ударением, а правило
относится лишь к безударным гласным).
Проблемные ситуации в домашнем задании.
Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной
перед ними практической цели.
1.
Составьте
текст проблемной статьи на
одну из тем: «Почему надо
быть вежливым?», «Что такое дружба?», «Почему надо быть гуманным?»
2.
Самостоятельное
составление словаря терминов
по русскому языку, расположение
терминов по темам
3. Уточнение
определений школьного учебника. Например, ученики дополняют определение
имени существительного как части
речи:
«В предложении имена существительные
являются подлежащими (
в форме
И.п.),
дополнениями
(
в форме косв.
падежей),
обстоятельствами ( в форме косв. падежей, если отвечают на вопросы где? куда? зачем? как?
и др.).
4.
Разработка
наглядных пособий. Например:
внимательно
прочитайте материал учебника,
постройте таблицу по ключевым словам текста.
Анализ детского словотворчества
- Почему так говорят дети? Как сказать в соответствии с нормами «взрослого» языка?
I. Катя, 4 года.
Весна.
- Смотрите, как деревья листеют!
II. Сережа, 6 лет.
Услышал слово ртуть.
- Это, наверное, что-то для рта?
На наш взгляд, создание учителем цепи проблемных ситуаций в различных видах творческой
учебной деятельности учащихся или элементов «проблемности» на уроке и управление их
мыслительной (поисковой) деятельностью по усвоению новых знаний путем самостоятельного
(или коллективного) решения учебных проблем составляет сущность проблемного обучения.
Использование проблемно – поисковых методов на уроках литературы
«Можно тысячу раз требовать: «Читай! Читай внимательно!» - и не получить ни того, ни другого.
Нужно создать условия, при которых не читать или тем более читать невнимательно невозможно,
то есть так поставить вопрос, чтобы поиски ответа на него требовали напряжения мысли,
вдумчивого отношения к прочтению текста», говорил Е.Н.Ильин.
Очень важно уметь определять проблему текста на любом уроке. Зачем? Чтобы понять, какой
вопрос волновал автора, какие пути решения он предлагает.
Выявление проблемы развивает умение использовать знание при деятельностном чтении,
развивает мыслительные процессы. Приведу пример выявления проблемы на основе сказки.
Эффективность технологии проблемного обучения способствует развитию познавательной,
коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся, становлению личности
ученика, готовности выпускников школы использовать усвоенные знания, умения в реальной
жизни для решения практических задач. Проблемное обучение предполагает создание
проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению,
в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками
и развитие мыслительных способностей. Реализуя проблемное обучение на уроках литературы,
выбираю такую форму урока, как диспут или дискуссию. Элементы проблемного обучения ввожу
уже в 5 классе.
Например, начиная работу по сказкам, говорю детям о том, что сказка всегда считалась выдумкой,
но выдумкой полезной. Сказка и радует, и учит, и заставляет задуматься над теми «намёками,
которые кроются в ней. Она всегда поднимала проблему – это то, что всегда волновало человека.
Именно поэтому сказку называют – сокровищницей суждений и размышлений народа о разных
явлениях жизни. И прошу назвать детей проблемы, которые звучат в известных сказках: «Репка»
(проблема коллективного труда), «Волк и козлята» (проблема жестокости), «Теремок» (жилищная
проблема). Для того чтобы проверить понимание учениками понятие «проблема», прошу
соотнести темы и проблемы.
Темы
Проблемы
1.
Природа
А. Любовь к чтению
2.
Чтение
Б. Роль искусства в современной жизни
3.
Искусство
В. Положение человека в социальной среде
4.
Обществознание
Г. Отношение человека к природе
При работе со сказками широко использую на уроках форму «Сочинение сказки».
Я стремлюсь организовать работу на уроке таким образом, чтобы все этапы урока были
подчинены поставленной цели - усвоению законов данного жанра, опираясь на которые учащиеся
смогут создать свое произведение. Чтобы достигнуть этих целей, планируется работа над
содержанием сказки: чтение, комментирование, беседа, образное эмоциональное восприятие
отдельных эпизодов и сцен, а также знакомство с новыми литературными понятиями. Но главное,
на основе данной сказки к концу урока я планирую привести детей к построению универсальной
композиционной схемы сказки, то есть хочу им показать, как она "складывается”. Поэтому
эпиграфом к уроку послужила народная мудрость " Скоро сказка сказывается. Да не просто
складывается”. Эта мысль красной нитью проходит через весь урок.
На уроке литературы прийти к проблемной ситуации часто помогает мотивирующий прием –
«яркое пятно» (ассоциации, музыка, иллюстрации, отрывки из произведений, любой материал,
способный захватить внимание, заинтриговать учеников).
Мотивирующий приём
И.А. Бунин “Детство”
Л.Н. Толстой “Детство”
Рисунок “Детство”
Ассоциативный ряд со словом “детство”
В.И. Белов “Скворцы”
“
Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку”.
“Тихая моя родина, ты все также врачуешь мою душу своей зеленой тишиной”
Вопрос:
– Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова (добрый, любит
родину, природу, людей, свой дом).
В своей работе часто использую ребусы. Сначала знакомлю учащихся с секретом чтения ребуса,
затем предлагаю разгадать ребусы. Следующий этап – составление коллективного ребуса. Затем
ставлю проблему: составить свой ребус на основе полученных знаний. Результат исследования –
ребус, созданный учеником.
При изучении повестей и романов целесообразно предлагать ребятам составлять диаграммы и
графики жизни героев или их чувств. Эта работа дает повод задуматься над композицией
произведения, поразмышлять над основными эпизодами. Выполнение диаграмм от имени разных
персонажей или от имени одного, но разными учениками дает возможность сравнить восприятие,
понимание основной мысли произведения, придумать дальнейшее развитие событий. Бывает, при
защите диаграмм завязывается спор, какой момент можно считать кульминационным. Это
заставляет ребят размышлять, обращаться еще раз к тексту и делать выводы.
Интерес у ребят вызывает и работа с литературоведческим или лингвистическим лото. На
иллюстрациях к произведениям, выполненных самими учащимися, они выписывают термины и
определения к ним. Затем разрезают на части и перемешивают. Другой ученик должен так
расположить части, чтобы потом при склеивании скотчем выявилась иллюстрация, где части
правильно соотнесены.
Очень интересен для исследовательской деятельности метод проектов.
Под учебным проектом понимается организационная форма работы, которая (в отличие от занятия
или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченного учебного раздела и
составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Специфика метода
позволяет включить ученика в реальную исследовательскую деятельность, в продуктивную
коммуникацию, в информационный поиск и обмен в рамках учебного процесса, дает возможность
смоделировать в школе реальный путь вхождения в культуру, влияющий на становление и
развитие целостной личности растущего школьника.
Применительно к предмету «литература» метод проектов – это целенаправленная, в целом
самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя,
направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой
проблемы и на получение конкретного
результата в виде материального и/или идеального
продукта.
Форма предъявления выполненного задания, или отчетности, может быть различной, в
зависимости от замысла учителя: альманах, сборник иллюстраций, сборники собственных
творческих работ, фольклорных находок, стенгазета, киносценарий, комментарий к тексту
художественного произведения, наконец, если есть такая возможность, это могут быть
публикация, буклет, презентация, выполненные на компьютере. Очень важной в данном случае
представляется практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых
результатов.
К урокам литературы необходимо продумывать проблемные вопросы, чтобы нацелить учащихся
на поисковую деятельность, возбудить интерес, заставить поразмышлять.
Но не менее важным является и подведение итогов на уроках.
Рефлексия – необходимое условие для того, чтобы ученик и учитель видели схему организации
образовательной деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и
программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.
Использую разнообразные формы рефлексии: написание синквейна, устное обсуждение,
письменное анкетирование, графическое изображение и различные варианты игровой рефлексии.
Эффективно также обучение с помощью органов чувств. Пять органов чувств принято считать у
человека основными: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Например, на уроке литературы
можно раздать засушенный лист дерева и попросить сочинить про него стихотворные строки.
Задание выполняется детьми с большей заинтересованностью, чем если бы ученики сочиняли на
основе картины или даже букета, стоящего в вазе. Каждый ребёнок может потрогать лист руками,
ощутить запах, применить свои органы чувств для более полного восприятия. Особенно интересно
проводить такие уроки в среднем звене. Мы с пятиклассниками создали альбом, где они
записывают свои удачные работы и иллюстрируют. Мы его назвали: «Времена года».
Какую бы технологию я не использовала, стараюсь заинтересовать детей творчеством, желанием
решать всевозможные задачи и находить новые. Каждый урок должен быть открытием и для
ученика, и для учителя, приносить радость познания.
Итак, проблемно-поисковый подход в обучении – это создание особого пространства учебной
деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления,
закономерности, осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о
действительности.
Бесспорно, начинать необходимо с развития творческих способностей и продуктивного мышления
ребёнка, формирования приемов продуктивной деятельности, привития навыков
исследовательской и проектной работы, развития логического мышления, формирования умения
работы со справочной и научной литературой, с современными источниками информации. Очень
важно научить школьника основам самообразования, показывать практическую направленность
знаний, получаемых на уроках русского языка и литературы, учить анализировать прочитанное,
видеть проблему текста, мыслить широко, перспективно, видеть роль, место и значимость языка и
литературы в общечеловеческой культуре. Новым смыслом урока является решение проблем
самими школьниками через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный
характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на
занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, так как учащиеся
приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.
На мой взгляд,слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе
которого заложен принцип системно-деятельностного подхода: «Нужно, чтобы дети, по
возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом
и давал для него материал».