Напоминание

Воспитание гуманных чувств у дошкольников в процессе ознакомления с природой.


Автор: Жукова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 2114
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание гуманных чувств у дошкольников в процессе ознакомления с природой.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Жукова Наталья Геннадьевна

ГБОУ ШКОЛА №2114, корпус «Любава»

Москва, б-р Дмитрия Донского, дом 16А

Воспитатель

Воспитание гуманных чувств у дошкольников в процессе ознакомления с природой.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой

положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.

Особенно велика роль природы в воспитании у детей гуманности под которой понимается

система нравственных установок личности, направленная на такие значимые социальные

объекты как другие люди, другие живые существа и реализуется в общении и деятельности.

Это еще и личностное качество, подразумевающее заботливое и бережное отношение

человека к окружающему миру.

Воспитание гуманности – это процесс, воспитания гуманных чувств к которым

относятся доброта, милосердие, сострадание, эмпатия. Эти чувства находят проявление в

деятельности, когда человек заботится о ком-либо, ухаживает, проявляет сострадание,

оказывая помощь и делает это осознанно и искреннее, то есть формируют отношение к

природе, ту эмоционально- волевую установку, которая

стимулирует к осознанно-

правильной деятельности в природе.

Только в процессе общения с природой, формировании знаний о ней воспитывается

чувство привязанности и любви к ней, те гуманные чувства, которые делают ребенка

нравственно чище и лучше, которые затем пенреносятся желание поступать в соответствии

с правилами и нормами, не позволяя себе наносить вред и ущерб природе, стремление

воздерживаться от таких поступков и не позволять это делать другим, так как чувства

побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить,

порадовать.

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной

дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось

отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста;

изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра,

занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в

3

разработку проблемы внесли исследования Л.А. Пеньевской, А.М. Виноградовой, И.С.

Деминой, Л.П. Князевой, Л.П. Стрелковой, А.Д. Кошелевой, И.В. Княжиной, Т.В. Черник и

др.

Гуманное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных

форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на

участке детского сада и в доме у ребёнка В этой связи актуальоность темы определяется

необходимостью выбора и опредления способов и средств воспитания гуманных чувств в

процессе ознакомления и взаимодействия с природой.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для воспитания

гуманного отношения к живой природе у детей дошкольного возраста не достаточно

эффективно применяются все возможные способы и средства, которые позвояли бы

воздействовать на эмоции дошкольника, будили бы в нем добрые чувства, позволяли

показать взаимосвязи в природной среде, ее красоту, и в то же время ранимость,

зависимость от деятельности человекаи взаимосвязь человека и природы.

Цель исследования

теоретически обосновать и экспериментально проверить

наиболее эффективные способы и средства воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет

процессе ознакомления с живой природой.

Объект исследования – процесс воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет.

Предмет исследования – способы и средства воспитания гуманных чувств у детей

4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой.

Задачи исследования:

1.

Изучить теоретические основы воспитания гуманных чувств у детей среднего

дошкольного возраста в процессе ознакомления с живой природой.

2.

Выявить и охарактеризовать способы и средства воспитания гуманных чувств

у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой.

3.

Проверить эффективность способов и средств воспитания гуманных чувств в

процессе ознакомления с живой природой

Изучив теоретические основы воспитания гуманных чувств у детей среднего дошкольного

возраста в процессе ознакомления с живой природой пришли к заключению что

гуманность рассматривается как качество личности, представляющее собой совокупность

нравственно-психологических

свойств

личности,

выражающих

осознанное

и

сопереживающее отношение к живым существам, к человеку, к окружающему миру как к

4

высшей ценности.

Гуманный чувства, лежащие в основе отношения к природе,

сложно измерить, но возможно увидеть их проявление в деятельности в процессе

общения и взаимодействия ребенка с живой природой.

В работе дана характеристика способов и средств воспитания гуманных чувств у детей 4-

5 лет в процессе ознакомления с живой природой среди которых наблюдение, игровая

трудовая деятельность и ознакомление дошкольников с художественной литературой,

которые

в

комплексе,

благодаря

используемым

методам

способны

влиять

на

эмоциональную сферу ребенка и будить и формировать в нем гуманные чувства.

Для

подтверждения

выдвинутых

теоретических

положений

и

разработке

методических рекомендаций нами было проведено исследование

сформированности

гуманных чувств у детей 4-5 лет

на базе негосударственного, некоммерческого

образовательного учреждения «Сокровища Нации» города Москвы.

Низкий уровень: Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и

растениям без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативно.

Наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность и

даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно.

Характерно неприязненное и даже негативное отношение к внешне непривлекательным

живым организмам. Отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с живыми

организмами.

Средний уровень. Дети в целом проявляют к природе положительное отношение

избирательной направленности. Заботятся о привлекательных для них живых объектах. К

проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивны. С

удовольствием, по собственной инициативе общаются преимущественно со знакомыми и

приятными животными и растениями, интересуются проявлениями их жизни, состоянием.

Высокий уровень. Для детей характерна выраженная положительная направленность

отношения к природе. В их поведении практически не наблюдается негативных

проявлений. Нетерпимо относятся к другим детям и взрослым в случае нарушения ими

правил общения с природой. Готовы оказать помощь в случае необходимости. С

удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми организмами. Имеет место

эмоциональный отклик, проявление эстетических переживаний в процессе общения с

природой.

В ходе наблюдения за объектами природы выясняли: проявляют ли дети интерес и к

объектам живой природы, какие из объектов вызывают наибольшую эмоциональную

5

реакцию, стремяться ли дети к взаимодействию с ними, бережно ли по-доброму относятся,

стремяться ли ухаживать, заботяться ли. Детям больше всего направились звери и меньше

птицы. Из птиц казались привлекательными те, которых чаще всего видят дети это синицы

и голуби, девочки отмечали необычных птиц лебедей, павлина, мальчики не выделяли птиц

как красивых, выбирали хищных птиц. Отмечено, что у мальчиков и девочек разные

предпочтения. Среди привлекательных животных мальчики выбрали динозавров и крупных

хищников, а девочки привлекательных внешне зверей, таки как лошади, кролики, морские

свинки, кошки и собаки.

На прогулке было замечено, что дети очень сдержанно реагируют на объекты

природы, равнодушны к растениям. Мы заметили такую особенность, что дети, которые

ранее не проявляли отрицательных эмоций к животным и вели себя в природе спокойно

под влиянием других детей напротив, перенимали плохой пример. Следовательно, можно

сделать вывод о том, что правила поведения в природе детьми слабо осознаются.

Анализируя полеченные данные и сопоставив все критерии мы распределили детей

по уровням сформированности отношения к природе. Как можно видеть большая часть

детей находиться на среднем уровне достаточно много на низком, что не является

возрастной нормой. Результаты исследования отношения детей 4-5 к живой природе

Высокий

Средний

Низкий

5 детей (20%)

12 детей (48%)

8 детей (32%)

Чтобы проанализировать причины данного явления нами был проведен опрос

педагогов группы. Интересно отметить, что ответы двух педагогов в группе не всегда

совпадают, но в целом демонстрируют, что педагоги знают все возможные способы и

средства, приоритет отдается словесным методам, применяют их в практике работы

регулярно, но при этом отстутвует принцип комплексного подхода, не достаочно

используются возможности художественной литературы и игровой деятельности.

Подводя итог, следует отметить, что у детей уровень сформированности гуманного

отношения к живой природе сформирован недостаточно, что

является следствием:

возрастных особенностей отношения к природе у детей 4-5 лет; недостаточной работе

педагогов над данной проблемой и недостаточно осознанной деятельности детей в природе.

В связи с полученными данными было решено разработать методические рекомендации

для педагогов по воспитанию гуманного отношения к живой природе

6

При разработке методических рекомендаций мы сосредоточили свое внимание на

идее о том, что формирование отношения к природе и проявление гуманных чувств к ней

будет эффективным при условии комплексного использования всех возможных средств и

способов, среди которых ировая деятельность в частности сюжетно-ролевые игры,

художественная литература и фолклор, наблюдения за природой в эколого-развивающей

среде, выделив именно те, которые оказались упущенными в практике работы педагогов

дошкольного учреждения.

В процессе знакомств с произведениями литературы как художественной так и

фольклорных произвдений

мы акцентируем внимание на с таких

способах как:

наглядные: рассматривание иллюстраций о природе, побуждающих детей

бережно

относится к природе.

- практическими:

изображение персонажей при помощи мимики ииммитации

движений, применяли посговорки, заклички в повседневной жизни;

- словесными: беседа по произведению о важности природе и гуманного

отношения к ней. Знакомим детей с произведениями таких авторах как: Е.И.Чарушина Про

Зайчат , про Никиту охотника ,сказки природы»;Муравьишка» Бианки,Пришвина-

рассказ Клест , Сказки –Матушки Земли,М.Скребцова-Лиственный лес.

Среди средств эффективным является наблюдение, но не само по себе, только

тогда, когда в ходе его проведения педагог при помощи художественного слова и

выразительных средств языка подчеркивает красоту природы и ее живых представителей:

растений и животных, сам своим примером демонстрирует гуманное бережное отношение к

природе.

Большие возможности открывает игровая деятельность, которая также выступает

средством воспитания гуманных чувств к природе. В большей степени этому способствуют

ролевые игры, где включены роли животныхо которых нужно заботиться. Игра «Зоопарк»

Помощь в лечение животных доктору Айболиту Все вышеуказанные средства будут

эффективными в случае их взаимной интеграции: наблюдение и труд в сопровождении

чтения и имитационных игр, игровая и трудовая деятельность в эколого-развивающей

среде. Одним из условий также является учет возрастных особенностей дошкольников 4-5

лет и специфику их отношений к растениям и животным, учет разницы предпочтений

мальчиков и девочек по отношению к представителям живой природы.

Процесс

воспитания гуманных чувств длительный и требует внимания к детям на протяжении всего

периода дошкольного детсва, включение семьи и формирования опыта взаимодействия с

природой.

7

Приложение 1

Способы и средства воспитания гуманного отношения к живой природе

Прогулки,

экскурсии

Художественная

литература

и

фольклор,

произведения

живописи.

Игровая

деятельность

Трудовая

деятельность

-

наблюдения

-этическая

беседа

по

прочитанному;

-рассказ из

опыта

по

теме

прочитанного;

-

разучивание

произведений

малых

-

фольклорных

жанров

-

рассматривание

картин природы,

подбор

сравнений

и

эпитетов

педагогом

и

детьми

-этическая

беседа

по

прочитанному;

-рассказ

из

опыта

по

теме

прочитанного;

-разучивание

произведений малых

-фольклорных

жанров

-

рассматривание

картин

природы,

подбор сравнений и

эпитетов педагогом и

детьми

дидактические

игры

правилах

поведения

в

природе);

сюжетно-

ролевые

игры

с

игрушками

аналогами;

игры

имитации;

игровые

обучающие ситуации

уход

за

комнатными

растениями в группе;

уход за животными.

8



В раздел образования