Автор: Жукова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 2114
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание гуманных чувств у дошкольников в процессе ознакомления с природой.
Раздел: дошкольное образование
Жукова Наталья Геннадьевна
ГБОУ ШКОЛА №2114, корпус «Любава»
Москва, б-р Дмитрия Донского, дом 16А
Воспитатель
Воспитание гуманных чувств у дошкольников в процессе ознакомления с природой.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой
положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.
Особенно велика роль природы в воспитании у детей гуманности под которой понимается
система нравственных установок личности, направленная на такие значимые социальные
объекты как другие люди, другие живые существа и реализуется в общении и деятельности.
Это еще и личностное качество, подразумевающее заботливое и бережное отношение
человека к окружающему миру.
Воспитание гуманности – это процесс, воспитания гуманных чувств к которым
относятся доброта, милосердие, сострадание, эмпатия. Эти чувства находят проявление в
деятельности, когда человек заботится о ком-либо, ухаживает, проявляет сострадание,
оказывая помощь и делает это осознанно и искреннее, то есть формируют отношение к
природе, ту эмоционально- волевую установку, которая
стимулирует к осознанно-
правильной деятельности в природе.
Только в процессе общения с природой, формировании знаний о ней воспитывается
чувство привязанности и любви к ней, те гуманные чувства, которые делают ребенка
нравственно чище и лучше, которые затем пенреносятся желание поступать в соответствии
с правилами и нормами, не позволяя себе наносить вред и ущерб природе, стремление
воздерживаться от таких поступков и не позволять это делать другим, так как чувства
побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить,
порадовать.
Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной
дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось
отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста;
изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра,
занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в
3
разработку проблемы внесли исследования Л.А. Пеньевской, А.М. Виноградовой, И.С.
Деминой, Л.П. Князевой, Л.П. Стрелковой, А.Д. Кошелевой, И.В. Княжиной, Т.В. Черник и
др.
Гуманное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных
форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на
участке детского сада и в доме у ребёнка В этой связи актуальоность темы определяется
необходимостью выбора и опредления способов и средств воспитания гуманных чувств в
процессе ознакомления и взаимодействия с природой.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для воспитания
гуманного отношения к живой природе у детей дошкольного возраста не достаточно
эффективно применяются все возможные способы и средства, которые позвояли бы
воздействовать на эмоции дошкольника, будили бы в нем добрые чувства, позволяли
показать взаимосвязи в природной среде, ее красоту, и в то же время ранимость,
зависимость от деятельности человекаи взаимосвязь человека и природы.
Цель исследования
теоретически обосновать и экспериментально проверить
наиболее эффективные способы и средства воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет
процессе ознакомления с живой природой.
Объект исследования – процесс воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет.
Предмет исследования – способы и средства воспитания гуманных чувств у детей
4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой.
Задачи исследования:
1.
Изучить теоретические основы воспитания гуманных чувств у детей среднего
дошкольного возраста в процессе ознакомления с живой природой.
2.
Выявить и охарактеризовать способы и средства воспитания гуманных чувств
у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой.
3.
Проверить эффективность способов и средств воспитания гуманных чувств в
процессе ознакомления с живой природой
Изучив теоретические основы воспитания гуманных чувств у детей среднего дошкольного
возраста в процессе ознакомления с живой природой пришли к заключению что
гуманность рассматривается как качество личности, представляющее собой совокупность
нравственно-психологических
свойств
личности,
выражающих
осознанное
и
сопереживающее отношение к живым существам, к человеку, к окружающему миру как к
4
высшей ценности.
Гуманный чувства, лежащие в основе отношения к природе,
сложно измерить, но возможно увидеть их проявление в деятельности в процессе
общения и взаимодействия ребенка с живой природой.
В работе дана характеристика способов и средств воспитания гуманных чувств у детей 4-
5 лет в процессе ознакомления с живой природой среди которых наблюдение, игровая
трудовая деятельность и ознакомление дошкольников с художественной литературой,
которые
в
комплексе,
благодаря
используемым
методам
способны
влиять
на
эмоциональную сферу ребенка и будить и формировать в нем гуманные чувства.
Для
подтверждения
выдвинутых
теоретических
положений
и
разработке
методических рекомендаций нами было проведено исследование
сформированности
гуманных чувств у детей 4-5 лет
на базе негосударственного, некоммерческого
образовательного учреждения «Сокровища Нации» города Москвы.
Низкий уровень: Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и
растениям без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативно.
Наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность и
даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно.
Характерно неприязненное и даже негативное отношение к внешне непривлекательным
живым организмам. Отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с живыми
организмами.
Средний уровень. Дети в целом проявляют к природе положительное отношение
избирательной направленности. Заботятся о привлекательных для них живых объектах. К
проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивны. С
удовольствием, по собственной инициативе общаются преимущественно со знакомыми и
приятными животными и растениями, интересуются проявлениями их жизни, состоянием.
Высокий уровень. Для детей характерна выраженная положительная направленность
отношения к природе. В их поведении практически не наблюдается негативных
проявлений. Нетерпимо относятся к другим детям и взрослым в случае нарушения ими
правил общения с природой. Готовы оказать помощь в случае необходимости. С
удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми организмами. Имеет место
эмоциональный отклик, проявление эстетических переживаний в процессе общения с
природой.
В ходе наблюдения за объектами природы выясняли: проявляют ли дети интерес и к
объектам живой природы, какие из объектов вызывают наибольшую эмоциональную
5
реакцию, стремяться ли дети к взаимодействию с ними, бережно ли по-доброму относятся,
стремяться ли ухаживать, заботяться ли. Детям больше всего направились звери и меньше
птицы. Из птиц казались привлекательными те, которых чаще всего видят дети это синицы
и голуби, девочки отмечали необычных птиц лебедей, павлина, мальчики не выделяли птиц
как красивых, выбирали хищных птиц. Отмечено, что у мальчиков и девочек разные
предпочтения. Среди привлекательных животных мальчики выбрали динозавров и крупных
хищников, а девочки привлекательных внешне зверей, таки как лошади, кролики, морские
свинки, кошки и собаки.
На прогулке было замечено, что дети очень сдержанно реагируют на объекты
природы, равнодушны к растениям. Мы заметили такую особенность, что дети, которые
ранее не проявляли отрицательных эмоций к животным и вели себя в природе спокойно
под влиянием других детей напротив, перенимали плохой пример. Следовательно, можно
сделать вывод о том, что правила поведения в природе детьми слабо осознаются.
Анализируя полеченные данные и сопоставив все критерии мы распределили детей
по уровням сформированности отношения к природе. Как можно видеть большая часть
детей находиться на среднем уровне достаточно много на низком, что не является
возрастной нормой. Результаты исследования отношения детей 4-5 к живой природе
Высокий
Средний
Низкий
5 детей (20%)
12 детей (48%)
8 детей (32%)
Чтобы проанализировать причины данного явления нами был проведен опрос
педагогов группы. Интересно отметить, что ответы двух педагогов в группе не всегда
совпадают, но в целом демонстрируют, что педагоги знают все возможные способы и
средства, приоритет отдается словесным методам, применяют их в практике работы
регулярно, но при этом отстутвует принцип комплексного подхода, не достаочно
используются возможности художественной литературы и игровой деятельности.
Подводя итог, следует отметить, что у детей уровень сформированности гуманного
отношения к живой природе сформирован недостаточно, что
является следствием:
возрастных особенностей отношения к природе у детей 4-5 лет; недостаточной работе
педагогов над данной проблемой и недостаточно осознанной деятельности детей в природе.
В связи с полученными данными было решено разработать методические рекомендации
для педагогов по воспитанию гуманного отношения к живой природе
6
При разработке методических рекомендаций мы сосредоточили свое внимание на
идее о том, что формирование отношения к природе и проявление гуманных чувств к ней
будет эффективным при условии комплексного использования всех возможных средств и
способов, среди которых ировая деятельность в частности сюжетно-ролевые игры,
художественная литература и фолклор, наблюдения за природой в эколого-развивающей
среде, выделив именно те, которые оказались упущенными в практике работы педагогов
дошкольного учреждения.
В процессе знакомств с произведениями литературы как художественной так и
фольклорных произвдений
мы акцентируем внимание на с таких
способах как:
наглядные: рассматривание иллюстраций о природе, побуждающих детей
бережно
относится к природе.
- практическими:
изображение персонажей при помощи мимики ииммитации
движений, применяли посговорки, заклички в повседневной жизни;
- словесными: беседа по произведению о важности природе и гуманного
отношения к ней. Знакомим детей с произведениями таких авторах как: Е.И.Чарушина Про
Зайчат , про Никиту охотника ,сказки природы»;Муравьишка» Бианки,Пришвина-
рассказ Клест , Сказки –Матушки Земли,М.Скребцова-Лиственный лес.
Среди средств эффективным является наблюдение, но не само по себе, только
тогда, когда в ходе его проведения педагог при помощи художественного слова и
выразительных средств языка подчеркивает красоту природы и ее живых представителей:
растений и животных, сам своим примером демонстрирует гуманное бережное отношение к
природе.
Большие возможности открывает игровая деятельность, которая также выступает
средством воспитания гуманных чувств к природе. В большей степени этому способствуют
ролевые игры, где включены роли животныхо которых нужно заботиться. Игра «Зоопарк»
Помощь в лечение животных доктору Айболиту Все вышеуказанные средства будут
эффективными в случае их взаимной интеграции: наблюдение и труд в сопровождении
чтения и имитационных игр, игровая и трудовая деятельность в эколого-развивающей
среде. Одним из условий также является учет возрастных особенностей дошкольников 4-5
лет и специфику их отношений к растениям и животным, учет разницы предпочтений
мальчиков и девочек по отношению к представителям живой природы.
Процесс
воспитания гуманных чувств длительный и требует внимания к детям на протяжении всего
периода дошкольного детсва, включение семьи и формирования опыта взаимодействия с
природой.
7
Приложение 1
Способы и средства воспитания гуманного отношения к живой природе
Прогулки,
экскурсии
Художественная
литература
и
фольклор,
произведения
живописи.
Игровая
деятельность
Трудовая
деятельность
-
наблюдения
-этическая
беседа
по
прочитанному;
-рассказ из
опыта
по
теме
прочитанного;
-
разучивание
произведений
малых
-
фольклорных
жанров
-
рассматривание
картин природы,
подбор
сравнений
и
эпитетов
педагогом
и
детьми
-этическая
беседа
по
прочитанному;
-рассказ
из
опыта
по
теме
прочитанного;
-разучивание
произведений малых
-фольклорных
жанров
-
рассматривание
картин
природы,
подбор сравнений и
эпитетов педагогом и
детьми
дидактические
игры
(о
правилах
поведения
в
природе);
сюжетно-
ролевые
игры
с
игрушками
аналогами;
игры
имитации;
игровые
обучающие ситуации
уход
за
комнатными
растениями в группе;
уход за животными.
8