Построение развивающих интегрированных занятий по физкультуре с детьми младшего дошкольного возраста.
Автор: Носова Елена Юрьевна Должность: инструктор по физическому воспитанию Учебное заведение: МБДОУ детский сад №16 Населённый пункт: город Сарапул, Удмуртская Республика Наименование материала: статья Тема: Построение развивающих интегрированных занятий по физкультуре с детьми младшего дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
Носова Елена Юрьевна
инструктор по физическому воспитанию
Построение развивающих интегрированных занятий
по физкультуре с детьми младшего дошкольного возраста.
Интеграция в переводе с латинского (integratio) — восстановление; integer —
сплошной.
Все,
чему
учат
человека,
должно
быть
не
разрозненным,
частичным,
а
единым, целым.
Я.А. Каменский
Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин.
Окружающий мир познается детьми в многообразии и единстве, а разделы
дошкольной
образовательной
программы
направлены
зачастую
на
изучение
отдельных явлений.
Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал
воспитанников,
побуждает
к
активному
познанию
окружающей
дей-
ствительности,
осмыслению
и
нахождению
причинно-следственных
связей,
развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Форма
проведения
занятий
нестандартна,
интересна,
с
использованием
различных видов деятельности, что повышает познавательный интерес,
развивает воображение, внимание, мышление, речь и память.
Интеграция в обществе веет к интеграции в образовании.
За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для
самостоятельной
деятельности
воспитанников,
занятий
физическими
упражнениями.
Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
творчества педагога, раскрытия его способностей.
Одна
из
форм
реализации
интегрированного
подхода
в
образовании
дошкольников — интегрированные физкультурные занятия.
Прежде чем говорить об интегрированных физкультурных занятиях,
перечислим формы физкультурных занятий в младшем дошкольном возрасте.
Формы проведения физкультурных занятий в младшем дошкольном
возрасте:
Название
Основная характеристика и задачи
Сюжетное физкультурное
занятие
Построено на одном известном детям сюжете (по
произведениям сказок, потешек, мультфильмам).
Решаются задачи совершенствования двигательных
умений и навыков, воспитания интереса к физическим
упражнениям
Сюжетное занятие по сказке « Репка»
Игровое физкультурное
занятие
Построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-
аттракционов
(«Волшебные
колпачки»,
«Мой
веселый
з в о н к и й
м я ч » ,
« В
го с т и
к
м и ш ке »
и
т . п . ) .
Совершенствуются
двигательные
умения
и
навыки,
развиваются физические качества, воспитывается интерес
к
ф и з и ч е с к и м
у п р а ж н е н и я м ,
д в и г а т е л ь н а я
самостоятельность и т.д.
« Волшебные колпачки»
Тематическое
физкультурное занятие
Посвящено какому-либо
событию, явлению, предмету
окружающего мира («Дует, дует ветерок», «Разноцветные
листочки», «Зоопарк», «Зимние забавы»).
«Зимние забавы»
Все эти формы занятий могут быть интегрированными.
Рассмотрим аспекты реализации интегрированного подхода на
физкультурных занятиях:
1. Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы.
Например, тематическое занятие «Зоопарк». Познавательное развитие:
закрепление названий диких животных, их места жительства, повадок. Речевое
развитие: звукоподражание. Социально-коммуникативное развитие: действия по
правилам, выполнение ведущей роли в подвижной игре «Волк и зайцы», «У
медведя во бору». Художественно-эстетическое развитие: «Звееробика»
(согласование движений со словами и музыкой).
«Мы ходили в зоопарк»
2. Интеграция детских деятельностей.
Например: выполнение физических упражнений под музыку,
логоритмика (движения+речь+музыка), хороводные игры
(движения+речь+музыка).
3. Использование адекватных форм образовательной работы для
решения задач двух и более образовательных областей.
Например, игровое занятие «Веселые колпачки».
a. Создание ситуации, стимулирующей эмоциональный отклик,
формирование умения взаимодействовать («Социально-коммуникативное
развитие»).
b.Закрепление формы и основных цветов, счета («Познавательное
развитие»)
c. Закрепление названий детенышей животных (котята, щенята),
заучивание четверостиший (Речевое развитие).
d. Выполнение танцевальных движений по показу («Художественно-
эстетическое развитие»).
4. Использование средств одной образовательной области для
оптимизации образовательного процесса в другой образовательной области.
сюжетное занятие по сказке «Колобок»
Направления интеграции
Физическое воспитание + познание
Дети могут сравнивать предметы по величине, цвету и форме, определять
правую и левую стороны, распознавать и называть геометрические фигуры,
цифры,
времена
года,
части
суток,
уточнять
знания
об
окружающем
мире
(дикие и домашние животные, птицы, насекомые, транспорт, игрушки и т.п.),
выполнять упражнения не только по образцу, но и по устной инструкции.
Также можно формировать и количественные представления:
подпрыгните на одной (двух) ногах указанное количество раз,
подпрыгните на два раза меньше, чем дней в неделе;
посчитайте количество прыжков до кубика (или другого предмета);
попрыгайте по 5 раз на правой и левой ноге;
прыгая из обруча в обруч, назовите, каким по счету лежит обруч красного
(синего и т.д.) цвета.
Физическое воспитание и речевое развитие
- закрепление стихов, потешек, чистоговорок, звукоподражания;
- развитие речевого слуха, речевого дыхания, фонематического слуха
(например,
через
использование
логоритмических
упражнений
под
музыку, пальчиковых игр);
- закрепление знания текстов художественных произведений
Физкультура + музыка
Интеграция
физкультурных
и
музыкальных
заданий
создает
положительный
эмоциональный
фон,
помогает
детям
запомнить
движения, выразительно передать их характер.
Основные принципы взаимодействия с детьми
Педагоги должны:
демонстрировать позитивное отношение к детям, не проявлять
раздражения, не говорить приказным тоном, выражать искреннюю
заинтересованность к их действиям, быть готовым к эмоциональной
поддержке;
общаться
эмоционально
—
это
способствует
развитию
по -
знавательной активности дошкольниковв (соблюдать знаки препинания,
восклицания и т.д.)* монотонная речь быстро утомляет;
делать
меньше
замечаний,
больше
хвалить,
называть
хорошие
качества и не ограничиваться словам «умница», «молодец»;
находиться
рядом,
поддерживать
зрительный
контакт,
а
если
необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку,
дотронуться до спины, погладить по плечу).
Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы!
Рекомендации к составлению интегрированных физкультурных
занятий
1.
Определите форму занятия (тематическое, сюжетное, игровое).
2.
Определите направления интеграции (физкультура + познание, и т.п.).
3.
Определите объем знаний по каждому направлению в соответствии с
программой.
4.
Определите
содержание
заданий
по
каждому
направлению,
в
соответствии с возрастными возможностями детей.
5.
Выстройте
последовательность
заданий,
опираясь
на
основную
структуру построения физкультурного занятия.
6.
Продолжительность интегрированного занятия может быть увеличена
до 20 минут.
7.
Рассмотрите
возможность
использования
здоровьесберегающих
технологий (например, дыхательная, пальчиковая гимнастики).
8.
Продумайте
способы
повышения
моторной
плотности
занятия
(рациональное размещение оборудования, зрительные ориентиры для
построения,
перестроения,
игры;
способы
раздачи
атрибутов,
спортивного оборудования, сокращение времени на чтение текстов к
подвижным
играм,
игровым
упражнениям
при
условии,
что
нет
специальной задачи по развитию речи).
9.
Рассмотрите возможность использования ИКТ-технологии.