Автор: Алла Александровна Иванова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1272
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: программа дополнительного образования
Тема: Логика - 1
Раздел: дошкольное образование
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЛОГИКА - 1»
Направленность : развитие детей дошкольного возраста
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 4-5 лет
Срок реализации : 7 месяцев
Автор-составитель:
Педагог-психолог
Иванова Алла Александровна
Москва
2022
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Содержаие учебного плана
3. Содержание тематического плана
4.
Организационно-педагогические условия реализации программы
5. Организационно-педагогические условия реализации программы
2
Пояснительная записка
Основные характеристики программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые фигуры»
составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к
учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 4- 5 лет.
Возраст детей, участвующих в реализации программы с 4 до 5 лет.
Актуальность программы.
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов
и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения
малыша. У детей четырех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств,
зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического,
эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного
развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает
окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития
ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов -
передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем.
Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных
сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша.
Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и
называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их
многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может
быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и
заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша
позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию
воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают
наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и
логическому мышлению. Игры с блоками способствуют развитию координации
движений, развитию речи.
3
Отличительные особенности программы.
Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры
предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных
предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают
самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Цель программы:
развитие логического мышления дошкольников через
использование блоков Дьенеша.
Задачи программы:
-Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
-Развивать пространственные представления, умения выявлять свойства в объектах,
называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам
(по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов;
-Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к
моделированию и конструированию;
-Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения
учебных и практических задач, познавательные процессы, мыслительные операции,
творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и
конструированию;
-Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели,
преодолении трудностей;
Формы занятий
Занятия проводятся по подгруппам (8-10 детей в подгруппе)
Объём программы – 56 часов
Срок реализации программы – 7 месяцев.
Режим занятий – 2 раз в неделю по 20 минут.
4
Планируемые результаты
-Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным
признакам: цвет, форма, величина.
-Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать
характеристику
-Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака
геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
-Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать
действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.
5
Содержание учебного плана
№ п/п
Тема занятия
Количество
занятий
всего
Количество
занятий
теории
Количество
занятий
практики
1
Классификация по одному признаку.
Цвет.
«Какой это цвет?»
2
1
1
«Что нам привёз Мишутка?»
2
0
2
Игра на внимание «Чего не
стало?» и «Что
изменилось?»
2
0
2
Игра на внимание «Найди
пару»
2
0
2
2
Классификация по одному признаку.
Форма.
«Какой это формы?»
4
1
3
Игра на развитие
тактильных ощущений
«Чудесный мешочек»
2
0
2
Игра «Отгадай фигуру»
2
1
1
Игра «Продолжи дорожку»
2
0
2
3
Классификация по
одному признаку.
Величина.
«Какого размера фигуры?»
4
1
3
«Угости матрешек
печеньем»
2
0
2
«Укрась елки игрушками»
2
0
2
6
4
Классификация по двум признакам.
«Цвет и форма,
классификация по двум
признакам».
«Какого цвета и формы?»
4
0
4
«Что лежит в корзинке?»
2
0
2
Игра «Продолжи дорожку»
2
0
2
Игра «Построй домик»
2
0
2
5
Классификация по трем признакам
«Цвет, форма и величина,
классификация по трем
признакам».
«Какого цвета, формы и
величины?»
4
0
4
«Садовники»
2
0
2
«Мы - конструкторы»
2
0
2
«Угадай фигуру»
2
0
2
«Цвет, форма и величина,
классификация по трем
признакам,
отрицание (игра с двумя
обручами)».
«Угадай фигуру»
6
1
5
7
«Продолжи ряд»
«Что лишнее»
2
2
0
0
2
2
Всего занятий
56
5
51
8
Содержание тематического плана
Раздел 1.
Классификация по одному признаку.Цвет.
Тема
«Какой это цвет?» (2 часа)
Теория (1час). Знакомство с основными цветами: красный, синий, желтый.
Оборудование : комплект логических блоков Дьенеша на каждого ребенка.
Практика (1 час). Выложить перед детьми наборы и дать им возможность изучить
фигуры – потрогать, перебрать, подержать в руках – и поиграть с ними.
Тема «Что нам привез Мишутка?»
Практика (2ч). Найди все фигуры такого же цвета, как эта (попеременно показать
фигуры жёлтого, красного, синего цвета). Оборудование : логические блоки,
персонаж из кукольного театра –Мишутка.
Тема
«Чего не стало?» и «Что изменилось?»
Практика (2ч). Дидактические игры «Спрятались от дождя», «Чего не стало?» и «Что
изменилось?» .Продолжать упражнять в группировке фигур по цвету.
Тема «Найди пару»
Практика (2ч). Дидактические игры «Найди своё место», «Найди пару»
-упражнять воспринимать форму, и находить её как деталь в различных предметах.
Раздел 2.
Классификация по одному признаку. Форма.
Тема
«Какой это формы?»
Теория (1ч). Знакомство с основными геометрическими фигурами (круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник). Обсудить их сходства и различия. Оборудование :
9
логические блоки на каждого ребенка, карточки с изображением геометрических
фигур.
Практика (3ч).Дидактические игры «Спрятались от дождя», «Найди свое место»,
«Найди пару», упражнять в группировке фигур по форме.
Тема «Чудесный мешочек»
Практика (2ч). Дидактическая игра «Чудесный мешочек», направленная на
закрепление умения различать и называть геометрические фигуры по заданному
признаку формы, развивать тактильные ощущения.
Тема «Отгадай фигуру»
Теория (1ч). Ввести понятия «схема», «условное обозначение». Оборудование :
карточки со схематическим изображением геометрических фигур .
Практика (1ч).
Дидактическая игра «Где мой вагончик». Развивать мыслительные
операции, учить группировать фигуры по форме.
Тема «Продолжи дорожку»
Теория (1ч). Ввести понятие закономерности при выстраивании заданной цепочки.
Практика (1ч). Дидактическая игра «Собери бусы». Упражнять в группировке
фигур по цвету или по форме.
Раздел
3 .
Классификация по одному признаку.
Величина
.
Тема «Какого размера фигуры?»
Теория (1ч). Ввести понятие величины. Обозначить, что размер предмета, фигуры
можно определить при сравнении с другим предметом. Оборудование : предметы и
игрушки разного размера.
Практика (3ч). Способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя
признак величины Упражнять в сравнении размеров фигур, развивать аналитическое
мышление.
10
Тема «Угости матрешек печеньем»
Практика (2ч).Дидактическая игра «Угости матрешек печеньем» .Упражнять в
сравнении фигур, предметов, в группировании фигур по заданному признаку
Тема «Укрась елки игрушками»
Практика (2ч).Дидактические игры «Укрась елку ирушками», «Сложи узор по
карточке». Формировать умение работы по образцу,развивать сообразительность,
внимание, комбинаторские способности.
Раздел 4.
Классификация по двум признакам.
Тема «Цвет и форма, классификация по двум признакам».
Теория (1ч) .Способы группировки фигур по двум признакам. Обозначить возможные
варианты. Введение понятия толщины.
Практика (3ч). Дидактические игры «Кодовый замок» «Какого цвета и формы»-
упражнять в нахождении фигуры по одному или двум свойствам, развивать
мышление.
Тема «Что лежит в корзинке?»
Практика (2ч). Дидактические игры «Цепочка», «Что лежит в корзинке?». Упражнять
группировать фигуры по одному и по двум свойствам. Упражнять в нахождении
фигуры соответствующей показанной карточке с символом толщины
Тема «Продолжи дорожку»
Практика (2ч). Дидактическа игра «Продолжи дорожку»- закреплять знания
символического обозначения свойств фигур.Развивать мыслительные процессы,
закреплять знания символов.
Тема «Построй домик»
11
Практика (2ч). Дидактические игры на закрепление умения группировать фигуры по
одному и двум признакам . Способствовать развитию навыков конструирования,
согласно определенному правилу.
Раздел 5.
Классификация по трем признакам.
Тема «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам».
Теория (1ч). Ввести понятие «группировки по трем признакам», обозначить
возможные варинты. Ввести понятие «не такой ». Оборудование : логические блоки,
карточки с условным изображением фигур .
Практика (3ч). Дидактические игры «Раздели фигуры», «Дай не такую фигуру».
Продолжать упражнять группировать фигуры по двум-трем признакам, развивать
аналитическое мышление.
Тема «Садовники»
Практика (2ч).Дидактическая игра «Садовники». Развивать умение анализировать,
строить постройки в соответствии со схемой, согласно заданному правилу.
Тема «Мы - конструкторы»
Практика (2ч). Дидактическая игра «Куда спрятался щенок». Развивать умение
планировать и конструировать постройку, способствовать развитию навыков
наглядного моделирования.
Тема «Угадай фигуру»
Практика (2ч).Дидактические игры «Помоги Незнайке», «Третий лишний».
Упражнять в сравнении фигур по двум и трем свойствам, развивать мыслительные
операции.
12
Тема «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,
отрицание ».
Теория (1ч). Познакомиться со условным обозначением фигур и их признаков в
неявном виде(на основе отрицания).
Практика (5ч). Дидактические игры «Помоги Незнайке», «Отгадай фигуру» , «загадай
фигуры ты». Способствовать развитию наглядного моделирования, умению
расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим
обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания).
Тема «Продолжи ряд»
Практика (2ч). Дидактические игры «Найди свое место», «Все в ряд» .Упражнять в
раскладывании фигур в соответствии с символическим обозначением, развивать
внимательность , усидчивость, точность выполнения задания.
Тема «Что лишнее?»
Практика(2ч). Усложненный вариант игры «Что лишнее?»
.
Упражнять в
классификации фигур по нескольким свойствам.
Формы аттестации и оценочные материалы.
В процессе освоения программы предусмотрены формы аттестации (начальная,
промежуточная, заключительная) на выявление уровня сенсорного развития учащихся
с помощью беседы, педагогического наблюдения, практических заданий .
В качестве оценочного материала выступают дидактические игры по наглядному
моделированию, а также на выполнение устных инструкций и с использованием
схематических изображений.
Организационно –педагогические условия реализации программы
.
13
Развитие сенсорных способностей посредством занятий с блоками Дьенеша
реализуется через организацию деятельности игровой деятельности детей. В рамках
программы дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли,
чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных
персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с фигурками. Занятия целиком
проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса
обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности –
речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Основной упор сделан на
применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в
комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности
ребенка к восприятию.
Организационно-методическое обеспечение программы
.
Для реализации программы понадобятся :логические блоки Дьенеша (на каждого
ребенка), карточки с изображением символов, схемы, матрешки, персонажи из
кукольного театра, демонстрационные карточки для наглядного моделирования.
Используемая литература
:
•
Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию
познават. Способностей детей дошкол. Возраста / Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина.-
М.: Просвещение, 1984.- 64 е., ил.
•
Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-
Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
•
Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая
группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2005. - 128 е.: ил.
•
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского
сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж:
Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.
14
•
Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6
лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред.
Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
•
Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. -
Ярославль: Академия развития, 2007.
•
Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- М., 1997.
•
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим
словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение,
1983. - 144 е., ил.
•
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста:
Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1983.- ООО е., ил.
•
Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М.: Мозаика –
Синтез, 2010.
15