Автор: Перминова Галина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 30"
Населённый пункт: г. Вологда
Наименование материала: статья
Тема: Развитие связной речи на уроках русского языка и внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование
Развитие связной речи на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.
Основные задачи обучения русскому языку в начальных классах – научить детей мыслить,
говорить, рассуждать, раскрыть творческие возможности учащихся, формировать
коммуникативную культуру учащихся, развивать речь учащихся (устную и письменную),
коммуникативно-речевые умения, способствовать повышению качества знаний учащихся.
На уроках русского языка необходимо научить ребят пользоваться русским словом,
понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать свое
речевое творчество.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения.
Очень важно добиваться, чтобы каждый текст не был прочитан монотонно,
невыразительно.
В работе использую различные формы организации учебного пространства:
-индивидуальные (сочинение, “рифмованные строки”, стихи, отзыв о книге и др.)
-индивидуально-групповые (микро- групповое взаимодействие, практическая ситуация,
исследовательский проект);
-парные (парное взаимодействие, в парах сменного состава: рассуждение в
доказательствах);
-групповые (групповое взаимодействие: разрешение противоречий в мнениях);
-коллективные (межгрупповое взаимодействие: для отработки алгоритма - творческого
мышления и организации творческой деятельности вообще).
Основные этапы работы по классам
1 класс
–работа со словом, предложением, составление текста коллективно
ролевые
игры (диалоги, инсценировки, драматизация)
2 класс – тема, основная мысль, план текста + членение текста на абзацы + устное и
письменное изложение текста + оформление письма + владение нормами речевого
этикета
3 класс
–выборочное и краткое изложение + сочинение – описание, сочинение –
повествование + сочинение по наблюдениям + сочинение по картине+ речевой этикет
4 класс –изложение с творческим дополнением + сочинение по картине + сочинение –
рассуждение + аннотация и рецензия + речевой этикет
Включаю следующие основные виды работ:
1. Работа со зрительной опорой с использованием картинок, фотографий.
Виды работ со зрительной опорой:
- устный диалог
- устный рассказ
- письменный рассказ
2. Творческие работы (сочинения):
- сочинение – миниатюра на основе наблюдений
- сочинение – фантазия
- сочинение по литературному произведению
- отзыв о книге
- сочинения по картинам
3. Устные пересказы художественного текста от лица героя или письменные пересказы
(изложения)
4. Языковые игры – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и
аргументировать их
- «Скажи правильно»
- «Вставь слово» (подобные задания помогают ребятам на примерах художественных
текстов подбирать слова, а потом их сравнить с исходным текстом).
- Продолжи рассказ по его началу…или напиши рассказ по его концовке.
- Собери текст (деформированный текст)
- Распространи предложение
Для развития речи детей очень важно, чтобы они постоянно слышали образцы
правильной красивой речи, как письменной – это могут быть художественные тексты,
которые читаются на уроках, - важно постоянно обращать внимание на красоту,
совершенство языка, так и устной – это могут быть записи выступлений артистов и,
конечно же, речь самого учителя. Необходимо обращать внимание на удачные
образцы речи самих детей.
Таким образом, при использовании развивается связная речь учащихся. Ребята не
боятся высказывать свое мнение, стараются его отстаивать, доказать свою точку зрения. У
них начинает развиваться чувство языка, чувство слова. Совершенствование речевых
навыков способствуют успешной учебе школьников, выступлению их на различных
конкурсах и олимпиадах. На уроках русского языка и внеурочной деятельности при
ответах ребята чувствуют себя уверенно.