Напоминание

"Расширение знаний детей среднего дошкольного возраста о птицах Республики Коми посредством дидактических и подвижных игр".


Автор: Логинова Мария Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №83"
Населённый пункт: г. Печора Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Расширение знаний детей среднего дошкольного возраста о птицах Республики Коми посредством дидактических и подвижных игр".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №83

общеразвивающего вида» г. Печора

Методическая разработка

«Расширение знаний детей среднего дошкольного возраста о

птицах Республики Коми посредством дидактических и

подвижных игр».

Выполнила:

Логинова М.В. -

воспитатель первой квалификационной категории.

2022г.

Актуальность:

Перед нами, педагогами, стоит задача прививать детям с детства интерес и

любовь к своей малой родине, республике, земле на которой мы живем.

Прежде чем воспитать любовь к Родине, необходимо воспитать у ребенка

любовь к самому близкому – к родному дому, своей малой родине, её

природе.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение

влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению,

природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал,

что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней

и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это

качество нужно прививать с раннего детства.

Взаимоотношение человека с природой и её обитателями осуществимо при

наличии в ребёнке достаточного уровня экологической культуры,

экологического сознания, формирование которых начинается с детства и

продолжается всю жизнь. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к

живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий

мир.

Опрос родителей показал, что большинство из них никаким образом не

проявляют интереса и участия в сохранении живой природы, лишь

небольшая часть смотрят телепередачи природоведческого характера. В

настоящее время родители уделяют мало внимания на развитие кругозора у

детей, так как большая часть родителей не имеет свободного личного

времени, другая часть родителей имеет низкий уровень экологической

культуры.

По итогам опроса детей, в процессе наблюдений, в общении с ними можно

сказать, что интерес к миру животных и миру птиц у них существует. Дети

слушают информацию о птицах, их повадках, рассматривают картины,

иллюстрации, фотографии природоведческого характера, задают вопросы.

Ребята в недостаточной степени имеют представления об образе жизни,

повадках, питании и жилищах некоторых видов птиц нашей местности. Дети

не владеют обобщающим понятием.

Особенно заинтересовались дети птицами, которых они видят каждый день в

любое время года, особенно в зимний период. В холодное время года

зимующим птицам трудно прокормиться, поэтому многие птицы не могут

обойтись без помощи людей.

Таким образом, если формировать у детей интерес к зимующим птицам

родного края, можно уже с дошкольного возраста сформировать начало

экологической культуры, любовь к живой природе, желание заботиться о

пернатых, помогать им в холодное зимнее время.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством

экологического воспитания является дидактические игры. Игры доставляют

детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе

игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются

познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое

отношение к ней.

Таким образом, целью моей работы является:

Систематизация знаний детей о родном крае, способствующих

формированию нравственных ценностей. Формирование представлений о

птицах Республики Коми, расширение кругозора детей.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

Расширить и закрепить представления о зимующих и перелетных

птицах Республики Коми, их образе жизни через игру;

Совершенствовать умения детей ухаживать за птицами;

.Закрепить знания детей о значении птиц в жизни людей, в природе;

Воспитывать бережное отношение к птицам.

Формы работы:

Наблюдения;

Беседы;

Дидактические игры;

Подвижные игры;

Речевые игры.

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный

материал (карточки с изображением птиц), удалось установить, что из 20

опрошенных воспитанников меньше половины группы (8 детей) узнали и

назвали правильно почти всех предъявленных птиц, 4 ребенка смогли узнать

и уверенно назвать 6 птиц, 8 детей смогли вспомнить и назвать только 4

птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами

в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки

оказания помощи птицам зимой.

Ожидаемые результаты:

Знание детьми названия некоторых видов птиц, их отличительных

особенностей.

Проявление высокой активности в различных играх, охотное

включение в совместную деятельность с взрослыми.

Установление причинно-следственных связей между образом жизни и

средой обитания.

Тесный контакт с родителями.

У детей сформируются знания о птицах родного края, навыки

правильного поведения при наблюдении за птицами, чувство

милосердия и гуманного отношения к живой природе. В процессе

наблюдений на прогулках, в режимных моментах, в процессе игровой

деятельности научить различать и правильно называть некоторые

виды птиц, обитающих в нашей местности.

У родителей повысится интерес к совместной деятельности с детьми

для заботы о птицах и ухода за ними, расширятся знания о птицах,

повысится уровень экологической культуры личности.

В ходе работы мной были разработаны и изготовлены дидактические игры,

очень помогающие в ознакомлении детей с птицами родного края.

Дидактическая игра «Зимующие птицы»

Игра направлена на ознакомление детей с названием птиц, на развитие

умения различать их по внешнему виду.

Дидактическая игра способствует развитию у детей речи, активизирует

словарный запас. Развивает внимание, память, наблюдательность, умение

поддерживать разговор на тему: «Зимующие птицы». Формирует у детей

интерес к птицам и воспитывает бережное отношение к ним.

Правила использования дидактической

игры:

Собрать картинки птиц из нескольких

частей (голова, туловище, хвост и крыло).

Затем собрать целую картину, прикрепив

птиц на ветки дерева. Далее, словесно

описать каждую птицу, выделяя

характерные её признаки. Отгадать птицу

по описанию.

Дидактическая игра «Найди и назови птиц, которые живут

в Республике Коми».

Цель: Систематизировать и обобщить знания о птицах Коми края, закрепить

представления о многообразии птиц севера.

Дидактическая игра

«Чей хвост?»

Цель: закрепить знания по теме "Зимующие птицы", создать условия для

активизации словаря, закрепить умение образовывать притяжательные

прилагательные.

Дидактическая игра «Кто прилетел» (узнай по описанию)

Цель: Упражнять детей в составлении и отгадывании описательных загадок о

зимующих птицах, изображённых на картинках. Развивать воображение,

речь. Воспитывать внимание, наблюдательность.

Ход игры: Ведущий (взрослый или ребенок), стоя лицом к игрокам, берёт

одну из карточек, составляет описательную загадку о птице, изображённой

на картинке, не показывая и не называя ее. Играющие называют варианты

отгадок. Ведущий отдаёт карточку тому игроку, который правильно назовёт

птицу. Выигрывает тот игрок, у которого в конце игры оказывается больше

всего карточек.

Дидактическая игра : «Чей след»

Цель: Закрепить знания детей о птицах, уметь отличать следы птиц,

развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь, мелкую

моторику детей.

Дидактическая игра «Кто лишний?»

Цель: Учить различать зимующих и перелетных птиц. Развивать зрительное

внимание, наблюдательность, память, речь.

Ход игры: Участникам игры предлагается внимательно рассмотреть

иллюстрации с изображением птиц и сказать, какая лишняя, объяснить

почему.

Дидактическая игра «Кого, чем угостим?»

Цель: Знакомить детей с зимующими птицами, с их питанием. Воспитывать

бережное отношение, формировать умение помогать пернатым в тяжелый

зимний период.

Дидактическая игра «Найди ошибку».

Цель: Закреплять знания детей об образе жизни птиц, учить различать

зимующих и перелетных птиц. Развивать мышление, внимание.

Кроме дидактических игр по данной теме в работе с детьми мною

используются коми народные подвижные игры с целью формирования

интереса к коми народной культуре.

Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной

культуре становится актуальным педагогическим вопросом, потому что

каждый народ не просто хранит свои традиции и особенности, но и

стремится перенести их в будущее, для того чтобы не утратить

исторического национального лица и самобытности. Национальные игры

способствуют установлению прочных связей с коренным народом,

обогащают духовные и социальные качества детей. Игра – естественный

спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой

воспитательной силой. Именно игра доступным языком передает детям

знания о своем народе. Возникновение детских подвижных игр уходит

корнями в далекое прошлое. Коми народ создавал свои национальные игры, в

которых отражались традиции, быт и культура народа.

Коми народная подвижная игра «Полярная сова и евражки»

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные

играющие — евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на

площадке, на гром кий удар бубна евражки становятся столбиком, не

шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто

пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры

отмечают тех

игроков, кто отличился большей выдержкой.

.

Коми народная игра «Кукушка»

С помощью считалки выбирают водящего – кукушку, завязывают глаза,

остальные становятся в круг и поют:

К нам кукушка в огород

Залетела и поет

Эй, кукушка, не зевай

Кто окликнул, отгадай.

Все замолкают. Кто-то из игроков скажет любое слово, стараясь изменить

голос. Если угадает правильно, то становится в круг. А если не угадает, то

продолжает водить дальше.

Коми народная игра ««Воробышек» («Пышкай»)

По жребию выбирают водящего – воробья, завязывают глаза, остальные

становятся в круг и поют:

Миян гажа сад йоро

Локтiс пышкай да сьыло.

Пышкай, пышкай, эн вуграв,

Кодi нявостас, тодмав?

Прилетел к нам воробей и запел как соловей.

- Эй, ты, птичка не зевай, кто мяукнет, угадай.

Все замолкают. Кто-нибудь скажет «мяу», стараясь изменить голос. Если

угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто

мяукнул. А если не угадает, то продолжает водить дальше.

В ходе проделанной работы предполагаемые результаты были достигнуты:

расширился кругозор детей о птицах родного края, у детей сформировалась

любознательность, творческие способности, познавательная активность,

коммуникативные навыки. При проведении игр у детей сформировалось

стремление к познанию объектов окружающего мира.

В итоге нашей работы совместно с родителями была проведена выставка

поделок «Птицы нашего края».

Нами намечены дальнейшие перспективы работы по данной теме:

Продолжать расширять знания детей о жизни птиц родного края, об

особенностях их образа жизни с использованием дидактических игр;

Расширять и активизировать словарь по данной теме;

Развивать наблюдательность, внимание, память;

Воспитывать любовь к родному краю, отзывчивость, желание активно

защищать, облагораживать природную среду;

Формировать интерес к коми народной культуре у детей дошкольного

возраста посредством использования коми народных подвижных игр;

Продолжать формировать уважительное отношение детей к коми

народным подвижным играм.



В раздел образования