Автор: Логинова Мария Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №83"
Населённый пункт: г. Печора Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Расширение знаний детей среднего дошкольного возраста о птицах Республики Коми посредством дидактических и подвижных игр".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №83
общеразвивающего вида» г. Печора
Методическая разработка
«Расширение знаний детей среднего дошкольного возраста о
птицах Республики Коми посредством дидактических и
подвижных игр».
Выполнила:
Логинова М.В. -
воспитатель первой квалификационной категории.
2022г.
Актуальность:
Перед нами, педагогами, стоит задача прививать детям с детства интерес и
любовь к своей малой родине, республике, земле на которой мы живем.
Прежде чем воспитать любовь к Родине, необходимо воспитать у ребенка
любовь к самому близкому – к родному дому, своей малой родине, её
природе.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение
влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению,
природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал,
что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней
и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это
качество нужно прививать с раннего детства.
Взаимоотношение человека с природой и её обитателями осуществимо при
наличии в ребёнке достаточного уровня экологической культуры,
экологического сознания, формирование которых начинается с детства и
продолжается всю жизнь. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к
живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий
мир.
Опрос родителей показал, что большинство из них никаким образом не
проявляют интереса и участия в сохранении живой природы, лишь
небольшая часть смотрят телепередачи природоведческого характера. В
настоящее время родители уделяют мало внимания на развитие кругозора у
детей, так как большая часть родителей не имеет свободного личного
времени, другая часть родителей имеет низкий уровень экологической
культуры.
По итогам опроса детей, в процессе наблюдений, в общении с ними можно
сказать, что интерес к миру животных и миру птиц у них существует. Дети
слушают информацию о птицах, их повадках, рассматривают картины,
иллюстрации, фотографии природоведческого характера, задают вопросы.
Ребята в недостаточной степени имеют представления об образе жизни,
повадках, питании и жилищах некоторых видов птиц нашей местности. Дети
не владеют обобщающим понятием.
Особенно заинтересовались дети птицами, которых они видят каждый день в
любое время года, особенно в зимний период. В холодное время года
зимующим птицам трудно прокормиться, поэтому многие птицы не могут
обойтись без помощи людей.
Таким образом, если формировать у детей интерес к зимующим птицам
родного края, можно уже с дошкольного возраста сформировать начало
экологической культуры, любовь к живой природе, желание заботиться о
пернатых, помогать им в холодное зимнее время.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством
экологического воспитания является дидактические игры. Игры доставляют
детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе
игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются
познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое
отношение к ней.
Таким образом, целью моей работы является:
Систематизация знаний детей о родном крае, способствующих
формированию нравственных ценностей. Формирование представлений о
птицах Республики Коми, расширение кругозора детей.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Расширить и закрепить представления о зимующих и перелетных
птицах Республики Коми, их образе жизни через игру;
Совершенствовать умения детей ухаживать за птицами;
.Закрепить знания детей о значении птиц в жизни людей, в природе;
Воспитывать бережное отношение к птицам.
Формы работы:
Наблюдения;
Беседы;
Дидактические игры;
Подвижные игры;
Речевые игры.
Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный
материал (карточки с изображением птиц), удалось установить, что из 20
опрошенных воспитанников меньше половины группы (8 детей) узнали и
назвали правильно почти всех предъявленных птиц, 4 ребенка смогли узнать
и уверенно назвать 6 птиц, 8 детей смогли вспомнить и назвать только 4
птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами
в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки
оказания помощи птицам зимой.
Ожидаемые результаты:
Знание детьми названия некоторых видов птиц, их отличительных
особенностей.
Проявление высокой активности в различных играх, охотное
включение в совместную деятельность с взрослыми.
Установление причинно-следственных связей между образом жизни и
средой обитания.
Тесный контакт с родителями.
У детей сформируются знания о птицах родного края, навыки
правильного поведения при наблюдении за птицами, чувство
милосердия и гуманного отношения к живой природе. В процессе
наблюдений на прогулках, в режимных моментах, в процессе игровой
деятельности научить различать и правильно называть некоторые
виды птиц, обитающих в нашей местности.
У родителей повысится интерес к совместной деятельности с детьми
для заботы о птицах и ухода за ними, расширятся знания о птицах,
повысится уровень экологической культуры личности.
В ходе работы мной были разработаны и изготовлены дидактические игры,
очень помогающие в ознакомлении детей с птицами родного края.
Дидактическая игра «Зимующие птицы»
Игра направлена на ознакомление детей с названием птиц, на развитие
умения различать их по внешнему виду.
Дидактическая игра способствует развитию у детей речи, активизирует
словарный запас. Развивает внимание, память, наблюдательность, умение
поддерживать разговор на тему: «Зимующие птицы». Формирует у детей
интерес к птицам и воспитывает бережное отношение к ним.
Правила использования дидактической
игры:
Собрать картинки птиц из нескольких
частей (голова, туловище, хвост и крыло).
Затем собрать целую картину, прикрепив
птиц на ветки дерева. Далее, словесно
описать каждую птицу, выделяя
характерные её признаки. Отгадать птицу
по описанию.
Дидактическая игра «Найди и назови птиц, которые живут
в Республике Коми».
Цель: Систематизировать и обобщить знания о птицах Коми края, закрепить
представления о многообразии птиц севера.
Дидактическая игра
«Чей хвост?»
Цель: закрепить знания по теме "Зимующие птицы", создать условия для
активизации словаря, закрепить умение образовывать притяжательные
прилагательные.
Дидактическая игра «Кто прилетел» (узнай по описанию)
Цель: Упражнять детей в составлении и отгадывании описательных загадок о
зимующих птицах, изображённых на картинках. Развивать воображение,
речь. Воспитывать внимание, наблюдательность.
Ход игры: Ведущий (взрослый или ребенок), стоя лицом к игрокам, берёт
одну из карточек, составляет описательную загадку о птице, изображённой
на картинке, не показывая и не называя ее. Играющие называют варианты
отгадок. Ведущий отдаёт карточку тому игроку, который правильно назовёт
птицу. Выигрывает тот игрок, у которого в конце игры оказывается больше
всего карточек.
Дидактическая игра : «Чей след»
Цель: Закрепить знания детей о птицах, уметь отличать следы птиц,
развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь, мелкую
моторику детей.
Дидактическая игра «Кто лишний?»
Цель: Учить различать зимующих и перелетных птиц. Развивать зрительное
внимание, наблюдательность, память, речь.
Ход игры: Участникам игры предлагается внимательно рассмотреть
иллюстрации с изображением птиц и сказать, какая лишняя, объяснить
почему.
Дидактическая игра «Кого, чем угостим?»
Цель: Знакомить детей с зимующими птицами, с их питанием. Воспитывать
бережное отношение, формировать умение помогать пернатым в тяжелый
зимний период.
Дидактическая игра «Найди ошибку».
Цель: Закреплять знания детей об образе жизни птиц, учить различать
зимующих и перелетных птиц. Развивать мышление, внимание.
Кроме дидактических игр по данной теме в работе с детьми мною
используются коми народные подвижные игры с целью формирования
интереса к коми народной культуре.
Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной
культуре становится актуальным педагогическим вопросом, потому что
каждый народ не просто хранит свои традиции и особенности, но и
стремится перенести их в будущее, для того чтобы не утратить
исторического национального лица и самобытности. Национальные игры
способствуют установлению прочных связей с коренным народом,
обогащают духовные и социальные качества детей. Игра – естественный
спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой
воспитательной силой. Именно игра доступным языком передает детям
знания о своем народе. Возникновение детских подвижных игр уходит
корнями в далекое прошлое. Коми народ создавал свои национальные игры, в
которых отражались традиции, быт и культура народа.
Коми народная подвижная игра «Полярная сова и евражки»
Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные
играющие — евражки.
Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на
площадке, на гром кий удар бубна евражки становятся столбиком, не
шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто
пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры
отмечают тех
игроков, кто отличился большей выдержкой.
.
Коми народная игра «Кукушка»
С помощью считалки выбирают водящего – кукушку, завязывают глаза,
остальные становятся в круг и поют:
К нам кукушка в огород
Залетела и поет
Эй, кукушка, не зевай
Кто окликнул, отгадай.
Все замолкают. Кто-то из игроков скажет любое слово, стараясь изменить
голос. Если угадает правильно, то становится в круг. А если не угадает, то
продолжает водить дальше.
Коми народная игра ««Воробышек» («Пышкай»)
По жребию выбирают водящего – воробья, завязывают глаза, остальные
становятся в круг и поют:
Миян гажа сад йоро
Локтiс пышкай да сьыло.
Пышкай, пышкай, эн вуграв,
Кодi нявостас, тодмав?
Прилетел к нам воробей и запел как соловей.
- Эй, ты, птичка не зевай, кто мяукнет, угадай.
Все замолкают. Кто-нибудь скажет «мяу», стараясь изменить голос. Если
угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто
мяукнул. А если не угадает, то продолжает водить дальше.
В ходе проделанной работы предполагаемые результаты были достигнуты:
расширился кругозор детей о птицах родного края, у детей сформировалась
любознательность, творческие способности, познавательная активность,
коммуникативные навыки. При проведении игр у детей сформировалось
стремление к познанию объектов окружающего мира.
В итоге нашей работы совместно с родителями была проведена выставка
поделок «Птицы нашего края».
Нами намечены дальнейшие перспективы работы по данной теме:
Продолжать расширять знания детей о жизни птиц родного края, об
особенностях их образа жизни с использованием дидактических игр;
Расширять и активизировать словарь по данной теме;
Развивать наблюдательность, внимание, память;
Воспитывать любовь к родному краю, отзывчивость, желание активно
защищать, облагораживать природную среду;
Формировать интерес к коми народной культуре у детей дошкольного
возраста посредством использования коми народных подвижных игр;
Продолжать формировать уважительное отношение детей к коми
народным подвижным играм.