Напоминание

Работа с детьми с ОВЗ


Автор: Глухова Светлана Анатольевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Янтиковская детская школа искусств""
Населённый пункт: Янтиковский муниципальный округ, Чувашия
Наименование материала: Специфика работы с детьми с ОВЗ в классе специального фортепиано в ДШИ ДЦП
Тема: Работа с детьми с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Светлана Анатольевна Глухова

преподаватель фортепиано, высшая квалификационная

категория,

МБУ ДО «Янтиковская ДШИ» Янтиковского муниципального

округа

Чувашской Республики

Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в

классе специального фортепиано в детской школе искусств (ДЦП)

1.

Краткая аннотация работы: (для кого работа может представлять интерес,

какие знания и умения формирует)

2. Содержание

2.1. Введение

2.2. Цели и задачи

2.3. Форма уроков, методы и применяемые технологии

2.4 Игры для развития основных пианистических приемов

2.5. Результаты

2.6. Заключение

3. Список использованных источников и литературы

1. Аннотация.

Работа

представляет

интерес

для

преподавателей

музыкальных

школ

и

школ

искусств. В работе представлены цель, задачи и применяемые технологии на уроке

специального

фортепиано.

Игры,

представленные

в

работе,

могут

помочь

в

преодолении зажатости рук учащихся.

2.Содержание

2.1. Введение.

Сегодня в России по данным Минздрава и социального развития РФ 16% российских

детей

хронически

больны.

И

передо

мной,

как

преподавателем

музыки,

встает

вопрос

– какие способы организации процесса обучения и воспитания наиболее эффективны

для учащихся с ОВЗ.

Работа с ребенком

инвалидом связанна с обостренной наблюдательностью:

необходимо не только предельно ясно слышать игру ученика и замечать все детали

движений рук, но и видеть все изменения выражения его лица, ясно понимать, что он

чувствует, чем занято его внимание.

Сочетание большой чуткости, симпатии, терпения и выдержки к ученику является

основой успешного учебного процесса.

С 2016

2017 учебного года моим учеником стал ребенок с ОВЗ, диагноз

ДЦП -

небольшие

двигательные

нарушения

(плохая

координация)

рук.

Девочка

занимается музыкой с огромным желанием. Имеет хорошие музыкальные данные.

На уроках очень активна и любознательна. Чувство ритма не совсем устойчиво.

2.2. Цели и задачи.

Цели,

которые

я

ставлю

на

наших

уроках:

создание

условий

и

разработка

эффективных

методов

индивидуального

обучения

учащихся

с

ОВЗ

на

уроках

фортепиано, решались следующими задачами:

Обучающие:

изучить специально подобранный репертуар и упражнения с учетом

индивидуальных особенностей пианистического аппарата учащейся.

задействовать в процессе обучения интернет - ресурсы.

побудить к самостоятельной работе над развитием чувства ритма.

Развивающие:

развивать пианистические навыки и слуховой контроль за характером

звукоизвлечения и ритмической организацией.

развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти.

Расширение музыкального кругозора учащейся.

Воспитательные:

воспитание уверенности в себе

воспитание коммуникативных способностей.

воспитание

чувства

самообладания,

сценической

выносливости

в

публичном выступлении.

Она выступает на многих школьных мероприятиях. Подготовили и исполнили

фортепианные переложения произведений - К Новому году

«В ожидании

Рождества» Л.Чекушкиной, к 8 Марта

«Мама» В.Коровицына, ко Дню Победы

«Смуглянка» А.Новиков, и т.д. Очень хорошо интонирует, прекрасны голос. Также

она выступала на сцене, исполняя многочисленные песни.

2.3. Форма уроков, методы и применяемые технологии

Форма наших уроков – урок практических работ. На уроке применяются следующие

методы;

словесные

(рассказ,

объяснение,

беседа),

наглядные

(наблюдение,

демонстрация), практические (упражнения, продуктивная деятельность), игровые.

Применяемые технологии:

здоровьесберегающая

– включает в себя чередование различных видов

учебной

деятельности,

наличие

физкультминутки,

плотность

урока

не

менее

60%

и

не

более

80%,

санитарно

гигиенические

нормы

соответствуют нормам СанПин, положительный психологический климат,

контроль наступления утомления ученика.

Обучающая

-

развитие

обще-учебных

умений

и

навыков,

таких

как

память, внимание, восприятие и др.

Развлекательная

– создание благоприятной атмосферы на занятии.

Самовыражение

стремление в игре реализовать свои творческие

способности, полнее раскрыть свой потенциал

Релаксационная

снятие

эмоционального

и

физического

напряжения,

вызванного нагрузкой на нервную систему учащегося при интенсивном

занятии.

Психотехническяа

подг

отов

ка

н

овых тех

ниче

ски

х

н

ав

ык

ов,

н

астро

й

д

л

я

концертного выступления.

Коммуникативная

объединение

детей

и

взрослых,

установление

эмоциональных контактов.

Информационно-компьютерная

используется

как

источник

вспомогательного материала.

На уроках применяю активные методы обучения:

Метод

проблемного

обучения

ставлю

перед

учеником

проблему,

развиваю

его

мыслительную

активность,

находчивость,

смекалку

и

воображение.

Метод «От музыки к технике»

- применяя этот метод, добиваюсь чтобы

ученик сначала представил музыкальный образ, а потом уже совместно с

ребенком

решаю

какими

способами

и

приемами

раскрыть

его

на

инструменте.

Метод активизации логического мышления

– стараюсь помочь ученику

сформировать понятия и умозаключения, научить выражать свои мысли в

словах.

Метод

ассоциации

это

один

из

действенных

методов

развития

воображения.

При

определении

эмоционального

содержания

произведения

ассоциации

с

общими

категориями

помогают

выявить

конкретный

музыкальный

образ,

проследить

его

развитие,

уточнить

характер каждого эпизода произведения, его изменения.

Метод

развития

творческих

способностей

направлен

на

формирование

творческого

отношения

к

музыкальной

деятельности.

Важно дать ученику возможность попробовать себя в различных видах

музыкального

творчества,

начиная

с

элементарных

и

вплоть

до

импровизации.

На

сегодняшний

день

общеизвестен

факт:

уровень

развития

высших

форм

познавательной деятельности находится в прямой зависимости от двигательного

аппарата в целом, а особенно от степени сформированности тонких движений кисти

и

пальцев

рук.

В

связи с

этим

на

наших

занятиях

включаются

мероприятия

по

развитию

мелкой

моторики

рук и

я

считаю,

что

они

должны

обязательно

присутствовать в развивающем обучении детей с ОВЗ.

Пальчиковые

игры

развивают

мозг

ребенка,

стимулирует

развитие

речи,

творческие

способности,

фантазию.

Простые

упражнения

помогают

убрать

напряжение не только с самих рук, но и расслабить мыщцы всего тела. Ценность

пальчиковых игр

заключается в том,

что они представляют собой первый

опыт

исполнительского артистизма, а быстрота смены движений способствует повышению

уровня организации их мышления. Главное , что лежит в их основе

это игра

словами, «раскрашенные» движениями пальцев, рук или движениями всего тела.

В

своей

работе

с

учащейся

-

мне

также

помогает

использование

методик

М.Монтессори

и

К.Орфа,

которые

оказывают

эффективное

коррекционно-

развивающее развитие. Суть педагогики М.Монтессори заключается в девизе:

«Помоги мне сделать самому»,

где значение имеет индивидуализация учебно-

воспитательной

деятельности.

А

система

К.Орфа

система

музыкального

воспитания полностью построена на развитии музыкальных способностей, навыков

ребенка

«Учимся, делая и творя»

и включает в себя следующие элементы:

-

Пальчиковые игры;

-

Музыкально- двигательные упражнения;

-

Поэтическое музицирование;

-

Игра на инструменте ;

-

Импровизация.

2.4. Игры для развития основных пианистических приемов

Упражнение №1«Первые шаги».

Играть два звука legato, где первый звук брать сверху (в дно

клавиши), а второй, снимая руку, вверх. Обязательно следить

за звучанием первого звука и второй звук брать на уровне

затухания первого (не выкрикивая и не проваливаясь).

Продолжать слушать затухание второго звука.

Упражнение №2 «Парашютист».

Играть, добиваясь одинакового звучания каждой ноты и

вслушиваясь в звук не только в момент прикосновения, но и

на протяжении звучания всей длительности. Погружаться

в клавишу плавно, но глубоко. Контакт с дном клавиши

плотный, основательный. Цель – сформировать механизм

«слышащей руки».

Упражнение №3 «Радуга».

Особое

удовольствие

учащиеся

испытывают,

когда

к

их

игре присоединяется педагог с исполнением элементарного

аккомпанемента.

Игра

в

ансамбле

прекрасно

стимулирует работу над упражнениями, она побуждает

ребенка

к

более

крепкому

овладению

"репертуаром”.

Дети не только

приобретают навыки ансамблевой игры, в них просыпается

дух состязательности. Упражнение «Радуга» играть 2,3,4-м

пальцами, следить за звуком и правильной амплитудой

движения.

Упражнение №4 «Ступеньки».

Играть упражнение 2,3,4-м пальцами, двигаясь вперѐд

поступенным движением, возвращаясь скачкообразным

движением. Следить за правильным, плотным

прикосновением и ровным звуком. После

освоения, пробовать играть с закрытыми глазами.

Упражнение №5. «Колокола».

Играть квинты 1-5 пальцами, следить за звуком и за

правильным сводом ладони. Первое время можно помогать

ученику, придерживая 5 палец, придавая ему правильную

форму.

2.5. Результаты

Наши результаты на данный момент:

Если на начало занятий имелась небольшая скованность пальцев, на данный

момент мы избавились от нее полностью.

Большое внимание уделяем гаммам, уверенно играем мажорные гаммы до 5

знаков включительно на 2 октавы прямые и расходящиеся, минорные -3 вида

до 4 знаков включительно. Руки не совсем поставлены аккуратно и правильно,

аппликатура не всегда точная, но мы работаем над этим каждый урок.

И, наверное, самое главное - занятия музыкой помогают девочке увидеть,

услышать и почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое

«Я»,

войти

в

мир

сверстников

и

полноценно

существовать

и

взаимодействовать в нем.

2.6. Заключение

Приобретаемый

опыт

моей

работы

с

ребенком,

имеющим

ограниченные

возможности здоровья, показывает, занятия музыкой доступны для него, выполняя

образовательную,

коррекционно

развивающую,

терапевтическую

и

социализирующую роль.

И в заключении хочу сказать, что работа с ребенком с ОВЗ достаточна трудна. Но,

собирая

по

крупицам

малые

успехи,

я

радуюсь

им,

как

большим

невероятным

успехам. Работая с ребенком инвалидом, нужно иметь определенные навыки:

-

Умение

создавать

атмосферу

психологического

комфорта,

что

позволит

достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка

-

Умение установить контакт с ребенком. Это возможно с помощью мимики,

взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное– положительного

эмоционального настроя.

-

Чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, педагог должен сам

активно действовать на уроке (петь, играть на инструменте, воплощать музыку в

движениях).

Таким

образом,

создание

условий

и

разработка

эффективных

методов

индивидуального обучения учащихся с ОВЗ на уроках фортепиано дают возможность

ребенку-инвалиду

развивать

свои

способности

к

активной

плодотворной

деятельности, а в дальнейшем реализовать свои умения и навыки в социуме, а

также

способным

помочь

увидеть,

услышать

и

почувствовать

все

многообразие

окружающей среды, помочь им войти в мир взрослых и полноценно существовать в

нем.

3. Список использованных источников и литературы

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 2012 – 288 с.

2. Алѐхина,С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1 – М.:

Центр «Школьная книга», 2010

272 с.

3.

Браудо Й. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. – СПб.:

Композитор, 1994

92 с.

4.

Вицинский

А.В.

Процесс

работы

пианиста-исполнителя

над

музыкальным

произведением. Психологический анализ. – М.: Классика-XXI, 2004 – 100 с.

5.

Добровольский С.А. Технологии совершенствования слухо-двигательных реакций

пианиста.

Опыты.

Эксперименты.

Поиски.

Новосибирск.:

Издательский

дом

«Вертикаль», 2013 – 171 с.

6. Жакович В. Чтение с листа для начинающих пианистов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014

- 142 с.

7.

Как научить играть на рояле. Первые шаги/ сост. С. Грохотов. – М.: Классика-XXI.

220 с.

8 Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности.

–М.: Таланты-XXI век, 2004 – 496 с.

9. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. – М.: Классика-XXI, 2014 - 148 с.

10.

Лихачев Ю. Авторская школа. Современная методика обучения детей музыке. –

СПб: Композитор, 2012

88 с.

11.

Мазель В.Х. Музыкант и его руки. Формирование оптимальной осанки. – СПб.:

Композитор, 2006

52 с.



В раздел образования