Автор: Глухова Светлана Анатольевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Янтиковская детская школа искусств""
Населённый пункт: Янтиковский муниципальный округ, Чувашия
Наименование материала: Специфика работы с детьми с ОВЗ в классе специального фортепиано в ДШИ ДЦП
Тема: Работа с детьми с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование
Светлана Анатольевна Глухова
преподаватель фортепиано, высшая квалификационная
категория,
МБУ ДО «Янтиковская ДШИ» Янтиковского муниципального
округа
Чувашской Республики
Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в
классе специального фортепиано в детской школе искусств (ДЦП)
1.
Краткая аннотация работы: (для кого работа может представлять интерес,
какие знания и умения формирует)
2. Содержание
2.1. Введение
2.2. Цели и задачи
2.3. Форма уроков, методы и применяемые технологии
2.4 Игры для развития основных пианистических приемов
2.5. Результаты
2.6. Заключение
3. Список использованных источников и литературы
1. Аннотация.
Работа
представляет
интерес
для
преподавателей
музыкальных
школ
и
школ
искусств. В работе представлены цель, задачи и применяемые технологии на уроке
специального
фортепиано.
Игры,
представленные
в
работе,
могут
помочь
в
преодолении зажатости рук учащихся.
2.Содержание
2.1. Введение.
Сегодня в России по данным Минздрава и социального развития РФ 16% российских
детей
хронически
больны.
И
передо
мной,
как
преподавателем
музыки,
встает
вопрос
– какие способы организации процесса обучения и воспитания наиболее эффективны
для учащихся с ОВЗ.
Работа с ребенком
–
инвалидом связанна с обостренной наблюдательностью:
необходимо не только предельно ясно слышать игру ученика и замечать все детали
движений рук, но и видеть все изменения выражения его лица, ясно понимать, что он
чувствует, чем занято его внимание.
Сочетание большой чуткости, симпатии, терпения и выдержки к ученику является
основой успешного учебного процесса.
С 2016
–
2017 учебного года моим учеником стал ребенок с ОВЗ, диагноз
–
ДЦП -
небольшие
двигательные
нарушения
(плохая
координация)
рук.
Девочка
занимается музыкой с огромным желанием. Имеет хорошие музыкальные данные.
На уроках очень активна и любознательна. Чувство ритма не совсем устойчиво.
2.2. Цели и задачи.
Цели,
которые
я
ставлю
на
наших
уроках:
создание
условий
и
разработка
эффективных
методов
индивидуального
обучения
учащихся
с
ОВЗ
на
уроках
фортепиано, решались следующими задачами:
Обучающие:
изучить специально подобранный репертуар и упражнения с учетом
индивидуальных особенностей пианистического аппарата учащейся.
задействовать в процессе обучения интернет - ресурсы.
побудить к самостоятельной работе над развитием чувства ритма.
Развивающие:
развивать пианистические навыки и слуховой контроль за характером
звукоизвлечения и ритмической организацией.
развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти.
Расширение музыкального кругозора учащейся.
Воспитательные:
воспитание уверенности в себе
воспитание коммуникативных способностей.
воспитание
чувства
самообладания,
сценической
выносливости
в
публичном выступлении.
Она выступает на многих школьных мероприятиях. Подготовили и исполнили
фортепианные переложения произведений - К Новому году
–
«В ожидании
Рождества» Л.Чекушкиной, к 8 Марта
–
«Мама» В.Коровицына, ко Дню Победы
–
«Смуглянка» А.Новиков, и т.д. Очень хорошо интонирует, прекрасны голос. Также
она выступала на сцене, исполняя многочисленные песни.
2.3. Форма уроков, методы и применяемые технологии
Форма наших уроков – урок практических работ. На уроке применяются следующие
методы;
словесные
(рассказ,
объяснение,
беседа),
наглядные
(наблюдение,
демонстрация), практические (упражнения, продуктивная деятельность), игровые.
Применяемые технологии:
здоровьесберегающая
– включает в себя чередование различных видов
учебной
деятельности,
наличие
физкультминутки,
плотность
урока
не
менее
60%
и
не
более
80%,
санитарно
–
гигиенические
нормы
соответствуют нормам СанПин, положительный психологический климат,
контроль наступления утомления ученика.
Обучающая
-
развитие
обще-учебных
умений
и
навыков,
таких
как
память, внимание, восприятие и др.
Развлекательная
– создание благоприятной атмосферы на занятии.
Самовыражение
–
стремление в игре реализовать свои творческие
способности, полнее раскрыть свой потенциал
Релаксационная
–
снятие
эмоционального
и
физического
напряжения,
вызванного нагрузкой на нервную систему учащегося при интенсивном
занятии.
Психотехническяа
–
подг
отов
ка
н
овых тех
ниче
ски
х
н
ав
ык
ов,
н
астро
й
д
л
я
концертного выступления.
Коммуникативная
–
объединение
детей
и
взрослых,
установление
эмоциональных контактов.
Информационно-компьютерная
–
используется
как
источник
вспомогательного материала.
На уроках применяю активные методы обучения:
Метод
проблемного
обучения
–
ставлю
перед
учеником
проблему,
развиваю
его
мыслительную
активность,
находчивость,
смекалку
и
воображение.
Метод «От музыки к технике»
- применяя этот метод, добиваюсь чтобы
ученик сначала представил музыкальный образ, а потом уже совместно с
ребенком
решаю
какими
способами
и
приемами
раскрыть
его
на
инструменте.
Метод активизации логического мышления
– стараюсь помочь ученику
сформировать понятия и умозаключения, научить выражать свои мысли в
словах.
Метод
ассоциации
–
это
один
из
действенных
методов
развития
воображения.
При
определении
эмоционального
содержания
произведения
ассоциации
с
общими
категориями
помогают
выявить
конкретный
музыкальный
образ,
проследить
его
развитие,
уточнить
характер каждого эпизода произведения, его изменения.
Метод
развития
творческих
способностей
–
направлен
на
формирование
творческого
отношения
к
музыкальной
деятельности.
Важно дать ученику возможность попробовать себя в различных видах
музыкального
творчества,
начиная
с
элементарных
и
вплоть
до
импровизации.
На
сегодняшний
день
общеизвестен
факт:
уровень
развития
высших
форм
познавательной деятельности находится в прямой зависимости от двигательного
аппарата в целом, а особенно от степени сформированности тонких движений кисти
и
пальцев
рук.
В
связи с
этим
на
наших
занятиях
включаются
мероприятия
по
развитию
мелкой
моторики
рук и
я
считаю,
что
они
должны
обязательно
присутствовать в развивающем обучении детей с ОВЗ.
Пальчиковые
игры
развивают
мозг
ребенка,
стимулирует
развитие
речи,
творческие
способности,
фантазию.
Простые
упражнения
помогают
убрать
напряжение не только с самих рук, но и расслабить мыщцы всего тела. Ценность
пальчиковых игр
заключается в том,
что они представляют собой первый
опыт
исполнительского артистизма, а быстрота смены движений способствует повышению
уровня организации их мышления. Главное , что лежит в их основе
–
это игра
словами, «раскрашенные» движениями пальцев, рук или движениями всего тела.
В
своей
работе
с
учащейся
-
мне
также
помогает
использование
методик
М.Монтессори
и
К.Орфа,
которые
оказывают
эффективное
коррекционно-
развивающее развитие. Суть педагогики М.Монтессори заключается в девизе:
«Помоги мне сделать самому»,
где значение имеет индивидуализация учебно-
воспитательной
деятельности.
А
система
К.Орфа
–
система
музыкального
воспитания полностью построена на развитии музыкальных способностей, навыков
ребенка
«Учимся, делая и творя»
и включает в себя следующие элементы:
-
Пальчиковые игры;
-
Музыкально- двигательные упражнения;
-
Поэтическое музицирование;
-
Игра на инструменте ;
-
Импровизация.
2.4. Игры для развития основных пианистических приемов
Упражнение №1«Первые шаги».
Играть два звука legato, где первый звук брать сверху (в дно
клавиши), а второй, снимая руку, вверх. Обязательно следить
за звучанием первого звука и второй звук брать на уровне
затухания первого (не выкрикивая и не проваливаясь).
Продолжать слушать затухание второго звука.
Упражнение №2 «Парашютист».
Играть, добиваясь одинакового звучания каждой ноты и
вслушиваясь в звук не только в момент прикосновения, но и
на протяжении звучания всей длительности. Погружаться
в клавишу плавно, но глубоко. Контакт с дном клавиши
плотный, основательный. Цель – сформировать механизм
«слышащей руки».
Упражнение №3 «Радуга».
Особое
удовольствие
учащиеся
испытывают,
когда
к
их
игре присоединяется педагог с исполнением элементарного
аккомпанемента.
Игра
в
ансамбле
прекрасно
стимулирует работу над упражнениями, она побуждает
ребенка
к
более
крепкому
овладению
"репертуаром”.
Дети не только
приобретают навыки ансамблевой игры, в них просыпается
дух состязательности. Упражнение «Радуга» играть 2,3,4-м
пальцами, следить за звуком и правильной амплитудой
движения.
Упражнение №4 «Ступеньки».
Играть упражнение 2,3,4-м пальцами, двигаясь вперѐд
поступенным движением, возвращаясь скачкообразным
движением. Следить за правильным, плотным
прикосновением и ровным звуком. После
освоения, пробовать играть с закрытыми глазами.
Упражнение №5. «Колокола».
Играть квинты 1-5 пальцами, следить за звуком и за
правильным сводом ладони. Первое время можно помогать
ученику, придерживая 5 палец, придавая ему правильную
форму.
2.5. Результаты
Наши результаты на данный момент:
Если на начало занятий имелась небольшая скованность пальцев, на данный
момент мы избавились от нее полностью.
Большое внимание уделяем гаммам, уверенно играем мажорные гаммы до 5
знаков включительно на 2 октавы прямые и расходящиеся, минорные -3 вида
до 4 знаков включительно. Руки не совсем поставлены аккуратно и правильно,
аппликатура не всегда точная, но мы работаем над этим каждый урок.
И, наверное, самое главное - занятия музыкой помогают девочке увидеть,
услышать и почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое
«Я»,
войти
в
мир
сверстников
и
полноценно
существовать
и
взаимодействовать в нем.
2.6. Заключение
Приобретаемый
опыт
моей
работы
с
ребенком,
имеющим
ограниченные
возможности здоровья, показывает, занятия музыкой доступны для него, выполняя
образовательную,
коррекционно
–
развивающую,
терапевтическую
и
социализирующую роль.
И в заключении хочу сказать, что работа с ребенком с ОВЗ достаточна трудна. Но,
собирая
по
крупицам
малые
успехи,
я
радуюсь
им,
как
большим
невероятным
успехам. Работая с ребенком инвалидом, нужно иметь определенные навыки:
-
Умение
создавать
атмосферу
психологического
комфорта,
что
позволит
достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка
-
Умение установить контакт с ребенком. Это возможно с помощью мимики,
взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное– положительного
эмоционального настроя.
-
Чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, педагог должен сам
активно действовать на уроке (петь, играть на инструменте, воплощать музыку в
движениях).
Таким
образом,
создание
условий
и
разработка
эффективных
методов
индивидуального обучения учащихся с ОВЗ на уроках фортепиано дают возможность
ребенку-инвалиду
развивать
свои
способности
к
активной
плодотворной
деятельности, а в дальнейшем реализовать свои умения и навыки в социуме, а
также
способным
помочь
увидеть,
услышать
и
почувствовать
все
многообразие
окружающей среды, помочь им войти в мир взрослых и полноценно существовать в
нем.
3. Список использованных источников и литературы
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 2012 – 288 с.
2. Алѐхина,С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1 – М.:
Центр «Школьная книга», 2010
–
272 с.
3.
Браудо Й. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. – СПб.:
Композитор, 1994
–
92 с.
4.
Вицинский
А.В.
Процесс
работы
пианиста-исполнителя
над
музыкальным
произведением. Психологический анализ. – М.: Классика-XXI, 2004 – 100 с.
5.
Добровольский С.А. Технологии совершенствования слухо-двигательных реакций
пианиста.
Опыты.
Эксперименты.
Поиски.
–
Новосибирск.:
Издательский
дом
«Вертикаль», 2013 – 171 с.
6. Жакович В. Чтение с листа для начинающих пианистов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014
- 142 с.
7.
Как научить играть на рояле. Первые шаги/ сост. С. Грохотов. – М.: Классика-XXI.
220 с.
8 Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности.
–М.: Таланты-XXI век, 2004 – 496 с.
9. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. – М.: Классика-XXI, 2014 - 148 с.
10.
Лихачев Ю. Авторская школа. Современная методика обучения детей музыке. –
СПб: Композитор, 2012
–
88 с.
11.
Мазель В.Х. Музыкант и его руки. Формирование оптимальной осанки. – СПб.:
Композитор, 2006
–
52 с.