Изучение эмоционально -обусловленного поведения дошкольников
Автор: Исаева Ирина Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ СОШ №91 Населённый пункт: город Санкт-Петербург Наименование материала: методическая разработка Тема: Изучение эмоционально -обусловленного поведения дошкольников Раздел: дошкольное образование
Подготовка исследования: Выучила наизусть вопросы и ситуации.
Проведение исследования : Наблюдала за детьми в разных видах
деятельности.
Провела индивидуально две серии.
Первая серия . Ребёнку задавала вопросы:
1.
Можно ли смеяться если твой товарищ упал? Почему?
2.
Можно ли обижать животных? Почему?
3.
Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
4.
Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребёнка,
нужно ли сказать что это ты виноват? Почему?
5.
Можно ли шуметь когда другие отдыхают? Почему?
6.
Можно ли драться, если другой ребёнок отобрал у тебя игрушку?
Почему?
Вторая серия . Предлагала ребёнку закончить несколько ситуаций:
1.
Аня и Вика убрали игрушки .Аня быстро сложила кубики в коробку.
Воспитатель ей сказала: «Аня, ты сделала свою часть работы. Если
хочешь иди играй или помоги Вике закончить уборку». Аня
ответила....Что ответила Аня? Почему?
2.
Саша принёс в детский сад новую игрушку-светящуюся акулу. Всем
детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Саше подошла Лиза
выхватила игрушку и стала с ней играть. Тогда Саша....Что сделал
Саша? Почему?
3.
Маша и Аня играли в пятнашки. Маша убегала , а Аня догоняла. Вдруг
Маша упала. Тогда Аня... Что сделала Аня? Почему?
4.
Настя и Оля играли в дочки-матери. К ним подошёл маленький
мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть».- «Мы тебя не возьмём, ты
ещё маленький», - ответила Настя. А Оля сказала... Что сказала Оля?
Почему?
5.
Дима играл в лошадки Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой
комнате мама укладывала спать маленькую сестрёнку Веру. Девочка
никак не могла уснуть и плакала. Тогда мама подошла к Диме и
сказала; «Не шуми,пожалуйста. Вера никак не может заснуть.» Дима
ей ответил... Что ответил Дима? Почему?
6.
Ира и Миша рисовали. К ним подошёл воспитатель и сказал :
«Молодец Ира. Твой рисунок получился очень хорошим.» Миша тоже
посмотрел на рисунок Иры и сказал... Что сказал Миша? Почему?
Обработка данных: Анализ результатов проводила по следующей
схеме:
1.
Как ребёнок относится к сверстникам (равнодушно, ровно,
отрицательно), отдаёт ли кому -то предпочтение и почему.
2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине ( по
собственному желанию, по просьбе сверстника по предложению
взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная; неохотно,
формально ;начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро
надоедает и т. д.)
3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам,
младшим детям, животным и как (постоянно, время от времени,
эпизодически); что побуждает его заботиться о других ; в каких
действиях выражается эта забота.
4. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях,
и как на это реагирует.
5. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим
детям, животным и как (постоянно, время от времени,
эпизодически); что побуждает его заботиться о других ; в каких
действиях выражается эта забота.
6. Как реагирует на успех и неудачу других (равнодушен, реагирует
адекватно, реагирует неадекватно, завидует успеху другого, радуется
его неудаче.)
При обработке результатов серий особое внимание обратила не
только на правильность ответа ребёнка, но и на его мотивировку,
данные наблюдения и эксперимента сопоставила. Сделала вывод о
сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение
детей.
С первых дней жизни ребёнок вступает в новые, постоянно
усложняющиеся отношения с окружающими людьми и предметным миром.
Уже у младенца появляются положительные эмоциональные отношения ко
взрослым , которые удовлетворяют все потребности маленького ребёнка и
оберегают его от вредных воздействий.
В последующие годы , в связи с постоянно расширяющимся кругом общения
ребёнка с другими людьми и с усложнением характера доступной ему
деятельности, осуществляемой под контролем взрослых и с участием других
детей, происходит расширение содержания эмоциональных проявлений,
формирование сложных человеческих эмоций. Ребёнок овладевает не только
способами употребления разных предметов ; при переходе от раннего к
дошкольному возрасту у детей начинается интенсивное «освоение задач,
мотивов, и норм отношений между людьми.» От непосредственного
подражания окружающим и заимствования у них способов выражения
эмоциональных состояний дошкольник переходит к собственным способам
выражения эмоционального отношения к другим людям, формирующимся в
конкретных условиях жизни и деятельности ребёнка.
С раннего детства, овладевая различными видами деятельности , формами
взаимоотношений с другими людьми , ребёнок усваивает большое число
социальных эталонов как образцов-регуляторов поведения. Ребёнок научается
правильно выполнять предметные действия, соотнося свой результат с
результатом действий взрослого, являющегося своего рода деятельностным
эталоном. Приобретая умения и навыки в сфере художественной деятельности,
дети усваивают эталоны эстетического отношения к окружающему миру
(красиво-некрасиво). Взаимодействуя с другими людьми , ребёнок начинает
использовать этические эталоны поведения (правила и нормы поведения .
Справедливых-несправедливыхпоступков).
Проблема развития и воспитания эмоций принадлежит к числу наиболее
важных в детской психологии и педагогике. Вместе эта проблема до сих пор
считается недостаточно разработанной.
На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития,
приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы
проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе
усвоения ребёнком социальных ценностей, социальных требований, норм и
идеалов, которые при определённых условиях становятся внутренним
достоянием личности, содержанием побудительных мотивов её поведения. Как
показывают научные данные , для того, чтобы ребёнок не только понял
объективное значение усваиваемых норм и требований, но и проникся к ним
сочувствующим эмоциональным отношением , для того чтобы они стали
критерием его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно
объяснений и указаний. Последнее должно найти подкрепление в собственном
практическом опыте ребёнка, в опыте его деятельности.
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку
приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции ребёнка-это «послание»
окружающим его взрослым о его состоянии .
Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и
привязанностей , способствуют социальному и нравственному развитию ,
влияют на будущее поведение человека .
Эмоции ребёнка проявляются в деятельности и зависит от содержания и
структуры этой деятельности.
Анализ накопленных в психологии данных и результатов исследований
приводит к выводу , что эмоции , развиваясь в деятельности . Играют
своебразную ориентирующую и регулирующую роль в этой деятельности.
Важнейшей особенностью эмоций , их существенным отличием от
органических ощущений, является их предметная отнесенность ,
адресованность к чему- то внешнему, взволновавшему человека , выведшему
его из душевного равновесия .
Специфичным для эмоциональных образов является то, что в них, наряду
с изменениями внутреннего состояния субъекта , вызванными жизненно
важными для него предметами и явлениями , отражаются также и сами эти
предметы и явления , воспринимаемые и понимаемые пристрастно, с особой
точки зрения , с позиции заинтересованной в них личности.
Что эмоционально задевает дошкольника, что является главным
содержанием его эмоциональной жизни?
Большое место в эмоциональной сфере дошкольника занимают
переживания , носящие ситуативный характер. Они вызываются конкретными ,
часто случайными впечатлениями, связанными с неожиданным появлением
отдельных людей, предметов, вещей. Ребёнок эмоционально реагирует на всё,
что в какой-то мере поражает его своим видом, формой, красками ,
назначением. Эти внешние воздействия или привлекают или отталкивают
ребёнка, пугают или порождают радостные переживания.
Значительное содержание в эмоциональную жизнь дошкольника вносят
его отношения с близкими-родителями, братьями, сёстрами. Потребность в
общении с близкими, в их ласке, внимании, в возможности поделиться
поразившими впечатлениями, потребность в их оценке-всё это вызывает
разнообразие переживания : радости, обиды, удовлетворения, огорчения, стыда,
зависти (к др. членам семьи).
Большое место в эмоциональной жизни дошкольника занимают игры
В играх дети не только переживают сочувствие , жалость, раздражение, сама
игра связана с определённым повышенным настроением детей. Способность
эмоционально включиться в отношения , созданные в игре , сказывается и по
другой линии-в способности ребёнка-дошкольника войти в мир сказки,
рассказа, пережить вместе с героями сказки (человеком, животным,
неодушевлённым предметом) все те события , которые происходят с ним .
Так эмоционально воспринятые отношения героев сказки , рассказа,
спектакля вновь переживаются в другом контексте, так у дошкольника
образуется новый эмоциональный опыт.
Эти особенности эмоциональной жизни ребёнка-дошкольника указывают
воспитателю те сильные «рычаги», при помощи которых можно развивать
эмоции и чувства дошкольника в нужном направлении.
Дошкольник бурно реагирует на задевающие его события .Всякое явление
, которое его чем-то затрагивает ,вызывает ярко выраженный эмоциональный
отклик. При этом происходят резкие изменения в мимике и отчётливые смены
эмоциональных состояний. Вместе с тем в подготовительной к школе группе в
характере ребёнка появляются новые черты. Со временем он начинает уже
более сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение).
Растёт понимание характера переживаний других людей, способность
сопереживать эмоциональные состояния сверстников и взрослых.
Характерной особенностью детей старшего дошкольного возраста
является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на всё яркое,
необычное, красочное.
Ещё в дошкольном возрасте у ребёнка появляются некоторые виды
нравственных переживаний: стыда, сочувствия, жалости, негодования-на
основе освоения им представлений о том, что хорошо и что плохо.
Важным моментом в развитии эмоциональной восприимчивости является
выраженная способность к сопереживанию, к сочувствию. Это то что называют
«
ЭМПАТИЕЙ
» ,
которая в последнее время сделалась объектом
разнообразных психологических исследований и экспериментов. Способность к
сопереживанию как умение небезразлично отнестись к тому, что волнует
людей , является объектом их различного рода переживаний, также может
развиваться в процессе роста и накопления эмоционального опыта ребёнка и
служить средством обогащения его эмоциональной сферы.
Способность эмоционально правильно отнестись к событиям
окружающей жизни , к поступкам людей, их общению, к явлениям культуры, к
социальным ценностям , также связано со знанием положений морали, с
наличием правильных представлений о том , что хорошо и что плохо.
Воспитание чувств предполагает, что в процессе целенаправленных
воздействий, которые осуществляются в семье , в детском саду , в системе
воспитательной работы в целом возникает эмоциональное отношение к тем
явлениям социальной жизни , которые достаточно значимы , но ранее были
безразличны личности (события в детском саду, взаимоотношения людей и их
поступки..)
Эмоциональная культура
включает в себя следующие
основные черты:
1.
Эмоциональная отзывчивость на широкий круг явлений,
происходящих в общественной жизни, сфере искусства , на
проявление творчества, на мир моральных ценностей;
2.
Развитая способность понимать , уважать и ценить чувства других
людей, проявлять к ним внимание;
3.
Развитая способность к сопереживанию с чувствами других людей,
с миром переживаний героев произведений литературы и
искусства ;
4.
Умения делить свои переживания с близкими ;
5.
Чувство ответственности за свои переживания перед собой и
окружающими.
Основные изменения в эмоциональной сфере
растущего
человека,которые являются желанными и свидетельствуют о благоприятных
тенденциях его развития:
1.
Появление развитых и адекватных эмоциональных реакций на
хорошее и плохое (в поступках и поведении окружающих, в
отношениях людей , в собственных действиях;
2.
.Неподатливость на плохое ;
3.
Рост эмоциональной восприимчивости как умение с живостью
откликаться на широкий круг явлений окружающей жизни;
4.
Овладение своим эмоциональным поведением;5.
5.
Рост способности к сочувствию, сопереживанию и готовности
проявить это сочувствие в определённых действиях и поступках.
Возросший в последнее время интерес к изучению эмоциональной сферы
во многом обусловлен тем , что лишь выяснение закономерностей
эмоционального развития может значительно углубить и понимание
механизмов развития интеллекта и личности в целом.
Человек живёт и действует в реальной действительности . Он познаёт
окружающий его мир , природу, людей , их социальные взаимоотношения. В
процессе его жизни у него складываются с обществом в целом ,с человеческими
коллективами, с отдельными людьми определённые отношения. Реальный мир
во всём его многообразии отражается в сознании индивидуального человека .
Но человек не пассивно , не автоматически отражает окружающую его
действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая её ,
человек в то же время субъективно переживает своё отношение к предметам и
явлениям окружающего мира . Это отношение выражается у него в различных
интересах. Устремлениях, оценках, различных чувствах -удовольствии, радости,
горе, разочаровании, страхе..
Следовательно, появление чувств имеет своим источником
существующий независимо от человека реальный мир , с которым человек
вступает в многообразные связи и отношения. Чувства, эмоциональная жизнь
-есть своеобразная форма отражения действительности , в в которой
выражаются субъективные отношения человека к миру.
К сфере эмоциональной жизни принадлежат наряду с чувствами также
настроения (весёлое, подавленное, грустное ..) и аффекты (ярость, ужас,
отчаяние...).
Дошкольный возраст охватывает период жизни ребёнка от младенчества
до 7 лет. За 7 лет совершаются разительные перемены в человеке. Серьёзные
сдвиги в развитии ребёнка связаны с несколькими возрастными этапами
(младенческий -до 3 лет, младший дошкольный -3-5 лет, старший дошкольный
-5-7 лет ). Конечно, и в эмоциональном развитии ребёнка все эти периоды
дошкольного детства заметно отличаются друг от друга.
Чувства дошкольника
У младшего дошкольника возникают довольно разнообразные системы
отношений с окружающими людьми и предметами, находящимися вокруг него.
То, что раньше делали взрослые, начинает делать сам: ребёнок-сам ест,
одевается, раздевается, укладывает одежду... Опираясь на словесные указания
взрослых, он прекращает игру, когда его зовут есть , спать. Так его общение с
окружающими приобретает новые черты, вызывает более дифференцированное
эмоциональное отношение.
В жизни младшего дошкольника появляются многочисленные «надо»,
«нельзя», «хорошо», «плохо», которые имеют отношения к его действиям, к его
связям с окружающими его детьми и взрослыми, когда он играет, ссорится,
бегает, шумит, пользуется своими игрушками, участвует в совместном занятии,
в игре со сверстниками.
Жизнь ребёнка, круг его интересов, явлений, которые его затрагивают,
становится сложнее и многообразнее. Это не только отдельные люди, вещи и
предметы, но и правила поведения; это так же нормы отношения к поступкам
людей, животных, персонажей сказки . Это оценка окружающими его
собственных поступков. И всё это приводит к появлению эмоционального
отклика ребёнка (положительного или отрицательного).
В свою очередь эмоциональный отклик ребёнка сам становится объектом
определённого отношения окружающих. Ребёнка хвалят за то, что он пожалел и
дал другому свою игрушку, осуждают его за жадность , журят за плаксивость,
отмечают, что он оказался добрым, сокрушаются, что он обидел маленького
ребёнка.. Ввиду этого эмоциональный отклик дошкольника на различные
воздействия окружающих, на разные вещи и предметы, привлекающие его,
становится более сложным, т. к. он связывается для него уже с отношением
окружающих к такого рода действиям и поступкам.
У дошкольников возникает чувство стыда по поводу плохого поступка ,
чувство долга по отношению к действиям и привычкам, носящим обязательный
характер.
Степень развития у ребёнка-дошкольника зачатков чувства стыда по
поводу плохого поступка , чувства долга связана с развитием других
социальных чувств , таких, как дружелюбие, внимание к другим , сочувствие
горю, жалость к страданию, готовность поступиться своим ради другого.
Асоциальные же переживания:злость, зависть, недоброжелательство, гнев как
выражение непосредственных реакций ребёнка на действие окружающих,
причиняющих ребёнку-дошкольнику неприятность, могут быстро пройти,
сменившись переживаниями огорчения, печали, если социальные чувства стали
у ребёнка преобладающими в результате правильного воспитания.
То обстоятельство, что ребёнок-дошкольник способен осознать характер
связей, которые у него возникли с окружающими, и понять характер их
отношения к его действиям и поступкам , приводит к тому, что разные чувства
по разному мотивируют его действия .
За годы дошкольного детства меняется роль чувства как мотива действия
ребёнка . Если у ребёнка до 3-4 лет переживание раздражения, злости, жалости,
сочувствия становится тут же побуждением к действию,-он вырывает игрушку,
начинает драться или наоборот, отдаёт из жалости что-то своё,-то у 4-5 летнего
ребёнка чувство как мотив действия выступает далеко не всегда в такой форме.
С одной стороны, зная неодобрительное отношение окружающих к
определённым действиям , ребёнок этого возраста может уклониться от
непосредственного проявления чувства в действии и выразить его мимически
или словесно. С другой стороны, зная , что родители одобряют его
определённые действия , он может стремиться ради одобрения совершать эти
действия.
Оценка поступков окружающими становится всё более важным
элементом поведения ребёнка и влияет как на характер его чувств , так и на
эмоциональную мотивацию его действий.
Даже ожидание положительной оценки взрослых , их похвалы, часто
становится для старшего дошкольника мотивом поступка. Но тут можно
встретиться иногда с тем, что социальный характер побуждения «смещается» и
на первый план выступают побуждения иного порядка ,также связанные с
ожиданием одобрения: ребёнок стремится выполнить действие ради похвалы,
ради тщеславного переживания, одобрения и восхищения окружающих.
Такая ситуация возникает при неправильном отношении окружающих
взрослых и родителей к поведению ребёнка: при неумеренной похвале и
восхищении и, особенно если эта похвала возникает по поводу таких действий,
которые объективно этого не заслуживают, и ребёнок это осознаёт. В этом
случае одобрение (неразумное), вместо того, чтобы стать общественным
выражением оценки хорошего социального поступка , превращается в
ожидаемое ребёнком своего рода «сопровождение» любого действия. Всё это
приводит к извращению характера мотивации, к формированию нежелательных
особенностей личности , к усилению роли себялюбивых чувств ребёнка,
которые в дальнейшем могут повлиять на весь строй его личности.
Социальные оценки , требования взрослых являются положениями ,
которые предполагают подчинение им ребёнка. Они выступают для него как
внешние нормы, которым обязательно надо следовать .Одни из них носят более
обязательный характер, другие-менее обязательный. Это ребёнок постигает хотя
бы по той интонации , с которой произносятся указания взрослого («Нельзя
обижать маленьких», «Не смей говорить неправду»...) Но ребёнок узнает от
взрослых не только требования, но и ласку, похвалу за свои хорошие действия и
поступки. И такая похвала, возможность хорошей оценки, связанной с
переживаниями радости, благодарности, нежности, застенчивости, становится
ведущим началом в его жизни.
В процессе познания отдельных видов отношений между людьми, оценки
людьми поступков ребёнка и поступков его сверстников, выражающихся в
особой интонации речи, выражении лица окружающих (в них передана
укоризна, недовольство, осуждение, огорчение, радость, гордость за него,
одобрение, нежность..) эти требования, выступающие сначала в очень
конкретном виде, а потом в более обобщеном, начинают в известной мере
превращаться в мотивы поступков дошкольника. В результате ребёнок невольно
сам хочет помочь младшему, сказать правду, хотя он и страшится наказания за
проступок...
Следует помнить , что развитие чувств ребенка происходит под влиянием
ряда тенденций: изменений, связанных с возрастными сдвигами; воздействие
социальной среды и наконец, воздействий связанных с целенаправленными,
сознательными усилиями взрослых, в том числе и воспитателей.
Психологи попытались определить и классифицировать эмоции.
Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций-радость, грусть, гнев,
удивление, отвращение, страх. Исследования показали , что каждая эмоция
имеет своё мимическое выражение.
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции
у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми,
придавая их жизни особую выразительность. Детские эмоции характеризуются
импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые
привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых с годами
складываются такие эмоции, чувства, как любовь и ненависть. Маленький
ребёнок отличается особой искренностью и непосредственностью как в
общении с другими , так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества
поддерживать , то дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально
отзывчивыми к другим людям.
Педагогу очень важно специально знакомить ребёнка со своеобразным
эмоциональным букварём, так как передать наши чувства другим , сделать их
понятными можно не только с помощью слов ,но и особого языка эмоций,
постоянно участвующего в общении .Радость и грусть , гнев, обида и доверие-
обо всём этом и многом другом могут рассказать и выразительные жесты, позы,
мимика, пантомимика. Педагогу нужно учить детей пользоваться языком
эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для
лучшего понимания состояния других людей.
Мимика -говорит без слов о чувствах и настроениях человека.
Выражение лица играет очень большую роль в общении. Следует помнить , что
ко времени рождения ребёнка все мышцы лица,необходимые для выражения
эмоций уже сформированы в достаточной степени.
Пантомимика- осанка , поза-также имеет большое значение в выражении
эмоционального состояния. Все отрицательные позы «съёживают» фигуру
человека, а все положительные -её «разворачивают». Осанка формируется из
положения головы и туловища. Семилетние дети , как правило, уже умеют
принимать заданную позу.
Жесты- выразительные движения. Они делятся на условные,
подчёркивающие, ритмичные, показывающие и эмоциональные.
Выразительность речи- (интонация). Словесное выражение чувств у
современного человека занимает ведущее место. Один из способов выражения
эмоциональной жизни -интонации, ритм, темп речи, паузы, повышение или
понижение голоса и т.д. Развитие у ребёнка способности говорить об эмоциях
означает не просто овладение соответствующими терминами, но и способами
межличностного взаимодействия. При этом ребёнок, у которого речь богаче,
лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения
чувств,эмоции становятся более дифференцированными.
Каждая форма проявления эмоциональной сферы подвластна контролю и
влиянию, а это значит, что мы имеем возможность воздействовать на
внутренние эмоциональные механизмы, развивая внешнюю выразительность
(мимику и т. д.)
Работа по развитию эмоционального мира ребёнка дошкольного возраста
предусматривает привлечение материала знакомых сказок. Вспоминая
основные события и переживания персонажей ,дети с помощью педагога
смогут сопоставить их с личным опытом. Это поможет им разобраться в
непростых жизненных ситуациях и основных эмоциональных состояниях.
В старшем дошкольном возрасте дети уже должны иметь представление
об основных настроениях и эмоциональных состояниях людей, знать что в
выражении чувств участвуют и мимика, и жесты, и поза, и пантомимика.
Педагог должен учить не только выражать свои эмоции так , чтобы они были
ясны окружающим , но и по внешним проявлениям понимать , какие чувства в
тот или иной момент может испытывать другой человек (принимать его
позицию), а также научить детей анализировать причины конкретного
эмоционального состояния.
Старших дошкольников необходимо знакомить со словами ,
обозначающими такие эмоциональные состояния, как спокойствие (мирно,
безмятежно, доброжелательно, невозмутимо), гнев (грубо, яростно, сердито,
свирепо, злобно, люто), радость (празднично, бодряще, блестяще, ярко,
лучисто). Это связано с тем, что порой даже взрослому трудно выразить свои
переживания, ведь у каждого человека они бесконечно многообразны. Поэтому
необходимо развивать и обогащать соответствующий словарный запас детей.
ОБОГАЩЕНИЕ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА
Чтобы реализовать это условие на практике , необходимо обращать
внимание детей на красоту форм , цвета и запахов в окружающем мире. В
результате обогащаются чувственные впечатления ребёнка, развивается
эмоциональная отзывчивость на красоту природы и всего рукотворного мира.
Для этого взрослый должен побуждать детей к совместному переживанию
эмоций, радости, страдания, удивления, восхищения. При этом у детей важно
развивать способность видеть внутреннюю жизнь в окружающих явлениях,
живых существах, наделённых понятными ребёнку переживаниями,
распознавать их в разнообразных проявлениях (внешнем облике, движениях,
поведении)
В результате происходит развитие эмоциональной отзывчивости и
нравственных чувств, что является предпосылкой решения первой группы задач
художественного развития старших дошкольников, т. е. нравственно-
эстетического. К таким задачам относится формирование нравственно-
эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.
Задачи этой группы решаются путём создания (на занятии) условий ,
способствующих таких качеств личности , как сопереживание, эмпатия.
Качества эти являются источником нравственности . Чем сильнее
сопереживание, тем устойчивее утверждаются нравственные начала в развитии
личности ребёнка. Весь жизненный опыт ребёнка, впечатления, накопленные
им ( к моменту поступления в школу ), преломленные через художественную
деятельность становятся его убеждениями, его отношением к добру и злу, что и
определяет нравственную позицию человека.
Список литературы
1.
Азбука настроения. Дошкольное воспитание-2002-№11-стр.21
2.
Вединская М. «Переживания в красках». Дошкольное образование-2002-
№111-стр.22-23
3.
Беседина М. «Калейдоскоп чувств». Школьный психолог-2002-№47-стр.5
4.
Гармаева Т.В. «Особенности эмоциональной сферы и самосознания в
контексте становления личности дошкольника». Психолог в детском саду-
2004-№2-стр.103-111
5.
Ежакова Н. «Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности».
Дошкольное воспитание-2003-№1-стр.20-27
6.
Ильин В.П. «Эмоции и чувства».-СПб: Питер,2001
7.
Колосова С.Л. «Детская агрессия»-СПб:Питер, 2004
8.
Минаева В. «Знакомим детей с эмоциональным миром
человека».Дошкольное воспитание-2003-№2-стр.13-20
9.
Ольшанский Б. «Читаем лицо как открытую книгу».Дошкольное
образование .ИздатДом «1 сентября»-2002-№11-стр.20
10. «Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста». Под
редакцией Запорожца А.В., Неверович Я.З.,-М:Педагогика,1986
11. Семенака «Учимся чувствовать , сопереживать»-М:АРКТИ,2003
12. Хризман Т.П. «Эмоции, речь и активность мозга ребёнка»-
М:Педагогика,1991
13. «Эмотивный код языка и его реализация».авт коллектив Н.С. Болотнова,
А.А. Водяха, П.С. Волкова.-Волгоград:Перемена,2003
14. Якобсон П.М. «Чувства, их развитие и воспитание»-М.:Знание,1976