Напоминание

Изучение эмоционально -обусловленного поведения дошкольников


Автор: Исаева Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №91
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Изучение эмоционально -обусловленного поведения дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Изучение эмоционально

-обусловленного поведения

дошкольников


Подготовка исследования:
Выучила наизусть вопросы и ситуации.
Проведение исследования
: Наблюдала за детьми в разных видах деятельности. Провела индивидуально две серии.
Первая серия
. Ребёнку задавала вопросы:
1.
Можно ли смеяться если твой товарищ упал? Почему?
2.
Можно ли обижать животных? Почему?
3.
Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
4.
Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребёнка, нужно ли сказать что это ты виноват? Почему?
5.
Можно ли шуметь когда другие отдыхают? Почему?
6.
Можно ли драться, если другой ребёнок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Вторая серия
. Предлагала ребёнку закончить несколько ситуаций:
1.
Аня и Вика убрали игрушки .Аня быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказала: «Аня, ты сделала свою часть работы. Если хочешь иди играй или помоги Вике закончить уборку». Аня ответила....Что ответила Аня? Почему?
2.
Саша принёс в детский сад новую игрушку-светящуюся акулу. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Саше подошла Лиза выхватила игрушку и стала с ней играть. Тогда Саша....Что сделал Саша? Почему?
3.
Маша и Аня играли в пятнашки. Маша убегала , а Аня догоняла. Вдруг Маша упала. Тогда Аня... Что сделала Аня? Почему?
4.
Настя и Оля играли в дочки-матери. К ним подошёл маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть».- «Мы тебя не возьмём, ты ещё маленький», - ответила Настя. А Оля сказала... Что сказала Оля? Почему?
5.
Дима играл в лошадки Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать маленькую сестрёнку Веру. Девочка никак не могла уснуть и плакала. Тогда мама подошла к Диме и сказала; «Не шуми,пожалуйста. Вера никак не может заснуть.» Дима ей ответил... Что ответил Дима? Почему?
6.
Ира и Миша рисовали. К ним подошёл воспитатель и сказал : «Молодец Ира. Твой рисунок получился очень хорошим.» Миша тоже посмотрел на рисунок Иры и сказал... Что сказал Миша? Почему?

Обработка данных:
Анализ результатов проводила по следующей схеме:
1.
Как ребёнок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдаёт ли кому -то предпочтение и почему.
2.
Оказывает ли другому помощь и по какой причине ( по собственному желанию, по просьбе сверстника по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная; неохотно, формально ;начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т. д.)
3.
Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно, время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других ; в каких действиях выражается эта забота.
4.
Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, и как на это реагирует.
5.
Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно, время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других ; в каких действиях выражается эта забота.
6.
Как реагирует на успех и неудачу других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно, завидует успеху другого, радуется его неудаче.)
При обработке результатов серий особое внимание обратила не только на правильность ответа ребёнка, но и на его мотивировку, данные наблюдения и эксперимента сопоставила. Сделала вывод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение детей. С первых дней жизни ребёнок вступает в новые, постоянно усложняющиеся отношения с окружающими людьми и предметным миром. Уже у младенца появляются положительные эмоциональные отношения ко взрослым , которые удовлетворяют все потребности маленького ребёнка и оберегают его от вредных воздействий. В последующие годы , в связи с постоянно расширяющимся кругом общения ребёнка с другими людьми и с усложнением характера доступной ему деятельности, осуществляемой под контролем взрослых и с участием других детей, происходит расширение содержания эмоциональных проявлений, формирование сложных человеческих эмоций. Ребёнок овладевает не только способами употребления разных предметов ; при переходе от раннего к дошкольному возрасту у детей начинается интенсивное «освоение задач, мотивов, и норм отношений между людьми.» От непосредственного подражания окружающим и заимствования у них способов выражения эмоциональных состояний дошкольник переходит к собственным способам выражения эмоционального отношения к другим людям, формирующимся в конкретных условиях жизни и деятельности ребёнка. С раннего детства, овладевая различными видами деятельности , формами взаимоотношений с другими людьми , ребёнок усваивает большое число социальных эталонов как образцов-регуляторов поведения. Ребёнок научается правильно выполнять предметные действия, соотнося свой результат с результатом действий взрослого, являющегося своего рода деятельностным эталоном. Приобретая умения и навыки в сфере художественной деятельности,
дети усваивают эталоны эстетического отношения к окружающему миру (красиво-некрасиво). Взаимодействуя с другими людьми , ребёнок начинает использовать этические эталоны поведения (правила и нормы поведения . Справедливых-несправедливыхпоступков). Проблема развития и воспитания эмоций принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике. Вместе эта проблема до сих пор считается недостаточно разработанной. На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определённых условиях становятся внутренним достоянием личности, содержанием побудительных мотивов её поведения. Как показывают научные данные , для того, чтобы ребёнок не только понял объективное значение усваиваемых норм и требований, но и проникся к ним сочувствующим эмоциональным отношением , для того чтобы они стали критерием его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно объяснений и указаний. Последнее должно найти подкрепление в собственном практическом опыте ребёнка, в опыте его деятельности. Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции ребёнка-это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии . Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей , способствуют социальному и нравственному развитию , влияют на будущее поведение человека . Эмоции ребёнка проявляются в деятельности и зависит от содержания и структуры этой деятельности.
Анализ накопленных в психологии данных и результатов исследований приводит к выводу , что эмоции , развиваясь в деятельности . Играют своебразную ориентирующую и регулирующую роль в этой деятельности. Важнейшей особенностью эмоций , их существенным отличием от органических ощущений, является их предметная отнесенность , адресованность к чему- то внешнему, взволновавшему человека , выведшему его из душевного равновесия . Специфичным для эмоциональных образов является то, что в них, наряду с изменениями внутреннего состояния субъекта , вызванными жизненно важными для него предметами и явлениями , отражаются также и сами эти предметы и явления , воспринимаемые и понимаемые пристрастно, с особой точки зрения , с позиции заинтересованной в них личности. Что эмоционально задевает дошкольника, что является главным содержанием его эмоциональной жизни? Большое место в эмоциональной сфере дошкольника занимают переживания , носящие ситуативный характер. Они вызываются конкретными , часто случайными впечатлениями, связанными с неожиданным появлением отдельных людей, предметов, вещей. Ребёнок эмоционально реагирует на всё, что в какой-то мере поражает его своим видом, формой, красками , назначением. Эти внешние воздействия или привлекают или отталкивают ребёнка, пугают или порождают радостные переживания. Значительное содержание в эмоциональную жизнь дошкольника вносят его отношения с близкими-родителями, братьями, сёстрами. Потребность в общении с близкими, в их ласке, внимании, в возможности поделиться поразившими впечатлениями, потребность в их оценке-всё это вызывает разнообразие переживания : радости, обиды, удовлетворения, огорчения, стыда, зависти (к др. членам семьи). Большое место в эмоциональной жизни дошкольника занимают игры
В играх дети не только переживают сочувствие , жалость, раздражение, сама игра связана с определённым повышенным настроением детей. Способность эмоционально включиться в отношения , созданные в игре , сказывается и по другой линии-в способности ребёнка-дошкольника войти в мир сказки, рассказа, пережить вместе с героями сказки (человеком, животным, неодушевлённым предметом) все те события , которые происходят с ним . Так эмоционально воспринятые отношения героев сказки , рассказа, спектакля вновь переживаются в другом контексте, так у дошкольника образуется новый эмоциональный опыт. Эти особенности эмоциональной жизни ребёнка-дошкольника указывают воспитателю те сильные «рычаги», при помощи которых можно развивать эмоции и чувства дошкольника в нужном направлении. Дошкольник бурно реагирует на задевающие его события .Всякое явление , которое его чем-то затрагивает ,вызывает ярко выраженный эмоциональный отклик. При этом происходят резкие изменения в мимике и отчётливые смены эмоциональных состояний. Вместе с тем в подготовительной к школе группе в характере ребёнка появляются новые черты. Со временем он начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение). Растёт понимание характера переживаний других людей, способность сопереживать эмоциональные состояния сверстников и взрослых. Характерной особенностью детей старшего дошкольного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на всё яркое, необычное, красочное. Ещё в дошкольном возрасте у ребёнка появляются некоторые виды нравственных переживаний: стыда, сочувствия, жалости, негодования-на основе освоения им представлений о том, что хорошо и что плохо. Важным моментом в развитии эмоциональной восприимчивости является выраженная способность к сопереживанию, к сочувствию. Это то что называют

«

ЭМПАТИЕЙ
» , которая в последнее время сделалась объектом разнообразных психологических исследований и экспериментов. Способность к сопереживанию как умение небезразлично отнестись к тому, что волнует людей , является объектом их различного рода переживаний, также может развиваться в процессе роста и накопления эмоционального опыта ребёнка и служить средством обогащения его эмоциональной сферы. Способность эмоционально правильно отнестись к событиям окружающей жизни , к поступкам людей, их общению, к явлениям культуры, к социальным ценностям , также связано со знанием положений морали, с наличием правильных представлений о том , что хорошо и что плохо. Воспитание чувств предполагает, что в процессе целенаправленных воздействий, которые осуществляются в семье , в детском саду , в системе воспитательной работы в целом возникает эмоциональное отношение к тем явлениям социальной жизни , которые достаточно значимы , но ранее были безразличны личности (события в детском саду, взаимоотношения людей и их поступки..)
Эмоциональная культура
включает в себя следующие основные черты:
1.
Эмоциональная отзывчивость на широкий круг явлений, происходящих в общественной жизни, сфере искусства , на проявление творчества, на мир моральных ценностей;
2.
Развитая способность понимать , уважать и ценить чувства других людей, проявлять к ним внимание;
3.
Развитая способность к сопереживанию с чувствами других людей, с миром переживаний героев произведений литературы и искусства ;
4.
Умения делить свои переживания с близкими ;
5.
Чувство ответственности за свои переживания перед собой и
окружающими.
Основные изменения в эмоциональной сфере
растущего человека,которые являются желанными и свидетельствуют о благоприятных тенденциях его развития:
1.
Появление развитых и адекватных эмоциональных реакций на хорошее и плохое (в поступках и поведении окружающих, в отношениях людей , в собственных действиях;
2.
.Неподатливость на плохое ;
3.
Рост эмоциональной восприимчивости как умение с живостью откликаться на широкий круг явлений окружающей жизни;
4.
Овладение своим эмоциональным поведением;5.
5.
Рост способности к сочувствию, сопереживанию и готовности проявить это сочувствие в определённых действиях и поступках. Возросший в последнее время интерес к изучению эмоциональной сферы во многом обусловлен тем , что лишь выяснение закономерностей эмоционального развития может значительно углубить и понимание механизмов развития интеллекта и личности в целом. Человек живёт и действует в реальной действительности . Он познаёт окружающий его мир , природу, людей , их социальные взаимоотношения. В процессе его жизни у него складываются с обществом в целом ,с человеческими коллективами, с отдельными людьми определённые отношения. Реальный мир во всём его многообразии отражается в сознании индивидуального человека . Но человек не пассивно , не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая её , человек в то же время субъективно переживает своё отношение к предметам и явлениям окружающего мира . Это отношение выражается у него в различных интересах. Устремлениях, оценках, различных чувствах -удовольствии, радости, горе, разочаровании, страхе..
Следовательно, появление чувств имеет своим источником существующий независимо от человека реальный мир , с которым человек вступает в многообразные связи и отношения. Чувства, эмоциональная жизнь -есть своеобразная форма отражения действительности , в в которой выражаются субъективные отношения человека к миру. К сфере эмоциональной жизни принадлежат наряду с чувствами также настроения (весёлое, подавленное, грустное ..) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние...). Дошкольный возраст охватывает период жизни ребёнка от младенчества до 7 лет. За 7 лет совершаются разительные перемены в человеке. Серьёзные сдвиги в развитии ребёнка связаны с несколькими возрастными этапами (младенческий -до 3 лет, младший дошкольный -3-5 лет, старший дошкольный -5-7 лет ). Конечно, и в эмоциональном развитии ребёнка все эти периоды дошкольного детства заметно отличаются друг от друга.
Чувства дошкольника
У младшего дошкольника возникают довольно разнообразные системы отношений с окружающими людьми и предметами, находящимися вокруг него. То, что раньше делали взрослые, начинает делать сам: ребёнок-сам ест, одевается, раздевается, укладывает одежду... Опираясь на словесные указания взрослых, он прекращает игру, когда его зовут есть , спать. Так его общение с окружающими приобретает новые черты, вызывает более дифференцированное эмоциональное отношение. В жизни младшего дошкольника появляются многочисленные «надо», «нельзя», «хорошо», «плохо», которые имеют отношения к его действиям, к его связям с окружающими его детьми и взрослыми, когда он играет, ссорится, бегает, шумит, пользуется своими игрушками, участвует в совместном занятии, в игре со сверстниками. Жизнь ребёнка, круг его интересов, явлений, которые его затрагивают,
становится сложнее и многообразнее. Это не только отдельные люди, вещи и предметы, но и правила поведения; это так же нормы отношения к поступкам людей, животных, персонажей сказки . Это оценка окружающими его собственных поступков. И всё это приводит к появлению эмоционального отклика ребёнка (положительного или отрицательного). В свою очередь эмоциональный отклик ребёнка сам становится объектом определённого отношения окружающих. Ребёнка хвалят за то, что он пожалел и дал другому свою игрушку, осуждают его за жадность , журят за плаксивость, отмечают, что он оказался добрым, сокрушаются, что он обидел маленького ребёнка.. Ввиду этого эмоциональный отклик дошкольника на различные воздействия окружающих, на разные вещи и предметы, привлекающие его, становится более сложным, т. к. он связывается для него уже с отношением окружающих к такого рода действиям и поступкам. У дошкольников возникает чувство стыда по поводу плохого поступка , чувство долга по отношению к действиям и привычкам, носящим обязательный характер. Степень развития у ребёнка-дошкольника зачатков чувства стыда по поводу плохого поступка , чувства долга связана с развитием других социальных чувств , таких, как дружелюбие, внимание к другим , сочувствие горю, жалость к страданию, готовность поступиться своим ради другого. Асоциальные же переживания:злость, зависть, недоброжелательство, гнев как выражение непосредственных реакций ребёнка на действие окружающих, причиняющих ребёнку-дошкольнику неприятность, могут быстро пройти, сменившись переживаниями огорчения, печали, если социальные чувства стали у ребёнка преобладающими в результате правильного воспитания. То обстоятельство, что ребёнок-дошкольник способен осознать характер связей, которые у него возникли с окружающими, и понять характер их отношения к его действиям и поступкам , приводит к тому, что разные чувства по разному мотивируют его действия .
За годы дошкольного детства меняется роль чувства как мотива действия ребёнка . Если у ребёнка до 3-4 лет переживание раздражения, злости, жалости, сочувствия становится тут же побуждением к действию,-он вырывает игрушку, начинает драться или наоборот, отдаёт из жалости что-то своё,-то у 4-5 летнего ребёнка чувство как мотив действия выступает далеко не всегда в такой форме. С одной стороны, зная неодобрительное отношение окружающих к определённым действиям , ребёнок этого возраста может уклониться от непосредственного проявления чувства в действии и выразить его мимически или словесно. С другой стороны, зная , что родители одобряют его определённые действия , он может стремиться ради одобрения совершать эти действия. Оценка поступков окружающими становится всё более важным элементом поведения ребёнка и влияет как на характер его чувств , так и на эмоциональную мотивацию его действий. Даже ожидание положительной оценки взрослых , их похвалы, часто становится для старшего дошкольника мотивом поступка. Но тут можно встретиться иногда с тем, что социальный характер побуждения «смещается» и на первый план выступают побуждения иного порядка ,также связанные с ожиданием одобрения: ребёнок стремится выполнить действие ради похвалы, ради тщеславного переживания, одобрения и восхищения окружающих. Такая ситуация возникает при неправильном отношении окружающих взрослых и родителей к поведению ребёнка: при неумеренной похвале и восхищении и, особенно если эта похвала возникает по поводу таких действий, которые объективно этого не заслуживают, и ребёнок это осознаёт. В этом случае одобрение (неразумное), вместо того, чтобы стать общественным выражением оценки хорошего социального поступка , превращается в ожидаемое ребёнком своего рода «сопровождение» любого действия. Всё это приводит к извращению характера мотивации, к формированию нежелательных особенностей личности , к усилению роли себялюбивых чувств ребёнка,
которые в дальнейшем могут повлиять на весь строй его личности. Социальные оценки , требования взрослых являются положениями , которые предполагают подчинение им ребёнка. Они выступают для него как внешние нормы, которым обязательно надо следовать .Одни из них носят более обязательный характер, другие-менее обязательный. Это ребёнок постигает хотя бы по той интонации , с которой произносятся указания взрослого («Нельзя обижать маленьких», «Не смей говорить неправду»...) Но ребёнок узнает от взрослых не только требования, но и ласку, похвалу за свои хорошие действия и поступки. И такая похвала, возможность хорошей оценки, связанной с переживаниями радости, благодарности, нежности, застенчивости, становится ведущим началом в его жизни. В процессе познания отдельных видов отношений между людьми, оценки людьми поступков ребёнка и поступков его сверстников, выражающихся в особой интонации речи, выражении лица окружающих (в них передана укоризна, недовольство, осуждение, огорчение, радость, гордость за него, одобрение, нежность..) эти требования, выступающие сначала в очень конкретном виде, а потом в более обобщеном, начинают в известной мере превращаться в мотивы поступков дошкольника. В результате ребёнок невольно сам хочет помочь младшему, сказать правду, хотя он и страшится наказания за проступок... Следует помнить , что развитие чувств ребенка происходит под влиянием ряда тенденций: изменений, связанных с возрастными сдвигами; воздействие социальной среды и наконец, воздействий связанных с целенаправленными, сознательными усилиями взрослых, в том числе и воспитателей. Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций-радость, грусть, гнев, удивление, отвращение, страх. Исследования показали , что каждая эмоция имеет своё мимическое выражение. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции
у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции, чувства, как любовь и ненависть. Маленький ребёнок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими , так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать , то дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми к другим людям. Педагогу очень важно специально знакомить ребёнка со своеобразным эмоциональным букварём, так как передать наши чувства другим , сделать их понятными можно не только с помощью слов ,но и особого языка эмоций, постоянно участвующего в общении .Радость и грусть , гнев, обида и доверие- обо всём этом и многом другом могут рассказать и выразительные жесты, позы, мимика, пантомимика. Педагогу нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей.
Мимика
-говорит без слов о чувствах и настроениях человека. Выражение лица играет очень большую роль в общении. Следует помнить , что ко времени рождения ребёнка все мышцы лица,необходимые для выражения эмоций уже сформированы в достаточной степени.
Пантомимика-
осанка , поза-также имеет большое значение в выражении эмоционального состояния. Все отрицательные позы «съёживают» фигуру человека, а все положительные -её «разворачивают». Осанка формируется из положения головы и туловища. Семилетние дети , как правило, уже умеют принимать заданную позу.
Жесты-
выразительные движения. Они делятся на условные, подчёркивающие, ритмичные, показывающие и эмоциональные.
Выразительность речи-
(интонация). Словесное выражение чувств у
современного человека занимает ведущее место. Один из способов выражения эмоциональной жизни -интонации, ритм, темп речи, паузы, повышение или понижение голоса и т.д. Развитие у ребёнка способности говорить об эмоциях означает не просто овладение соответствующими терминами, но и способами межличностного взаимодействия. При этом ребёнок, у которого речь богаче, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств,эмоции становятся более дифференцированными. Каждая форма проявления эмоциональной сферы подвластна контролю и влиянию, а это значит, что мы имеем возможность воздействовать на внутренние эмоциональные механизмы, развивая внешнюю выразительность (мимику и т. д.) Работа по развитию эмоционального мира ребёнка дошкольного возраста предусматривает привлечение материала знакомых сказок. Вспоминая основные события и переживания персонажей ,дети с помощью педагога смогут сопоставить их с личным опытом. Это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях и основных эмоциональных состояниях. В старшем дошкольном возрасте дети уже должны иметь представление об основных настроениях и эмоциональных состояниях людей, знать что в выражении чувств участвуют и мимика, и жесты, и поза, и пантомимика. Педагог должен учить не только выражать свои эмоции так , чтобы они были ясны окружающим , но и по внешним проявлениям понимать , какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек (принимать его позицию), а также научить детей анализировать причины конкретного эмоционального состояния. Старших дошкольников необходимо знакомить со словами , обозначающими такие эмоциональные состояния, как спокойствие (мирно, безмятежно, доброжелательно, невозмутимо), гнев (грубо, яростно, сердито, свирепо, злобно, люто), радость (празднично, бодряще, блестяще, ярко, лучисто). Это связано с тем, что порой даже взрослому трудно выразить свои
переживания, ведь у каждого человека они бесконечно многообразны. Поэтому необходимо развивать и обогащать соответствующий словарный запас детей.
ОБОГАЩЕНИЕ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА
Чтобы реализовать это условие на практике , необходимо обращать внимание детей на красоту форм , цвета и запахов в окружающем мире. В результате обогащаются чувственные впечатления ребёнка, развивается эмоциональная отзывчивость на красоту природы и всего рукотворного мира. Для этого взрослый должен побуждать детей к совместному переживанию эмоций, радости, страдания, удивления, восхищения. При этом у детей важно развивать способность видеть внутреннюю жизнь в окружающих явлениях, живых существах, наделённых понятными ребёнку переживаниями, распознавать их в разнообразных проявлениях (внешнем облике, движениях, поведении) В результате происходит развитие эмоциональной отзывчивости и нравственных чувств, что является предпосылкой решения первой группы задач художественного развития старших дошкольников, т. е. нравственно- эстетического. К таким задачам относится формирование нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Задачи этой группы решаются путём создания (на занятии) условий , способствующих таких качеств личности , как сопереживание, эмпатия. Качества эти являются источником нравственности . Чем сильнее сопереживание, тем устойчивее утверждаются нравственные начала в развитии личности ребёнка. Весь жизненный опыт ребёнка, впечатления, накопленные им ( к моменту поступления в школу ), преломленные через художественную деятельность становятся его убеждениями, его отношением к добру и злу, что и определяет нравственную позицию человека.
Список литературы
1.
Азбука настроения. Дошкольное воспитание-2002-№11-стр.21
2.
Вединская М. «Переживания в красках». Дошкольное образование-2002- №111-стр.22-23
3.
Беседина М. «Калейдоскоп чувств». Школьный психолог-2002-№47-стр.5
4.
Гармаева Т.В. «Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника». Психолог в детском саду- 2004-№2-стр.103-111
5.
Ежакова Н. «Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности». Дошкольное воспитание-2003-№1-стр.20-27
6.
Ильин В.П. «Эмоции и чувства».-СПб: Питер,2001
7.
Колосова С.Л. «Детская агрессия»-СПб:Питер, 2004
8.
Минаева В. «Знакомим детей с эмоциональным миром человека».Дошкольное воспитание-2003-№2-стр.13-20
9.
Ольшанский Б. «Читаем лицо как открытую книгу».Дошкольное образование .ИздатДом «1 сентября»-2002-№11-стр.20
10.
«Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста». Под редакцией Запорожца А.В., Неверович Я.З.,-М:Педагогика,1986
11.
Семенака «Учимся чувствовать , сопереживать»-М:АРКТИ,2003
12.
Хризман Т.П. «Эмоции, речь и активность мозга ребёнка»- М:Педагогика,1991
13.
«Эмотивный код языка и его реализация».авт коллектив Н.С. Болотнова, А.А. Водяха, П.С. Волкова.-Волгоград:Перемена,2003
14.
Якобсон П.М. «Чувства, их развитие и воспитание»-М.:Знание,1976


В раздел образования