Автор: Мийна Светлана Разалифовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №12"
Населённый пункт: Республика Коми, г. Усинск
Наименование материала: Мастер-класс для родителей
Тема: "Играя, развиваем речь"
Раздел: дошкольное образование
Мастер – класс
для родителей
«Играя, развиваем речь»
Составила:
Мийна Светлана Разалифовна
воспитатель МАДОУ
«Детский сад №12»
г. Усинск
Цель: повышение - педагогической компетенции родителей по теме.
Задачи:
- обратить внимание родителей на значение игры в развитии детей;
- заинтересовать проблемой развития игровой деятельности у современных
детей;
- представить практический материал по данной теме (проиграть в некоторые
игры вместе с родителями).
Ход:
Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на
занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они
учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач,
поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях
всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является
для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его
эмоциональной
связи
с
остальными
участниками.
Для
того,
чтобы
заниматься развитием речи Вашего малыша, вовсе необязательно усаживать
ребенка за стол, создавать атмосферу урока. Существует много игр, в
которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в
транспорте. Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную
связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом. Для детей
игра является приятным времяпрепровождением. А в играх по развитию речи
ребенок:
- приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания;
- развивает речь;
- развивает любознательность;
- осваивает опыт человеческой деятельности;
- развивает творчество и фантазию;
- развивает память;
- развивает внимание;
- развивает мыслительную деятельность;
- развивает навыки общения.
Также игра способствует эмоциональному развитию и является способом
снятия эмоционального напряжения. Сегодня я предлагаю вам сыграть в
словесные игры, которые способствуют активизации речевого развития
детей. Это игры, в которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из
детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном.
Для того чтобы правильно произносить слова и звуки, у ребенка должен быть
хорошо развит речевой аппарат, и дыхание. Этому способствуют упражнения
на дыхание и артикуляционная гимнастика.
Упражнения на дыхание: «Надуваем шарики», «Дырявый мяч», «Гудок
парохода», «Считаем этажи», «Потушить свечки», «Подуем на листочки»,
«Чья бабочка дальше улетит», «Помоги жучку взлететь», «Сдуем снежинки с
ладошки», «Погреем ручки» и многие другие помогают вырабатывать
длительную воздушную струю. При этом губы вытягиваем трубочкой и не
надуваем щек.
Артикуляционная гимнастика: «Вкусная конфета», «Лягушка - слоник»,
«Лошадка», «Чистим зубки», «Месим тесто», «Индюк»,
Пальчиковые игры.
Известно, что развивая мелкую моторику рук у ребенка, мы развиваем
мозговую активность, а играя в пальчиковые игры, развиваем память,
фонематический слух и речь ребенка.
Поиграли – отдохните,
Ваши пальчики встряхните,
Сгибайте ваши пальчики,
Совсем как ушки зайчики.
1–2 строчки – расслабляем руки и встряхиваем их. 3–4 строчки – обе ладони
с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем
сомкнутые пальцы несколько раз.
Словесные игры
1. «Эхо»
Вы говорите любое слово, а ребенок должен повторить его точно так же, как
вы: тихо или громко, быстро или медленно.
2. «Угадай-ка»
Описывайте предмет, не называя его. Затем ребёнок описывает, а вы
угадывайте.
Зеленый, круглый, полосатый, большой, вкусный…арбуз.
Черное, круглое, большое, резиновое…колесо.
Белый, сыпучий, мелкий, сладкий…сахар.
3. «Про покупки»
Пусть ребёнок разберёт покупки и назовёт все продукты и что можно из них
приготовить.
4. «Что бывает мягким?»
Начните игру словами:
Мягким может быть…хлеб, подушка, шапка и т.д.
Кислым может быть…лимон, варенье, лекарство и т.д.
Острым может быть…нож, перец, соус и т.д.
5. «От норы до горы».
Назвать как можно больше животных, птиц, насекомых, живущих в
указанных местах.
В траве живут…
В норе живут…
В сарае живут…
В море живут…
В квартире живут…
В земле живут…
6. «Каждый знает».
Повторить начало фразы и добавлять новое слово.
Каждый знает, что жёлтым бывает…
Каждый знает, что сильным бывает…
Каждый знает, что старым бывает…
Каждый знает, что белым бывает…
Каждый знает, что нужным бывает…
Каждый знает, что хрупким бывает…
Каждый знает, что умным бывает…
7. «Забавные превращения».
Назовите, в кого превратится человек, если окажется:
В театре –
На собственных именинах –
В школе –
В магазине –
В седле –
В бассейне –
На ринге –
На катке –
На лыжах –
8. «Мир животных».
Назовите, как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела.
Рога есть у…
Лапы есть…
Копыта есть…
Когти есть…
9. «Вот так магазин».
Перечислите товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными
названиями.
«Школьник»
«Сладкоежка»
«Мелодия»
«Каблучок»
«На старт»
10. «Законченное предложение».
Повторить пару слов и каждый раз дополнять ее.
Быстро бегает…
Ловко плавает…
Важно ходит…
Громко кричит…
В воде тонет…
В корзине лежит…
В цирке выступает…
11. «Шаги»
На каждый шаг называть слова.
Я знаю диких животных…
Я знаю перелетных птиц…
Я знаю головные уборы…
Я знаю насекомых…
Я знаю профессии…
12. Чистоговорки
Са-са-са - вот летит оса.
Са-са-са - под кустом сидит лиса.
Са-са-са - у Сони коса.
Са-са-са - в лесу оса.
Со-со-со - у Сони колесо.
13. Скороговорки
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
14. «Угадай, кто мой друг»
Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных, Для
каждой игры отдельная тема - домашние животные, дикие животные, птицы,
рыбы и т.д. Ребёнок должен выбрать карточку с животным так, чтобы вы не
видели и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для
составления рассказа о его жизни. Например, ребёнок выбрал картинку со
слоном. Назвал его Рома. Затем рассказывает о нем: Мой Рома живет в
Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи.
Рома даже выступает в цирке и так далее. Затем вы пытаетесь угадать, о
каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного. Очень
важно, чтобы наши детки получали удовольствие от игры. Ведь игра как мы
уже с вами поняли очень важный инструмент в нашей с вами работе в
обучении и воспитании наших деток. Давайте, будем играть, и развивать
наших детей!