Автор: Мийна Светлана Разалифовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №12"
Населённый пункт: Республика Коми, г. Усинск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Развитие речи у детей 2 - 3 лет"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Развитие речи у детей 2-3 лет»
Составила:
Мийна Светлана Развлифовна
Воспитатель МАДОУ
«Детский сад №12»
г. Усинск
Детство – это период не только познания окружающего мира, но также
и время развития различных психических процессов, памяти, внимания.
Также у детей в дошкольном возрасте идет активное развитие речи. И надо
отметить, что в последнее время все больше детей с различными речевыми
нарушениями. И здесь без родителей никак не обойтись. В дошкольном
возрасте родители для ребёнка непререкаемый авторитет и, если они
включаются в работу по развитию речи ребёнка, у малыша появляется
мотивация на скорейшее исправление нарушений.
Не секрет, что многие родители в известной мере привыкают к речи своих
детей и не замечают в ней недочётов, а поэтому и не помогают им усваивать
правильную речь. Невмешательство в процесс формирования детской речи
почти всегда влечет за собой отставание в развитии.
Дошкольный возраст – это период, когда все усилия надо направлять на
устранение речевых нарушений, которые препятствуют полноценному
развитию малыша.
Задача родителей - вовремя заметить трудности, которые испытывает
малыш, разобраться в этой проблеме, установить причину его неудач и
помочь ребенку. Что же должны знать родители о речевом развитии ребёнка?
Нужно ли обращать внимание на то, когда заговорил ребенок и как он
пользуется речью? Нужно ли заниматься с ребенком, если вы видите, что он
отстает от сверстников в речевом развитии или ждать, что все произойдет
«само собой», «когда-нибудь он научится говорить»?
Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием малыша,
родителям необходимо знать этапы развития речи ребенка.
От 1,5 до 3 мес. – «гуление», когда малыш издаёт звуки: а-а-а, гууу-гууу.
От 3 до 6 мес. – так называемая «свирель», тянет малыш звуки, как на
свирельке играет, поёт их: е-лл-и, агу-ааа, алль-ле.
От 6 до 9 мес. – «лепет», не слова, а именно лепет: ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-
па.
От 9 мес. – до 1 года – первые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, ав-
ав, муу.
В 1 год ребенок произносит 10 облегченных слов и знает названия 200
предметов
(чашка,
кровать,
мишка,
мама,
гулять,
купаться
и
т.п.
повседневные предметы и действия).
В 1,5 года – появляются первые предложения, состоящие из повторения
одного и того же слова «Ням, ням» или двух слов «Няня бух».
В 2 года
ребёнок строит фразы и короткие предложения, использует
прилагательные и местоимения.
В 2,5 года ребёнок строит сложные предложения, используя около 200-300
слов, правильно произносит практически все звуки, кроме «л», «р» и
шипящих, задает вопросы «где?», «куда?». Ребёнок уже знает своё имя,
различает родных, изображает подражательно голоса основных животных и
птиц. В речи появляются прилагательные – большой, высокий, красивый,
горячий и т.д.
В 3 года ребёнок говорит предложениями, объединенными по смыслу,
употребляет правильно все местоимения, активно использует в речи
прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и других).
Что можно посоветовать Вам, как родителям?
Даже малоговорящий ребёнок, при соответствующем внимании со
стороны взрослых, способен добиться значительного прогресса в развитии
своей
речи
в
течение
достаточно
короткого
периода
времени.
- Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша.
- Разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте
речью. Умывая ребёнка, проговаривайте ласковым, добрым голосом какой-
нибудь маленький стишок, например: «Водичка, водичка, умой наше
личико» и другие. Ведь все мы родом из детства и знаем много потешек,
скороговорок.
- Создавайте ситуации, когда ребёнку нужно что-то сказать. Спрашивая, не
торопитесь помочь ребёнку и ответить за него, дайте время ему самому
сказать,
поощряйте
любые
попытки
речевой
активности
ребёнка. С
малышом, нужно говорить, не сюсюкая. Не искажая слова, не подражая
детской речи
- Больше читайте ребёнку, особенно стихи, слушая которые, он постепенно
научится договаривать последние слова.
-
Играйте
в
народные
«пальчиковые»
игры,
игры
с
мозаикой,
конструирование, раскрашивание.
- Занимайтесь с ребенком лепкой. Только не оставляйте малыша наедине с
пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный
шарик на вкус.
- Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц
просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь
фигурки, получится отличная тренировка для руки.
По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык
будет все понятнее не только маме.
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. Постепенно усложняйте задания,
преподнося их непременно в канве сказки или игры. Не забывайте при этом,
хвалить ребёнка. И Вас ждет непременный успех!