Автор: Виноградская Ольга Ивановна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО " Санкт-Петербургская детская музыкальная школа № 9"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Организация методической работы в образовательных учреждениях дополнительного образования ДМШ и ДШИ.
Раздел: дополнительное образование
Автор: Виноградская Ольга Ивановна- преподаватель фортепиано
Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения
дополнительного образования
« Санкт-Петербургская детская музыкальная школа № 9»
Т е м а:
Организация методической работы в образовательных
учреждениях дополнительного образования (ДМШ и ДШИ).
Санкт-Петербург
2023
2
Введение.
Система образования предусматривает последовательные этапы
непрерывного профессионального роста преподавателя на протяжении всей
его профессиональной деятельности. В связи с этим важной составляющей
является организация методической работы в образовательной организации.
В российской педагогической энциклопедии методическая работа
определяется как деятельность по освоению наиболее рациональных методов
и приемов обучения и воспитания учащихся; деятельность по повышению
уровня профессиональной компетентности педагога в организации и
реализации воспитательно-образовательного процесса; обмене опытом
между членами педагогического коллектива, выявлении и пропаганде
актуального педагогического опыта. Методическая работа в образовательной
организации – это деятельность, направленная на совершенствование
качества и эффективности образовательного процесса, достижение
определенного уровня образования, воспитания и развития детей. Поэтому
сущность методической работы заключается в оказании практической
помощи педагогам в повышении их профессиональной компетентности в
вопросах осуществления образовательного процесса.
Система методической
работы в детских музыкальных школах имеет глубокие корни. С развитием
музыкального искусства в России ,в процессе взаимодействия европейских и
национальных традиций складывались и методики преподавания. Наиболее
значительные формы развитие методики приобрело в советское время.
Преподаватели ДМШ системно вели методическую работу, оказывали
помощь молодым преподавателям, поощряли методические разработки,
направляли деятельность преподавателей своих отделов в нужное русло. При
этом отсутствовала излишняя заорганизованность, и количественные нормы
предоставления методических разработок. Существовало понимание, что
работа педагога - музыканта - это глубоко творческий процесс, не
укладывающийся в календарные графики. Поскольку ,прежде чем автор
методики сможет уверенно поделиться ими с коллегами, методические
приемы часто шлифуются годами, апробируются длительное время .
3
В настоящее время происходит систематизация и структурирование любой
деятельности. Не обошли эти тенденции и организацию методической
работы в образовательных учреждениях.
1 Организация методической работы в образовательной организации.
В школах, где существуют штатные единицы методистов,
организация методической работы существенно отличается от организации,
где этими вопросами занимается заместитель директора по концертно-
методической работе. Если же в штате имеется только один заместитель по
учебно-воспитательной работе, то весь объем работы ложится на его плечи.
Тем не менее, понимание структуры и системы организации методической
работы существенно облегчает процесс.
В настоящий момент структура компонентов методической работы состоит
из определений:
. цель
- задача,
- содержание
- форма
- методы, средства,
- условия для роста педагогического мастерства преподавателя и коллектива
- результаты.
Любая деятельность начинается с понимания цели. В случае осуществления
деятельности детской музыкальной школы - это в первую очередь, освоение
наиболее рациональных прогрессивных методов и приемов обучения,
воспитания и развития учащихся; повышение уровня методической
подготовленности педагога к организации и ведению образовательного
процесса; обмен опытом между членами педагогического коллектива.
Задачи методической работы образовательного учреждения:
- установка нормативных требований к обучающей деятельности педагога и
ребенка;
4
- определение методических средств и форм взаимодействия преподавателя
и ученика;
- обеспечение педагогам возможности постоянного обновления
теоретических и методических знаний, повышение квалификации, оказание
поддержки педагогическим работникам в инновационной деятельности,
помощь в подготовке к аттестации.
-возможность анализа деятельности образовательной организации;
фактического состояния методической работы, направленная на разработку
содержания и создание различных проектов деятельности организации;
-контроль
Следующий компонент методической работы–содержание. Определение
понятий «содержание» и «задачи» перекликаются между собой. По сути,
содержание в образовательной организации определяется уровнем
профессиональной компетентности педагогов, основных направлений
развития школы, образовательной ситуацией в школе, показателями
основных компонентов профессиональной компетентности педагогов. В
ДМШ такими показателями могут быть успеваемость, результаты
промежуточной и итоговой аттестации, достижения учащихся в различных
знаковых мероприятиях, участие преподавателей в конкурсах
профессионального мастерства, совершенствование специальных умений и
навыков.
Значительным и важным компонентом методической работы являются
формы организации методической деятельности. По традиции основной
формой методической работы в учреждении до сих пор являются доклады
или сообщения. Однако, по выбору тем и по способу изложения они носят
часто формальный характер. Тем не менее, современный подход,
расширение коммуникативных технологий могут и должны внести
коррективы и в разнообразие форм методической работы.
Для ДМШ и ДШИ наиболее перспективными формами методической
работы являются: участие в совещаниях городских методических секций
при Комитетах или Департаментах по культуре,
методические совещания, семинары, индивидуальные консультации,
взаимопосещения, анализ урочной деятельности, творческие отчеты
5
(концерты классов), тренинги, подготовка внутришкольных конкурсов,
олимпиад по предметам теоретического цикла.
В настоящее время распространено несколько вариантов организации
методической работы в образовательных организациях. Например,
объединение, носящее название «методическая цикловая комиссия»в СПО
или « метод. объединение», образующееся на предметной основе.
Планирует, координирует всю работу и организует мероприятия
методический совет. Существуют также "Школы молодого педагога" где
реализуются идеи наставничества. При такой форме организации
администрация выявляет потребности педагогов и организует консультации,
семинары, конференции, "круглые столы", мастер-классы и т. д. В конце года
проводится обязательный анализ деятельности каждого преподавателя.
Основная задача, стоящая перед образовательной организацией в результате
выстраивания определенной модели методической службы, — повышение
качества учебно-воспитательного процесса и обеспечение эффективности
управления процессом образования.
Важным звеном в организации методической работы образовательной
организации является Методический совет. Методический совет
формируется из преподавателей, имеющих опыт работы и достижения в
профессиональной педагогической деятельности, пользующихся авторитетом
у коллектива. В большинстве случаев методическому совету необходимо не
только согласовывать график и режим работы всех коллективных форм
педагогического общения, но и принимать активное участие при
составлении годового плана работы, в отборе учащихся на ответственные
мероприятия.
Наиболее распространена в ДМШ модель метод. объединения,
формирующаяся из преподавателей отделов. Метод. объединения
курируются методическим советом и зам. директора по концертно-
методической работе( при условии наличия штатной единицы).
Критерии эффективности методической работы.
Основными критериями эффективности методической работы, кроме
результативных показателей, являются характеристики самого
6
методического процесса: системность и этапность. Системность —
соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы.
Результативные показатели педагогического мастерства принято делить на
три основных уровня: низкий (интуитивный); средний (поисковый) и
высокий (мастерский).
Этапность также является показателем эффективности методической
работы.
1 этап – теоретический – формирование идеи, осмысление передовых
систем;
2 этап – методический – показ лучших образцов передового опыта;
индивидуальных методик;
3 этап – практический – самостоятельная разработка и апробация педагогами
новых методик;
4 этап – аналитический – анализ трудностей в педагогической работе и
способов их устранения.
2. Формы методической работы
Формами методической работы, направленными на повышение
квалификации и профессионального мастерства педагогических и
руководящих работников учреждения образования являются:
-курсы повышения квалификации (в том числе, дистанционные);
- разноуровневые семинары, в том числе практико-ориентированные;
- участие в работе сообществ Интернета;
- научно-методические конференции;
- круглые столы и мастер-классы;
- наставничество и индивидуальная методическая помощь ;
- работа над личной методической темой;
- инновационная работа;
- творческие отчеты;
7
- разработка концепций фестивалей и конкурсов;
- открытые уроки;
- презентации авторских разработок;
- публикации в печатных изданиях, в том числе на электронных носителях;
- формы информационно-методической работы;
- изучение информационных запросов педагогических кадров;
- формирование библиотечного фонда программно-методических
материалов; - создание банков программ, картотек, видео и аудио -
коллекций;
- освещение деятельности педагогов в СМИ и др.
Наиболее распространенные формы методической работы:
1.
Метод. объединения
характеризуются постоянным, фиксированным
составом участников, где основой общности является преподаваемый
предмет. Методические
совещания преподавателей методических
объединений проводятся не реже одного раза в четверти. А при
возникновении проблемных ситуаций могут проводиться и чаще. Как
правило, на них обсуждаются планы, анализируется текущие моменты,
такие, как подготовка к концертам, экзаменам. Происходит обмен
мнениями, новыми идеями, информацией. На совещаниях заслушиваются
подготовленные
преподавателями
сообщения
на
различные
профессиональные темы.
2.
Открытые уроки.
Важно, чтобы преподаватель обозначил цели и задачи будущего урока,
тему урока, методические особенности,
уровень подготовки и
творческий потенциал учащегося или группы учащихся. На открытом
уроке
приглашенные коллеги могут стать зрителями или активно
участвовать в процессе урока. Открытый урок-это своеобразный обмен
опытом, знакомство с конкретными практическими разработками. На
открытых
уроках
коллеги
ждут
от
авторов
показа
принципов,
методических приемов, которые положены в основу их педагогического
опыта. Если преподаватель на уроке применяет не свою методику, то для
коллег представляет
интерес применение ее в каждом конкретном
случае.
8
3.Семинар - обмен мнениями в течение всего семинара, живой разговор
между его участниками, именно интерактивность — отличительная
особенность этой формы. Часто происходит подмена понятия семинара,
когда один за другим разными участниками мероприятия
читаются
доклады, т.е. по сути, эта форма превращается в конференцию.
4. Круглый стол - короткие информативные сообщения на круглом столе
с последующим их обсуждением.
5.Научно-практические конференции. Как правило, проводятся на базе
крупных образцово-показательных образовательных организаций.
Центральное событие НПК – это доклад или сообщение на ранее
заявленную тематику. Чаще всего темы выступлений на уровне
образовательной организации непосредственно связаны с практикой
данной организации. Существенным отличием НПК является участие в
них представителя науки, способного познакомить слушателей с новыми
научными тенденциями, вынести свою оценку, обобщить вынесенные в
обсуждения вопросы.
6.Творческие группы педагогов-интересная форма методической работы,
родившаяся в поиске педагогами эффективных форм обучения. В
отличие от методических объединений основой образования творческих
групп (3-6 человек) является взаимная симпатия, общность интересов,
психологическая совместимость. Часто такие группы являются
вдохновителями творческих мероприятий, они объединяются для участия
в конкурсах, создают коллективные учебные пособия.
7.Индивидуальное наставничество Данная форма применяется наиболее
опытными педагогами в работе с молодыми преподавателями или с
педагогами, испытывающими затруднения в решении ряда
педагогических проблем. Большую роль в такой работе играют
педагогический такт и уважение к преподавателю, которому оказывается
профессиональная помощь. С другой стороны наставник должен обладать
авторитетом и безукоризненной репутацией. Наставничество иногда
носит спонтанный характер и напоминает своеобразную скорую помощь,
но часто молодые преподаватели сами выбирают себе наставника,
консультируются у него по самым разным вопросам, как методическим,
так и педагогическим и психологическим.
8.Мастер-класс - форма обучения и обмена опытом, объединяющая
формат тренинга и конференции. Мастер-класс — современная форма
проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических
навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения
9
профессионального уровня и обмена передовым опытом участников и
приобщения к новейшим областям знания. Смысл мастер-класса состоит
в том, что мастер своего дела делится со слушателями методикой, которая
применялась и успешно внедрялась лично им. Важно, чтобы выявленный
передовой опыт должен быть распространен с помощью всех возможных
форм методической работы. Достижения, остающиеся в стенах одного
класса, потеряны для остальных.
9. Творческий тренинг не следует путать с деловыми играми.
Тренинг преподавателя - это отработка определенных
профессиональных навыков и умений, включение в процесс,
стимулирование творческого начала. Тренинг может быть
самостоятельной формой методической работы. Проведение тренинга
можно разделить на 4 этапа: идея игры, включающая в себя
понимание цели и задач, организационная подготовка, проведение
игры и подведение итогов. На этапе оргподготовки разрабатываются
правила игры, определяется состав участников. Учитывается возраст,
степень коммуникативности, вовлеченность в процесс. Далее
необходимо установить время проведения, условия и длительность
игры, командность или единоличное участие. Сама игра должна
регламентироваться по времени. Активно используется раздаточный
материал, технические средства, такие как аудио и видео аппаратура.
Целесообразно проводить тренинг в группах численностью от 3 до 6
человек.
Подведение итогов заключается в подробном анализе, оцениваются
успехи и неудачи.
10.Методический мост – новая форма, родившаяся в результате
вынужденного использования дистанционного обучения, удаленной работы
и развития компьютерных технологий. Привлекательность этой формы
методической работы состоит в возможности участия коллег, родителей,
администраторов, находящихся в самых удаленных точках страны и мира.
Главная цель методического моста — все та же, а именно, обмен передовым
педагогическим опытом, распространение инновационных технологий
обучения и воспитания.
11.Виртуальный методический кабинет. Пример такой методической формы
- это всем знакомый «Артресурс». Эта форма включает в себя освещение и
публикацию нормативных документов системы образования всех уровней;
тексты локальных актов, регламентирующих образовательный процесс;
10
официальные программные материалы (образовательные стандарты,
программы учебных курсов, ссылок на ресурсы сети Интернет и др.).
Заключение.
Таким образом, можно утверждать, что методическая работа существенно
влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные
результаты работы образовательного учреждения.
Методическая работа способствует повышению квалификации,
совершенствованию профессиональных знаний.
Целью методической работы является совершенствование профессиональных
знаний и умений педагогов, развитие их творческого потенциала и
повышение эффективности и качества педагогического процесса.
Главное в методической работе - оказание реальной, действенной помощи
преподавателям, обеспечение роста профессионального мастерства, учет
наиболее значимых результатов методической работы.
Приложение: Примерный алгоритм организации методической работы в ДМШ /ДШИ
в начале учебного года.
№
Мероприятие
Содержание
Срок
исполнения
Исполнитель
1
Педагогический
совет
Администрация
школы
2
Заседание
Методического
совета
Определение
приоритетных
направлений
методической
работы на учебный
год. Примерный
график заседаний.
1 -5 сентября
Зам директора по
КМР, председатель
метод совета.
3
Совещание
председателей
метод. объединений
Координация
работы.
1-10 сентября
Зам директора по
УВР и КМР
4
Методические
совещания на
отделах
Планы работы:
тайм-менеджмент,
обсуждение с
последующим
утверждением.
Сентябрь.
Старшие
преподаватели
отделов.
5
Публикация планов
работы на
официальном сайте
школы
Сентябрь
Ответственный за
работу с сайтом.
11