Напоминание

Организация методической работы в образовательных учреждениях дополнительного образования ДМШ и ДШИ.


Автор: Виноградская Ольга Ивановна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО " Санкт-Петербургская детская музыкальная школа № 9"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Организация методической работы в образовательных учреждениях дополнительного образования ДМШ и ДШИ.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Автор: Виноградская Ольга Ивановна- преподаватель фортепиано

Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения

дополнительного образования

« Санкт-Петербургская детская музыкальная школа № 9»

Т е м а:

Организация методической работы в образовательных

учреждениях дополнительного образования (ДМШ и ДШИ).

Санкт-Петербург

2023

2

Введение.

Система образования предусматривает последовательные этапы

непрерывного профессионального роста преподавателя на протяжении всей

его профессиональной деятельности. В связи с этим важной составляющей

является организация методической работы в образовательной организации.

В российской педагогической энциклопедии методическая работа

определяется как деятельность по освоению наиболее рациональных методов

и приемов обучения и воспитания учащихся; деятельность по повышению

уровня профессиональной компетентности педагога в организации и

реализации воспитательно-образовательного процесса; обмене опытом

между членами педагогического коллектива, выявлении и пропаганде

актуального педагогического опыта. Методическая работа в образовательной

организации – это деятельность, направленная на совершенствование

качества и эффективности образовательного процесса, достижение

определенного уровня образования, воспитания и развития детей. Поэтому

сущность методической работы заключается в оказании практической

помощи педагогам в повышении их профессиональной компетентности в

вопросах осуществления образовательного процесса.

Система методической

работы в детских музыкальных школах имеет глубокие корни. С развитием

музыкального искусства в России ,в процессе взаимодействия европейских и

национальных традиций складывались и методики преподавания. Наиболее

значительные формы развитие методики приобрело в советское время.

Преподаватели ДМШ системно вели методическую работу, оказывали

помощь молодым преподавателям, поощряли методические разработки,

направляли деятельность преподавателей своих отделов в нужное русло. При

этом отсутствовала излишняя заорганизованность, и количественные нормы

предоставления методических разработок. Существовало понимание, что

работа педагога - музыканта - это глубоко творческий процесс, не

укладывающийся в календарные графики. Поскольку ,прежде чем автор

методики сможет уверенно поделиться ими с коллегами, методические

приемы часто шлифуются годами, апробируются длительное время .

3

В настоящее время происходит систематизация и структурирование любой

деятельности. Не обошли эти тенденции и организацию методической

работы в образовательных учреждениях.

1 Организация методической работы в образовательной организации.

В школах, где существуют штатные единицы методистов,

организация методической работы существенно отличается от организации,

где этими вопросами занимается заместитель директора по концертно-

методической работе. Если же в штате имеется только один заместитель по

учебно-воспитательной работе, то весь объем работы ложится на его плечи.

Тем не менее, понимание структуры и системы организации методической

работы существенно облегчает процесс.

В настоящий момент структура компонентов методической работы состоит

из определений:

. цель

- задача,

- содержание

- форма

- методы, средства,

- условия для роста педагогического мастерства преподавателя и коллектива

- результаты.

Любая деятельность начинается с понимания цели. В случае осуществления

деятельности детской музыкальной школы - это в первую очередь, освоение

наиболее рациональных прогрессивных методов и приемов обучения,

воспитания и развития учащихся; повышение уровня методической

подготовленности педагога к организации и ведению образовательного

процесса; обмен опытом между членами педагогического коллектива.

Задачи методической работы образовательного учреждения:

- установка нормативных требований к обучающей деятельности педагога и

ребенка;

4

- определение методических средств и форм взаимодействия преподавателя

и ученика;

- обеспечение педагогам возможности постоянного обновления

теоретических и методических знаний, повышение квалификации, оказание

поддержки педагогическим работникам в инновационной деятельности,

помощь в подготовке к аттестации.

-возможность анализа деятельности образовательной организации;

фактического состояния методической работы, направленная на разработку

содержания и создание различных проектов деятельности организации;

-контроль

Следующий компонент методической работы–содержание. Определение

понятий «содержание» и «задачи» перекликаются между собой. По сути,

содержание в образовательной организации определяется уровнем

профессиональной компетентности педагогов, основных направлений

развития школы, образовательной ситуацией в школе, показателями

основных компонентов профессиональной компетентности педагогов. В

ДМШ такими показателями могут быть успеваемость, результаты

промежуточной и итоговой аттестации, достижения учащихся в различных

знаковых мероприятиях, участие преподавателей в конкурсах

профессионального мастерства, совершенствование специальных умений и

навыков.

Значительным и важным компонентом методической работы являются

формы организации методической деятельности. По традиции основной

формой методической работы в учреждении до сих пор являются доклады

или сообщения. Однако, по выбору тем и по способу изложения они носят

часто формальный характер. Тем не менее, современный подход,

расширение коммуникативных технологий могут и должны внести

коррективы и в разнообразие форм методической работы.

Для ДМШ и ДШИ наиболее перспективными формами методической

работы являются: участие в совещаниях городских методических секций

при Комитетах или Департаментах по культуре,

методические совещания, семинары, индивидуальные консультации,

взаимопосещения, анализ урочной деятельности, творческие отчеты

5

(концерты классов), тренинги, подготовка внутришкольных конкурсов,

олимпиад по предметам теоретического цикла.

В настоящее время распространено несколько вариантов организации

методической работы в образовательных организациях. Например,

объединение, носящее название «методическая цикловая комиссия»в СПО

или « метод. объединение», образующееся на предметной основе.

Планирует, координирует всю работу и организует мероприятия

методический совет. Существуют также "Школы молодого педагога" где

реализуются идеи наставничества. При такой форме организации

администрация выявляет потребности педагогов и организует консультации,

семинары, конференции, "круглые столы", мастер-классы и т. д. В конце года

проводится обязательный анализ деятельности каждого преподавателя.

Основная задача, стоящая перед образовательной организацией в результате

выстраивания определенной модели методической службы, — повышение

качества учебно-воспитательного процесса и обеспечение эффективности

управления процессом образования.

Важным звеном в организации методической работы образовательной

организации является Методический совет. Методический совет

формируется из преподавателей, имеющих опыт работы и достижения в

профессиональной педагогической деятельности, пользующихся авторитетом

у коллектива. В большинстве случаев методическому совету необходимо не

только согласовывать график и режим работы всех коллективных форм

педагогического общения, но и принимать активное участие при

составлении годового плана работы, в отборе учащихся на ответственные

мероприятия.

Наиболее распространена в ДМШ модель метод. объединения,

формирующаяся из преподавателей отделов. Метод. объединения

курируются методическим советом и зам. директора по концертно-

методической работе( при условии наличия штатной единицы).

Критерии эффективности методической работы.

Основными критериями эффективности методической работы, кроме

результативных показателей, являются характеристики самого

6

методического процесса: системность и этапность. Системность —

соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы.

Результативные показатели педагогического мастерства принято делить на

три основных уровня: низкий (интуитивный); средний (поисковый) и

высокий (мастерский).

Этапность также является показателем эффективности методической

работы.

1 этап – теоретический – формирование идеи, осмысление передовых

систем;

2 этап – методический – показ лучших образцов передового опыта;

индивидуальных методик;

3 этап – практический – самостоятельная разработка и апробация педагогами

новых методик;

4 этап – аналитический – анализ трудностей в педагогической работе и

способов их устранения.

2. Формы методической работы

Формами методической работы, направленными на повышение

квалификации и профессионального мастерства педагогических и

руководящих работников учреждения образования являются:

-курсы повышения квалификации (в том числе, дистанционные);

- разноуровневые семинары, в том числе практико-ориентированные;

- участие в работе сообществ Интернета;

- научно-методические конференции;

- круглые столы и мастер-классы;

- наставничество и индивидуальная методическая помощь ;

- работа над личной методической темой;

- инновационная работа;

- творческие отчеты;

7

- разработка концепций фестивалей и конкурсов;

- открытые уроки;

- презентации авторских разработок;

- публикации в печатных изданиях, в том числе на электронных носителях;

- формы информационно-методической работы;

- изучение информационных запросов педагогических кадров;

- формирование библиотечного фонда программно-методических

материалов; - создание банков программ, картотек, видео и аудио -

коллекций;

- освещение деятельности педагогов в СМИ и др.

Наиболее распространенные формы методической работы:

1.

Метод. объединения

характеризуются постоянным, фиксированным

составом участников, где основой общности является преподаваемый

предмет. Методические

совещания преподавателей методических

объединений проводятся не реже одного раза в четверти. А при

возникновении проблемных ситуаций могут проводиться и чаще. Как

правило, на них обсуждаются планы, анализируется текущие моменты,

такие, как подготовка к концертам, экзаменам. Происходит обмен

мнениями, новыми идеями, информацией. На совещаниях заслушиваются

подготовленные

преподавателями

сообщения

на

различные

профессиональные темы.

2.

Открытые уроки.

Важно, чтобы преподаватель обозначил цели и задачи будущего урока,

тему урока, методические особенности,

уровень подготовки и

творческий потенциал учащегося или группы учащихся. На открытом

уроке

приглашенные коллеги могут стать зрителями или активно

участвовать в процессе урока. Открытый урок-это своеобразный обмен

опытом, знакомство с конкретными практическими разработками. На

открытых

уроках

коллеги

ждут

от

авторов

показа

принципов,

методических приемов, которые положены в основу их педагогического

опыта. Если преподаватель на уроке применяет не свою методику, то для

коллег представляет

интерес применение ее в каждом конкретном

случае.

8

3.Семинар - обмен мнениями в течение всего семинара, живой разговор

между его участниками, именно интерактивность — отличительная

особенность этой формы. Часто происходит подмена понятия семинара,

когда один за другим разными участниками мероприятия

читаются

доклады, т.е. по сути, эта форма превращается в конференцию.

4. Круглый стол - короткие информативные сообщения на круглом столе

с последующим их обсуждением.

5.Научно-практические конференции. Как правило, проводятся на базе

крупных образцово-показательных образовательных организаций.

Центральное событие НПК – это доклад или сообщение на ранее

заявленную тематику. Чаще всего темы выступлений на уровне

образовательной организации непосредственно связаны с практикой

данной организации. Существенным отличием НПК является участие в

них представителя науки, способного познакомить слушателей с новыми

научными тенденциями, вынести свою оценку, обобщить вынесенные в

обсуждения вопросы.

6.Творческие группы педагогов-интересная форма методической работы,

родившаяся в поиске педагогами эффективных форм обучения. В

отличие от методических объединений основой образования творческих

групп (3-6 человек) является взаимная симпатия, общность интересов,

психологическая совместимость. Часто такие группы являются

вдохновителями творческих мероприятий, они объединяются для участия

в конкурсах, создают коллективные учебные пособия.

7.Индивидуальное наставничество Данная форма применяется наиболее

опытными педагогами в работе с молодыми преподавателями или с

педагогами, испытывающими затруднения в решении ряда

педагогических проблем. Большую роль в такой работе играют

педагогический такт и уважение к преподавателю, которому оказывается

профессиональная помощь. С другой стороны наставник должен обладать

авторитетом и безукоризненной репутацией. Наставничество иногда

носит спонтанный характер и напоминает своеобразную скорую помощь,

но часто молодые преподаватели сами выбирают себе наставника,

консультируются у него по самым разным вопросам, как методическим,

так и педагогическим и психологическим.

8.Мастер-класс - форма обучения и обмена опытом, объединяющая

формат тренинга и конференции. Мастер-класс — современная форма

проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических

навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения

9

профессионального уровня и обмена передовым опытом участников и

приобщения к новейшим областям знания. Смысл мастер-класса состоит

в том, что мастер своего дела делится со слушателями методикой, которая

применялась и успешно внедрялась лично им. Важно, чтобы выявленный

передовой опыт должен быть распространен с помощью всех возможных

форм методической работы. Достижения, остающиеся в стенах одного

класса, потеряны для остальных.

9. Творческий тренинг не следует путать с деловыми играми.

Тренинг преподавателя - это отработка определенных

профессиональных навыков и умений, включение в процесс,

стимулирование творческого начала. Тренинг может быть

самостоятельной формой методической работы. Проведение тренинга

можно разделить на 4 этапа: идея игры, включающая в себя

понимание цели и задач, организационная подготовка, проведение

игры и подведение итогов. На этапе оргподготовки разрабатываются

правила игры, определяется состав участников. Учитывается возраст,

степень коммуникативности, вовлеченность в процесс. Далее

необходимо установить время проведения, условия и длительность

игры, командность или единоличное участие. Сама игра должна

регламентироваться по времени. Активно используется раздаточный

материал, технические средства, такие как аудио и видео аппаратура.

Целесообразно проводить тренинг в группах численностью от 3 до 6

человек.

Подведение итогов заключается в подробном анализе, оцениваются

успехи и неудачи.

10.Методический мост – новая форма, родившаяся в результате

вынужденного использования дистанционного обучения, удаленной работы

и развития компьютерных технологий. Привлекательность этой формы

методической работы состоит в возможности участия коллег, родителей,

администраторов, находящихся в самых удаленных точках страны и мира.

Главная цель методического моста — все та же, а именно, обмен передовым

педагогическим опытом, распространение инновационных технологий

обучения и воспитания.

11.Виртуальный методический кабинет. Пример такой методической формы

- это всем знакомый «Артресурс». Эта форма включает в себя освещение и

публикацию нормативных документов системы образования всех уровней;

тексты локальных актов, регламентирующих образовательный процесс;

10

официальные программные материалы (образовательные стандарты,

программы учебных курсов, ссылок на ресурсы сети Интернет и др.).

Заключение.

Таким образом, можно утверждать, что методическая работа существенно

влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные

результаты работы образовательного учреждения.

Методическая работа способствует повышению квалификации,

совершенствованию профессиональных знаний.

Целью методической работы является совершенствование профессиональных

знаний и умений педагогов, развитие их творческого потенциала и

повышение эффективности и качества педагогического процесса.

Главное в методической работе - оказание реальной, действенной помощи

преподавателям, обеспечение роста профессионального мастерства, учет

наиболее значимых результатов методической работы.

Приложение: Примерный алгоритм организации методической работы в ДМШ /ДШИ

в начале учебного года.

Мероприятие

Содержание

Срок

исполнения

Исполнитель

1

Педагогический

совет

Администрация

школы

2

Заседание

Методического

совета

Определение

приоритетных

направлений

методической

работы на учебный

год. Примерный

график заседаний.

1 -5 сентября

Зам директора по

КМР, председатель

метод совета.

3

Совещание

председателей

метод. объединений

Координация

работы.

1-10 сентября

Зам директора по

УВР и КМР

4

Методические

совещания на

отделах

Планы работы:

тайм-менеджмент,

обсуждение с

последующим

утверждением.

Сентябрь.

Старшие

преподаватели

отделов.

5

Публикация планов

работы на

официальном сайте

школы

Сентябрь

Ответственный за

работу с сайтом.

11



В раздел образования