Напоминание

Физическое воспитание детей третьего года жизни в условиях адаптивно-развивающей образовательной среды


Автор: Ольга Васильевна Антонова
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: Московский педагогический университет
Населённый пункт: город
Наименование материала: статья
Тема: Физическое воспитание детей третьего года жизни в условиях адаптивно-развивающей образовательной среды
Раздел: высшее образование





Назад




Физическое воспитание детей третьего года жизни в условиях адаптивно-

развивающей образовательной среды

Антонова О. В.

Заместитель заведующего

МАДОУ «Д/с № 22 «Город детства» Московской области

Аннотация:

в

статье

обосновывается

необходимость

разработки

здоровьесберегающих

образовательных

технологий,

способствующих

физическому и психическому развитию ребенка третьего года жизни в

условиях адаптивно-развивающей образовательной среды.

Ключевые слова: дети раннего возраста, физическое и психическое развитие,

адаптивно-развивающая образовательная среда

Физическое воспитание детей может оказать неоценимую помощь в

поддержании, сохранении и формировании здоровья ребёнка, позволит детям

достичь гармоничного развития соответственно возрасту.

Развитие ребенка – это непрерывное взаимодействие физического и

психического начал [4]. На физическое и нервно-психическое развитие ребенка

огромное влияние оказывает становление двигательной функции. Она связано с

функционированием двигательного анализатора. В свою очередь формирование

двигательного анализатора связано с развитием дистантных рецепторов (слуха

и зрения). Но прежде всего оно обусловлено совершенствованием деятельности

тактильных и осязательных рецепторов, а также проприорецептеров.

Учёный Ю.И.Родин [5] считает, что даже «простое» двигательное

действие

представляет

собой

динамическую

многоуровневую

систему,

единство

сенсомоторных

процессов

и

обеспечивающих

его

высших

психических функций, то есть, человеческое движение – это сложная

психическая

функция,

объединяющая

в

себе

множественность

взаимосвязанных элементов, которые, в свою очередь, находятся в постоянном

развитии.

1

Условием

нормального

развития

организма

является

двигательная

активность. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения

детского организма оказывает воздействие на рост и развитие нервно-

психического состояния, функциональные возможности и работоспособность

ребенка.

Двигательная

активность

является

фактором,

которая

не

только

способствует развитию мышечной силы ребенка как таковой, но и увеличивает

энергетические резервы организма. Работа скелетной мускулатуры имеет

огромное значение для развития физиологических систем ребенка. У растущего

организма восстановление израсходованной энергии идет со значительным

превышением, т. е. создается некоторый избыток. Именно поэтому в результате

движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма. Но

это не просто прирост массы, это структурно-энергетическое обеспечение

выполнения еще больших нагрузок по объему и интенсивности.

Биологически

достаточная

двигательная

активность

подразумевает

определенное

количество

движений,

необходимое

для

нормального

психического развития малыша, в том числе и для развития его движений.

Научно

установлено,

что

от

работающих

мышц

импульсы

постоянно

поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым

способствуя

ее

развитию.

Чем

более

точные

движения

приходится

осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений

достигает он, тем успешнее идет процесс его психического развития [2]. Также

установлена зависимость между уровнем двигательной активности детей и их

словарным

запасом,

развитием

речи,

мышлением,

общим

психическим

развитием

[5].

Под

действием

физических

упражнений,

двигательной

активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений,

которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают

их умственную и физическую работоспособность.

В МАДОУ «Д/с № 22 «Город детства» Московской области проводился

педагогический

эксперимент,

направленный

на

осуществление

процесса

2

физического воспитания в условиях адаптивно-развивающей образовательной

среды, что способствовало бы своевременному физическому, двигательному и

психическому развитию детей раннего возраста. Был разработан комплекс

упражнений с использованием ходьбы, бега, лазанья, метания, прыжков,

сопряженных с развитием сенсорной сферы.

Также в результате исследовательской работы были выявлены примерные

показатели развития детей третьего года жизни. Исследование позволило нам

зарегистрировать ряд отличительных особенностей развития детей двух-трех

лет. Это:

достаточно высокие приросты, сопряженный характер и отсутствие полового

диморфизма показателей физического, двигательного и психического развития

детей третьего года жизни;

физическое развитие, становление двигательной и психической функций

детей

третьего

года

жизни

происходит

сопряжено.

Генетическая

детерминированность ростовых процессов моторного и психического развития

постепенно снижается и в большей степени зависит от средовых (включая

педагогические) воздействий. При этом генетическая детерминированность

выражена в большей степени в физическом развитии, а моторное и психическое

развитие детей более чувствительно к средовым воздействиям;

на третьем году жизни более выраженные ростовые процессы обусловливают

дисгармонизацию развития мальчиков. И наоборот выраженное нарастание

массы и объема грудной клетки гармонизируют физическое развитие девочек;

отмечены высокие темпы развития основных движений детей. Значительные

количественные приросты и качественные изменения зафиксированы как у

мальчиков, так и у девочек в формировании навыка ходьбы, бега, прыжка,

метания,

а

также

скоростно-силовых,

скоростных,

координационных

способностей, общей выносливости соотносимы с имеющимися в научной

литературе

сведениями

с

созреванием

мозговых

структур

управления

движениями, так и с формированием сердечно-сосудистой, дыхательной,

3

пищеварительной,

выделительной

и

других

жизненно

важных

систем

организма;

повышение двигательной активности детей 2-3 лет сопряжено с познанием

внешнего мира и своей телесности, развитием манипулятивной деятельности,

перерастанием

ее

в

предметно-манипулятивную,

затем

предметную

деятельность стимулирует развитие восприятия различной модальности, речи,

появлению элементом мысли в виде наглядных форм памяти и мышления.

Происходящие изменения выражаются: в появлении у ребенка третьего года

жизни представлений

о

сенсорных эталонах

величины,

цвета,

формы,

целостного восприятия; в формировании перцептивных действий сначала в

виде целенаправленных проб, затем практического примеривания и зрительной

ориентировки; в развитии мелкой моторики рук; в возрастающей способности к

ситуативно-деловому общению с взрослым по овладению общественно

выработанным смыслом и способом предметного действия.

Также нами выявлено, что на динамично растущего ребенка раннего

возраста обрушиваются различные по модальности средовые воздействия.

Высокая

к

ним

чувствительность

приводит

к

напряженному

функционированию жизненно-важных систем организма и психики может

оказать как благоприятное, так и негативное воздействие на физическое,

психическое развитие и состояние здоровья малыша. Это требует создание в

дошкольной образовательной организации и семье адаптивно-развивающей

образовательной среды в виде пространственных, предметных, санитарно-

гигиенических и социально-психологических условий, которые в совокупности

с

комплексным

применением

здоровьесберегающих

и

развивающих

образовательных технологий выступают ресурсами развития и оздоровления

детей [1].

Таким образом, решение проблемы физического воспитания детей

возможно только в здоровьесозидающей среде в дошкольном учреждении,

которая, в свою очередь, обеспечивается наличием условий сохранения и

укрепления здоровья, т.е. созданием адаптивно-развивающей образовательной

4

среды. Взаимодействуя с внешней средой, ребенок постепенно приобретает

способность

к

гармонии

с

ней.

Средовое

влияние,

обеспеченное

образовательным

пространством,

является

естественным

фактором

педагогического воздействия, решающим фактором становления личности

ребенка.

Элементы культуры, сосредоточенные в окружающей ребенка среде и

специально отобранные педагогом для решения поставленных образовательных

задач,

становятся

образовательными

ресурсами.

Но

для

успешного,

гарантированного влияния на развитие ребенка нужны еще определенные

условия, которые также представляют собой образовательные средовые

ресурсы.

Основными характеристиками адаптивной образовательной среды как

совокупности определенных организационных и психолого-педагогических

признаков являются: безопасность; доступность (безбарьерность); соответствие

особым образовательным потребностям (ориентир на охрану и развитие

нарушенных

анализаторных

систем;

ориентир

на

использование

потенциальных

познавательных

возможностей;

создание

возможностей

полисенсорного восприятия; и др.); насыщенность культурно значимыми

объектами;

полифункциональность;

смысловая

упорядоченность;

развивающий характер; событийность и событийная общность

Важнейшим требованием для моделирования адаптивно-развивающей

среды является всестороннее знание о развивающемся ребенке. Особенностью

раннего

онтогенеза

является

сопряженность

показателей

физического,

сенсорного, моторного и речевого развития детей, возникновение предметного

восприятия

действительности,

наглядно-действенного

мышления,

формирование качественно нового ситуативно-делового типа общения со

взрослым,

появление

самосознания

в

виде

восприятия

себя

активным

субъектом жизнедеятельности («я сам») и выделения своих отличных от

взрослого желаний («я хочу», «я не хочу»). Перечисленные особенности

раннего возраста обусловливают включение в комплексную диагностическую

5

программу разделов, характеризующих физическое, моторное, психическое и

речевое развития ребенка.

Реализация экспериментальной адаптивно-развивающей педагогической

модели способствовало гармонизации физического развития, двигательному и

психическому развитию детей третьего года жизни. Это выразилось в более

высоком проценте детей экспериментальной группы с гармоничным развитием,

статистически достоверных количественных показателях и качественных

характеристиках сформированности навыка ходьбы и бега, тенденции более

высоких показателях в метании на дальность, прыжке в длину с места, лазания.

Систематические физические упражнения в основных движениях и

общеразвивающие упражнения с акцентированием внимания занимающихся на

основных сенсорных характеристиках используемого инвентаря и предметов

стимулировали

психическое

развитие

детей

третьего

года

жизни.

Это

выражалось в преобладании

на заключительной части

педагогического

эксперимента у детей экспериментальной группы по сравнению с их

сверстниками контрольной группы зрительной ориентировки и практического

примеривания

при

выполнении

перцептивных

действий,

предметной

и

предметно-манипулятивной деятельности, достаточно высоком уроне развития

мелкой моторики, налаживании конструктивного взаимодействия со взрослым

при решении диагностических задач.

Литература:

1.

Антонова, О. В. Оздоровление и развитие ребенка раннего возраста (часть 1)

//

Сборник

научных

трудов

XI

Международной

научно-практической

конференции. В 2- х частях. – М, 2019. С. 131-133.

2.

Антонова, О. В. Оздоровление и развитие ребенка раннего возраста (часть 2)

//Современные технологии в физическом воспитании и спорте. Материалы

всероссийской научно-практической конференции с международным участием.

Под ред. А.Ю. Фролова. Тула, 2019. С. 127-131.

3.

Антонова, О. В. Развитие детей третьего года жизни //

Дошкольник.

Методика и практика обучения и воспитания .- № 6.-2020.- С. 43-56.

6

4.

Дворкина, Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических

процессов у детей 3-6 лет [Текст]: дис…канд. пед. наук: 13.00.04 /

Н.И. Дворкина. – Краснодар, 2002. – 189 с.

5.

Родин Ю.И. Психическое развитие детей дошкольного возраста в процессе

обучения движениям [Текст] / Ю.И. Родин // диссертация на соискание уч.

степени

докт.

психол.

наук.

Белгород,

ГОУВПО

«Белгородский

государственный университет, 2009. – 323 с.

7



В раздел образования