Напоминание

Урок литературного чтения во 2 классе."Русские народные сказки о животных. "Петушок - золотой гребешок"


Автор: Жмурова Анна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №64
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок литературного чтения во 2 классе."Русские народные сказки о животных. "Петушок - золотой гребешок"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №64. Открытый урок литературного чтения во 2 классе « Д».
Тема: Русские народные сказки о животных.

«Петушок – золотой гребешок».
Урок подготовила учитель начальных классов Жмурова Анна Викторовна г. Иркутск - 2015 г.

Технологическая карта урока.
Тема урока Русские народные сказки о животных .«Петушок – золотой гребешок» Тип урока Комбинированный Дата урока 11сентября 2015 г Цели урока Учить анализировать структуру сказки; Совершенствовать умения соотносить данную сказку со сказкой –цепочкой, различать сказки авторские и сказки народные; Развивать навыки чтения вслух и про себя. Задачи урока
Развивающие:
1. Развивать выразительные средства речи (умение ставить логические ударения и логические паузы, громкость, тон, темп, тембр и мелодику голоса). 2. Развивать умение читать рассказ по ролям, развивать умение анализировать текст сказки. 3. Расширять кругозор и обогащать словарный запас. 4. Развивать актерские способности и внимательность на уроке.
Обучающие:
1. Познакомить с русской народной сказкой «Петушок – золотой гребешок». 2. Формировать правильное осознанное чтение целыми словами. 3. Обеспечивать целостное восприятие и понимание текста. 4. Закреплять умение прогнозировать текст на основе заголовка, находить основную мысль текста. 5. Устанавливать межпредметную связь с русским языком.
Воспитательные:
1. Воспитывать коммуникативные умения работать в группах. 2. Воспитание на примере героев сказки чувства ответственности за своих друзей, желание прийти на помощь в трудную минуту. 3. Воспитывать любовь к литературному наследию русского народа. Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; Индивидуальная, фронтальная , групповая; Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Научатся: распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки); соотносить данную сказку со сказкой –цепочкой; читать вслух и про себя; различать сказки авторские и народные;
Получат возможность научиться: делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, средства художественной выразительности (олицетворение).
Метапредметные:
Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные - выделять существенную информацию из текстов разных видов; Коммуникативные - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные:
представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках. Образовательные ресурсы Выставка сборников с русскими народными сказками. Презентация к уроку. Карточки для работы в паре, группе.
Организационная структура урока:
Этап урока (задания и упражнения) Деятельность учителя Деятельность учеников Универсальные учебные действия
Организационны

й момент

(
Эмоциональная, психологическая и мотивационная под-готовка обучающихся к усвоению изучаемого материала) Учитель читает стихотворение
Прозвенел уже звонок

Начинать пора урок.

Наступила тишина.

Сказка в гости к нам пришла.
Проверяет готовность к уроку. Приветствует учащихся. Сообщают о готовности к уроку. Определение самоготовности .
Личностные:
правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные:
самостоятельно организовывают свое рабочее место.
Подготовка к

восприя-тию
Задаёт вопросы и комментирует ответы обучающихся, предлагает сформулировать цель Определяют задачи чтения и
Познавательные:
ориентируются в учебной

произведения.

Сообщение темы

урока.
( Определение целей урока. Составление плана работы с произведением) урока. Определение приёма подготовки к восприятию произведения в соответствии с уровнем литературного развития класса; в соответствии со своими читательскими предпочтениями. -Любите ли вы читать сказки? Почему? - В сказках происходят не только разные чудеса и приключения.
Сказка – это мудрость народа, его

мечты и желания.
-Как вы думаете, почему говорят:
« Сказка – ложь,

да в ней намёк- добрым молодцам урок?
- Посмотрите на выставку книг. Прочитайте названия сказок. «
Царевна – лягушка»,

«Петушок – золотой гребешок»,

«Кот и лиса»,

«По щучьему веленью»,

«Заюшкина избушка»
-Как их можно назвать? -Выберите среди них волшебные сказки. Докажите свою точку зрения. (1и 4, так как в них происходят чудеса – волшебство, есть волшебный помощник, магическое число 3) -Рассмотрите обложки оставшихся книг. Кто на них нарисован? (Звери) -Это сказочные звери или настоящие? (Это сказочные звери, так как они одеты, как люди, в народные костюмы) -Кто герои этих сказок? (Сказочные животные) -Как можно назвать такие сказки? - Сформулируйте тему нашего урока.
Мы будем читать русскую народную сказку о
составляют план книге: читают язык условных обозначений; находят нужный текст по странице «Содержание».
Регулятивные:
определяют тему и цели урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний.

животных.
Откройте, пожалуйста, оглавление в учебнике на стр.2. Определите какую русскую народную сказку о животных мы будем сегодня читать . Назовите страницу на которой нужно открыть учебник. (23)Выбор сказки вам поможет сделать наша выставка книг. Давайте спланируем нашу работу: 1.Раз это для нас новое произведение, значит с ним нужно сначала познакомиться. (Прочитать текст) 2.Объяснить незнакомые слова. (Работа со словарем) 3.Познакомиться с характерами персонажей этой сказки. (Дать характеристику героям) 4.Подумаем над тем, чему учит эта сказка. 5.Продолжим работу над выразительным чтением.

Первичное

восприятие

текста.
( Первичное чтение текста. Проверка первичного чтения, Работа с толковым словарем) Определение вида первичного чтения (комбинированное) с учетом специфики текста., возможностей обучающихся. Определение способа выявления первичного восприятия(беседа по вопросам) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся. Откройте учебник на с.23.Прочитайте название сказки. («Петушок – золотой гребешок. Русская народная сказка) -Прочитайте слова, записанные на доске. Они встретятся у вас в сказке. Знаете ли вы их значение?
Строго наказывать
- дать наставления в строгой форме.
Домовничать
– Находиться дома для присмотра за хозяйством.
Проведала-
узнала.
Гусельцы
- уменьшительно-ласкательная форма слова «гусли», музыкальный струнный инструмент.
Натренькивать-
играть, бренчать на музыкальном инструменте.
Лисафья (
лиса)
Кума
– дальняя родственница.
Лукошко-
небольшая корзина из прутьев, используемая для грибов и ягод. А теперь прочитаем сказку вместе : песенку за лисичку будут читать девочки, песенку за петушка читают мальчики, остальной текст –подготовленные ребята. Ученики читают текст вместе : песенку за лису читают девочки хором, песенку за Петушка читают мальчики, остальной текст читают подготовленные ученики.
Личностные
: способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные:
работают со справочной литературой; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
Регулятивные:
прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала; определяют план выполнения заданий на уроке; корректируют выполнение задания в дальнейшем; выполняют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении
Коммуникативные:
чтение по цепочке

Мотивация к

анализу и

перечитыванию

текста.
( Беседа по содержанию произведения) -Понравилась ли вам сказка? Чем? А наше общее чтение? -Назовите героев. Сколько их? (Кот, дрозд, лиса, петушок) -Дадим характеристику каждого героя. -Кто из них слабый и нуждается в защите? (Петушок) -Какой он по характеру? (Доверчивый ,глупый, наивный)Докажите строчками из текста. -А кто из героев хитрый и коварный? (Лиса) -Кто из персонажей сказки защитники и победители? (кот и дрозд) -Как они выручали петушка?(Бросились в погоню, отняли петушка у лисы. Кот драл лису, а дрозд её клевал) -О чем вам говорят их действия? (Они любили петушка, заботились о нем, берегли его) - кого напоминают эти животные?(Своими поступками они напоминают людей) - А чем еще похожи на людей? (Они разговаривают как люди) - так какие же признаки сказки о животных мы нашли?(Герои – животные,Они разговаривают и совершают поступки как люди, наделены человеческими чертами характера) -Кто же главный герой (самый умный и сильный) в этой сказке? (В этой сказке два главных героя – кот и дрозд) -Почему вы так думаете? (они защитники) -Главные герои в сказках те, которые защищают слабых. -Прочитай записанные на доске пословицы и
Личностные:
осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные:
умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; подробно пересказывают прочитанное.
Регулятивные:
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполняют оценку своего задания
Коммуникативные:
чтение по ролям
поговорки. 1.
Как аукнется, так и откликнется.

2.На языке медок, а в уме ледок.

3.Друг познается в беде.
-Какие из них подходят к сказке и почему? (Вторая – лиса ласково пела, а на самом деле хотела съесть петушка. Третья – кот и дрозд не бросили в трудной ситуации петушка, а показали себя сильными, смелыми) -Чему учит эта сказка? (Выручай попавших в беду друзей, будь благоразумен и осторожен) - Кто помог нам прочитать эту сказку? Как вы понимаете выражение « в пересказе А.Толстого»? (Услышал, пересказал и записал)
физкультминутка Жили Котик (растопырить пальцы) с Петушком (махи руками) У лесной опушки, Но однажды Лисонька (круг головой) Подкралась к избушке (сделать руками крышу). Утащила Петушка За высоки горы (потянуться на носочках), Утащила Петушка В свою лисью нору (присесть). Дрозд и котик в лес пошли (ходьба на месте) И нору Лисы нашли (присесть). Кот и дрозд спасли дружка - (погладить макушку) Петю-Петю-Петушка (махи руками). Исходное положе-ние – ноги на ширине плеч. Декларируют стихотворение, выполняя дви- жения.
Личностные
: положительное отношение к двигательной активности; р а з в и т и е м о т и в а ц и и достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизировать с в о и л и ч н о с т н ы е и ф и з и ч е с к и е р е с у р с ы стрессоустойчивости; освоение правил здорового и бе зопасного о б р а з а жизни.
Синтетическая (обобщающая) работа с текстом. (Обобщающая беседа по тексту. Выполнение творческих заданий) Беседа по тексту. Определение смыслов в тексте. Организация коллективной дискуссии. Выбор творческого задания. Работа с иллюстрацией. Подробный пересказ по картинному плану, с опорой на подбор слов из текста. Определение главных и второстепенных героев. Сравнение героев. - Какими словами обычно начинаются сказки? -Эта часть сказки называется «зачин». Кто желает выразительно прочитать зачин сказки «Петушок – золотой гребешок»? -Что происходит в этой сказке сразу после зачина? Прочитайте вслух первую часть сказки. - Почему лисе удалось унести петушка? -Что стало с петушком? - Кто его спас? -Пошел ли на пользу петушку полученный урок, как вы думаете? Подтвердите с помощью текста свою мысль. - Сравните поведение петушка в 1-й и 2-й части. - Сразу ли петушок выглянул после того, как лиса пропела песенку? Давайте перейдем к прочтению следующей 3-й части. - Как повели себя в этой ситуации кот и дрозд? -Каким способом они спасли петушка? -Вспомните, какой была песня лисы? С какими словами и с какой интонацией обращалась лиса к петушку? Для чего она так пела? -Посмотрите фрагмент мультфильма «Петушок – золотой гребешок" и послушайте, каким голосом выманивала лиса петушка. - Одинаковым ли тоном нужно читать слова за лису, петушка, кота? Осуществляют выборочное чтение. Читают по цепочке , по ролям
Личностные:
осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; выполняют оценку жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм
Познавательные:
быстро находят выделенный фрагмент текста,
Регулятивные:
соотносят выполненное задание с образцом
Коммуникативные:
работают с соседом по парте, осуществляют взаимопроверку.

Подведение

итогов.

Рефлексия
Предлагает оценить свою работу на уроке. Проводит беседу по вопросам. -Что мы сегодня исследовали? -С каким произведением познакомились? Каким по жанру оно является? Что вам понравилось? -Чем же закончилась сказка? Благодаря чему петушок был спасен? -Чему учит эта сказка?
Эта сказка учит нас быть дружными и уметь

дорожить дружбой.

-
Как вы думаете , а в нашей реальной жизни дружба, взаимопомощь важны? Демонстрирует изображение петушка. - Ребята , посмотрите, какой петушок вышел к нам из сказки. Что у него не раскрашено? Поможем ему. Разукрасим хвост. Кому наш урок понравился –берет перышко яркое-желтое, оранжевое, красное, зеленое. А кому не очень понравилось – пусть возьмет серое или коричневое перышко. Ученики по очереди выходят к доске, прикрепляют перышки к хвосту петушка. Отвечают на вопросы . Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, достигнут или нет результат
Личностные:
понимают значение знаний для человека и принимают его; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные:
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы Домашнее задание Организует выбор домашнего задания в соответствии с результатами урока, целей следующего урока. Поясняет домашнее задание. 1.Подготовить выразительное чтение сказки. 2. Подготовить чтение по ролям. 3. Выучить наизусть песенку лисы, песенку кота или призыв петушка о помощи. 4. Подготовить творческий пересказ сказки от лица лисы. Записывают домашнее задание -Наш урок подошел к концу. Мы скажем сказке «До
свидания». Я благодарю всех за работу на уроке. Урок окончен.


В раздел образования