Урок литературного чтения во 2 классе."Русские народные сказки о животных. "Петушок - золотой гребешок"
Автор: Жмурова Анна Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №64 Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Урок литературного чтения во 2 классе."Русские народные сказки о животных. "Петушок - золотой гребешок" Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города
Иркутска
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №64.
Открытый урок литературного чтения
во 2 классе « Д».
Тема: Русские народные сказки о животных.
«Петушок – золотой гребешок».
Урок подготовила
учитель начальных классов
Жмурова Анна Викторовна
г. Иркутск - 2015 г.
Технологическая карта урока.
Тема урока
Русские народные сказки о животных .«Петушок – золотой гребешок»
Тип урока
Комбинированный
Дата урока
11сентября 2015 г
Цели урока
Учить анализировать структуру сказки;
Совершенствовать умения соотносить данную сказку со сказкой –цепочкой, различать сказки
авторские и сказки народные;
Развивать навыки чтения вслух и про себя.
Задачи урока
Развивающие:
1.
Развивать выразительные средства речи (умение ставить логические ударения и логические
паузы, громкость, тон, темп, тембр и мелодику голоса).
2.
Развивать умение читать рассказ по ролям, развивать умение анализировать текст сказки.
3.
Расширять кругозор и обогащать словарный запас.
4.
Развивать актерские способности и внимательность на уроке.
Обучающие:
1.
Познакомить с русской народной сказкой «Петушок – золотой гребешок».
2.
Формировать правильное осознанное чтение целыми словами.
3.
Обеспечивать целостное восприятие и понимание текста.
4.
Закреплять умение прогнозировать текст на основе заголовка, находить основную мысль
текста.
5.
Устанавливать межпредметную связь с русским языком.
Воспитательные:
1.
Воспитывать коммуникативные умения работать в группах.
2.
Воспитание на примере героев сказки чувства ответственности за своих друзей, желание
прийти на помощь в трудную минуту.
3.
Воспитывать любовь к литературному наследию русского народа.
Методы и формы
обучения
Объяснительно-иллюстративный;
Индивидуальная, фронтальная , групповая;
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные:
Научатся: распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки); соотносить данную
сказку со сказкой –цепочкой; читать вслух и про себя; различать сказки авторские и народные;
Получат возможность научиться: делать элементарный анализ литературных текстов, используя
понятия фольклорная и авторская литература, средства художественной выразительности
(олицетворение).
Метапредметные:
Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные - выделять существенную информацию из текстов разных видов;
Коммуникативные - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве.
Личностные: представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов,
моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках.
Образовательные
ресурсы
Выставка сборников с русскими народными сказками. Презентация к уроку. Карточки для работы в
паре, группе.
Организационная структура урока:
Этап урока
(задания и
упражнения)
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
Универсальные учебные
действия
Организационны
й момент
( Эмоциональная,
психологическая и
мотивационная
под-готовка
обучающихся к
усвоению
изучаемого
материала)
Учитель читает стихотворение
Прозвенел уже звонок
Начинать пора урок.
Наступила тишина.
Сказка в гости к нам пришла.
Проверяет готовность к уроку. Приветствует
учащихся.
Сообщают о
готовности к
уроку.
Определение
самоготовности
.
Личностные: правильно
идентифицируют себя с
позицией школьника.
Регулятивные:
самостоятельно
организовывают свое
рабочее место.
Подготовка к
восприя-тию
Задаёт вопросы и комментирует ответы
обучающихся, предлагает сформулировать цель
Определяют
задачи чтения и
Познавательные:
ориентируются в учебной
произведения.
Сообщение темы
урока.
( Определение
целей урока.
Составление плана
работы с
произведением)
урока. Определение приёма подготовки к
восприятию произведения в соответствии с уровнем
литературного развития класса; в соответствии со
своими читательскими предпочтениями.
-Любите ли вы читать сказки? Почему?
- В сказках происходят не только разные чудеса и
приключения. Сказка – это мудрость народа, его
мечты и желания.
-Как вы думаете, почему говорят: « Сказка – ложь,
да в ней намёк- добрым молодцам урок?
- Посмотрите на выставку книг. Прочитайте названия
сказок.
« Царевна – лягушка»,
«Петушок – золотой гребешок»,
«Кот и лиса»,
«По щучьему веленью»,
«Заюшкина избушка»
-Как их можно назвать?
-Выберите среди них волшебные сказки. Докажите
свою точку зрения.
(1и 4, так как в них происходят чудеса –
волшебство, есть волшебный помощник, магическое
число 3)
-Рассмотрите обложки оставшихся книг. Кто на них
нарисован? (Звери)
-Это сказочные звери или настоящие? (Это
сказочные звери, так как они одеты, как люди, в
народные костюмы)
-Кто герои этих сказок? (Сказочные животные)
-Как можно назвать такие сказки?
- Сформулируйте тему нашего урока.
Мы будем читать русскую народную сказку о
составляют
план
книге: читают язык
условных обозначений;
находят нужный текст по
странице «Содержание».
Регулятивные:
определяют тему и цели
урока; составляют план и
последовательность
действий; прогнозируют
результат и уровень
усвоения знаний.
животных.
Откройте, пожалуйста, оглавление в учебнике на
стр.2. Определите какую русскую народную сказку о
животных мы будем сегодня читать . Назовите
страницу на которой нужно открыть учебник.
(23)Выбор сказки вам поможет сделать наша
выставка книг.
Давайте спланируем нашу работу:
1.Раз это для нас новое произведение, значит с ним
нужно сначала познакомиться. (Прочитать текст)
2.Объяснить незнакомые слова. (Работа со словарем)
3.Познакомиться с характерами персонажей этой
сказки. (Дать характеристику героям)
4.Подумаем над тем, чему учит эта сказка.
5.Продолжим работу над выразительным чтением.
Первичное
восприятие
текста.
( Первичное чтение
текста.
Проверка
первичного чтения,
Работа с толковым
словарем)
Определение вида первичного чтения
(комбинированное) с учетом специфики текста.,
возможностей обучающихся. Определение способа
выявления первичного восприятия(беседа по
вопросам) с учетом особенностей текста,
возрастных и индивидуальных возможностей
обучающихся.
Откройте учебник на с.23.Прочитайте название
сказки.
(«Петушок – золотой гребешок. Русская народная
сказка)
-Прочитайте слова, записанные на доске. Они
встретятся у вас в сказке. Знаете ли вы их значение?
Строго наказывать - дать наставления в строгой
форме.
Домовничать – Находиться дома для присмотра за
хозяйством.
Проведала- узнала.
Гусельцы - уменьшительно-ласкательная форма
слова «гусли», музыкальный струнный инструмент.
Натренькивать- играть, бренчать на музыкальном
инструменте.
Лисафья ( лиса)
Кума – дальняя родственница.
Лукошко- небольшая корзина из прутьев,
используемая для грибов и ягод.
А теперь прочитаем сказку вместе : песенку за
лисичку будут читать девочки, песенку за петушка
читают мальчики, остальной текст –подготовленные
ребята.
Ученики
читают текст
вместе :
песенку за лису
читают девочки
хором, песенку
за Петушка
читают
мальчики,
остальной текст
читают
подготовленные
ученики.
Личностные : способны
адекватно судить о
причинах своего успеха
или неуспеха в учении,
связывая успехи с
усилиями, трудолюбием.
Познавательные: работают
со справочной
литературой; сравнивают и
группируют предметы,
объекты по нескольким
основаниям; находят
закономерности;
осуществляют выбор
оснований и критериев для
сравнения, классификации
объектов
Регулятивные:
прогнозируют результаты
уровня усвоения
изученного материала;
определяют план
выполнения заданий на
уроке; корректируют
выполнение задания в
дальнейшем; выполняют
оценку своего задания по
следующим параметрам:
легко выполнять, возникли
сложности при
выполнении
Коммуникативные:
чтение по цепочке
Мотивация к
анализу и
перечитыванию
текста.
( Беседа по
содержанию
произведения)
-Понравилась ли вам сказка? Чем? А наше общее
чтение?
-Назовите героев. Сколько их? (Кот, дрозд, лиса,
петушок)
-Дадим характеристику каждого героя.
-Кто из них слабый и нуждается в защите?
(Петушок)
-Какой он по характеру? (Доверчивый ,глупый,
наивный)Докажите строчками из текста.
-А кто из героев хитрый и коварный? (Лиса)
-Кто из персонажей сказки защитники и победители?
(кот и дрозд)
-Как они выручали петушка?(Бросились в погоню,
отняли петушка у лисы. Кот драл лису, а дрозд её
клевал)
-О чем вам говорят их действия? (Они любили
петушка, заботились о нем, берегли его)
- кого напоминают эти животные?(Своими
поступками они напоминают людей)
- А чем еще похожи на людей? (Они разговаривают
как люди)
- так какие же признаки сказки о животных мы
нашли?(Герои – животные,Они разговаривают и
совершают поступки как люди, наделены
человеческими чертами характера)
-Кто же главный герой (самый умный и сильный) в
этой сказке? (В этой сказке два главных героя – кот
и дрозд)
-Почему вы так думаете? (они защитники)
-Главные герои в сказках те, которые защищают
слабых.
-Прочитай записанные на доске пословицы и
Личностные: осознают
свои возможности в
учении; способны
адекватно судить о
причинах своего успеха
или неуспеха в учении,
связывая успехи с
усилиями, трудолюбием.
Познавательные: умеют
ориентироваться в
учебнике: отвечают на
простые и сложные
вопросы учителя, сами
задают вопросы, находят
нужную информацию в
учебнике; подробно
пересказывают
прочитанное.
Регулятивные:
прогнозируют результаты
уровня усвоения
изучаемого материала;
определяют план
выполнения заданий на
уроке; соотносят
выполненное задание с
образцом, предложенным
учителем; выполняют
оценку своего задания
Коммуникативные:
чтение по ролям
поговорки.
1. Как аукнется, так и откликнется.
2.На языке медок, а в уме ледок.
3.Друг познается в беде.
-Какие из них подходят к сказке и почему?
(Вторая – лиса ласково пела, а на самом деле хотела
съесть петушка. Третья – кот и дрозд не бросили в
трудной ситуации петушка, а показали себя
сильными, смелыми)
-Чему учит эта сказка? (Выручай попавших в беду
друзей, будь благоразумен и осторожен)
- Кто помог нам прочитать эту сказку? Как вы
понимаете выражение « в пересказе А.Толстого»?
(Услышал, пересказал и записал)
физкультминутка
Жили Котик (растопырить пальцы)
с Петушком (махи руками)
У лесной опушки,
Но однажды Лисонька
(круг головой)
Подкралась к избушке
(сделать руками крышу).
Утащила Петушка
За высоки горы
(потянуться на носочках),
Утащила Петушка
В свою лисью нору
(присесть).
Дрозд и котик в лес пошли
(ходьба на месте)
И нору Лисы нашли
(присесть).
Кот и дрозд спасли дружка -
(погладить макушку)
Петю-Петю-Петушка
(махи руками).
Исходное
положе-ние
–
ноги на ширине
плеч.
Декларируют
стихотворение,
выполняя
дви-
жения.
Личностные :
положительное
отношение
к двигательной активности;
р а з в и т и е
м о т и в а ц и и
достижения и готовности к
преодолению
трудностей
на основе конструктивных
стратегий
совладания
и
умения
мобилизировать
с в о и
л и ч н о с т н ы е
и
ф и з и ч е с к и е
р е с у р с ы
стрессоустойчивости;
освоение правил здорового
и
бе зопасного
о б р а з а
жизни.
Синтетическая
(обобщающая)
работа с текстом.
(Обобщающая
беседа по тексту.
Выполнение
творческих
заданий)
Беседа по тексту. Определение смыслов в тексте.
Организация коллективной дискуссии. Выбор
творческого задания. Работа с иллюстрацией.
Подробный пересказ по картинному плану, с опорой
на подбор слов из текста. Определение главных и
второстепенных героев. Сравнение героев.
- Какими словами обычно начинаются сказки?
-Эта часть сказки называется «зачин». Кто желает
выразительно прочитать зачин сказки «Петушок –
золотой гребешок»?
-Что происходит в этой сказке сразу после зачина?
Прочитайте вслух первую часть сказки.
- Почему лисе удалось унести петушка?
-Что стало с петушком?
- Кто его спас?
-Пошел ли на пользу петушку полученный урок, как
вы думаете? Подтвердите с помощью текста свою
мысль.
- Сравните поведение петушка в 1-й и 2-й части.
- Сразу ли петушок выглянул после того, как лиса
пропела песенку?
Давайте перейдем к прочтению следующей 3-й
части.
- Как повели себя в этой ситуации кот и дрозд?
-Каким способом они спасли петушка?
-Вспомните, какой была песня лисы? С какими
словами и с какой интонацией обращалась лиса к
петушку? Для чего она так пела?
-Посмотрите фрагмент мультфильма «Петушок –
золотой гребешок" и послушайте, каким голосом
выманивала лиса петушка.
- Одинаковым ли тоном нужно читать слова за лису,
петушка, кота?
Осуществляют
выборочное
чтение. Читают
по цепочке , по
ролям
Личностные: осознают
свои возможности в
учении; способны
адекватно судить о
причинах своего успеха
или неуспеха в учении,
связывая успехи с
усилиями, трудолюбием;
выполняют оценку
жизненных ситуаций и
поступков героев
художественных текстов с
точки зрения
общечеловеческих норм
Познавательные: быстро
находят выделенный
фрагмент текста,
Регулятивные: соотносят
выполненное задание с
образцом
Коммуникативные:
работают с соседом по
парте, осуществляют
взаимопроверку.
Подведение
итогов.
Рефлексия
Предлагает оценить свою работу на уроке.
Проводит беседу по вопросам.
-Что мы сегодня исследовали?
-С каким произведением познакомились? Каким по
жанру оно является? Что вам понравилось?
-Чем же закончилась сказка? Благодаря чему
петушок был спасен?
-Чему учит эта сказка?
Эта сказка учит нас быть дружными и уметь
дорожить дружбой.
- Как вы думаете , а в нашей реальной жизни дружба,
взаимопомощь важны?
Демонстрирует изображение петушка.
- Ребята , посмотрите, какой петушок вышел к нам из
сказки. Что у него не раскрашено?
Поможем ему. Разукрасим хвост. Кому наш урок
понравился –берет перышко яркое-желтое,
оранжевое, красное, зеленое.
А кому не очень понравилось – пусть возьмет серое
или коричневое перышко.
Ученики по очереди выходят к доске, прикрепляют
перышки к хвосту петушка.
Отвечают на
вопросы .
Определяют
свое
эмоциональное
состояние на
уроке. Проводят
самооценку,
рефлексию.
Проговаривают
цель урока,
достигнут или
нет результат
Личностные: понимают
значение знаний для
человека и принимают его;
выполняют осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной
форме.
Регулятивные:
прогнозируют результаты
уровня усвоения
изучаемого материала;
выделяют и осознают то,
что уже усвоено и что еще
нужно усвоить, осознают
качество и уровень
усвоения; выполняют
оценку результатов работы
Домашнее задание
Организует выбор домашнего задания в
соответствии с результатами урока, целей
следующего урока. Поясняет домашнее задание.
1.Подготовить выразительное чтение сказки.
2. Подготовить чтение по ролям.
3. Выучить наизусть песенку лисы, песенку кота или
призыв петушка о помощи.
4. Подготовить творческий пересказ сказки от лица
лисы.
Записывают
домашнее
задание
-Наш урок подошел к концу. Мы скажем сказке «До
свидания». Я благодарю всех за работу на уроке.
Урок окончен.