Напоминание

КОС по дисциплине Электронная техника


Автор: Макарова Лариса Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения факультет СПО
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Комплект оценочных средств
Тема: КОС по дисциплине Электронная техника
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Комплект

контрольно-оценочных средств

учебной дисциплины

«Электронная техника»

образовательной программы среднего профессионального образования

(ОП СПО)

по специальности

12.02.01 «Авиационные приборы и комплексы»

Санкт-Петербург

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки

образовательных

достижений

обучающихся,

освоивших

программу

учебной

общепрофессиональной дисциплины «Электронная техника» .

КОС

включают

контрольные

материалы

для

проведения

текущей

и

промежуточной аттестации в форме

экзамена.

КОС разработаны на основании положений:

образовательной

программы

среднего

профессионального

образования

по

специальности СПО 12.02.01 «Авиационные приборы и комплексы», программы учебной

дисциплины «Электронная техника» по указанной специальности.

2. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

Текущий контроль результатов освоения учебной дисциплины в соответствии с

рабочей программой и календарно-тематическим планом происходит при использовании

следующих обязательных форм контроля:

- выполнение и защита лабораторных работ;

- проверка выполнения самостоятельной работы студентов;

- проверка выполнения контрольных работ;

Во время проведения учебных занятий дополнительно используются следующие

формы текущего контроля – устный опрос, решение задач, тестирование по темам

отдельных занятий.

Промежуточная аттестация по учебной дисциплине – экзамен..

2

3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ВИДАМ КОНТРОЛЯ

Результаты обучения

Основные показатели оценки результата

Виды аттестации

3

(освоенные умения, усвоенные

знания)

Текущий

контроль

Промежуточная

аттестация

Код

Результат

У1

производить электрический

расчет аналоговых электронных

устройств.

-

экспертное наблюдение и оценка выполнения

лабораторных работ;

- оценка уровня усвоения обучающимися материала

тем во время промежуточной аттестации

ЛР№ 6-14

Э(Р)

З1

физические основы

электронной техники;

- оценка уровня усвоения обучающимися материала

тем во время промежуточной аттестации

Э(У)

З2

диоды, транзисторы,

фотоэлектронные излучающие

приборы;

-

экспертное наблюдение и оценка выполнения

лабораторных работ;

-оценка уровня усвоения обучающимися материала

тем во время промежуточной аттестации

- о

ценка уровня усвоения обучающимися материала

тем при выполнении контрольных работ

ЛР№1-5

КР по теме

«Полупроводнико-

вые приборы»

Э(У)

З3

устройства отображения

информации;

- оценка уровня усвоения обучающимися материала

тем во время промежуточной аттестации

Э(У)

З4

основы микроэлектроники,

цифровые электронные схемы

-

экспертное наблюдение и оценка выполнения

лабораторных работ;

-оценка уровня усвоения обучающимися материала

тем во время промежуточной аттестации

ЛР№ 15-20

Э(У)

З5

аналоговую схемотехнику.

-

экспертное наблюдение и оценка выполнения

лабораторных работ;

- оценка уровня усвоения обучающимися материала

тем во время промежуточной аттестации

- о

ценка уровня усвоения обучающимися материала

тем при выполнении контрольных работ

ЛР№ 6-14

КР по теме

«Электронные

усилители»

Э(У) Э(Р)

4

Вид контрольного задания:

Р- расчетное

Т - тестовое

Г – графическое

РГ – расчётно-графическое-

У – устный ответ

ЛР – лабораторная работа

ПР – практическая работа

5

4. КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО

КОНТРОЛЯ

4.1. КОС для текущего контроля по темам 1.2 - 1.4 раздела 1 «Электронные

приборы»

Производится оценка знаний и умений аттестуемых:

З 2- Диоды, транзисторы, фотоэлектронные излучающие приборы

У1-Производить электрический расчет параметров элементов аналоговых электронных

устройств.

4.1.1. Условия аттестации

Аттестация проводится в форме контрольной работы (4 варианта) по завершению

освоения учебного материала раздела 1 «Электронные приборы» по теме

«Полупроводниковые приборы», к контрольной работе допускаются все обучающиеся.

4.1.2. Структура оценочного средства

Инструкция по выполнению работы.

При выполнении контрольной работы должны быть даны письменные ответы на

каждое из 9 заданий: изображены характеристики с обозначениями по осям, условные

графические обозначения п/п приборов, приведены необходимые формулы и расчеты,

даны названия характеристик, определен физический смысл h-параметров.

Типовой вариант задания:

Вариант №1

Вопросы

1.

Указать статические выходные характеристики транзистора в схеме с ОБ

Рис.1 Рис.2

Рис.3

Рис.4

2.

Указать условное графическое изображение динистора

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Рис.4

3.

В статическом режиме транзистора определить ток коллектора I

к

, если:

6

h

21Э

= 22, I

Э

= 15 mA

4.

Определить коэффициент передачи транзистора по току в схеме с ОК, если:

I

Э

=16 mA, I

Б

= 2 mA

5.

Указать нагрузочную прямую, соответствующую R

H

=250 Ом, Е

К

=10В

6.

На ВАХ тиристора указать участок, соответствующий отрицательному

сопротивлению.

7.

Указать условное обозначение полевого канального транзистора с каналом n-типа

Рис.1 рис.2 рис.3 рис.4

8.

Указать физический смысл параметра h

21

1. Входное сопротивление

2. Коэффициент передачи тока

7

3. Коэффициент обратной связи

4. Выходная проводимость

9.

Как называется статическая характеристика транзистора, записанная в виде:

I

Б

=ƒ(U

Б-Э

) при U

К-Э

= const.

1. Выходная в схеме с ОБ

2. Выходная в схеме с ОЭ

3. Входная в схеме с ОБ

12. Входная в схеме с ОЭ

4.1.3. Критерии оценки

«Отлично» - обучающийся выполнил работу без ошибок, допустил не более

одного недочета.

«Хорошо» - обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней

не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.

«Удовлетворительно» - обучающийся выполнил не менее половины работы или

допустил не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой и одной негрубой

ошибки и одного недочета, или не более двух-трех негрубых ошибок, или

одной

негрубой ошибки и трех недочетов.

«Неудовлетворительно» - обучающийся допустил число ошибок и недочетов

превосходящее

норму,

при

которой

может

быть

выставлена

оценка

«удовлетворительно», или если правильно выполнил менее половины работы.

4.2. КОС для текущего контроля по темам 3.1 – 3.4 раздела 3 «Усилители и

генераторы»

Производится оценка знаний и умений аттестуемых:

У 1- Производить электрический расчет аналоговых электронных устройств

З 5 – Аналоговую схемотехнику.

4.2.1. Условия аттестации

8

Аттестация проводится в форме контрольной работы (4 варианта) по завершению

освоения учебного материала раздела 3 «Усилители и генераторы» по теме «Электронные

усилители», к контрольной работе допускаются все обучающиеся.

4.2.2. Структура оценочного средства

Инструкция по выполнению работы

При выполнении контрольной работы должны быть даны письменные ответы на

каждое из 6 заданий: составлена схема электрическая принципиальная, приведены

необходимые формулы и расчеты, перечислены достоинства и недостатки заданного

режима работы усилителя, представлена схема заданной обратной связи, объяснено

назначение отдельных элементов схем усилителей.

Типовой вариант задания:

Вариант 1

1. Составить схему УНЧ, где 1-й каскад – резистивный по схеме с ОЭ на составном

транзисторе, 2-й – резистивный по схеме с ОЭ, 3-й каскад – эмиттерный повторитель.

2. Для транзисторного УНЧ, собранного по схеме с ОЭ, определить коэффициент

усиления по току (К

I

), если известно:

I

Б

= 0,3 мА, U

Б

= 100мВ, I

К

= 6 мА, U

К

= 5В.

3. Перечислить достоинства и недостатки усилителя, работающего в режиме А.

4. Дать схему параллельной обратной связи по напряжению.

5.Что такое составной транзистор и его назначение.

6. Как реагирует дифференциальный усилитель на синфазный сигнал?

4.2.3. Критерии оценки

«Отлично» - обучающийся выполнил работу без ошибок, допустил не более

одного недочета.

«Хорошо» - обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней

не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.

«Удовлетворительно» - обучающийся выполнил не менее половины работы или

допустил не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой и одной негрубой

ошибки и одного недочета, или не более двух-трех негрубых ошибок, или

одной

негрубой ошибки и трех недочетов.

«Неудовлетворительно» - обучающийся допустил число ошибок и недочетов

9

превосходящее

норму,

при

которой

может

быть

выставлена

оценка

«удовлетворительно» или, если правильно выполнил менее половины работы.

5.

КОМПЛЕКТ

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ

СРЕДСТВ

ДЛЯ

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

5.1. Назначение

КОС предназначен для промежуточной аттестации по учебной дисциплине

Электронная техника и оценки знаний и умений аттестуемых:

З1 - физические основы электронной техники

З2 - диоды, транзисторы, фотоэлектронные излучающие приборы

З3 - устройства отображения информации

З4 - основы микроэлектроники, цифровые электронные схемы

З5 - аналоговую схемотехнику

У1- производить электрический расчет аналоговых электронных устройств

Промежуточная аттестация в пятом

семестре проводится в форме устного

экзамена по завершению освоения всех тем учебной дисциплины, запланированных на 4 и

5 семестр. Условием допуска к экзамену является положительные результаты текущего

контроля, выполнение лабораторных работ №№ 1-20 за весь курс обучения

5.3 Структура оценочного средства

Инструкция по выполнению работы:

Экзамен проводится в учебной аудитории.

Количество экзаменационных билетов -30. Экзаменационный билет состоит из трех

заданий:

1 и 2 - устный ответ на вопрос (контроль З1, З2, З3, З4, З5)

3 – практическое задание (контроль У1, З1, З2, З4, З5).

Экзаменационные вопросы

(1 и 2 вопрос билета)

1.

Краткие сведения из истории развития электроники. Перспективы развития

электронной техники.

2.

Собственная и примесная проводимость полупроводников.

3.

Равновесное состояние р-n перехода.

4.

Прямое и обратное включение р-n перехода.

5.

Полупроводниковые диоды. Классификация. Маркировка. Выпрямительные диоды.

10

Устройство, ВАХ, принцип работы, применение.

6.

Стабилитроны. ВАХ, принцип работы, применение.

7.

Туннельные диоды. ВАХ, принцип работы, применение.

8.

Варикапы. ВФХ, принцип работы, применение.

9.

Транзисторы. Маркировка. Принцип действия биполярного транзистора.

10. Статические характеристики транзистора в схеме с ОЭ, ОБ

11. Полевые транзисторы с управляющим р-п переходом. Принцип действия.

Характеристики.

12. МДП-транзисторы. Принцип действия. Характеристики.

13. Диодные тиристоры. Устройство. ВАХ, принцип действия.

14. Триодные тиристоры. Устройство. ВАХ, принцип действия.

15. Классификация ИМС по конструктивно- технологическим признакам. Маркировка

ИМС.

16.

Устройства отображения информации. Классификация. Элементы отображения.

17.

Буквенно-цифровые индикаторы: полупроводниковые, ЖК, газоразрядные.

18.

Выпрямители. Назначение. Двухполупериодная схема (мостовая).

19.

Управляемые выпрямители. Схема управляемого выпрямителя на тиристоре.

20.

Сглаживающие фильтры. Назначение. Разновидности. Принцип действия.

21.

Параметрические стабилизаторы на опорных диодах, терморезисторах, варисторах.

22.

Компенсационные стабилизаторы последовательного и параллельного типа.

23.

Электронные усилители. Классификация. Области применения.

24.

Показатели работы усилителей: коэффициент усиления, входное и выходное

сопротивления, номинальная мощность.

25.

Показатели работы усилителей: полоса пропускания, динамический диапазон

амплитуд, помехи в усилителях.

26.

Нелинейные искажения в работе усилителей.

27.

Частотные и фазовые искажения в работе усилителей.

28.

Обратная связь в усилителях. Виды обратной связи.

29.

Влияние обратной связи на показатели работы усилителей.

30.

Режимы работы усилителей: А, В.

31.

Режимы работы усилителей: АВ, С.

32.

Схемы включения транзисторов в усилительных каскадах: ОБ, ОЭ, ОК.

33.

Усилители постоянного тока. Схема с непосредственными связями.

34.

Дифференциальный усилитель (ДУ). Схема, принцип действия.

35.

Реакция дифференциального усилителя на синфазный сигнал. Параметры ДУ.

11

36.

ДУ по схеме Дарлингтона. Особенности. Применение.

37.

Операционные усилители. Свойства. Применение.

38.

Усилители низкой частоты (УНЧ). Резистивный каскад по схеме с ОЭ.

39.

УНЧ. Резистивный каскад на полевом транзисторе.

40.

УНЧ. Однотактный трансформаторный выходной каскад.

41.

УНЧ. Двухтактный трансформаторный выходной каскад.

42.

Фазоинверсный каскад. Принцип действия, применение.

43.

Эмиттерный повторитель (ЭП). Свойства, применение.

44.

Двухтактный бестрансформаторный выходной каскад.

45.

Широкополосные усилители. Искажения АЧХ. Низкочастотная и высокочастотная

коррекция.

46.

2Т-мост. Амплитудно-частотная и фазочастотная характеристика

47.

Избирательные усилители с RC-цепями.

48.

Избирательные усилители с LC-цепями.

49.

Автогенераторы. Условия самовозбуждения. LC-генераторы: индуктивная

трехточка.

50.

LC–генераторы: емкостная трехточка.

51.

RC-генераторы с мостом Вина. Схемы на транзисторах и на ОУ.

52.

Параметры импульсных сигналов: форма, полярность, амплитуда, период

следования.

53.

Параметры импульсных сигналов: длительность импульсов, длительность

переднего и заднего фронта, скважность, среднее значение.

54.

Спектр последовательности прямоугольных импульсов.

55.

Ограничители. Назначение. Последовательные и параллельные диодные

ограничители.

56.

Мультивибраторы. Схема автоколебательного мультивибратора на транзисторах.

57.

Мультивибратор на ОУ. Схема, принцип действия.

58.

Генераторы линейно-изменяющегося напряжения. ГЛИН на ключевом каскаде.

59.

Транзисторно-транзисторная логика (ТТЛ).

60.

Эмиттерно-связанная логика (ЭСЛ).

Практические задания (3 вопрос билета).

12

1. Определить коэффициент усиления, если: U

вх

= 50 мВ, U

вых

= 4В.

2. Частота сигнала на выходе LC-генератора f

0

= 1МГц, индуктивность контура

L =25мкГн. Определить емкость контура.

3. Определить входную мощность, если: U

вх

= 0,3В, R

вх

= 90 Ом.

4. Представить ВАХ р-n перехода и указать участок, для которого справедливо

выражение: I

0

>> I

диф

5. Определить частоту выходного сигнала RC-генератора с мостом Вина f

0

,

если: R = 1кОм, С = 0,05мкФ.

6. Определить коэффициент усиления, если: Р

вх

= 0,001 Вт, Р

вых

= 100мВт.

7. Определить коэффициент усиления, если: I

вх

= 200мкА, I

вых

= 400 мА.

8. Представить ВАХ р-п перехода и указать участок, для которого справедливо

выражение: I

р-п

= I

0

( е

- 1).

9. Определить коэффициент усиления в децибелах, если: К

U

= 10 000.

10. Определить входную мощность усилителя, если I

вх

= 10мА, R

вх

= 1,5 кОм.

11. Объяснить значение элементов маркировки: КТ3107А, КУ202Б.

12. Определить коэффициент усиления в децибелах, если К

Р

= 10 000.

13. Определить КПД, если: I

0

= 20мА, Е

0

= 12В, Р

вых

= 96 мВт.

14. Представить ВАХ р –n перехода и указать участок, для которого

справедливо выражение: I

р-п

= I

диф0

- I

0

= 0.

15. Объяснить значение элементов маркировки диодов: АЛ203Б, 3И301А.

16. Объяснить значение элементов маркировки микросхем: К140УД7, К533УД8.

17. Представить ВАХ р – n перехода и указать участок, для которого справедливо

выражение: I

р-п

= I

0

( е

- 1).

18. Определить коэффициент полезного действия усилителя, если

U

вых

=5В, R

н

=5Ом

,

Р

0

=

6,25 Вт .

19. Определить частоту сигнала на выходе LC -генератора, если параметры

контура следующие: L = 5 мкГн, С = 100 пФ.

20. Определить входную мощность, если U

вх

= 50 мВ, I

вх

= 20 мА.

21. Определить мощность, потребляемую усилителем, если I

вых

=500мА,

R

н

= 4 Ом, КПД = 50%.

13

22. Определить частоту сигнала, который будет усиливаться избирательным усилителем с

2Т – мостом, если параметры моста следующие:

R = 10 кОм, С = 500 пФ.

23. Определить коэффициент усиления в децибелах, если: К

I

= 1000.

24. Частота сигнала на выходе LC-генератора f = 2МГц, емкость контура

С = 0,02 мкФ. Определить индуктивность контура.

25. Определить выходную мощность усилителя, если: Е

0

= 10 В, I

0

= 15 мА, КПД = 60%.

26. Частота сигнала на выходе LC-генератора f =1МГц, емкость контура

С = 0,05 мкФ. Определить индуктивность контура.

27. Определить коэффициент усиления в децибелах, если: К

U

= 100.

28. Объяснить значение элементов маркировки транзисторов: КП201К, ГТ703Г.

29. Объяснить значение элементов маркировки транзисторов: КП303К, ГТ806Г.

30. Определить частоту сигнала, который будет усиливаться избирательным усилителем

с 2Т – мостом, если параметры моста следующие: R = 5 кОм, С = 100 пФ.

5.4. Критерии оценки

«Отлично» - обучающийся обнаруживает систематическое и глубокое знание

программного материала по дисциплине, умеет свободно ориентироваться в вопросе.

Ответ полный и правильный на основании изученного материала. Выдвинутые положения

аргументированы и иллюстрированы примерами. Материал изложен в определенной

логической

последовательности,

осознанно,

технически

грамотным

языком,

с

использованием современных научных терминов; ответ самостоятельный. Студент

уверенно отвечает на дополнительные вопросы.

Практическое задание выполнено верно или с небольшими недочётами, не

влияющими на правильность решения.

«Хорошо»

- обучающийся обнаруживает полное знание учебного материала,

демонстрирует систематический характер знаний по дисциплине. Ответ полный и

правильный,

подтвержден

примерами;

но

их

обоснование

не

аргументировано,

отсутствует собственная точка зрения. Материал изложен в определенной логической

последовательности,

при

этом

допущены

2-3

несущественные

погрешности,

исправленные по требованию экзаменатора. Студент испытывает незначительные

трудности в ответах на дополнительные вопросы. Материал изложен осознанно,

самостоятельно, технически грамотным языком.

14

Практическое задание выполнено с некоторыми погрешностями, исправленными

по требованию экзаменатора

«Удовлетворительно»

-

обучающийся

обнаруживает

знание

основного

программного материала по дисциплине, но допускает погрешности в ответе. Ответ

недостаточно логически выстроен, самостоятелен. Основные понятия употреблены

правильно, но обнаруживается недостаточное раскрытие теоретического материала.

Выдвигаемые положения недостаточно аргументированы и не подтверждены примерами;

ответ носит преимущественно описательный характер. Студент испытывает некоторые

трудности в ответах на вопросы. Научная терминология используется недостаточно.

Практическое задание выполнено не полностью, с некоторыми погрешностями,

исправленными по требованию экзаменатора.

«Неудовлетворительно» - обучающийся имеет пробелы в знаниях основного

учебного материала по дисциплине. При ответе обнаружено непонимание студентом

основного содержания теоретического материала или допущен ряд существенных

ошибок, которые студент не может исправить при наводящих вопросах экзаменатора,

затрудняется в ответах на вопросы. Студент подменил научное обоснование проблем

рассуждением бытового плана. Ответ носит поверхностный характер; наблюдаются

неточности в использовании научной терминологии.

Практическое задание не выполнено.

Таблица оценки этапа формируемых компетенций

№ п/п

Наименование компетенции

Текущая

аттестация

(номер

задания в

оценочных

средствах)

Промежуточн

ая аттестация

(номер

задания в

оценочных

средствах)

Общие компетеции

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

эффективность и качество

4.1

4.2

5.3

ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и

нести за них ответственность

4.1

4.2

5.3

ОК4.Осуществлять поиск и и использование информации,

необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития

ЛР

ОК5.Использовать информационно- коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности

-

-

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с

коллегами, руководством, потребителями

ЛР

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды

(подчиненных), результат выполнения заданий

ЛР

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно

5.3

15

№ п/п

Наименование компетенции

Текущая

аттестация

(номер

задания в

оценочных

средствах)

Промежуточн

ая аттестация

(номер

задания в

оценочных

средствах)

планировать повышение квалификации

ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в

профессиональной деятельности

-

-

Профессиональные компетенции

ПК1.2. Разрабатывать технологические процессы сборки и испытания

типовых сборочных единиц авиационных приборов, проектирования

простейшей оснастки и приспособлений

-

-

ПК3.1.Читать и анализировать схемы и

техническую документацию

4.2

5.3

ПК3.2.Разрабатывать и выполнять чертежи простейших деталей и

узлов авиационных приборов с применением систем

автоматизированного проектирования в соответствии с требованиями

Единой системы конструкторской документации (ЕСКД). Производить

простейшие расчеты деталей и элементов авиционных приборов и

комплексов с использованием вычислительной техники

5.3

ПК4.1. Участвовать в испытании авиационных приборов и комплексов

ЛР

ПК4.3. Осуществлять подготовку приборов и испытательного

оборудования к работе, проводить тестовые проверки с целью

обнаружения неисправностей авиационных приборов

ЛР

ПК4.4. Призводить учет показателей приборов на различных режимах

работы оборудования с оформлением соответствующей технической

документации

ЛР

16



В раздел образования