Напоминание

"ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ – КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ НОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ"


Автор: Ершова Алла Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад № 110"
Населённый пункт: г. Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: Статья
Тема: "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ – КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ НОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ – КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ

НОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

Кто не ценит собственного

здоровья, Тот меньше заботится и

о других людях. В.М.Шепель.

Здоровье человека - это первая и важнейшая потребность его, которая определяет

способность его к труду и обеспечивает всестороннее развитие личности. Здоровье

является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и

счастью человека.

Современное общество ставит перед системой образования новые задачи , одна из таких

задач ,это здоровье сбережение. Система образования претерпевает сегодня целый ряд

изменений, выражающихся в изменении содержания образования, применении новых

педагогических, в том числе здоровье сберегающих, технологий и других инноваций.

Дошкольные организации имеют большие потенциальные возможности для

формирования у детей здоровье сберегающей культуры, навыков здорового образа жизни,

здесь особенно важна роль педагога, воспитателя как носителя и проводника социальных

ценностей, среди которых одной из приоритетных признаётся здоровье ребёнка. Ребенку

предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;

Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности

для формирования у детей здоровье сберегающей культуры, навыков здорового образа

жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной

реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей

детей-дошкольников. Однако, как показывает практика, большинство дошкольных

образовательных учреждений далеко не в полной мере реализуют имеющиеся

возможности. В преодолении сложившейся ситуации особенно важна роль педагога,

воспитателя как носителя и проводника социальных ценностей, среди которых одной из

приоритетных признаётся здоровье ребёнка.

Целью здоровье сберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности

сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по

здоровому образу жизни.

В образовательной сфере здоровье сберегающие технологии подразделяются на несколько

категорий:

• Организационно-педагогические – определяют структуру учебного процесса,

способствующую предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и прочих

состояний, негативно влияющих на здоровье ребенка;

• Психолого-педагогические – определяют поведение педагогических работников и их

взаимодействия с воспитанниками;

• Учебно-воспитательные – программы по обучению заботе о своем здоровье, мотивация

на ведение здорового образа жизни;

• Социально-адаптивные – предполагают создание благоприятной атмосферы для

социального взаимодействия и формирование здоровых взаимоотношений со всеми

участниками жизни ребенка;

• Личностно-развивающие – обеспечивают формирование и укрепление психологического

здоровья воспитанников.

• Лечебно-оздоровительные – обеспечивает формирование и поддержание физического

здоровья детей.

Воспитательно-образовательный процесс предполагает интеграцию

всех категорий здоровье сберегающих технологий. На базе ДОУ эти

технологии применяются следующим образом:

• Для создания целостной системы здоровье сбережения детей очень важным является

организация предметно-развивающей среды в ДОУ, которая ориентирована на

физиологические особенности детей разного возраста;

• в каждом режимном моменте соблюдаются санитарно-гигиенические нормы;

• в соответствии с ФГОС ДО, развитие детей осуществляется с учетом их психолого-

возрастных и индивидуальных особенностей по всем областям – коммуникативно-

личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, физическому – что

позволяет сформировать всесторонне развитую личность;

• ежедневно проводятся занятия по музыке, рисованию, лепке, ориентированные на

развитие творческих способностей и занятия по формированию познавательно-

исследовательской деятельности;

• На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим:

физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика,

дыхательная гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения,.

• обязательными являются занятия физкультурой, рассчитанные на различные возрастные

группы;

• при проведении занятий используются динамические паузы, способствующие снятию

напряжения и переключения внимания на другой вид деятельности для предотвращения

утомления;

• планирование занятий осуществляется с учетом требований СанПин;

• проводятся беседы с родителями, на которых педагоги дают рекомендации по

обеспечению здоровье сберегающей среды вне учебного заведения, в том числе имеется

материал на информационных стендах для родителей и сайте учреждения;

• прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из

важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20

градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность

пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей

активную деятельность ребенка;

Стремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок

рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего

индивидуально-дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что

эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-

целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в

режиме саморазвития.

С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность

детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в

жизни ребенка.

Принципы, лежащие в формировании единства:

Формы организации здоровье сберегающей работы:

Существующие здоровье сберегающие образовательные технологии можно выделить в

три подгруппы:

• проводятся мероприятия по контролю и снижению уровня заболеваемости

воспитанников детского сада, в том числе осуществляется первичный осмотр и измерение

температуры, ежедневный мониторинг, позволяющий получить данные об уровне

заболеваемости детей;

• формируются основы безопасного поведения и здорового образа жизни.

Однако, как показывает практика, большинство дошкольных образовательных

учреждений далеко не в полной мере реализуют имеющиеся возможности. Существуют

многие другие формы здоровье сберегающих технологий, инноваций, которые можно

использовать в ДОУ. Лечебный массаж, массаж биологически активных зон,

предотвращающий простудные заболевания, гимнастика для глаз, ритмопластика,

лечебно-корригирующая гимнастика, закаливание.

Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Солевой

раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп.

Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним

конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механическое действие

возникает в результате раздражения.

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

Современные здоровье сберегающие технологии, используемые в системе дошкольного

образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья

как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных

лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического

развития на протяжении всего дошкольного детства.

Стремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок

рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего

индивидуально-дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что

эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-

целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в

режиме саморазвития.

С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность

детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в

жизни ребенка.

Существующие здоровье сберегающие образовательные технологии можно выделить

в три подгруппы:

Здоровье сберегающие технологии,

технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг (специальные упражнения под музыку)– не раньше чем через 30 мин. после

приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или

музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и

плоскостопием.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в

себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от

вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в

групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех

возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и

временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и

целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно

использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки

природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой

ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в

любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от

интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать

наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной

работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об

обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика (гимнастика после сна)– ежедневно после дневного сна, 5-

10 мин.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной

работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной

работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней

опорного свода стопы

Использование специальных форм здоровье сберегающих технологий с применением

развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к

развитию здоровья воспитанников.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии,

направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников : развитие

физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры

дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж,

профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к

повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Основываясь на современных понятиях о здоровье и здоровье сберегающей среде

появилась возможность достичь больших результатов в данной области. С точки зрения

современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и

педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни

ребенка.

Таким образом, использование здоровье сберегающих технологий позволяет вырастить

поколение здоровых и конкурентоспособных граждан

Литература:

1.

Выготский Л.С. Педагогическая технология Под. ред.В. В. Давыдова М,

Педагогика, 2007.

2.

Михеева Е. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические

рекомендации, М., 2009.

3.

Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни / В.И. Дубровский. - М.:

Флинта; Retorika., 2006.



В раздел образования