Автор: Ершова Алла Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад № 110"
Населённый пункт: г. Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: Статья
Тема: "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ – КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ НОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ"
Раздел: дошкольное образование
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ – КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ
НОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
Кто не ценит собственного
здоровья, Тот меньше заботится и
о других людях. В.М.Шепель.
Здоровье человека - это первая и важнейшая потребность его, которая определяет
способность его к труду и обеспечивает всестороннее развитие личности. Здоровье
является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и
счастью человека.
Современное общество ставит перед системой образования новые задачи , одна из таких
задач ,это здоровье сбережение. Система образования претерпевает сегодня целый ряд
изменений, выражающихся в изменении содержания образования, применении новых
педагогических, в том числе здоровье сберегающих, технологий и других инноваций.
Дошкольные организации имеют большие потенциальные возможности для
формирования у детей здоровье сберегающей культуры, навыков здорового образа жизни,
здесь особенно важна роль педагога, воспитателя как носителя и проводника социальных
ценностей, среди которых одной из приоритетных признаётся здоровье ребёнка. Ребенку
предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;
Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности
для формирования у детей здоровье сберегающей культуры, навыков здорового образа
жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной
реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей
детей-дошкольников. Однако, как показывает практика, большинство дошкольных
образовательных учреждений далеко не в полной мере реализуют имеющиеся
возможности. В преодолении сложившейся ситуации особенно важна роль педагога,
воспитателя как носителя и проводника социальных ценностей, среди которых одной из
приоритетных признаётся здоровье ребёнка.
Целью здоровье сберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности
сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по
здоровому образу жизни.
В образовательной сфере здоровье сберегающие технологии подразделяются на несколько
категорий:
• Организационно-педагогические – определяют структуру учебного процесса,
способствующую предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и прочих
состояний, негативно влияющих на здоровье ребенка;
• Психолого-педагогические – определяют поведение педагогических работников и их
взаимодействия с воспитанниками;
• Учебно-воспитательные – программы по обучению заботе о своем здоровье, мотивация
на ведение здорового образа жизни;
• Социально-адаптивные – предполагают создание благоприятной атмосферы для
социального взаимодействия и формирование здоровых взаимоотношений со всеми
участниками жизни ребенка;
• Личностно-развивающие – обеспечивают формирование и укрепление психологического
здоровья воспитанников.
• Лечебно-оздоровительные – обеспечивает формирование и поддержание физического
здоровья детей.
Воспитательно-образовательный процесс предполагает интеграцию
всех категорий здоровье сберегающих технологий. На базе ДОУ эти
технологии применяются следующим образом:
• Для создания целостной системы здоровье сбережения детей очень важным является
организация предметно-развивающей среды в ДОУ, которая ориентирована на
физиологические особенности детей разного возраста;
• в каждом режимном моменте соблюдаются санитарно-гигиенические нормы;
• в соответствии с ФГОС ДО, развитие детей осуществляется с учетом их психолого-
возрастных и индивидуальных особенностей по всем областям – коммуникативно-
личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, физическому – что
позволяет сформировать всесторонне развитую личность;
• ежедневно проводятся занятия по музыке, рисованию, лепке, ориентированные на
развитие творческих способностей и занятия по формированию познавательно-
исследовательской деятельности;
• На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим:
физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика,
дыхательная гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения,.
• обязательными являются занятия физкультурой, рассчитанные на различные возрастные
группы;
• при проведении занятий используются динамические паузы, способствующие снятию
напряжения и переключения внимания на другой вид деятельности для предотвращения
утомления;
• планирование занятий осуществляется с учетом требований СанПин;
• проводятся беседы с родителями, на которых педагоги дают рекомендации по
обеспечению здоровье сберегающей среды вне учебного заведения, в том числе имеется
материал на информационных стендах для родителей и сайте учреждения;
• прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из
важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20
градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность
пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей
активную деятельность ребенка;
Стремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок
рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего
индивидуально-дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что
эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-
целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в
режиме саморазвития.
С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность
детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в
жизни ребенка.
Принципы, лежащие в формировании единства:
Формы организации здоровье сберегающей работы:
Существующие здоровье сберегающие образовательные технологии можно выделить в
три подгруппы:
• проводятся мероприятия по контролю и снижению уровня заболеваемости
воспитанников детского сада, в том числе осуществляется первичный осмотр и измерение
температуры, ежедневный мониторинг, позволяющий получить данные об уровне
заболеваемости детей;
• формируются основы безопасного поведения и здорового образа жизни.
Однако, как показывает практика, большинство дошкольных образовательных
учреждений далеко не в полной мере реализуют имеющиеся возможности. Существуют
многие другие формы здоровье сберегающих технологий, инноваций, которые можно
использовать в ДОУ. Лечебный массаж, массаж биологически активных зон,
предотвращающий простудные заболевания, гимнастика для глаз, ритмопластика,
лечебно-корригирующая гимнастика, закаливание.
Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Солевой
раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп.
Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним
конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механическое действие
возникает в результате раздражения.
СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
Современные здоровье сберегающие технологии, используемые в системе дошкольного
образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья
как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных
лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического
развития на протяжении всего дошкольного детства.
Стремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок
рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего
индивидуально-дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что
эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-
целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в
режиме саморазвития.
С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность
детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в
жизни ребенка.
Существующие здоровье сберегающие образовательные технологии можно выделить
в три подгруппы:
Здоровье сберегающие технологии,
технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Стретчинг (специальные упражнения под музыку)– не раньше чем через 30 мин. после
приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или
музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении
специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и
плоскостопием.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в
себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от
вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в
групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех
возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и
временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и
целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно
использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки
природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой
ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в
любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от
интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать
наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной
работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об
обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика (гимнастика после сна)– ежедневно после дневного сна, 5-
10 мин.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной
работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной
работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней
опорного свода стопы
Использование специальных форм здоровье сберегающих технологий с применением
развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к
развитию здоровья воспитанников.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии,
направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников : развитие
физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры
дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж,
профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к
повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Основываясь на современных понятиях о здоровье и здоровье сберегающей среде
появилась возможность достичь больших результатов в данной области. С точки зрения
современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и
педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни
ребенка.
Таким образом, использование здоровье сберегающих технологий позволяет вырастить
поколение здоровых и конкурентоспособных граждан
Литература:
1.
Выготский Л.С. Педагогическая технология Под. ред.В. В. Давыдова М,
Педагогика, 2007.
2.
Михеева Е. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические
рекомендации, М., 2009.
3.
Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни / В.И. Дубровский. - М.:
Флинта; Retorika., 2006.