Автор: Мазур Татьяна Сергеевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ " СШ № 1"
Населённый пункт: город Евпатория
Наименование материала: статья
Тема: Деревенская проза в современной литературе.
Раздел: среднее профессиональное
Деревенская проза в современной литературе.
В 20-30е появляются первые произведения деревенщиков. Официальное начало
в 50е. Овечкин – очерки, родоначальник («Районные будни», «Трудная весна»).
Дураш. Рассказы – Тындряков, Шукшин. Абрамов – начало романов. Мажаев,
Астафьев, Перов, Распутин. Принцип времени. К концу 80х эта проза умирает.
Задача: показать неблагополучие жизни деревни, материальное и нравственное
(разобщённость), идеологические проблемы. В 50е-60е деревенщики не
сомневаются в необходимости колхозов. Но все они работают по галочной сис-
ме. Писатели переживают за культурный уровень (потребительское
отношение). Желание сбежать из деревни. Вина партийного руководства.
Единичные случаи справедливых председателей, но их деят-ть ни к чему не
приводит.
Тындряков заявил себя как соц писателя. Он пытается по-другому объяснить
проблемы. Жители сами виноваты. Автобиографический материал. Обращается
к деревне начала века (20-30е). появляются устойчивые образы (отца, кот
одобряет коллективизацию; сын не может понять отца, вынужден уехать;
ребёнок, наивный маленький человек, кот пытается добиться объективного
ответа).
Абрамов рано обратился к романам. Чёткая и острая критика. Северная
деревня. Процесс обезмужичивания деревни. Процесс раскрестьянивания.
Крестьяне становятся дачниками (негативное). Роман «Кануны» 1976.
Различные типы нац характера. Типы: крестьянин, трудовой человек. Образ
дома. Это некий символ объединения поколений. Повесть «Деревянные кони» -
дом потерял устойчивость, стал причиной смерти.
Обязательный эпизод – смерть. «Матрёнин двор», Солженицын. Часто причина
– несовместимость принципов. Основная часть героев – старые люди. Они
хранители традиций. Белов, 1966, «Привычное дело» - много героев, кот
умирают. Главное – героиня. Подхватывает Распутин. Смерть как возмездие,
толчок к осмысленной жизни, всенародная драма. Завершилось разобщение,
началось осмысление последствий. Замкнутый мир деревни. Эта проза
становится публицистической («Деньги для Марии» Распутин).
Роман Астафьева «Последний поклон». Рассказ о том, чего уже нет.
Лирическая интонация. Ностальгия без попытки вернуть. Попытка
сформировать один нац хар-р. Стремление: труд, дом. Обладает мужеством.
Шукшин. Судьба русского крестьянства, оно не умрёт. Все самые острые
конфликты можно найти в деревне, т.к. там люди не притворяются. Все герои
странные, непонятные. Человек с разумной душой. Огромное стремление к
личному счастью, оно равняется справедливости. Рассказ «Чудик». Самый
яркий нац хар-р – Степан Разин («Я пришёл дать вам волю»). Новый образ русс
крестьянства – стремится к естественным знаниям.