Напоминание

Деревенская проза в современной литературе.


Автор: Мазур Татьяна Сергеевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ " СШ № 1"
Населённый пункт: город Евпатория
Наименование материала: статья
Тема: Деревенская проза в современной литературе.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Деревенская проза в современной литературе.

В 20-30е появляются первые произведения деревенщиков. Официальное начало

в 50е. Овечкин – очерки, родоначальник («Районные будни», «Трудная весна»).

Дураш. Рассказы – Тындряков, Шукшин. Абрамов – начало романов. Мажаев,

Астафьев, Перов, Распутин. Принцип времени. К концу 80х эта проза умирает.

Задача: показать неблагополучие жизни деревни, материальное и нравственное

(разобщённость), идеологические проблемы. В 50е-60е деревенщики не

сомневаются в необходимости колхозов. Но все они работают по галочной сис-

ме. Писатели переживают за культурный уровень (потребительское

отношение). Желание сбежать из деревни. Вина партийного руководства.

Единичные случаи справедливых председателей, но их деят-ть ни к чему не

приводит.

Тындряков заявил себя как соц писателя. Он пытается по-другому объяснить

проблемы. Жители сами виноваты. Автобиографический материал. Обращается

к деревне начала века (20-30е). появляются устойчивые образы (отца, кот

одобряет коллективизацию; сын не может понять отца, вынужден уехать;

ребёнок, наивный маленький человек, кот пытается добиться объективного

ответа).

Абрамов рано обратился к романам. Чёткая и острая критика. Северная

деревня. Процесс обезмужичивания деревни. Процесс раскрестьянивания.

Крестьяне становятся дачниками (негативное). Роман «Кануны» 1976.

Различные типы нац характера. Типы: крестьянин, трудовой человек. Образ

дома. Это некий символ объединения поколений. Повесть «Деревянные кони» -

дом потерял устойчивость, стал причиной смерти.

Обязательный эпизод – смерть. «Матрёнин двор», Солженицын. Часто причина

– несовместимость принципов. Основная часть героев – старые люди. Они

хранители традиций. Белов, 1966, «Привычное дело» - много героев, кот

умирают. Главное – героиня. Подхватывает Распутин. Смерть как возмездие,

толчок к осмысленной жизни, всенародная драма. Завершилось разобщение,

началось осмысление последствий. Замкнутый мир деревни. Эта проза

становится публицистической («Деньги для Марии» Распутин).

Роман Астафьева «Последний поклон». Рассказ о том, чего уже нет.

Лирическая интонация. Ностальгия без попытки вернуть. Попытка

сформировать один нац хар-р. Стремление: труд, дом. Обладает мужеством.

Шукшин. Судьба русского крестьянства, оно не умрёт. Все самые острые

конфликты можно найти в деревне, т.к. там люди не притворяются. Все герои

странные, непонятные. Человек с разумной душой. Огромное стремление к

личному счастью, оно равняется справедливости. Рассказ «Чудик». Самый

яркий нац хар-р – Степан Разин («Я пришёл дать вам волю»). Новый образ русс

крестьянства – стремится к естественным знаниям.



В раздел образования