Автор: Светлана Леонидовна Сергеева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г.Керчи РК "Школа №9 имени Героя Советского Союза С.А.Борзенко".
Населённый пункт: город Керчь
Наименование материала: статья
Тема: "Функциональная грамотность на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Функциональная грамотность на уроках в начальной школе.
Сергеева С.Л.,
учитель начальных классов
Изменения в мире, происходящие на сегодняшний момент, не могут не отразится на
процессе обучения и воспитания, требуют
пересмотра целей, задач, результатов
образования, методов и приемов преподавания.
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий, в
сплошном потоке информации, пользуясь глобальной всемирной сетью.
И поэтому
важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать
поступающую информацию. Это необходимо каждому человеку.
Функциональная грамотность – это определенный уровень знаний, умений и навыков,
которые обеспечивают нормальное функционирование личности в системе социальных
отношений.
Смысл состоит
в способности личности самостоятельно осуществлять
учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения
жизненных задач в различных сферах деятельности .
Таким образом, развитие функциональной грамотности в начальной школе является
важной задачей педагога.
Функциональная грамотность подразумевает способность свободно использовать
навыки чтения и письма в целях получения информации из текста , в целях передачи
информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Виды функциональной грамотности:
-
коммуникативная грамотность - владение всеми видами речевой деятельности;
способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно
выражать свои мысли в устной и письменной речи,
- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в
справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и из других источников,
работать с информацией, представлять ее разными способами;
- деятельностная грамотность - это
способность ставить и
формулировать цель
деятельности, планировать и если необходимо корректировать ее, осуществлять
самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
На начальном этапе обучения самым главным является развитие умения каждого
ученика мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение,
обобщение,
классификация,
умозаключение,
систематизация,
сериация,
отрицание,
ограничение.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.
В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего)
становится обязательным условием успешности.
Важно уделять внимание развитию осознанности чтения.
Осознанное чтение помогает ученику понимать текст, размышлять над его
содержанием, легко излагать свои мысли, свободно общаться. Осознанное чтение создает
базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и
является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых
компетентностей.
Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития. С
каждым учебным годом увеличивается объем информации и необходимо владеть
навыком чтения, чтобы прочитать этот объем и запомнить, уметь анализировать,
обобщать, делать выводы на основании прочитанного. При неразвитом навыке чтения это
невозможно.
Современный человек читает не только печатные тексты, но и электронные, поэтому
школа должна научить работать с различными текстами: «бумажными», электронными и
звучащими.
В методических целях можно и нужно использовать сплошные и несплошные тексты. К
сплошным относятся тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе
и в школе:
- описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета
и.т.д.);
- повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или
журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля,
пост блога, материалы различных сайтов);
- рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного
мнения).
К несплошным текстам относятся:
- графики;- диаграммы;- схемы (кластеры);- таблицы;- географические карты и карты
местности;
- план помещения, местности, сооружения;- входные билеты;- расписание движения
транспорта;
- карты сайтов.
Математическая грамотность - это способность человека определять и понимать
роль математики в мире, высказывать четко обоснованные математические суждения ,
использовать математику для удовлетворения в настоящем и будущем потребностей
мыслящего гражданина.
Учебный предмет математика предполагает формирование математических счетных
навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного
распознавания предметов на плоскости, практическое умение ориентироваться во
времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у
учащихся. И основным средством её формирования являются уроки математики. Главной
задачей уроков математики является интеллектуальное развитие ребенка.
Основные виды математической функциональной грамотности: это способность
учащихся:
- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые
можно решить средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
Естественнонаучная грамотность-это способность человека осваивать и использовать
естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых
знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов ,
основанных на научных доказательствах
Для успешного формирования функциональной грамотности на уроках в начальной
школе необходимо соблюдать следующие условия:
обучение должно носить деятельностный характер ,
учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;
в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
применять
продуктивные
образовательные технологии (проблемную, технологию
проектной
деятельности,
дифференцированного
обучения,
информационные
и
коммуникационные технологии, технологию критического мышления и др.)
Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого
действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые
он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся.