Напоминание

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе .


Автор: Светлана Леонидовна Сергеева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г.Керчи РК "Школа №9 имени Героя Советского Союза С.А.Борзенко".Борзенко""
Населённый пункт: город Керчь
Наименование материала: статья
Тема: Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе .
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной

школе.

Сергеева С.Л.,

учитель начальных классов

Орфографическая грамотность- это составная часть общей языковой культуры. Основы

правописания закладываются в начальных классах. Здесь есть своя специфика. Это

возраст детей и почти полное отсутствие у них теоретических знаний по языку.

Благодаря достижениям языкознания и психологии в обучении правописанию

утвердилось

направление,

учитывающее

в

первую

очередь

языковую

природу

орфографических единиц, опирающееся на принципы орфографии и на типы орфограмм.

В центре обучения правописанию стоит правило, его применение(алгоритм), т.е. решение

орфографической задачи. Это, в свою очередь, требует точного знания правил и условий

их применения, т.к. ошибка в ходе решения задачи приводит к ошибке в написании.

Методика обучения правописанию опирается и на всю систему языкового развития, на

усвоение звукового строя языка и его графики, на процесс овладения чтением, письмом,

восприятия речи на слух и на развитие собственной речи, умение выразить свою мысль,

на развитие орфоэпического навыка, интонации и выразительного чтения, на понимание

состава слова, словообразования и словоизменения, на грамматику.

Орфографические умения и навыки- составная часть речевых умений и навыков,

языкового развития в целом.

Природу

русской

орфографии

раскрывают

с

помощью

ее

принципов:

морфологического(фонемного), традиционного, смыслового(дифференцирующего) и др.

принципов, что помогает в выборе методов и приемов обучения каждому конкретному

типу орфограмм. Ведущим принципом орфографии является морфологический принцип.

Он предполагает единообразное, одинаковое написание морфем(корня, приставки,

окончания, суффикса). Но все более в практику внедряется фонематический принцип:

« Одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позициях». Фонема

определяется как «ряд позиционно чередующихся звуков». Фонематический принцип

объясняет в основном те же случаи правописания, те же орфограммы, но он позволяет

объединить разрозненные орфографические правила: правила проверки безударных

гласных в разных частях слова, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных,

помогает ученикам практически понять систему орфографии. Этот принцип открыт на

начальной стадии обучения языку в букварный период. Дети учатся различать сильную и

слабую позиции фонем.

Есть в русском языке слова, которые пишутся так как принято, в соответствии с

традицией родного языка: «калач», «собака», сохраняют написание по языку-источнику:

«касса», «магазин». Написание таких слов усваивается запоминанием и проверяются с

помощью орфографического словаря. Часто такие слова заимствованы из других языков,

проверяются на основе языка-источника: «трамвай» - от английского tramway, некоторые

слова могут быть проверены на основе знания этимологии и исторических изменений в

фонетике русского языка: «петух»- от «петь», « горох»- содержит полногласие «-оро-«, в

котором никогда не бывает буквы а.

Традиционное написание не противоречит принципам орфографии, графике, но есть

случаи, противоречащие системе графики. Это написание сочетаний «жи», «ши», «ча»,

«ща», «чу», «щу».Объясняются написания исторически: в древнерусском произношении

согласные ч, щ были всегда твердыми, а ж,ш-мягкими. В начальных классах эти

написания заучиваются.

Существует принцип дифференциации значений (лексических, грамматических). Его

называют еще смысловым, логическим Дифференцирующее написание применяется,

когда пишущий хочет с помощью правописания передать свою мысль, разграничить

понятия(омонимы): «компания»- группа людей, чем- то объединенных, «кампания»-

совокупность военных операций, «совершил поджог»- имя существительное, «поджег

дерево»-глагол. . Дифференцирующая роль принадлежит мягкому знаку(ь) после

шипящих в именах существительных типа «рожь», «дочь». Наличие ь на конце

существительных означает их принадлежность к женскому роду, отсутствие- к мужскому.

На таких примерах можно показать учащимся, что орфография- активное средство

выражения мысли пишущего. Ученики видят связь орфографии не только с грамматикой,

с составом слова и способом образования слова, но и с его значением, а иногда со

значением целого предложения и текста.

Суть фонетического принципа –соответствие письма звуковому составу произносимой

речи. Таких написаний, где не возникает никаких расхождений между звучанием и

написанием, много : «стол», «рак» и др.

Различные

принципы

русской

орфографии

позволяют

понять

необходимость

дифференцированного подхода к усвоению каждого типа орфограмм.

Основной орфографической единицей служит орфограмма, т.е. написание, требующее

проверки, или единственно правильное написание, выбранное из ряда возможных.

Первоначальное знакомство с понятием « орфограмма» лучше провести еще в период

обучения грамоте, чтобы заложить основы умения обнаруживать орфограммы до начала

изучения орфографических правил.

Основными условиями успешного формирования орфографической зоркости являются:

знание детьми признаков основных орфограмм,

развитое умение слышать звучащее слово,

систематическая целенаправленная тренировка в нахождении орфограмм, т.е. в

постановке орфографических задач.

Общие опознавательные признаки орфограмм:

1)

расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием,

2)

«опасные» звуки и звукосочетания,

3)

выделение морфем, прогнозирование орфограмм в них.

Работа над первой группой опознавательных признаков орфограмм направлена на

формирование речевого слуха учащихся, второй группы-

на запоминание, третьей

группы-решение орфографических задач.

Решая орфографическую задачу, ученик должен совершить следующие действия:

1)

увидеть орфограмму в слове, словосочетании, тексте,

2)

определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы,

3)

определить «шаги» решения, последовательность, т.е. составить алгоритм,

4)

решить задачу,

5)

написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

Какие же упражнения способствуют формированию орфографической зоркости?

1.Письмо с комментированием:

1)

подробным, с ответом в конце,

2)

с кратким доказательством.

2.Списывание с текста, не содержащего пропуска орфограмм, дополненное заданием: в

случае, если орфограмма на изученное правило, доказать, что написано правильно.

3.Списывание с заданием: вставить пропущенные буквы, а перед словом привести

доказательство.

4.Выборочное списывание с текста:

1)

без пропуска орфограмм,

2)

с пропуском орфограмм.

5.Нахождение и исправление специально допущенных орфографических ошибок.

6.Диктант «Проверяю себя».

7.Выборочный

диктант.

Требуется

запись

не

всего

текста,

а

только

части,

соответствующей заданию.

8.Свободный диктант допускает некоторую свободу учащихся в выборе слов при записи

диктуемого текста, изменение структуры предложения.

9.Задания «для товарища» :

1)

составление словарных диктантов (с пропуском орфограмм или без),

2)

выписывание предложений, текстов со словами на определенное орфографическое

правило (с пропуском орфограмм или без).

10.Основным видом упражнения для развития орфографической зоркости на всех этапах

обучения является письмо под диктовку с пропуском орфограмм («с дырками», «с

окошками»). Такое письмо может быть двух видов:

1)

пропуски делаются везде, где есть орфограммы, т.е. на основе объективных

критериев,

2)

пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.

Одним из вариантов письма «с дырками» является диктант «Проверяю себя». В нем

разрешается пропускать букву, в которой сомневаешься. Такой диктант позволяет перейти

к умению ставить орфографические задачи и решать их, осознавая какое правило забыто.

Вместо пропусков буквы можно использовать письмо с буквенной дробью. На местах

орфограмм пишется набор букв, которыми может быть обозначен звук(оч/е/а/рование,

послан/нн/ый и др. )

11.Предупредительный диктант. Перед записью текста или в процессе написания

учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.

12.Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после

записи предложения или текста в целом.

13.Самодиктанты, или письмо по памяти: учащийся запоминает текст, зрительно или на

слух воспринятый, и затем пишет его.

14. Проверочный, или контрольный, диктант ставит цель выяснить уровень владения

учащимся только что изученным правилом и ранее отработанным.

15.Антидиктанты. Это очень сложный вид работы, т.к. ученик должен выделить

наибольшее количество неправильных вариантов, тем выше будет его отметка.

16.Изложение как вид орфографического упражнения характеризуется четко выраженной

направленностью на развитие речи учащихся. Изложение проводится на заключительном

этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и научились

его применять.

Орфографические умения находят применение и при написании творческих работ.

17. Орфографическое проговаривание. Слово надо произнести согласно написанию, четко

выговаривая каждую букву, но не по слогам, а слитно. Орфографическое проговаривание

способствует

запоминанию

и

слов

с

непроверяемыми

и

трудно

проверяемыми

написаниями. Необходимо такие слова научить проверять по словарю.

В обучении письму непроверяемых слов применяются следующие методы и приемы:

1)

метод

языкового

анализа(фонетический,

разбор,

проговаривание,

комментирование),

2)

зрительное

запоминание(диктанты

зрительные,

списывание

с

различными

заданиями , использование таблиц, карточек, подчеркиваний, проверка по словарю)

3)

составление ассоциаций для написания слова,

4)

составление словосочетаний, введение в предложение,

5)

занимательные формы работы( словесные игры, кроссворды, ребусы, загадки) и др.

Систематическая

тренировка

в

выполнении

орфографических

действий

принесет

желаемые результаты в том случае, если эти действия совершаются детьми не

механически, а осознанно. Обеспечить такой подход помогает использование проблемных

орфографических ситуаций, специальных заданий «ловушек». Упражнение в нахождении

и исправлении специально допущенных ошибок способствует развитию самоконтроля. А

это очень важное орфографическое умение.

Исправление

ошибок

в

детских работах должно быть обучающим.

Исходя из

индивидуальных особенностей ребенка можно использовать такие способы проверки:

1)

неправильная буква зачеркнута,

2)

слово с ошибкой подчеркнуто, в нем выделена часть слова с ошибкой,

3)

подчеркнуто слово с ошибкой,

4)

на полях поставлен знак ошибки, а рядом -указание на часть слова или часть речи,

5)

подчеркнуто слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком названа

часть слова, содержащая ошибку,

6)

на полях поставлен знак ошибки.

Как работать над ошибками?

1.Найди предполагаемую ошибку(если она не обозначена).

2.Определи в какой части слова допущена ошибка, обозначь ее .

3.Если ошибка в окончании, выпиши это слово вместе с тем, от которого оно зависит;

если в другой части слова, выпиши одно это слово. Букву, которая была написана неверно

пропусти.

4.Реши, на какое правило ошибка.

5.Выполни нужное действие и вставь букву.

Такая проверка ошибок способствует возрастанию самостоятельности у учащихся,

направлена не просто на изучение правил, а на формирование комплекса осознанных

орфографических умений, на усиление внимания к необходимости грамотного письма, на

формирование орфографической зоркости- способности быстро обнаруживать в тексте

орфограммы, определять их тип, обнаруживать ошибки собственные и чужие.

Только систематическая работа приведет к результатам, к грамотному, вдумчивому

письму наших детей, а это наиважнейшая цель учителя.

Список используемой литературы.

1.

Бабайцева В.В. Тайны орфографической зоркости. // Русская словесность. – 2000 –

№1

2.

Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне//

Нач. школа. – 1997, - № 2.

3.

Белоус Е. Н. Развитие фонематического слуха как фактора орфографического

навыка // Начальная школа. – 2010. – №10

4.

Бельдина Е.В. Развитие орфографической зоркости // Начальная школа. – 2004 –

№3.

5.

Галунчикова Е.Н. Развитие орфографических навыков обучающихся. // Управление

начальной школой. – 2010. – №7 – С. 88 – 50

6.

Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения

русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. - М.:

Просвещение. 1992.

7.

Кобызев А. И. Новый вид диктанта «Проверяю себя».— М., 1962.

8.

Копытова Л.Н. Развитие умения видеть орфограммы // Нач. школа + до и после –

2004, - № 3.

9.

Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990

10. Репкин В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия //

Вопросы психологии – 1960, - № 2.

11. Тоцкий П.С. Орфография без правил. М.: Просвещение, 1991

12. Яценко Н.А. Обучение грамоте – важный этап формирования орфографической

зоркости // Нач. шк. + ДО и после – 2003, - № 11.



В раздел образования