Напоминание

"Воспитательное значение музыки"


Автор: Прозорова Светлана Константиновна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Детский сад комбинированного вида "Огонек" Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Змеиногорская средняя общеобразовательная школа №3"
Населённый пункт: Алтайский край город Змеиногорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитательное значение музыки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗМЕИНОГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

ЗМЕИНОГОРСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ОГОНЕК»

Консультация для педагогов

Тема: «Воспитательное значение музыки»

Подготовила:

Прозорова Светлана Константиновна,

музыкальный руководитель I кк

2023 г.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ

Музыкальное воспитание – это системное построение личностных

качеств

ребенка

посредством

формирования

способностей

к

мировосприятию

через

познание

звуков,

мелодий,

музыкальных

произведений.

Музыкальное развитие – это непрерывный процесс формирования

ребёнка через активное участие в музыкальной деятельности.

В первую очередь музыка помогает формированию эмоционального

отклика – от мгновенных порывов до более сложных эмоциональных

реакций;

затем

происходит

построение

более

глубокого

понимания

различных аспектов музыки, таких как дифференцировка высоты звука,

ритма, тембра, динамики и т.д. Далее процесс познания музыки ведет к

формированию устойчивых интересов, потребностей, навыков, появлению

музыкального вкуса у ребенка.

Посредством участия в исполнительской деятельности происходит

переход от пассивной деятельности к активной, так как сначала ребенок

подражает взрослому , имея малый опыт, а затем, накапливая знания и

умения, переходит к самостоятельным творческим активностям.

Музыкальное воспитание и развитие требует правильной организации

и целенаправленной работы.

Человечество с давних времён заметило уникальную способность

музыки на душу и эмоции человека. И повседневно доказывая это,

музыка идёт рядом с человеком, оказывая еще и воспитательное

влияние.

В IV веке до нашей эры Платон писал: «…Не в мусическом ли

искусстве (заключено) самое значительное воспитательное средство, так

как ритм и гармония больше всего проникают в глубину души и сильнее

всего захватывают её, доставляя благообразие и делая благообразной, если

же

воспитание

поставлено

правильно;

если же нет (получается)

противоположное».

Эту мысль развил и Аристотель «... музыка служит ещё более

высокой цели, она производит своё действие на человеческую этику и

психику».

Музыка как средство воспитания воздействует на человека с

особой силой, пробуждая в нём всё хорошее, находя отклик в глубоких

уголках его души. Именно эту способность музыки, делать людей выше,

чище, добрее относят великие мыслители к воспитательной роли

музыки.

Музыка,

по

словам

Д.Шостаковича, «поднимает

человека,

облагораживает его. Укрепляет его достоинство, веру в свои внутренние

силы, в своё большое призвание. Музыка способна также и ранить

зачерствевшее сердце, открывая человеку забытые доселе его собственные

сильные и прекрасные чувства. Но эти раны и катастрофы благотворны,

они будят человека, тревожат его беспокойством.

Любое психологически глубокое воплощение духовного мира людей

учит нас лучше разбираться в сложных, порою противоречивых чувствах,

тоньше

воспринимать

все

богатство

внутренней

жизни

человека,

воспитывает то, что называется «культурой чувств». И это тоже - важная

грань воспитательного воздействия многих великих образцов музыкального

творчества,

которые

замечательны

глубиной

и

разносторонностью

эмоциональных характеристик.

Совместное восприятие музыки рождает ощущение взаимной связи и

общности. И еще сильнее становится это ощущение, когда мы участвуем не

только в коллективном восприятии музыки, но и в ее коллективном

исполнении. Музыка издавна служит великолепным орудием воспитания

социума. Еще в глубокой древности сложилась традиция исполнения песен и

танцев в народном быту всеми участниками обряда или трудового процесса.

Совместное исполнение и переживание музыки сплачивало людей, вносило в

их среду дух единства и гармонии. Так и во все последующие эпохи вплоть

до наших дней ни одно народное торжество не обходится без музыки.

Классическую музыку, созданную великими композиторами прошлого,

мы должны широчайшим образом использовать для гармоничного развития

личности. Музыкальное наследие помогает внедрить в жизнь основные

общечеловеческие моральные нормы.

Особая роль принадлежит массово бытовой эстрадной музыке. С ней

повседневно сталкивается каждый человек, она всюду сопровождает нас,

проникает в быт миллионов людей. Особое место занимает такой жанр как

песня.

Ее исполнение и восприятие имеет важную отличительную

особенность,

ведь

композитор

предлагает

нам

разделить

чувства

и

настроения человека или же перевоплотиться в него.

Однако

воспитывают

слушателей не

только мысли и

чувства,

выраженные в музыке. Эстетическое наслаждение очистительно влияет на

души людей, даруя радость, удивление и гордость, любовь и волю к жизни.

Красота музыки напоминает нам об идеале человеческого совершенства и

воспитывает стремление к нему.



В раздел образования